Уровни квалификации в профессиональных стандартах

Статья на тему: "Уровни квалификации в профессиональных стандартах" с разъяснениями профессионалов. Мы постарались собрать весь тематический материал, обработать и разместить в удобном для чтения виде. На все вопросы вам ответит наш дежурный консультант.

Уровни квалификации в профессиональных стандартах

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. № 148н “Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов” (не вступил в силу)

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293), приказываю:

Утвердить прилагаемые уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.

Министр М.А. Топилин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2013 г.

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. № 148н)

I. Общие положения

1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (далее — Уровни квалификации) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.

1.2. Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

1.3. Уровни квалификации приведены в главе II и содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации».

Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.

II. Описание уровней квалификации

Обзор документа

Профессиональные стандарты разрабатываются в соответствии с методическими рекомендациями Минтруда России, макетом и уровнями квалификаций. Утверждены такие уровни.

Уровни применяются для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Они определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности сотрудника.

Каждый уровень содержит описание 4 показателей: полномочия и ответственность; характер умений; характер знаний; основные пути достижения уровня квалификации.

Установленные уровнями единые требования к квалификации могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н
«Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:

[2]

Утвердить прилагаемые уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2013 г.

Регистрационный N 28534

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н)

I. Общие положения

1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (далее — Уровни квалификации) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23.

1.2. Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

1.3. Уровни квалификации приведены в главе II и содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации».

Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.

II. Описание уровней квалификации

Показатели уровней квалификации

Основные пути достижения уровня квалификации

Полномочия и ответственность

Деятельность под руководством

Выполнение стандартных заданий (обычно физический труд)

Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний

Краткосрочное обучение или инструктаж Практический опыт

Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий

Выполнение стандартных заданий

Выбор способа действия по инструкции

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Применение специальных знаний

[1]

Основные программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2 месяцев)

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач

Планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи

Читайте так же:  Как правильно уменьшить размер алиментов

Решение типовых практических задач

Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач

Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года)

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений

Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников исходя из поставленных задач

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников

Решение различных типов практических задач

Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач

Применение специальных знаний

Самостоятельная работа с информацией

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих

Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений

Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения

Решение различных типов практических задач с элементами проектирования

Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера

Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих

Дополнительные профессиональные программы

Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели

Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений

Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации

Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных

Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации

Образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена

Дополнительные профессиональные программы

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений

Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений

Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных

Разработка новых методов, технологий

Понимание методологических основ профессиональной деятельности

Создание новых знаний прикладного характера в определенной области

Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации

Образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета

Дополнительные профессиональные программы

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций

Ответственность за результаты

деятельности крупных организаций и (или) отрасли

Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов

Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера

Видео (кликните для воспроизведения).

Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

Образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета

Дополнительные профессиональные программы Практический опыт

Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами

Значительный вклад в определенную область деятельности

Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях

Решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов

Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

Уровни квалификации в профессиональных стандартах

Минтруд России утвердил новый профессиональный стандарт «Бухгалтер». Новый документ применяется с 06.04.2019. Прежний профстандарт, утв. приказом Минтруда от 22.12.2014 № 1061н, утратил силу.

Рассмотрим основные новшества профстандарта.

Новые уровни квалификации бухгалтера

Прежний профстандарт предусматривал только два уровня квалификации бухгалтера – пятый (рядовой бухгалтер) и шестой уровень (главный бухгалтер). Новый стандарт вводит новые уровни квалификации – седьмой и восьмой. От уровня квалификации зависит перечень возможных трудовых функций, возложенных на бухгалтера.

  • уровень 5 – ведение бухгалтерского учета;
  • уровень 6 – составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций без обособленных подразделений;
  • уровень 7 – составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, имеющей обособленные подразделения;
  • уровень 8 – составление и представление консолидированной отчетности, оказание услуг по ведению бухгалтерского учета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Рассмотрим трудовые функции и требования к бухгалтерам каждого уровня квалификации, а также изменения, внесенные в ранее существующие:

Особые требования к главным бухгалтерам

Если прежний профстандарт не требовал от бухгалтера переобучения в процессе работы, то по новым правилам он должен проходить обучение по программам повышения квалификации не реже раза в 3 года.

Учиться придется не менее 120 часов (не менее 20 часов в течение года). Проходить обучение следует в соответствующих учебных заведениях и учебных центрах, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности и соответствующую аккредитацию. Наличие лицензии позволяет учебному заведению выдавать документы (дипломы, сертификаты и т.д.), подтверждающие факт прохождения обучения по повышению квалификации и профессиональной переподготовке.

Читайте так же:  Права беременных и кормящих

Это касается бухгалтеров, должности которых соответствуют шестому, седьмому и восьмому уровням квалификации.

Кроме того, главный бухгалтер некоторых организаций (ОАО, за исключением кредитных организаций), страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний ПИФ, централизованных бухгалтерий, осуществляющих бухучет в организациях госсектора и др., должен:

  • иметь высшее образование;
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухучета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, но не менее 3 лет из последних 5 календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита – не менее 5 лет из последних 7 календарных лет;
  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Такие требования дублируются в профстандарте из п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Особые требования предъявляются и к бухгалтерам, работающим на аутсорсе. Они должны иметь высшее образование и опыт работы не менее 3 лет (а в некоторых случаях – 5).

Заключение

Напомним, что профстандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Под квалификацией в данном случае подразумевается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работника.

Однако несмотря на то, что зачастую требования профстандарта являются обязательными для работодателя и работника, несоответствие работника требованиям, закрепленным в профстандарте, не является законным основанием для его увольнения.

Уровни квалификации в профессиональных стандартах

urovni_kvalifikacii_v_professionalnyh_standartah.jpg

Похожие публикации

Общие уровни квалификации в профессиональных стандартах содержатся в отдельном документе – Приказе Минтруда России № 148н от 12.04.2013. Под квалификацией сотрудника подразумеваются его профессиональные знания, умения, приобретенные трудовые навыки и опыт работы. Чем выше уровень данных характеристик, тем более производителен труд работника. Квалификация показывает, насколько сложную работу он способен выполнять. По-другому ее можно определить, как уровень (степень) профессионального мастерства

Что означает уровень квалификации в профессиональном стандарте

При определении квалификации работника учитывается:

объем его профессиональных знаний;

стаж работы по определенной специальности (опыт работы);

уровень ответственности и полномочий.

В Приказе Минтруда № 148н квалификационная градация представлена в общем виде, то есть без учета особенностей отдельных профессий. Детально уровни квалификации прописываются в отраслевых и иных профстандартах, посвященных определенным видам деятельности – медицинской, образовательной, адвокатской и т.д. При их разработке квалификационные уровни, утвержденные Минтрудом, учитываются как минимальные требования к профессиональной «годности» работников. При необходимости или по желанию работодателя они могут быть повышены или уточнены.

Для детализации требований к мастерству сотрудника нередко вводится подуровень квалификации в профессиональном стандарте. Он конкретизирует трудовые функции, которые должен уметь выполнять работник. Например, квалификационные подуровни встречаются в Профессиональном стандарте педагогов профобучения (Приказ Минтруда РФ № 608н от 08.09.2015):

подуровень 7.2 – преподавание учебных дисциплин будущим бакалаврам, магистрам, специалистам;

подуровень 7.3 – профессиональная поддержка студентов, участвующих в исследовательской или проектной деятельности;

подуровень 8.1. – разработка научно-методических материалов (учебных пособий) по соответствующим курсам.

Все они относятся к трудовым функциям 8-го уровня квалификации, которые определены как преподавание по программам бакалавриата / специалитета / магистратуры или дополнительного образования.

Основные уровни квалификации в профстандартах

Все уровни квалификации определенных профессий в рамках статьи рассмотреть невозможно. Поэтому в таблице они представлены в общем виде, исходя из содержания вышеупомянутого Приказа Минтруда № 148н:

Квалификационный уровень

Профессиональные показатели

1 уровень квалификации

Сотрудник несет индивидуальную ответственность, работает под руководством более квалифицированного персонала. Требования к образованию минимальны, иногда достаточно проведенного инструктажа. Выполняются стандартные операции.

2 уровень квалификации

Для выполнения работы необходимы специальные знания. Сотрудник также трудится под руководством и выполняет типовые операции, но способен выбрать способ действия – в пределах инструкции.

3 уровень квалификации

Выполняются стандартные задачи, но решения могут приниматься на основе наработанного опыта. Помимо него, требуются специальные знания (срок обучения – до 1-го года). Необходимо знание методик и технологий.

4 уровень квалификации

Работник должен иметь среднее профобразование по специальности. Он способен решать практические задачи и работать с информацией.

5 уровень квалификации

Уровень квалификации 5 в профессиональном стандарте присваивается специалистам среднего звена. Они могут принимать решения, самостоятельно искать нужную информацию, контролировать и оценивать деятельность подчиненных лиц. Ответственность за работу вверенного подразделения или группы работников.

6 уровень квалификации

Уровень квалификации 6 в профессиональном стандарте требует наличия высшего образования по программе бакалавриата. Сотрудник работает самостоятельно, ставит цели себе и подчиненным. Обеспечивает взаимодействие работников разных отделов. Отвечает за результаты деятельности – на уровне подразделения или компании.

7 уровень квалификации

Высшее образование – не ниже магистратуры / специалитета. Ответственность за результаты крупных отделов или предприятий, стратегическое планирование их деятельности. Разработка и внедрение новых методов работы. Участие в инновационной деятельности.

8 уровень квалификации

Умение решать исследовательские и проектные задачи, управлять производственными процессами и повышать их эффективность. Ответственность за деятельность большого предприятия или отрасли.

9 уровень квалификации

Образование – не ниже аспирантуры / ординатуры. Ответственность за результаты труда на общероссийском или международном уровне. Внесение значительного вклада в определенную сферу деятельности. Способность управлять крупными техносистемами. Генерация новых фундаментальных знаний.

Читайте так же:  Ответственность за кражу документов по статье ук рф

Сотрудников, не имеющих достаточной квалификации по профессиональному стандарту, работодатель не вправе уволить по этому основанию. Он может сделать это, только проведя аттестацию, которая выявит их несоответствие занимаемой должности.

ЗНАЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА В ДОСТИЖЕНИИ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Как отмечают М. Коулз, О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, в современном информационном пространстве с развитием технологий появляются новые возможности для обучения, которое уже не может ограничиваться формальным образованием. Именно поэтому, по их мнению, на первый план выдвигается понятие обучения (learning), осуществляемое самим человеком, которое предполагает центральное место самого человека в процессе обучения, его активность и ответственность за собственное профессиональное и личностное развитие [1] . Современные европейские концепции национальных квалификационных систем уделяют большое значение обучению в ходе трудовой деятельности, в том числе на рабочем месте.

В отечественном правовом поле самообучение и самоподготовка работника не рассматриваются как вид образования. Законом об образовании предусмотрено обучение в форме самообразования, которое осуществляется с последующим прохождением промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность [2] . Соответствующую внутреннюю работу по самообразованию работника принято соотносить с такой категорией, как практический опыт работы. В прежней национальной системе квалификаций, опирающейся на ЕТКС и ЕКС, практический опыт работника позволял (при соответствующих рекомендациях аттестационной комиссии) рассматривать вопрос о назначении работника на вышестоящую должность, даже если у него не было соответствующего образования. В соответствии с Минтруда России от 09.02.2004 № 9 [3] «лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы» (п. 8).

В отношении указанного подхода в специализированной литературе встречаются различные точки зрения. К его недостаткам принято относить вопросы компетентности аттестационной комиссии работодателя, особенно если речь идет о должностном росте квалифицированного работника. Так, В.А. Митягина, рассматривая квалификационные требования к должности переводчика, указывает на то, что положение Единого квалификационного справочника о возможности привлечения лица, не имеющего высшего образования, представляется спорным. По ее мнению, даже самая опытная, компетентная аттестационная комиссия не может осуществить полную проверку системного комплекса знаний, умений, навыков, компетенций, который формируется в течение 4—6 лет обучения в вузе [4] .

Необходимо отметить, что и разработчики профессиональных стандартов используют временные критерии для определения такой качественной категории, как «практический опыт» [10] , фактически поддерживая устоявшийся подход. Раскрывая такое квалификационное требование, как практический опыт, разработчики приводят конструкцию: «опыт работы в . должности не менее . лет». Некоторые профстандарты устанавливают требования к практическому опыту и стаж. Например, требованием к практическому опыту работы для обобщенной трудовой функции «Выполнение сложных работ при устройстве и ремонте дорожных покрытий из асфальтобетона и органических материалов на битумной основе» является «стаж работы асфальтобетонщиком 4-го разряда и дорожным рабочим 4-го разряда не менее одного года» [11] .

Обобщая вышеизложенное, мы можем отметить, что, создав с введением профессиональных стандартов категорию: «Требования к опыту практической работы» и определив ее одним из основных путей достижения каждого из квалификационных уровней, законодатель:

  • — определил такие характеристики для описания опыта практической работы, как характер (работа в определенной должности, отрасли и т.п.) и продолжительность такого опыта (стаж работы);
  • — не предусмотрел для лиц, не имеющих требуемого уровня общего и (или) профессионального образования, основных и (или) дополнительных программ профессионального образования и (или) основных программ профессионального обучения, установленных в разделе «Требования к образованию и обучению», но обладающих достаточным практическим опытом, возможности выполнять работу по соответствующей трудовой функции.

[3]

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, рассматривая вопросы развития образования в рамках задачи по созданию современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, определила необходимым создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций. Представляется, что указанная мера могла бы заполнить отмеченные выше автором пробелы.

01.01.2017 с вступлением в силу федеральных законов «О независимой оценке квалификации» и «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» создается система оценки квалификации. Как отмечается в пояснительной записке к проекту федерального закона «О независимой оценке квалификации», «понятие оценки квалификации (сертификации) в международной практике представляется как процесс и результат независимой (обычно экспертной) оценки квалификации работника, в том числе признание неформального образования и обучения, в организации, имеющей данные полномочия» [12] .

Как указывают О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, развитие систем сертификации обусловлено формированием общества, основанного на обучении в течение всей жизни, при этом Европейская практика сертификации квалификаций идет в большей степени по пути признания неформального и спонтанного обучения. «Сертификаты профессиональной квалификации не дублируют дипломы о профессиональном образовании — они предназначены для признания и подтверждения соответствия компетенций граждан требованиям профессиональных стандартов, поскольку соответствие ряду требований профессиональных стандартов может быть достигнуто после приобретения практического опыта работа, а также необходимые компетенции могут быть освоены за рамками системы формального образования» [13] .

Указанные позиции были воплощены в Федеральном законе от

03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» [17] , в соответствии с которым «независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее — независимая оценка квалификации), — процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» (п. 3 ст. 2). Оценка данного соответствия предполагает в том числе (исходя из определения квалификации работника, данного законодателем в ч. 1 ст. 195 [15] ) оценку уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Так как легального определения категории «уровень знаний» в настоящее время не существует, мы можем ориентироваться для целей независимой оценки квалификации на два раздела профессионального стандарта, которые содержат описания соответствующих требований, а именно: «требования к образованию и обучению», которые определяются для конкретной обобщенной трудовой функции, и «необходимые знания» — «необходимые умения», которые детализируются для каждой трудовой функции профессионального стандарта.

Читайте так же:  Куда нужно подавать на алименты

При этом, исходя из подп. 5 п. 7 раздела II Методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта, «требования к образованию и обучению — это требования к уровню общего и (или) профессионального образования, направленности основных и (или) дополнительных программ профессионального образования и (или) основных программ профессионального обучения». Соответственно, можно предположить, что категория «уровень знаний» применима в большей степени к свидетельствам, подтверждающим уровень образования.

При этом требования к квалификации для обобщенных трудовых функций в различных ПС указываются в соответствии с Основными путями достижения уровня квалификации [19] , в соответствии с которыми, как отмечалось нами выше, пути достижения работником уровня квалификации (за исключением первого квалификационного уровня) предполагают обязательное освоение основных образовательных программ профессионального образования или профессионального обучения.

На основании вышеизложенного можно заключить, что требования к квалификации в профстандартах определены таким образом, что оценку квалификации практически невозможно провести без учета документов об образовании и квалификации. Данный тезис косвенно подтверждается п. 4.7.1 Типовых требований к центру оценки квалификации, утв. решением Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, в соответствии с которым «центр оценки квалификации хранит в своем архиве на каждого соискателя, прошедшего процедуру оценки в том числе копию документа об образовании (обучении), копию документа о квалификационном разряде (уровне) (при наличии)» [20] .

Уровень квалификации в профессиональном стандарте

Профессиональные стандарты разрабатываются в соответствии с утверждаемыми Минтрудом уровнями квалификации работников. Что такое уровень квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов, расскажем в нашем материале.

Что такое уровень квалификации

Уровень квалификации можно определить как степень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации.

В профстандарте уровни квалификации применяются для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников.

Уровни квалификации для разработки проектов профессиональных стандартов были утверждены Приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148н.

Сколько уровней квалификации бывает

Показатели уровня квалификации и пути его достижения

Для описания уровня квалификации используются следующие основные показатели:

  • полномочия и ответственность;
  • характер умений;
  • характер знаний.

Отдельно приводятся основные пути достижения уровня квалификации.

Ниже приведем для примера описание шестого уровня квалификации в соответствии с Приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148н. Этот уровень квалификации установлен, в частности, для главного бухгалтера профстандартом.

Уровни профессиональных стандартов

Квалификационные уровни профессиональных стандартов можно разделить на девять категорий.

Начальные уровни квалификации профессиональных стандартов

Первый уровень. Предполагается осуществление деятельности под руководством, а также индивидуальная ответственность. Для первого уровня профстандарта характер умений работника заключается в выполнении стандартных заданий (зачастую это физический труд). Характер знаний на данном уровне – это применение ограниченного уровня специальных знаний или использование элементарных практических знаний. Для того чтобы достичь данного уровня квалификации, сотрудник должен пройти инструктаж или краткосрочное обучение, а также иметь практический опыт.

Второй уровень. Полномочия и ответственность сотрудника с данным уровнем квалификации подразумевает деятельность под руководством с проявлением инициативы при выполнении знакомых трудовых обязанностей. Также сотрудник должен проявить индивидуальную ответственность. Обладая данным уровнем квалификации, сотрудник должен уметь выполнять стандартные задания и трудовые функции, выбирать способ действия по инструкции, а также корректировать действия с учетом условий их выполнения. Что касается характера знаний, то на данном уровне профстандарта сотрудник должен применять специальные знания. Основные пути достижения второго уровня квалификации использование:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • программ профессионального обучения,
  • программ специальной подготовки по должностям,
  • программ переподготовки рабочих (как правило, такая программа занимает около двух месяцев),
  • практический опыт.

Третий уровень. Полномочия и ответственность сотрудника данного уровня квалификации: профессиональная деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении традиционных практических задач, планирование собственной деятельности исходя из поставленных задач, а также индивидуальная ответственность. Характер умений работника: решение практических задач, выбор метода действия на основе практического опыта и знаний, корректировка действий с учетом условий их реализации. Характер знаний работника с третьи уровнем квалификации: доскональное понимание методических и технологических основ решения типовых практических задач, а также применение специальных знаний. Основные пути достижения данного уровня квалификации: программы профессионального обучения и подготовки по профессиям и должностям рабочих, программы переподготовки персонала, а также повышения квалификации, практический опыт.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Четвертый уровень. Полномочия и ответственность сотрудника, который соответствует четвертому уровню квалификации, должны включать: деятельность под руководством с проявлением самостоятельной работы при решении практических задач, которые требуют анализа и изменений ситуаций, планирование собственной трудовой деятельности или деятельности группы сотрудников, руководствуясь поставленными задачами и практическим опытом. Характер умений работника: решение различных практических задач, выбор методы действия на основе практического опыта и знаний, осуществление итогового и текущего контроля, коррекция и оценка собственной деятельности. Характер знаний: понимание методических и научно-технических основ решения практических задач, а также использование специальных знаний и самостоятельная работа с информацией. Основные пути достижения данного уровня квалификации: учебные программы среднего профессионального образования, программы подготовки и переподготовки квалифицированных сотрудников, программы профессиональной подготовки по профессиям и должностям, практический опыт, а также повышение квалификации у рабочих и служащих.

Читайте так же:  Ввод дома в эксплуатацию

Высшие уровни квалификации

Пятый уровень. Сотрудники, которые претендуют на получение квалификации пятого уровня профессионального стандарта, должны нести такую ответственность: самостоятельна работа по решению разных видов практических задач, активное участие в решении поставленных задач в рамках конкретного подразделения, а также индивидуальная ответственность за их выполнение. Характер умений сотрудника: решение различных практических задач с элементами проектирования, выбор методов решения сложностей в постоянно меняющихся условиях рабочей деятельности, текущий и итоговой контроль, оценка и коррекция деятельности. Сотрудник должен применять профессиональные знания методического и технологического характера, искать информацию, которая необходима для решения поставленных профессиональных задач. Чтобы получить квалификацию данного уровня, необходимо пройти образовательные программы среднего образования, программы профессиональной подготовки среднего звена, программы профессиональной подготовки рабочих разных должностей. Также необходимо пройти дополнительные профессиональные программы и получить практический опыт.

Шестой уровень. Полномочия и ответственность: самостоятельная деятельность, определение задач в собственной работе и работе подчиненных, обеспечение взаимодействия сотрудников со смежными подразделениями, ответственность за результаты проведения работ на уровне подразделений или предприятия. Характер умений сотрудника: разработка, оценка внедрение и корректировка направлений профессиональной деятельности, умение технологические и методические методы решения задач. Сотрудник, который желает получить данный уровень квалификации, должен обладать такими навыками и знаниями: применять профессиональные знания, в том числе инновационные, также необходимо осуществлять самостоятельный поиск, анализ и оценку профессиональной информации. Основные пути достижения данного уровня квалификации: получение высшего образования программы бакалавриата или среднего профильного образования.

Приветствуется знание дополнительных профессиональных программ. Это позволяет сотруднику владеть навыками трудовой деятельности вне коллектива, а также управлять крупной рабочей группой подчиненных. Работник должен исполнять функции по улучшению конкретных разработок с целью усовершенствовать производственный процесс в целом.

Седьмой уровень. Полномочия и ответственность сотрудника: определение стратегий по управлению процессами и деятельности предприятия, принятие решение на уровне крупных подразделений или организаций, а также ответственность за результаты их деятельности. Данный уровень квалификации позволит сотруднику решать задачи развития в сфере профессиональной деятельности организации с применением новейших методов и технологий, а также позволит разработать новые методики. Работник должен хорошо разбираться в методических основах профессиональной деятельности, а также формировать новые знания прикладного характера. Так, подобный сотрудник должен владеть приемами стратегического планирования, а также обладать навыками управления большим количеством персонала.

Помимо этого, к таким сотрудникам предъявляются высокие требования относительно образования – они должны иметь образование специалиста или магистратуры по определенному профилю деятельности.

Восьмой уровень. Сотрудник должен определять стратегии по управлению деятельностью предприятием с применением инновационных решений. Также он должен нести ответственность за результаты деятельности подразделений и крупных отраслей. Сотрудник обязан решать задачи проектного и исследовательского характера, которые связаны с повышением эффективности рабочих процессов. Он должен создавать новые знаний межотраслевого и междисциплинарного характера, а также оценивать и отбирать ту информацию, которая необходима для развития различных областей деятельности. Сотрудник данного уровня квалификации должен иметь высшее образование категории специалиста или магистра, а также иметь научную степень (окончание аспирантуры, адъюнктуры или ординатуры). Обязателен практический опыт.

Девятый уровень. Работник данного уровня квалификации должен определять стратегии управления крупными техническими системами, а также экономическими и социальными процессами. Сотрудник должен внести вклад в определенную область деятельности, а также решать задачи исследовательского и проектного характера, создавать новые фундаментальные знания межотраслевого и междисциплинарного характера. Требования к образованию также высоки: программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, дополнительные профессиональные программы, а также наличие практического опыта.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Видео (кликните для воспроизведения).

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники


  1. Гельфер, Я. М. История и методология термодинамики и статистической физики / Я.М. Гельфер. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. — 536 c.

  2. Домашняя юридическая энциклопедия. Женщинам. — М.: Олимп, 2015. — 576 c.

  3. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 2016. — 608 c.
  4. Горбункова И. М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений; Городец — Москва, 2010. — 144 c.
  5. . Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. — Москва: Огни, 2000. — 192 c.
  6. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 128 c.
Уровни квалификации в профессиональных стандартах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here