Уполномоченный по правам ребенка в рф

Статья на тему: "Уполномоченный по правам ребенка в рф" с разъяснениями профессионалов. Мы постарались собрать весь тематический материал, обработать и разместить в удобном для чтения виде. На все вопросы вам ответит наш дежурный консультант.

Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ и в субъектах РФ: становление и развитие

На протяжении последних десятилетий в мировой практике вырабатывается дополнительный механизм, позволяющий обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав ребенка: как каждого конкретного ребенка при нарушении его прав, так и детей в целом. Таким механизмом является институт Уполномоченного по правам ребенка. По информации ЮНИСЕФ, во многих странах (а их более 40) службы Уполномоченных по правам ребенка на национальном и региональном уровнях выполняют функции независимого механизма обеспечения прав детей.

Комитет ООН по правам ребенка последовательно рекомендует государствам — участникам Конвенции о правах ребенка создавать независимые учреждения, органы, службы, призванные отстаивать права детей. Одним из таких механизмов выступает институт уполномоченного по правам ребенка.

История института Уполномоченного по правам ребенка в России началась с 1998 года, когда в рамках пилотного проекта Министерства труда и социального развития РФ при поддержке Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в пяти регионах России появились детские Уполномоченные (в Волгоградской, Калужской и Новгородской областях, городах Санкт-Петербурге и Екатеринбурге).

За минувшие годы возникло движение по развитию этого института — независимого механизма контроля, защиты и обеспечения прав детей в мире взрослых. Постепенно детские защитники занимают свое место в системе защиты прав и законных интересов детей современной России. Сейчас уже можно говорить о многообразном опыте работы института, самих Уполномоченных, осуществляющих деятельность в столь многоликом социокультурном пространстве Российской Федерации.

Так, в рамках своей деятельности, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации одной из наиболее важных, первоочередных задач для себя определил защиту прав детей. С этой целью в Аппарате Уполномоченного создано специализированное Управление по правам ребенка, опыт работы которого может быть положен в основу дальнейших организационных инициатив по продвижению института уполномоченного по правам ребенка. Работа Управления ориентирована на решение вопросов, связанных с соблюдением и защитой прав, свобод и законных интересов ребенка, на содействие совершенствованию законодательства о правах ребенка и приведению его в соответствие с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка – это должность федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации введённая Указом Президента Российской Федерации «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка». Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Первым Уполномоченным стал Алексей Иванович Головань (с 1 сентября по 26 декабря 2009 года), с 30 декабря 2009 года Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка является Павел Алексеевич Астахов. Обеспечение деятельности Уполномоченного возложено на аппарат Общественной палаты Российской Федерации.

Задачи Уполномоченного по правам ребенка:

– обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

– правовое просвещение в области защиты прав ребенка;

– запросы и получение в установленном порядке необходимых сведений, документов и материалов от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

– беспрепятственное посещение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций;

– проведение самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

– направление в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

– привлечение в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Уполномоченный имеет следующие полномочия:

– запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

– беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;

– проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

– направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

Читайте так же:  Приказ о назначении главного бухгалтера

– привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Уполномоченные по правам ребёнка в субъектах РФ

В целях наиболее полного обеспечения и реализации прав и законных интересов детей Уполномоченным по правам ребенка в Российской Федерации создан Консультативный совет по правам ребенка, объединяющий максимально широкий спектр властных, общественных и научных сил, в состав которого вошли все региональные уполномоченные по правам ребенка.

Основные задачи региональных Уполномоченных по правам ребенка, закрепленные в регламентирующих их деятельность документах:

— обеспечение гарантий и законных интересов, прав и свобод ребенка, развитие и дополнение существующих форм и средств защиты прав ребенка во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит защита прав и законных интересов ребенка;

— всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

— анализ состояния дел по соблюдению прав ребенка и подготовка предложений по совершенствованию законодательства.

Уполномоченные для выполнения стоящих перед ними задач имеют право:

— посещать государственные органы и органы местного самоуправления, учреждения, организации и предприятия независимо от форм собственности (особенно важно, что Уполномоченные обладают правом беспрепятственного посещения детских интернатных учреждений);

— проводить самостоятельно или с участием государственных и муниципальных органов проверки обстоятельств, связанных с нарушением прав ребенка;

[1]

— направлять государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам предложения и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав ребенка и совершенствованию процедур, затрагивающих права ребенка;

— при выявленных нарушениях прав детей или конкретного ребенка обратиться в суд, в компетентные органы с просьбой о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностных лиц, в действиях которых усматриваются нарушения прав ребенка;

[2]

— готовить предложения о внесении изменений в действующее законодательство по вопросам, затрагивающим права ребенка;

— привлекать к совместной работе квалифицированных специалистов и создавать экспертные группы, советы по правам ребенка из числа ученых и специалистов, работающих с детьми, привлекать к сотрудничеству неправительственные организации.

В своей деятельности региональные Уполномоченные по правам ребенка тесно сотрудничают со всеми структурами и органами государственной власти, в чью компетенцию входит обеспечение прав детей, а также с общественными, в том числе правозащитными, организациями. Как правило, при Уполномоченных по правам ребенка действуют общественные приемные, где работают квалифицированные юристы.

Отличительные особенности деятельности Уполномоченного по правам ребенка.

В отличие от органов прокуратуры, к компетенции которых отнесен широкий круг вопросов, в том числе надзор за исполнением законодательства, координация деятельности правоохранительных органов и многое другое, деятельность Уполномоченного по правам ребенка сосредоточена исключительно на защите прав и законных интересов одной группы населения — детей. Как показывает практика, процедура обращения в органы прокуратуры не позволяет ребенку это осуществить, тогда как в основе работы Уполномоченного по правам ребенка лежит максимальная доступность для каждого ребенка — такая, чтобы в случае необходимости он мог самостоятельно обратиться к Уполномоченному за помощью. В силу этого Уполномоченный может более глубоко и эффективно заниматься вопросами защиты прав детей в пределах своей компетенции, прежде всего своевременным выявлением факта нарушения прав детей, оперативным реагированием и квалифицированной помощью.

Если органы опеки и попечительства занимаются вопросами защиты прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вопросами соблюдения прав детей в семье или в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, то есть преимущественно неблагоприятными для ребенка последствиями внутрисемейных отношений, то в поле деятельности Уполномоченного по правам ребенка находится защита прав и законных интересов ребенка во взаимоотношениях со всеми социальными институтами и организациями.

Круг вопросов защиты прав несовершеннолетних, отнесенный к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних, не охватывает всего спектра прав детей, а ограничивается профилактикой безнадзорности и беспризорности и другими производными от этого вопросами, то есть по сути комиссии занимаются неблагополучными детьми. Спектр проблем положения детей, которыми занимается Уполномоченный, шире, чем у комиссии, и, кроме того, он занимается ими лично и на постоянной основе, в том числе и с помощью своего аппарата. По следующим причинам Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не может столь же эффективно, как это делает Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, осуществлять функции защиты прав ребенка. Учитывая, что ребенок в силу возраста не способен самостоятельно использовать правовые средства защиты, а также масштабы территории России и то, что нарушение прав детей происходит непосредственно по месту их жительства (пребывания), возможности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации для оперативного реагирования на нарушения прав детей крайне малы.

Принципиальным отличием деятельности Уполномоченного от всех остальных субъектов защиты прав детей является то, что каждый из них с первых дней своей деятельности активно осуществляет правовое просвещение, прежде всего самих детей, налаживает линии связи с детьми, посещает детские учреждения, разъясняя детям в доступной форме их права и обязанности, возможности их защиты, каким образом и куда они могут обратиться за помощью в конкретных обстоятельствах. Уполномоченный, что очень важно, организует процедуры, обеспечивающие доступность и простоту обращения к нему ребенка. Так, Уполномоченный по правам ребенка Волгоградской области обеспечила воспитанников интернатных учреждений для детей-сирот конвертами с почтовым адресом Уполномоченного, для того, чтобы они могли обратиться к нему в случае необходимости по почте.

Читайте так же:  С 1 июля запретят бсо — кому грозит запрет и как он выглядит

Уполномоченный ведет личный прием граждан, в том числе с выездом на место (в районы, учреждения и пр.). Важное отличие Уполномоченного по правам ребенка от многих других государственных органов, включая Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, состоит в том, что дети могут лично без посредничества взрослых обратиться к региональному Уполномоченному, и это право обеспечивается практически. Во всех субъектах Российской Федерации, где введены должности Уполномоченного по правам ребенка, востребованность этого института подтверждается значительным объемом обращений граждан о защите прав несовершеннолетних.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10150 —

| 7560 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Уполномоченный по правам ребенка в РФ

Права детей защищены как отечественным, так и международным законодательством. Кроме основных органов, ответственных за данные процессы, существует специальная должность омбудсмена, который является уполномоченным лицом. У него имеется ряд задач широкого профиля. Его деятельность связана с различными обязанностями в отношении соблюдения всех законодательных норм, которые связаны с несовершеннолетними. Вся деятельность строго регламентирована и имеет ряд особенностей.

Права ребенка в РФ

Уполномоченное лицо вправе защищать весь набор гарантий, которые регламентированы законодательством в отношении граждан младше 18 лет. С момента рождения в РФ каждый человек получает определенный набор гарантий и обязательств. Несовершеннолетние, то есть лица до 18 лет, имеют расширенный набор гарантий, так как считаются уязвимой социальной группой, которая нуждается в усиленной защите. Законодательством прописано несколько основных возможностей, которые им выдаются при рождении сверх обычных гарантий остальным гражданам. Основными законодательными актами являются Конституция РФ, а также специальная Декларация. Дополнительно разработаны федеральные нормативные акты, которые позволяют обеспечить таких граждан необходимой защитой.

Основной список прав:

  • наличие семьи. Воспитание производится в собственной семье, за исключением случаев противоречия интересам несовершеннолетнего и ущемлению его прав;
  • возможность общения с родственниками, если этот момент не ограничен или не исключен судебным решением. В остальных случаях препятствие общению считается нарушением прав и свобод;
  • право на жизнь, а также защиту здоровья и различных гарантий;
  • возможность участвовать в своей жизни и иметь собственное мнение. Так как ребенок является личностью, то его мнение должно быть учтено. Например, при возрасте 10 лет он имеет право участвовать в принятии решения по деятельности органов опеки, в частности при лишении или ограничении прав родителей;
  • наличие фамилии, имени и отчества.

Все указанные права и гарантии закрепляются в семейном законодательстве. Также несовершеннолетний, как и любой другой человек, имеет право на имущественные права. Отдельным видом прав считается возможность получить помощь в образовании, лечении.

Уполномоченный по правам ребенка: назначение и задачи

Деятельность омбудсмена полностью соответствует российскому и международному законодательству в сфере защиты малолетних граждан. Главным назначением этой должности является контроль за соблюдением всех положений и нормативно-правовых актов. Дополнительно у уполномоченного лица есть специальный список задач, который должен выполняться.

Все особенности работы таких лиц прописаны в ФЗ N 501-ФЗ, который регламентирует все возможности должности.

Права и полномочия

Уполномоченное лицо имеет большой набор функций. Среди них:

  • контроль за исполнением и полноценным соблюдением любых нормативных актов и законов, которые касаются несовершеннолетних. В данном случае не имеет значение происхождение акта, который может являться отечественным или принятым на международном уровне;
  • содействие восстановительному процессу при нарушении прав;
  • контроль за деятельностью местных органов, работающих в сфере устранения нарушений. Дополнительно им могут выдаваться рекомендации;
  • обобщение и анализ практики с привлечением специалистов или учреждений;
  • оказание помощи родителям, чей отпрыск оказался в сложной ситуации;
  • обеспечение взаимодействия различных инстанций;
  • просвещение родителей и их детей об их правовых возможностях, а также о комплексе обязательств по защите прав;
  • обеспечение охраны лиц младше 18 лет от различных правонарушений в их сторону, в том числе любых насильственных форм обращения.

У уполномоченного при Президенте есть ряд задач, имеющих высокий приоритет. Список:

  • контроль за исполнением положений и норм различных законодательных актов, включая Конституцию;
  • рекомендация региональным органам по устранению угроз и ущемлений в отношении прав несовершеннолетних;
  • обобщаются сведения, в том числе полученные из практики;
  • разработка и исследование возможных противодейственных механизмов, которые позволят снизить риск ущемления прав ребенка.
Читайте так же:  Можно ли оформить и вступить в наследство в другом городе

Возможные действия с учетом прав должностного лица:

  • запрос полноценной информации у любого компетентного органа федерального или регионального уровня;
  • посещение организаций и предприятий, которые имеют различные связи с несовершеннолетними, например, занимаются обучением или имеют наемных работников младше 18 лет;
  • требование отчетности от остальных должностных лиц с наличием полного объяснения по различным фактам и делам.

Важным моментом является невозможность воспрещения доступа к необходимой информации уполномоченному лицу даже при наличии ЧС в регионе или определенной местности.

Стоит учесть, что уполномоченный не замещает другие органы, а помогает наладить их работу. Например, с помощью обращения к омбудсмену можно решить проблему с привлечением других органов, в частности прокуратуры или суда.

Необходимые качества детского омбудсмена

Омбудсмен должен иметь определенный перечень качеств, которые необходимы при его деятельности. Список:

  • гражданство РФ;
  • 30 лет — минимальный возраст;
  • высшее образование юридического типа. Дополнительно есть требования по обязательному знанию семейного законодательства, а также всех международных норм;
  • наличие педагогического опыта работы более 5 лет. Это позволяет понимать сферу и более грамотно подходить к своей работе;
  • наличие беспорочного прошлого. Получается, что любой безнравственный поступок является основанием для отказа в должности;
  • желательная беспартийность, так как деятельность должна быть сосредоточена в обеспечении прав ребенка, а не интересов определенной группы лиц;
  • отсутствие других должностей, включая те, что имеются в представительстве органов или регионов;
  • все дополнительные требования соответствующие стандартным для гражданского служащего.
Видео (кликните для воспроизведения).

При несоблюдении данных правил занять должность невозможно. При уже нахождении на должности последует досрочное освобождение, которое также возможно при прописанных случаях:

  • не исполняются обязанности в полной мере;
  • судебные тяжбы вследствие недостойных дел;
  • самостоятельный отказ от должности;
  • недееспособность или невозможность выполнять обязательства в течение периода более 4 месяцев;
  • получение гражданства другой страны или утрата гражданства РФ;
  • смерть или признание пропавшим без вести;
  • совершенный аморальный поступок.

Требуется учесть, что омбудсмен является публичным лицом, которое должно иметь безупречную репутацию.

В каких случаях можно обратиться в Институт уполномоченного

Обращение в Институт уполномоченного производится при различных проблемах и нарушениях. Наиболее частые случаи:
  • бездействие или неправомерные действия лиц и органов федерального, регионального значения. Например, игнорирование необходимости предоставления жилья лицам, которые являются сиротами;
  • необходимость оспаривания судебных решений. С такой просьбой могут обращаться любые законные представители;
  • оспаривание решения суда при уголовном или гражданском деле;
  • дальнейшее обжалование судебных постановлений после подачи апелляции.

Обращение может осуществлять не только родитель, но и другие лица, например, опекуны инвалидов.

Получается, что любое нарушение установленных гарантий дает возможность обращаться к омбудсмену и другим уполномоченным лицам.

Способы написания жалобы или обращение детскому омбудсмену в России

Жалоба детскому омбудсмену должна правильно оформляться и передаваться установленным способом. Варианты подачи жалобы:

  • почтой с использованием заказного письма с уведомлением о получении;
  • электронный. Для этого используется официальный сайт, где заполняется представленная анкетная форма и заполняются все контактные данные;

Как назначается уполномоченный по правам ребенка?

Есть два типа уполномоченных лиц. Первые имеют федеральный характер, то есть их деятельность регламентируется возможностью предоставлять интересы малолетних в любом регионе. Такие лица назначаются прямым указом Президента Российской Федерации.

Региональные омбудсмены могут назначаться региональными органами власти. Снятие с должности производится тем лицом, которое осуществляло назначение.

Отчет о работе

Отчет о работе производится в полной форме с информированием общественности и всех заинтересованных органов.

Вся деятельность является подотчетной, что означает ее документальное оформление.

Отчеты могут быть месячными или годовыми. В последнем случае оформляется полноценный доклад с включенной в него статистикой и всеми показателями, относящимися к несовершеннолетним и их правам.

Вся отчетность используется для предоставления обществу с привлечением внимания к проблемам, связанным с детством и правами несовершеннолетних.

Деятельность уполномоченных по правам ребенка в регионах РФ

Кроме федеральных должностей с 1998 года были введены региональные, которые в 2011 году получили парламентские полномочия. Деятельность регионального детского омбудсмена включает в себя:

  • сохранение интересов и прав лиц младше 18 лет, а также создание комплексов мер, которые помогают в этой деятельности с привлечением компетентных органов;
  • анализ деятельности и проблем;
  • восстановление прав, а также обращения в судебные или другие органы для производственных процессов в отношении виновного лица;
  • разработка новых правовых положений регионального уровня, которые могут помочь детям сохранить их права в неприкосновенности и не допустить их нарушения.

Получается, что деятельность региональных должностных лиц мало отличается от федеральных уполномоченных. Единственным моментом считается меньшее влияние на различные органы, в частности федерального значения и работа в конкретном регионе.

Уполномоченные лица обязаны следить за сохранностью всех прав и интересов ребенка на федеральном и региональном уровне. Их деятельность прописана в законодательстве и связана с большим количеством полномочий, необходимых для полноценной защиты детей на любом уровне. Выполнение обязательств перед несовершеннолетними и обществом должно осуществляться в полном объеме, так как в противоположном случае произойдет снятие с должности.

Читайте так же:  Что такое франшиза в страховании каско

Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам ребенка в России

Полномочия Уполномоченного по правам ребенка а Российской Федерации

Должность Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка была учреждена Указом Главы государства от 9 сентября 2009 года в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в стране.

Согласно вышеназванному Указу Президента России, Уполномоченный по правам ребенка назначается на должность и освобождается от нее Президентом Российской Федерации. Для выполнения своих правозащитных обязанностей омбудсмен наделен широкими полномочиями. В частности, он имеет право:

· запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

· беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;

· проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

· направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

· привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основеОб Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. №986.

Все эти нормы, по сути дела, взяты из Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Федеральный Уполномоченный по правам человека наделен законом также правом «поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы». Кроме того, ему разрешено «знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решениями (приговорами) которые вступили в законную силу, а также прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел».

Таких прав нет у Уполномоченного при Президенте по правам ребенка. Но, Указ, который регламентировал деятельность детскогоомбудсмана, в самом конце содержал еще один пункт: «Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации учредить должность уполномоченного по правам ребенка».

Уполномоченный информирует государственные органы и общественность о своей деятельности, о положении дел в сфере соблюдения прав и свобод ребенка в стране, взаимодействует с федеральными и региональными органами государственной власти, с уполномоченными и комиссиями по правам ребенка в субъектах РФ, неправительственными правозащитными организациями, средствами массовой информации.

Подготовка ежегодных докладов о деятельности, а также специальных докладов, доведение их до сведения должностных лиц и широкой общественности дает возможность Уполномоченному изложить свое видение ситуации с обеспечением прав ребенка как в целом по стране, так и в отдельных сферах жизни общества, является мощным рычагом воздействия на общественное мнение Османов Т.С. Имеет ли право обратиться в суд надзорной инстанции Уполномоченный по правам человека // Юрист. 2009. №6.- С.21..

Основная масса дел, связанных с восстановлением нарушенных прав ребенка, рассматривается на основе поступающих по почте письменных заявлений обращений и жалоб граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.

Уполномоченный оказывает консультационную помощь гражданам, желающим реализовать свое конституционное право обратиться в международные органы по правам человека (Европейский Суд, Комитет ООН по правам человека и другие).

Одним из главных способов реализации Уполномоченным своих контрольных функций является процесс рассмотрения жалоб граждан РФ, а также обращений иностранных граждан и лиц без гражданства.

Подобное правило существует в Новой Зеландии, Польше, Швеции и других странах.

Законодатель устанавливает некоторые изъятия из сферы компетенции Уполномоченного, в соответствии с которыми Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также законодательных (представительных) органов субъектов РФ.

Ребенок может обращаться со своей жалобой, как к уполномоченному субъекта, так и к Уполномоченному на федеральном уровне. Если ребенок в начале обратился со своей жалобой к Уполномоченному по правам ребенка в субъекте РФ — это не является причиной для отказа в принятии жалобы по аналогичной проблеме Уполномоченным по правам ребенка в РФ.

Компетенция Уполномоченного распространяется на жалобы граждан, находящихся в местах принудительного содержания, например, в тюрьмах, камерах предварительного заключения, колониях и т.п. Администрация мест принудительного содержания обязана отправлять Уполномоченному обращения к нему лиц, содержащихся в этих местах в четко определенный период времени, который равен 24 часам с момента поступления в администрацию обращения. Администрация не имеет право вскрывать эти письма, либо иным образом подвергать их просмотру.

[3]

Уполномоченный наделен свободным усмотрением при решении вопроса, начинать производство по жалобе или нет. Российское законодательство предоставляет Уполномоченному четыре возможности.

Читайте так же:  Понятие брака по семейному праву

Во-первых, он может принять жалобу к своему рассмотрению, если ранее заявитель обжаловал решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих в судебном либо административном порядке, но остался недоволен решением, принятым по его жалобе. Кроме того, Уполномоченный принимает жалобу, если она подана ему не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Во-вторых, Уполномоченный имеет право не принимать жалобу, сославшись на ст. 16 Закона, а разъяснить заявителю, куда ему следует обратиться в первую очередь для защиты своих прав и свобод.

В-третьих, Уполномоченный в случае необходимости имеет право сам передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу.

В-четвертых, Уполномоченный имеет право отказать в принятии к своему рассмотрению жалобы.

Уполномоченный обязан в течение десяти дней уведомить заявителя о своем решении. Если Уполномоченный принимает жалобу к своему рассмотрению, то он обязан также проинформировать об этом соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются.

Уполномоченный наделен широкими полномочиями при проведении проверочных действий. В соответствии с Законом он имеет право посещать любые органы государственной власти, органы системы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения. Никто не должен препятствовать Уполномоченному в осуществлении его праваХаманева Н.Ю. Постатейный комментаpий к Федеральному конституционному закону Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. — Система ГАРАНТ, 2009..

Уполномоченный может проводить проверочные действия как самостоятельно, так и совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами, государственными служащими. Он наделен правом поручать компетентным государственным учреждениям в случае необходимости проведение экспертизы и на основе ее результатов подготовку заключений по тем вопросам, которые необходимо выяснить в ходе работы с жалобой.

С учетом широкой компетенции Уполномоченного к его правам относится также ознакомление с уголовными, гражданскими делами, делами об административных правонарушения, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу. Кроме того, он может знакомиться с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

При осуществлении своих полномочий, Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема всеми руководителями и другими должностными лицами всех структур, которые расположены на территории РФ.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

u0412 2003 u0433u043eu0434u0443 u043eu043au043eu043du0447u0438u043bu0430 u041fu0435u043du0437u0435u043du0441u043au0438u0439 u0433u043eu0441u0443u0434u0430u0440u0441u0442u0432u0435u043du043du044bu0439 u043fu0435u0434u0430u0433u043eu0433u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439 u0443u043du0438u0432u0435u0440u0441u0438u0442u0435u0442 u043fu043e u0441u043fu0435u0446u0438u0430u043bu044cu043du043eu0441u0442u0438 «u041fu0435u0434u0430u0433u043eu0433-u043fu0441u0438u0445u043eu043bu043eu0433».

u0412 u0441u0444u0435u0440u0435 u0441u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du044bu0445 u043fu0440u043eu0435u043au0442u043eu0432 u0438 u0431u043bu0430u0433u043eu0442u0432u043eu0440u0438u0442u0435u043bu044cu043du043eu0441u0442u0438 u043du0430u0447u0438u043du0430u043bu0430 u0440u0430u0431u043eu0442u0430u0442u044c u0432 u043au0430u0447u0435u0441u0442u0432u0435 u0432u043eu043bu043eu043du0442u0435u0440u0430 u0432 u043fu0435u043du0437u0435u043du0441u043au043eu0439 u0434u0435u0442u0441u043au043eu0439 u043eu0431u043bu0430u0441u0442u043du043eu0439 u0431u043eu043bu044cu043du0438u0446u0435, u0432 u0434u043eu043cu0435 u043cu0430u043bu044eu0442u043au0438.

u0412 2015 u0433u043eu0434u0443 u0410u043du043du0430 u041au0443u0437u043du0435u0446u043eu0432u0430 u0441u0442u0430u043bu0430 u0438u0441u043fu043eu043bu043du0438u0442u0435u043bu044cu043du044bu043c u0434u0438u0440u0435u043au0442u043eu0440u043eu043c u0432u0441u0435u0440u043eu0441u0441u0438u0439u0441u043au043eu0439 u0410u0441u0441u043eu0446u0438u0430u0446u0438u0438 u043eu0440u0433u0430u043du0438u0437u0430u0446u0438u0439 u043fu043e u0437u0430u0449u0438u0442u0435 u0441u0435u043cu044cu0438. u0410u0441u0441u043eu0446u0438u0430u0446u0438u044f u043au043eu043eu0440u0434u0438u043du0438u0440u0443u0435u0442 u0443u0441u0438u043bu0438u044f u041du041au041e u0434u043bu044f u043fu0440u043eu0434u0432u0438u0436u0435u043du0438u044f u043du0430u0438u0431u043eu043bu0435u0435 u044du0444u0444u0435u043au0442u0438u0432u043du044bu0445 u0441u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du044bu0445 u043fu0440u043eu0433u0440u0430u043cu043c u0432 u0438u043du0442u0435u0440u0435u0441u0430u0445 u0441u0435u043cu044cu0438.

9 u0441u0435u043du0442u044fu0431u0440u044f 2016 u0433u043eu0434u0430 u043du0430u0437u043du0430u0447u0435u043du0430 u0423u043fu043eu043bu043du043eu043cu043eu0447u0435u043du043du044bu043c u043fu0440u0438 u041fu0440u0435u0437u0438u0434u0435u043du0442u0435 u0420u0424 u043fu043e u043fu0440u0430u0432u0430u043c u0440u0435u0431u0435u043du043au0430, u0430 u0442u0430u043au0436u0435 u0432u043au043bu044eu0447u0435u043du0430 u0432 u0441u043eu0441u0442u0430u0432 u0440u0430u0431u043eu0447u0435u0439 u0433u0440u0443u043fu043fu044b u043fu0440u0438 u041fu0440u0435u0437u0438u0434u0435u043du0442u0435 u0420u0424 u043fu043e u0432u044bu0440u0430u0431u043eu0442u043au0435 u043fu0440u0435u0434u043bu043eu0436u0435u043du0438u0439 u043e u0434u043eu043fu043eu043bu043du0438u0442u0435u043bu044cu043du043eu043c u0440u0435u0433u0443u043bu0438u0440u043eu0432u0430u043du0438u0438 u0434u0435u044fu0442u0435u043bu044cu043du043eu0441u0442u0438 u0441u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du043e u043eu0440u0438u0435u043du0442u0438u0440u043eu0432u0430u043du043du044bu0445 u041du041au041e.

u041du0430u0433u0440u0430u0434u044b u0437u0430 u0434u0435u043bu0430 u043cu0438u043bu043eu0441u0435u0440u0434u0438u044f: u043cu0435u0434u0430u043bu044c u0420u0443u0441u0441u043au043eu0439 u041fu0440u0430u0432u043eu0441u043bu0430u0432u043du043eu0439 u0426u0435u0440u043au0432u0438 «u0417u0430 u0431u043bu0430u0433u0438u0435 u0434u0435u043bu0430», u043eu0440u0434u0435u043d u043fu0440u0435u043fu043eu0434u043eu0431u043du043eu0433u043e u0421u0435u0440u0433u0438u044f u0420u0430u0434u043eu043du0435u0436u0441u043au043eu0433u043e.

u0412 2003 u0433u043eu0434u0443 u043eu043au043eu043du0447u0438u043bu0430 u041fu0435u043du0437u0435u043du0441u043au0438u0439 u0433u043eu0441u0443u0434u0430u0440u0441u0442u0432u0435u043du043du044bu0439 u043fu0435u0434u0430u0433u043eu0433u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439 u0443u043du0438u0432u0435u0440u0441u0438u0442u0435u0442 u043fu043e u0441u043fu0435u0446u0438u0430u043bu044cu043du043eu0441u0442u0438 «u041fu0435u0434u0430u0433u043eu0433-u043fu0441u0438u0445u043eu043bu043eu0433».

u0412 u0441u0444u0435u0440u0435 u0441u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du044bu0445 u043fu0440u043eu0435u043au0442u043eu0432 u0438 u0431u043bu0430u0433u043eu0442u0432u043eu0440u0438u0442u0435u043bu044cu043du043eu0441u0442u0438 u043du0430u0447u0438u043du0430u043bu0430 u0440u0430u0431u043eu0442u0430u0442u044c u0432 u043au0430u0447u0435u0441u0442u0432u0435 u0432u043eu043bu043eu043du0442u0435u0440u0430 u0432 u043fu0435u043du0437u0435u043du0441u043au043eu0439 u0434u0435u0442u0441u043au043eu0439 u043eu0431u043bu0430u0441u0442u043du043eu0439 u0431u043eu043bu044cu043du0438u0446u0435, u0432 u0434u043eu043cu0435 u043cu0430u043bu044eu0442u043au0438.

u0412 2015 u0433u043eu0434u0443 u0410u043du043du0430 u041au0443u0437u043du0435u0446u043eu0432u0430 u0441u0442u0430u043bu0430 u0438u0441u043fu043eu043bu043du0438u0442u0435u043bu044cu043du044bu043c u0434u0438u0440u0435u043au0442u043eu0440u043eu043c u0432u0441u0435u0440u043eu0441u0441u0438u0439u0441u043au043eu0439 u0410u0441u0441u043eu0446u0438u0430u0446u0438u0438 u043eu0440u0433u0430u043du0438u0437u0430u0446u0438u0439 u043fu043e u0437u0430u0449u0438u0442u0435 u0441u0435u043cu044cu0438. u0410u0441u0441u043eu0446u0438u0430u0446u0438u044f u043au043eu043eu0440u0434u0438u043du0438u0440u0443u0435u0442 u0443u0441u0438u043bu0438u044f u041du041au041e u0434u043bu044f u043fu0440u043eu0434u0432u0438u0436u0435u043du0438u044f u043du0430u0438u0431u043eu043bu0435u0435 u044du0444u0444u0435u043au0442u0438u0432u043du044bu0445 u0441u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du044bu0445 u043fu0440u043eu0433u0440u0430u043cu043c u0432 u0438u043du0442u0435u0440u0435u0441u0430u0445 u0441u0435u043cu044cu0438.

9 u0441u0435u043du0442u044fu0431u0440u044f 2016 u0433u043eu0434u0430 u043du0430u0437u043du0430u0447u0435u043du0430 u0423u043fu043eu043bu043du043eu043cu043eu0447u0435u043du043du044bu043c u043fu0440u0438 u041fu0440u0435u0437u0438u0434u0435u043du0442u0435 u0420u0424 u043fu043e u043fu0440u0430u0432u0430u043c u0440u0435u0431u0435u043du043au0430, u0430 u0442u0430u043au0436u0435 u0432u043au043bu044eu0447u0435u043du0430 u0432 u0441u043eu0441u0442u0430u0432 u0440u0430u0431u043eu0447u0435u0439 u0433u0440u0443u043fu043fu044b u043fu0440u0438 u041fu0440u0435u0437u0438u0434u0435u043du0442u0435 u0420u0424 u043fu043e u0432u044bu0440u0430u0431u043eu0442u043au0435 u043fu0440u0435u0434u043bu043eu0436u0435u043du0438u0439 u043e u0434u043eu043fu043eu043bu043du0438u0442u0435u043bu044cu043du043eu043c u0440u0435u0433u0443u043bu0438u0440u043eu0432u0430u043du0438u0438 u0434u0435u044fu0442u0435u043bu044cu043du043eu0441u0442u0438 u0441u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du043e u043eu0440u0438u0435u043du0442u0438u0440u043eu0432u0430u043du043du044bu0445 u041du041au041e.

Видео (кликните для воспроизведения).

u041du0430u0433u0440u0430u0434u044b u0437u0430 u0434u0435u043bu0430 u043cu0438u043bu043eu0441u0435u0440u0434u0438u044f: u043cu0435u0434u0430u043bu044c u0420u0443u0441u0441u043au043eu0439 u041fu0440u0430u0432u043eu0441u043bu0430u0432u043du043eu0439 u0426u0435u0440u043au0432u0438 «u0417u0430 u0431u043bu0430u0433u0438u0435 u0434u0435u043bu0430», u043eu0440u0434u0435u043d u043fu0440u0435u043fu043eu0434u043eu0431u043du043eu0433u043e u0421u0435u0440u0433u0438u044f u0420u0430u0434u043eu043du0435u0436u0441u043au043eu0433u043e.

Источники


  1. Скрынник, А. М. Правоведение / А.М. Скрынник. — М.: Мини Тайп, 2013. — 352 c.

  2. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах. Том 3 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 696 c.

  3. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2015. — 154 c.
  4. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 512 c.
  5. Кони, А.Ф. Избранные произведения; Юридическая литература, 2012. — 495 c.
  6. Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права; Остожье; Издание 255-е, 2013. — 576 c.
Уполномоченный по правам ребенка в рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here