Виды орм описание и основные признаки

Статья на тему: "Виды орм описание и основные признаки" с разъяснениями профессионалов. Мы постарались собрать весь тематический материал, обработать и разместить в удобном для чтения виде. На все вопросы вам ответит наш дежурный консультант.

Опрос: краткое содержание оперативно-розыскных мероприятий

Опрос – оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в общении самостоятельно или через третьих лиц с опрашиваемым лицом.

Опрос может проводиться как самим оперативным сотрудником, так и третьим лицом по его поручению, как открыто, так и негласно.

К числу опрашиваемых, как правило, относятся:

а)

лица, которые случайно могли стать свидетелями преступления и (или) которые сотрудничают с органами (таксисты, бармены, продавцы магазинов и т. д.);
б) лица из числа окружения интересуемого объекта (например, родственники, соседи по квартире, коллеги по работе);
в) лица, ранее совершавшие преступления и проживающие на исследуемом участке, и др.

Ограничений, связанных с местом проведения опроса, нет: он может проводиться как в служебном помещении, так и на улице, на месте происшествия и т. д. Опрос может осуществляться как при непосредственном общении с человеком, так и путем связи с ним по телефону, через Интернет и т. д.

Важно быть подготовленным к опросу – определить тип личности опрашиваемого, по возможности выбрать соответствующую обстановку, определить круг вопросов, которые будет уместно задать при встрече, а также тактику проведения опроса.

Поскольку опрашиваемое лицо, в отличие от его допроса, не несет ответственности за отказ от предоставления информации, оперативному сотруднику необходимо найти тот психологический «ключ» к опрашиваемому, который позволит получить нужную информацию.

Мероприятие может проводиться в форме беседы, в которой лишь вскользь затрагиваются интересующие оперативного сотрудника моменты (смещение акцента), с целью получить информацию от опрашиваемого, не подозревающего об истинной цели опроса.

При осуществлении опроса могут использоваться открыто или скрытно от опрашиваемого фиксирующая аппаратура (аудио – видеосъемка и др.). Согласие опрашиваемого на применение аппаратуры не требуется.

При проведении опроса в необходимых случаях желательно представить опрашиваемому средства, позволяющие освежить воспоминания, например образцы документов, книги с образцами татуировок. С согласия опрашиваемого можно применить гипноз.

Опрос может проводиться с применением полиграфа (детектора лжи). В процессе такого опроса контролируется проявление эмоций человека, страха, стресса, деятельность нервной системы и головного мозга, работа дыхательной системы, сердечнососудистой системы, оцениваются физиологические изменения в организме при эмоциональных нагрузках. О проведении опроса с применением полиграфа см. вопрос 16.

Результаты опроса могут быть оформлены справкой или рапортом оперативного сотрудника. При наличии к ним могут прикладываться объяснения и другие документы опрошенных. Данные документы имеют оперативное значение.

  • Опрос с применением полиграфа (общая характеристика)
  • Порядок проведения опроса с применением полиграфа

Понятие, виды оперативно-розыскных мероприятий

Оперативно-розыскные мероприятия – это проводимые при осуществлении оперативно-розыскной деятельности конкретные действия, исчерпывающий перечень которых определен Законом об оперативно-розыскной деятельности; представляют собой структурные элементы оперативно-розыскной деятельности, которые в своей совокупности и образуют собственно оперативно-розыскную деятельность.

В зависимости от своего содержания и порядка их проведения оперативно-розыскные мероприятия можно классифицировать по следующим основаниям:

    в зависимости от отношения к конституционным правамграждан:

а)

ограничивающие конституционные права (на тайну переписки, телеграфных сообщений, телефонных переговоров и неприкосновенность жилища) (например, обследование помещений, зданий, сооружений; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений);
б) не ограничивающие конституционные права (иные оперативно-розыскные мероприятия);
в зависимости от скрытности:

а)

оперативно-розыскные мероприятия, которые проводятся как гласно, так и негласно (например, опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования);
б) оперативно-розыскные мероприятия, которые проводятся негласно (например, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи);
в зависимости от использования технических средств (специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности):

а)

оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых могут использоваться указанные технические средства (напр., исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности);
б) оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых указанные технические средства не используются (иные оперативно-розыскные мероприятия);
в зависимости от принадлежности используемых оперативно-технических сил и средств:

а)

оперативно-розыскные мероприятия, проводимые органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, с использованием сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотиков (напр., контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи);
б) оперативно-розыскные мероприятия, проводимые органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, с использованием собственных сил и средств (иные оперативно-розыскные мероприятия).

ОРМ осуществляются как гласно, так и негласно.

Негласность

означает неочевидность, скрытность проводимых ОРМ от лиц, в них не участвующих, в том числе и от сотрудников ОРО, но, прежде всего — от объектов, в отношении которых они проводятся. Это позволяет нейтрализовать возможное противодействие со стороны объектов ОРМ, обеспечить безопасность участников ОРМ, их результативность, сохранить в тайне сам факт осуществления ОРМ, применяемые при этом средства и методы.

Например

, только негласными могут быть такие ОРМ, как оперативное внедрение, контролируемая поставка, снятие информации с технических каналов связи.

Под гласностью следует понимать открытость проведения ОРМ, когда их содержание, цели, участники не скрываются ни от окружающих, ни от объектов их проведения.

ОРМ могут носить и смешанный, гласно-негласный характер. Так прослушивание телефонных переговоров, проводимое по заявлений или с согласия заинтересованных лиц, является негласным только по отношению к абоненту заявителя. Особой разновидностью гласно-негласных ОРМ можно считать так называемые зашифрованные ОРМ, истинная цель которых от заинтересованных лиц скрывает под видом гласных действий иного, отвлекающего, характера и содержания.

Исходя из сущности ОРД и ее законодательного толкования:

— ОРМ организуются и проводятся специальными субъектами, которыми

— являются только должностные лица ОРО.

— участниками ОРМ могут быть также сотрудники иных подразделений, не являющихся оперативными, специалисты, иные лица, оказывающие содействие в решении задач ОРД, участвующие в подготовке или проведении ОРМ либо осуществляющие отдельные мероприятия по их поручению.

Читайте так же:  Что входит в командировочные расходы

ОРМ входят в содержание разведывательной и контрразведывательной деятельности.

— они являются средством такой деятельности, представляют способ реализации этих видов деятельности.

— ОРМ носят разведывательно-поисковый характер независимо от субъекта их осуществления. Именно ОРМ, предусмотренные Законом об ОРД, являются средствами получения информации о событиях или действиях, содержание которой позволяет оценить наличие и характер угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Республике Беларусь.

Содержательную сторону ОРМ составляют действия, образующие конкретные виды этих мероприятий – в ст. 11 Закона об ОРД дается исчерпывающий перечень.

Законодательное закрепление ОРМ, установление их исчерпывающего обеспечивает:

— соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД;

— определяет правомерность действий субъектов ОРД (должностных лиц и лиц, оказывающих им содействие);

— отличает их действия от уголовно наказуемых деяний и тем самым обеспечивает легитимность деятельности.

В соответствии с Законом об ОРД каждое из ОРМ может проводиться самостоятельно, независимо от других или в совокупности с иными ОРМ, быть как гласным или негласным, причем гласное проведение одних ОРМ не исключает негласного проведения других, и наоборот.

Цель проведения ОРМ предопределяет круг их объектов,

которыми могут быть:

— физические лица как носители информации

— лица, с согласия которых проводятся ОРМ по их проверке или защите.

Категории таких лиц обусловливают вид, форму, основания и условия проведения конкретных ОРМ.

В частности, объектами ОРМ могут быть лица:

1) подготавливающие, совершающие или совершившие противоправные деяния, скрывающиеся от органов уголовного преследования или суда, уклоняющиеся от уголовного наказания;

2) без вести пропавшие;

4) претендующие на допуск: к сведениям, составляющим государственную тайну; к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды; к участию в ОРД или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;

5) с которыми устанавливаются или поддерживаются отношения сотрудничества, привлекаемые к подготовке и проведению ОРМ;

6) осведомленные о признаках противоправных деяний; событиях, действиях, несущих угрозу безопасности; поведении и (или) местонахождении лиц, представляющих оперативный интерес.

Анализ понятия ОРМ позволяет выделить следующие характерные их черты, структурные элементы (признаки), отражающие их содержание, выражающие их сущность:

1. ОРМ являются главной составной частью ОРД;

2. Они осуществляются как гласно, так и негласно;

3. Их основными субъектами являются только должностные лица ОРО;

4. Их содержание составляют действия, направленные на добывание и реализацию юридически значимой информации;

5.Они имеют законодательно определенное целевое назначение — решение задач ОРД по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечению безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Классификация ОРМ

Существуют несколько методов классификации ОРМ.

1. В зависимости от времени (продолжительности) проведения ОРМ они могут быть разовыми (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования и т.д.) и длящимися (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров и т.д.).

2. В зависимости от формы проведения ОРМ онимогут быть гласными и негласными, осуществляться с зашифровкой их истинной цели и без нее. При гласном проведении таких ОРМ, как правило, не скрывается сам факт их осуществления.

Негласное проведение ОРМ предполагает их осуществление в тайне от других лиц, в первую очередь проверяемых, разрабатываемых, обвиняемых, их связей и т.д. Негласность таких ОРМ условна. Она может быть абсолютной и относительной.

При абсолютнойнегласности о проведении ОРМ осведомлены только оперативники, их осуществляющие, а также лица, действующие по их поручению и непосредственно выполняющие эти мероприятия (конфиденты, сотрудники подразделений специальных технических мероприятий, оперативно-поисковых подразделений).

При относительной негласности ОРМ об их проведении знают только граждане, в отношении которых они осуществляются, а их результаты, полученные в тайне от заинтересованных лиц, в дальнейшем могут быть преданы гласности.

Например

, результаты наблюдения, негласно проведенного в рамках предварительной оперативной проверки или оперативной разработки с участием граждан и применением кино- фотосъемки и видеозаписи, специальных химических, а также иных технических и других средств, могут быть использованы в уголовной процессе в качестве доказательств по уголовному делу.

Все предусмотренные в ст. 11 Закона об ОРД ОРМ по признаку гласности их проведения условно выделяют две основные группы:

а) ОРМ, которые могут проводиться как гласно, так и негласно:

— сбор образцов для сравнительного исследования,

— исследование предметов и документов,

— обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

б) проводимые только в тайне (негласно) от проверяемых, разрабатываемых и иных лиц, в отношении которых они осуществляются:

— контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

— прослушивание телефонных переговоров,

— снятие информации с технических каналов связи,

3. В зависимости от необходимости санкционирования ОРМ они могут быть

:

а) не требующие санкционирования прокурором:

— сбор образцов для сравнительного исследования

— исследование предметов и документов;

— наблюдение, кроме наблюдения с помощью стационарных технических средств визуального контроля и фиксации информации в жилых помещениях и иных законных владениях граждан;

— обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, кроме негласного обследования жилища и иных законных владений граждан.

Дата добавления: 2015-11-28 ; просмотров: 7643 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Виды ОРМ: описание и основные признаки

Оперативно-розыскная деятельность представлена отдельными мероприятиями, каждое из которых позволяет решить часть общей задачи, стоящий перед представителями государственных органов. Существуют различные виды ОРМ, имеющие собственные характерные признаки и индивидуальную направленность. Изучим интересующие нас критерии и рассмотрим классификацию оперативно-розыскных мероприятий.

ОРМ: описание и основные признаки

ОРМ или оперативно-розыскные мероприятия – некая совокупность, включающая в себя действия аналогичного характера, производимые отдельно друг от друга. Так, например, мероприятием интересующего нас вида могут считаться следующие события:

  • контроль посылок, традиционным способом отправленных по почте;
  • проведение оперативного осмотра;
  • осуществление закупки с целью проведения проверки купленного товара;
  • контрольные процедуры в сетях электросвязи.
Читайте так же:  В каких случаях можно досрочно выйти на пенсию

Сложность интересующих нас мероприятий может варьироваться. Так, например, наиболее сложной формой считаются операции оперативно-розыскного характера.

Мероприятия оперативно-розыскного характера направлены на предотвращение преступлений, и впоследствии производят такой благоприятный эффект, как снижение уровня преступности в целом

Основные признаки оперативно-розыскных мероприятий позволяют обозначить наиболее точную картину того, что же они из себя представляют. Рассмотрим признаки далее в таблице.

Таблица 1. Признаки оперативно-розыскных мероприятий

Признак Описание
Социальная значимость Рассматриваемые деяния характеризуются высокой значимости для общественности. Умысел Все искомые деяния совершаются умышленно и заранее продуманно. Законность Все действия, входящие в рамки обозначенных нами мероприятий, носят, безусловно, законный характер, и предусмотрены нормативно-правовыми актами нашей страны. Конфиденциальность Еще один уникальный признак ОРМ – конфиденциальность, актуальная:
  • как для управленческой деятельности, осуществляемой в рамках проведения рассматриваемых мероприятий;
  • так и для системы специализированных приемов сысковой деятельности.
  • Фактически, оперативно-розыскные мероприятия можно обозначить, как способы, использование которых служит последующей добыче истинной информации, отображающей ту или иную ситуацию.

    Проведение оперативно-розыскных мероприятий осуществляется согласно нормативно-правовым актам, регулирующим аналогичного рода деятельность в целом.

    Проведение оперативно-розыскных мероприятий непосредственно направлено на выявление важных для следствия сведений и приостановление деятельности преступного характера, угрожающей общественному порядку

    Совершение ряда интересующих нас деяний производится во всех случаях, оговоренных законодательством страны, в отношении граждан, которые относятся к категории:

    • проверяемых – это такие лица, о которых известно, что они готовятся к совершению преступлений, при этом, обозначенные данные все же требуют проверки;
    • разрабатываемых – это граждане, о которых государственные структуры давно копят те или иные документы и прочие материалы;
    • иных.

    Сотрудники государственных структур, осуществляющие ОРМ, должны понимать, что закон устанавливает определенные ограничения, которые нужно учитывать в рамках осуществления интересующей нас деятельности.

    1. Так, например, строго запрещается воздействовать на граждан в ходе мероприятий при помощи таких методов, как:
      • шантаж;
      • угроза и т.д.
    2. Также закон налагает запрет на совершение действий, в той или иной мере несущих угрозу:
      • жизни какого-либо гражданина;
      • здоровью лица.
    3. Нельзя также совершать деяния, угрожающие какой-либо организации, либо создавать такие условия, которые максимально затруднят ее деятельность.
    4. Запрет распространяется также на подмену процессуальных действий оперативно-розыскными.

    [1]

    Как и любая иная деятельность государственных структур, оперативно-розыскные мероприятия ограничиваются законодательными актами, то есть в их рамках можно производить только те действия, которые обозначены в нормативно-правовой документации

    Задачи, решаемые проведением ОРМ

    ОРМ – неотъемлемая часть работы государственных органов, занимающихся процессом противодействия преступности. В рамках данных мероприятий решаются следующие задачи.

    Таблица 2. Какие задачи решаются проведением оперативно-розыскных мероприятий

    Задача Описание
    Добыча первичной информации Одной из задач, преследуемых проведением рассмотренных нами мероприятий, является добывание так называемых первичных сведений, касающихся:
  • преступлений, совершенных или планируемых к совершению;
  • лиц, непосредственно принимавших участие в рассматриваемых преступлениях.
  • Видео (кликните для воспроизведения).

    Кроме того, на этом же этапе проводится и проверка данных, и лишь при условии, что они подтверждены, с ними ведется дальнейшая работа.

    Выявление и обнаружение Аналогичным образом в ходе оперативно-розыскной деятельности производится выявление людей, в той или иной степени осведомленных относительно того, в рамках каких обстоятельств совершалось рассматриваемое преступление. Также по следам, оставленным имеющими к делу отношение лицами, производится обнаружение необходимых для следствия предметов и официальных бумаг. Обеспечение доказательств Кроме того, проведение ОРМ позволяет обнаружить те или иные доказательства преступной деятельности, и обеспечить их наличие для рассмотрения инициированного дела.

    ОРМ – неотъемлемая часть работы государственных органов, занимающихся процессом противодействия преступности

    Согласно букве Федерального закона № 144-ФЗ, регулирующего оперативно-розыскную деятельность в целом, выделяют следующие виды оперативно-розыскных мероприятий.

    1. Проведение опроса граждан.
    2. Осуществление проверочной закупки.
    3. Контроль традиционных почтовых отправлений, а также сообщений телеграфного и прочего типов.
    4. Личный осмотр и обследование комнат, строений, зданий, а также территорий земли и средств передвижения.
    5. Получение из нужных источников справочной информации.
    6. Сбор образчиков для дальнейшего проведения исследования сравнительного характера.
    7. Непосредственно исследование документации и различных предметов.
    8. Длительное или скоротечное наблюдение.
    9. Прослушивание разговоров подозреваемого, осуществляющихся по телефону.
    10. Отождествление личности.
    11. Получение информации компьютерного типа.
    12. Поставка контролируемого характера.
    13. Внедрение оперативного характера.
    14. Эксперимент оперативного типа.
    15. Получение данных с технических каналов связи.

    Выдержка из ФЗ №144 Статьи 6. Оперативно-розыскные мероприятия

    Также возможно классифицировать интересующие нас мероприятия по категориям, согласно такому признаку, как наличие или отсутствие ограничений по отношению к конституционным правам граждан.

    Таблица 3. Категории ОРМ

    Номер категории Описание
    Категория №1 В первую категорию входят мероприятия, не имеющие отношение к нарушению конституционных прав граждан нашей страны, например, такие, как:
  • опрос оперативного характера;
  • получение справочной информации;
  • сбор образчиков для исследования;
  • рассмотрение каких-либо предметов и документов;
  • процесс наблюдения;
  • отождествление оперативного характера;
  • в некоторых случаях также оперативный осмотр.
  • Обратите внимание: некоторые из перечисленных ОРМ в частных случаях все же могут приводить к нарушению конституционных прав граждан нашей страны, например, в ситуации, когда за кем-либо установлено наблюдение, подразумевающее использование технологий, позволяющих производить визуальный контроль.

    Категория №2 Вторая категория представляет мероприятия, безусловно связанные с ограничением прав граждан, обозначенных в Конституции нашей страны. Так, речь идет о:
  • слуховом контроле;
  • надзоре в рамках сетей электрической связи;
  • оперативном осмотре;
  • наблюдении с использованием технических средств стационарного типа, способствующих осуществлению визуального контроля;
  • фиксации данных о происходящих в рамках жилых помещений и прочих частных владений граждан событиях;
  • контроль отправлений почтового типа.
  • Категория №3 В третью категорию входят специализированные оперативно-розыскные мероприятия, такие, как:
  • закупка проверочного характера;
  • поставка контролируемого типа;
  • внедрение оперативное;
  • эксперимент оперативного типа.
  • Без проведения оперативно-розыскных мероприятий невозможно было бы установление порядка в стране и уменьшение количества совершаемых преступлений

    Мероприятия, рассмотренные нами в статье, являются неотъемлемой и необходимой частью всей оперативно-розыскной деятельности, задачей которой, в свою очередь, является предотвращение развития преступности. В рамках обозначенных мероприятий могут производиться различные действия, описанные нами выше, часть из которых не нарушает конституционные права граждан страны, а другая все же нарушает, но имея под собой исключительно важную цель: пресечь на корню преступные намерения.

    Обязанности и права полиции имеют отношение не только к сотрудникам обозначенной структуры, но также напрямую касаются и обычных граждан, проживающих на территории нашей страны, так как упомянутые должностные лица были обязаны государством предотвращать преступления, совершаемые в обществе, и заниматься расследованием каждого случая. Поэтому, знать, на что полицейские имеют право, и какие обязательства перед народом вменило им государство, очень важно. Изучим вопрос в специальной статье.

    Социальные нормы: виды, общая характеристика.

    Социальная норма — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

    Читайте так же:  Медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения

    Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

    Социальные нормы обладают следующими общими признаками: не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени; возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей; направлены на регулирование общественных отношений; возникают в процессе исторического развития; их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.

    Основные характеристики различных социальных норм

    Виды социальных норм Их характеристика Примеры социальных норм
    Обычаи Одобренные обществом образцы массовых действий, которые рекомендуется выполнять Празднование Нового года в ночь на 1 января и др.
    Традиции Ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. д., унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они, как правило, почитаются большинством членов общества Регулярные встречи выпускников учебного заведения и др.
    Нормы морали Правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» («Золотое правило» нравственности) и др.
    Правовые нормы Формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его «Запрещается пропаганда социального, расового, национального,

    Кроме того, существуют нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные.

    Нормы отличаются друг от друга степенью обязательности исполнения:

    — императивные (лат. imperativus — повелительный); рекомендательные.

    [2]

    Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции: регулируют общий ход социализации; интегрируют личность в социальное окружение; служат образцами, эталонами соответствующего поведения; контролируют отклоняющееся поведение. Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:

    — дозволение — указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;

    — предписание — указание на требуемое действие;

    — запрет — указание на действия, которые не следует совершать.

    В развитых обществах социальные нормы становятся все более абстрактными, не регламентируют деятельность индивидов, оставляя им определенную меру свободы для саморегулирования своего поведения. Но тем самым на индивида возлагается ответственность за выполнение или невыполнение социальных норм. Они становятся критерием и инструментом оценки человека и его деятельности. Путем ориентации на социальные нормы индивид воспитывает в себе определенные личностные качества.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9440 —

    | 7324 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Нормы права

    Понятие нормы права

    Под нормой права понимается общеобязательное, формально определенное правило поведения, которое гарантируется государством, отражает уровень свободы граждан и организаций и выступает регулятором общественных отношений.

    Нормы права выступают регулятором общественных отношений, устанавливают границы дозволенного поведения субъектом права и являются мерой свободы человека в обществе.

    Нормы права имеют социальную ценность, которая заключается в стабилизации общественных отношений и предсказуемости поведения всех участников. Таким образом, норма права представляет собой санкционированное государством правило поведения, которое рассчитано на неопределенное число однотипных случаев и является обязательным для каждого в условиях предусмотренной ситуации.

    Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие нормы представляют определенный круг отношений, который является отраслью права. Внутри отраслей нормы права группируются по институтам и субинститутам. Нормативность означает общеобязательность правила для неопределенно широкого круга лиц. Формальная определенность представляет собой закрепление правовой нормы в официальном документе.

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Основные признаки и структура нормы права

    Правовые нормы характеризуются следующими признаками:

    • общий характер;
    • общеобязательность;
    • конкретность содержания;
    • формальная определенность;
    • микросистемность.

    Общий характер правовых норм говорит о том, что они рассчитаны на многократное применение, поскольку регулируют типичные отношения.

    Суть общеобязательности состоит в том, что нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

    Конкретность содержания обеспечивается простотой изложения текста нормы и широким использованием общеизвестных юридических терминов.

    Формальная определенность говорит о том, что нормы права в основном фиксируются в правовых актах государства и четко закрепляют права и обязанности.

    Микросистемность – свидетельство того, что нормы права не противоречат друг другу.

    Классическую, идеальную норму права составляют три структурных элемента (рис. 1):

    Рисунок 1. Структура нормы права

    Задай вопрос специалистам и получи
    ответ уже через 15 минут!

    Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется норма права.

    В гипотезе не только содержатся желаемые государством правила поведения субъектов права, но и описываются обстоятельства. В зависимости от этих обстоятельств гипотеза может быть простой и сложной.

    Простая гипотеза содержит одно условие, через которое реализуется юридическая норма.

    Сложная гипотеза содержит два и более условия. Разновидностью сложной гипотезы является альтернативная гипотеза, связывающая действие нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

    Диспозиция представляет собой ту часть нормы, которая формулирует правило правомерного поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения.

    Диспозиция может быть:

    Читайте так же:  Злостное уклонение от уплаты алиментов

    В простой диспозиции содержится указание на совершенное деяние без описания его признаков, поскольку они очевидны.

    Описательная диспозиция содержит признаки правомерного или неправомерного поведения.

    В отсылочной диспозиции вместо описания признаков деяния имеется ссылка на другую норму того же нормативного акта.

    Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт либо указывает на незаконность действий, отсылая, таким образом, субъекта реализации к соответствующему закону.

    Санкция – это элемент юридической нормы, указывающий неблагоприятные правовые последствия, которые возникают в результате несоблюдения требований, установленных в диспозиции правовой нормы.

    По степени определенности санкции могут быть:

    • абсолютно определенные (в них точно указан размер штрафа);
    • относительно определенные (различные варианты в пределах санкций, например, лишение свободы на срок от 3 до 10 лет);
    • альтернативные (правоприменительный орган по своему усмотрению определяет наиболее целесообразный вид ответственности: штраф, исправительные работы либо лишение свободы).

    В реальной жизни правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Структура юридической нормы является результатом отражения в норме определенного общественного отношения. И можно утверждать, что в правовой норме содержится столько структурных элементов, сколько этого требует данное общественное отношение.

    Виды правовых норм

    Многогранность отношений в обществе, часто повторяющиеся разнообразные жизненные ситуации и разумная реакция человека на всё происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы очень разнообразны. Они классифицируются по самым различным способам.

    По субъектам правотворчества нормы делятся на: исходящие от государства и непосредственно от государственного общества.

    По социальной роли в правовой системе нормы могут быть учредительными (нормы-принципы), регулятивными (нормы – правила поведения), охранительными (нормы – стражи порядка), обеспечительными (нормы – гарантии), декларативными (нормы – объявления), дефинитивными (нормы – определения), коллизионными (нормы – арбитры), оперативными (нормы – инструменты):

    • учредительные нормы служат исходным началом правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека и пределов действия государства;
    • регулятивные нормы призваны регулировать фактические отношения, которые возникают между различными субъектами, предоставляя им права и возлагая на них обязанности;
    • охранительные нормы направлены на осуществление охранительной функции права, фиксируя меры государственного принуждения;
    • обеспечительные нормы содержат предписания, которые гарантируют осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования;
    • декларативные нормы содержат в себе положения программного характера, определяя задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений и нормативные объявления;
    • дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий;
    • коллизионные нормы устраняют возникающие противоречия между правовыми предписаниями;
    • оперативные нормы служат для установления даты вступления нормативного акта в силу, а также прекращения его действия и т.д.

    По предмету правового регулирования нормы делятся на: конституционные, гражданские, уголовные, административные, трудовые и др.

    По методу правового регулирования нормы могут быть: императивные, диспозитивные, рекомендательные:

    • императивные нормы носят сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении;
    • диспозитивные нормы характеризуются автономным характером, который позволяет сторонам отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило;
    • рекомендательные нормы адресуются негосударственным предприятиям, устанавливая варианты поведения, желательного для государства.

    По сфере действия нормы делятся на: нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы:

    • нормы общего действия оказывают свое влияние на всех граждан и функционируют на всей территории государства;
    • для норм ограниченного действия устанавливаются пределы в зависимости от территорий, времени и субъектных факторов;
    • локальные нормы действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

    Также нормы права могут классифицироваться по времени (постоянные и временные) и по кругу лиц.

    Так и не нашли ответ
    на свой вопрос?

    Просто напиши с чем тебе
    нужна помощь

    Виды составов ОРМ

    В оперативно-розыскной теории в основу систематизации составов ОРМ положены следующие критерии:

    степень общественной значимости (полезности) ОРМ;

    учет особенностей содержания признаков информационного поведенческого акта;

    отношение к обязательности наступления юридически значимых по следствий определенного ОРМ.

    В ФЗ об ОРД тот или иной состав ОРМ может быть определен с помощью условий осуществления ОРМ (см. ст. 8).

    Виды составов ОРМ, выделяемые по степени значимости.

    По степени общественной значимости различают три вида состава ОРМ: 1) основной, 2) ограничительный (с более жесткими условиями проведения ОРМ относительно простого состава) и 3) льготный (со смягчающими проведение ОРМ условиями). Основной состав ОРМ содержит совокупность объективных и субъективных признаков, которые всегда имеются при совершении определенного вида ОРМ, но не предусматривает наличие дополнительных признаков (условий), повышающих или понижающих уровень общественной значимости содеянного.

    Правила основных составов ОРМ рассредоточены в тексте ФЗ об ОРД. Так как многие оперативно-розыскные нормы законодателем должным образом не сгруппированы, элементы одного и того же правила содержатся порой в ряде статей ФЗ об ОРД. Так, они указаны в ст. 1,2, ч. 1 ст. 6, ч. 8 ст. 5, ст. 7.

    Ограничительный состав ОРМ— это состав, в который наряду с признаками (условиями) основного включены дополнительные (квалифицирующие) признаки (условия), с помощью которых законодатель повышает порог требований, обязательных для осуществления конкретных ОРМ.

    Этот состав содержится в ч. 5 ст. 8, ч. 7 ст. 5, ч. 4 ст. 6 и ч. 2 ст. 13 и др. ФЗ об ОРД. Так, в обычном порядке проводится проверочная закупка предметов, веществ и продукции, находящихся в свободной реализации (п. 4 и 13 ч. 1 ст. 6). Однако та же проверочная закупка, но уже предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится только на основании постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа (ч. 5 ст. 8). Проведение этого ОРМ в данном режиме и есть проведение его в рамках ограничительного состава.

    Льготный состав ОРМ (его еще называют расширительный) — это состав, который наряду с признаками (условиями) основного содержит дополнительные признаки (условия), с помощью которых законодатель снижает порог обязательных для осуществления ОРМ требований. ОРМ проводится в льготном режиме по сравнению с обычными условиями.

    Читайте так же:  Помощь социального адвоката в москве

    В обычном порядке прослушивание телефонных переговоров допустимо с момента получения санкции судьи (ч. 2 ст. 8). Однако в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивать переговоры, ведущиеся с их телефонов, без предварительного судебного разрешения, ограничившись получением разрешения руководителя оперативно-розыскного органа (ч. 4). Проведение этого ОРМ в данном режиме и есть проведение его в рамках льготного состава.

    Виды составов ОРМ, выделяемые по содержанию признаков информационного поведенческого акта.

    С учетом этого критерия среди составов ОРМ различают простой и сложный.

    В простом составе ОРМ описаны признаки определенного поведенческого акта, части или этапы которого не образуют самостоятельных ОРМ (например, опрос или отождествление личности).

    Сложный состав ОРМ включает признаки, характеризующие два или более поведенческих акта, каждый из которых может явиться оконченным ОРМ. Так, для признания факта совершения такого ОРМ, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, достаточно провести обследование только, допустим, определенного участка местности. Виды составов ОРМ, выделяемые по отношению к обязательности наступления юридически значимых последствий. С учетом этого критерия все составы ОРМ делят на материальные, формальные и формально-материальные. В материальном составе момент окончания ОРМ всегда связан с наступлением негативного юридически значимого последствия (например, ограничение конституционного права человека). Это может быть контроль почтовых отправлений (п. 9 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД), обследование жилища (п. 8 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД) и др. В формальных составах законодатель устанавливает факт оконченности ОРМ с момента совершения указанного в ФЗ об ОРД конкретного поведенческого акта, не связывая его с обязательностью наступления негативного юридически значимого последствия, которое может быть им вызвано (например, отождествление личности окончено с момента проведения опознания, так как не влечет ограничения конституционных прав граждан).

    Отдельные составы ОРМ по предметно-практической (объективной) стороне могут быть охарактеризованы как формально-материальные, например наблюдение. Общие и факультативные признаки состава ОРМ. В зависимости от роли, которую играют признаки в конструировании конкретных составов ОРМ, различают общие (основные, обязательные) и факультативные (необязательные, дополнительные или специальные) признаки состава ОРМ.

    Общие признаки составляют систему (конструктивную основу) каждого конкретного состава ОРМ. Они присущи составам всех ОРМ. В число общих признаков относительно конкретных элементов ОРМ включены:

    по объекту — общественные отношения (интересы, блага), определенные в ФЗ об ОРД, защита которых происходит в ОРД посредством совершения ОРМ;

    по предметно-практической стороне — информационный поведенческий акт (действие, мероприятие или операция);

    по субъекту — оперативник, оперативное подразделение и некоторые другие субъекты, являющиеся обязательными участниками конкретного ОРМ (так, без санкции судьи проведение прослушивания телефонных переговоров незаконно; без опроса, проводимого оперативником, он не состоится);

    по осознанно-волевой стороне — наличие «внутренне одобренного» решения на осуществление ОРМ у непосредственного участника ОРД, его осознанно-волевая (контролируемая) направленность на осуществление выбранного ОРМ, «микроцели» определенного ОРМ и конкретные задачи ОРМ, вытекающие из общих целей и задач ОРД (ст. 1 и 2 ФЗ об ОРД).

    Факультативные признаки включены только в отдельные составы ОРМ. Этот признак в случае его включения в состав ОРМ становится для него обязательным. В число факультативных признаков составов ОРМ включены следующие. В объекте:

    лицо, источник информации; предмет ОРМ, т.е. материальные предметы внешнего мира (вещи и пр.), непосредственно воздействуя на которые субъект ОРМ получает необходимую информацию об объекте ОРМ (например, проведение такого ОРМ, как снятие информации с технических каналов связи, невозможно без соответствующего воздействия на определенную «вещь» — технический канал связи). В предметно-практической стороне:

    юридически значимые последствия. Выделяют два вида последствий: 1) допускаемое ФЗ об ОРД причинение вреда определенному лицу, например ограничение конституционного права гражданина в итоге обследования жилища (негативное последствие); 2) результат ОРД (позитивное последствие);

    непосредственная причинно-следственная связь между конкретным поведенческим актом оперативника и наступившим в связи с совершением этого акта юридически значимым последствием;

    место совершения ОРМ;

    время (сроки) проведения ОРМ;

    способ совершения ОРМ;

    средства осуществления ОРМ. В субъекте:

    лицо, оказывающее содействие, включая конфиденциальное;

    должностное положение оперативника (например, руководитель определенного уровня, который полномочен санкционировать проведение ОРМ);

    профессионализм и наличие определенных знаний, умений и навыков (например, у специалиста в определенной области знаний, привлеченный к проведению ОРМ), и др.

    В осознанно-волевой стороне — мотивы совершения ОРМ (патриотизм, активная жизненная позиция, материальная заинтересованность у агента и др.).

    Принцип подконтрольности оперативнорозыскной деятельности. Принцип адекватности (соразмерности) использования оперативнорозыскных мер.
    Запрет на проведение ОРМ и использование технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

    Каким критериям должен отвечать метод, используемый в криминалистических исследованиях?
    Методы анализа состава.
    Каковы цели, виды и объекты технико-криминалистического исследования документов?

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Проведение оперативнорозыскных мероприятий.
    Поручение органа дознания о проведении ОРМ должно быть оформлено в письменном виде. В тех случаях, когда уголовное дело находится в производстве органа дознания, наделенного полномочиями на.

    Источники


    1. Иконы из собрания Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. — М.: PeNates-ПеНаты, Московская Православная Духовная Академия, 2015. — 32 c.

    2. Маранц, Ю. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Ю.В. Маранц. — М.: Юстицинформ, 2014. — 120 c.

    3. История государства и права России; АСТ, Сова, ВКТ — Москва, 2009. — 395 c.
    4. Шубина, Е.Р. Испанско-русский юридический словарь / Е.Р. Шубина, Т.А. Алексеева. — М.: СПб: Юридический центр Пресс, 2018. — 484 c.
    5. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, №6(12), 2011. В 3 частях. Часть 1. — М.: Грамота, 2011. — 232 c.
    6. Сомов, В.П. Латинско-русский юридический словарь: моногр. / В.П. Сомов. — М.: ГИТИС, 2014. — 104 c.
    Виды орм описание и основные признаки
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here