Участники образовательных отношений кто это, какими правами наделены

Статья на тему: "Участники образовательных отношений кто это, какими правами наделены" с разъяснениями профессионалов. Мы постарались собрать весь тематический материал, обработать и разместить в удобном для чтения виде. На все вопросы вам ответит наш дежурный консультант.

Правовое положение участников образовательного процесса

Правовое положение участников образовательного процесса

Вложение Размер
pravovoe_polozhenie_uchastnikov_obrazovatelnogo_protsessa.ppt 855.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

План: 1. Участники образовательного процесса: понятие, виды, основы правового статуса 2. Права и обязанности обучающихся (воспитанников) 3. Правовое положение педагогических работников

Участники образовательного процесса: понятие, виды, основы правового статуса. Участниками образовательного процесса являются физические лица, наделенные взаимными правами и обязанностями по реализации целей и задач образования. Участники образовательного процесса обозначены в Законе «Об образовании» (гл.5) и Типовом положении образовательного учреждения.

Участники образовательного процесса Участники образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Участники образовательного процесса в общеобразовательном учреждении

Участники образовательного процесса в учреждении профессионального образования

Участниками образовательного процесса так же могут быть: медицинские, инженерно-педагогические работники и др. Роль их участия зависит от специфики и направленности образовательного учреждения.

Правосубъектность представляет собой свойство, качество субъекта права, способность быть субъектом правоотношений, носите­лем прав и обязанностей. Она включает правоспособность и дееспособность. Правоспособност ь — это способность лица иметь предусмотренные законом права и обязанности. Дееспособность — это способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и нести обязанности.

Права и обязанности обучающихся (воспитанников) Образовательный процесс — это система отношений, направленных на реализацию обучающимся своего конституционного права на образование. Обучающийся является главным участником образовательного процесса.

Права и обязанности обучающихся классифицируют ( в зависимости от сферы их реализации ) : непосредственные образовательные права и обязанности (охватываются образовательным процессом и непосредственно связаны с получением образования) права и обязанности, которые опосредованно связаны с образовательным процессом, обеспечивают реализацию прав и обязанностей первой группы

Права и обязанности закрепляются в образовательном законодательстве и нормативных актах: В Законе «Об образовании» ст. 50 и 51 В трудовом кодексе РФ (глава 26 «Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением»; ст. 196) Федеральный закон «О воинской обязанности и воинской службе» (п.2 ст.24) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Выделяют общие и специальные права и обязанности . Общие права реализуются в отношении всех обучающихся, независимо от условий получения образования и их личных особенностей Специальные права — комплекс прав, который предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; детям- инвалидам и инвалидам с детства; детям, находящимся в трудной жиз­ненной ситуации и нуждающимся в социально-педагогической помощи; детям и подросткам с девиантным поведением и другим категориям обучающихся.

Стипендии — это денежные выплаты, назначаемые студентам, аспирантам и докторантам, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях и научных организациях. Они подразделяются на следующие виды: Стипендии Президента Российской Федерации и специальные государственные стипендии Правительства Российской Федерации; государственные (муниципальные) стипендии для аспирантов и докторантов государственные (муниципальные) академические стипендии государственные (муниципальные) социальные стипендии именные стипендии.

Правовое положение педагогических работников Работник принимается на работу по если имеет необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании. Работник не допускается к педагогической деятельности если: Есть запрет-приговор суда По медицинским показаниям Имеется судимость за определенные преступления.

Работник может быть уволен по ст. 56 Закона «Об образовании» по следующим основаниям: повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника); появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Увольнение по этим основаниям может осуществляться администрацией без согласия профсоюза.

Профессиона́льный сою́з ( профсою́з ) — добровольное общественное объединение людей, связанных общими интересами по роду их деятельности, на производстве, в сфере обслуживания, культуре и т. д. Объединения создаются с целью представительства и защиты прав работников в трудовых отношениях, а также социально-экономических интересов членов организации, с возможностью более широкого представительства наемных работников.

Общие права работника образования согласно РФ Пенсия за выслугу лет по достижению ими пенсионного возраста На предоставление работнику бесплатной жилплощади с отоплением и освещением в сельской местности и поселках городского типа На срок до 1 года дополнительного отпуска не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской деятельности Единовременное пособие по прибытию на работу в сельско-образовательное учреждение для хозяйственного обзаведения

На продолжительность рабочей недели не более 36 часов На участие в управлении в образовательном учреждении на защиту своей образовательной части и достоинства и т.д. Трудовые отношения работников системы образования регулируются трудовым законодательством. Они возникают путем заключения трудового договора (контракта). Условия трудового договора (контракта) не могут противоречить трудовому законодательству.

Молодой специалист Молодой специалист — лицо, окончившие имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающие на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения. (ТК РФ)

Основные критерии определения понятия «молодой специалист», предусмотренные в Трудовом кодексе РФ: Лицо должно окончить образовательное учреждение высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию . Лицо должно впервые поступить на работу по полученной специальности . Лицо должно трудоустроиться по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения . Дополнительные критерии могут быть предусмотрены в Отраслевых соглашениях и распространяются только на работников конкретной отрасли.

В том случае, если работодатель в нарушение требований статьи 70 Трудового кодекса РФ все же включил в трудовой договор условие об испытании, молодому специалисту следует обратиться с жалобой в суд или Федеральную службу по труду и занятости (Роструд), на которую возложено осуществление государственного надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства.

Вместе с тем следует помнить, что данное исключение не распространяется : на выпускника образовательного учреждения, не имеющего государственную аккредитацию; выпускника образовательного учреждения, поступающего на работу впервые, но не по своей специальности; выпускника образовательного учреждения, поступающего на работу по полученной специальности спустя год после окончания ВУЗа. Соответственно работодатель имеет право устанавливать в отношении данных лиц испытательный срок продолжительностью не более трех месяцев.

В случае, если по договоренности с работодателем, молодой специалист должен переехать на работу в другую местность работодатель обязан возместить расходы : по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения); расходы по обустройству на новом месте жительства. При этом конкретные размеры возмещения должны быть определены соглашением сторон.

В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда , то есть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Дополнительные гарантии молодым специалистам предоставляются в соответствии с заключенными отраслевыми соглашениями, коллективными договорами, принятыми на уровне организации локальными нормативными актами и устанавливаются с учетом финансовых возможностей работодателя .

Читайте так же:  Алименты в браке — кому положены, сколько платить и другие тонкости

Участники образовательных отношений: кто это, какими правами наделены

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 им. Г.В. Зимина» города Калуги

Права и обязанности участников образовательных отношений

В целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в системе образования, формирования правовой культуры участников образовательных отношений на должность уполномоченного по правам участников образовательных отношений назначена ученица 10 класса, куратором уполномоченного является учитель истории.

Участники образовательных отношений должны ознакомиться с правами и обязанностями всех сторон образовательных отношений.

Уполномоченный по правам участников образовательных отношений проводит консультации в случае возникновения вопроса о защите своих прав.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 им. Г.В. Зимина» города Калуги. Copyright © 2019. Все права защищены.

3.2.3. Образовательные правоотношения

Правоотношение — один из центральных элементов механизма правового регулирования общественных отношений. Именно правоотношение, его познание дает возможность конкретизировать субъектов, между которыми возникает правовая связь в виде корреспондирующих между ними субъективных прав и юридических обязанностей; именно правоотношение позволяет определить не только состав субъектов, но и их взаимное поведение по отношению к друг другу; наконец, возникнув, правоотношение всегда обеспечивается возможностью государственного принуждения.

[1]

Все правоотношения, возникающие на основе норм права между субъектами системы образования, характеризуются такими же чертами. В то же время для них свойственна и своя специфика.

Как уже отмечалось, в сфере образования складываются два основных типа общественных отношений: образовательные отношения в собственном смысле слова (преципионные или первичные) и отношения, непосредственно не связанные с осуществлением образовательной деятельности (образовательного процесса) – комиторные, т.е. вторичные, отношения. Соответственно, все правоотношения в сфере образования могут быть дифференцированы на две группы:образовательные (преципионные) правоотношенияи правоотношения, складывающиеся в связи и по поводу организации и осуществления образовательной деятельности (образовательного процесса) –комиторные правоотношения.

Образовательные правоотношения в собственном смысле слова (преципионные правоотношения)особый вид общественных отношений, возникающих на основе норм образовательного права между обучающимися (или их законными представителями), образовательным учреждением и педагогическими работниками в связи с организацией, управлением и осуществлением образовательной деятельности (образовательного процесса) определенного уровня и направленности. Комиторные правоотношения— все иные правоотношения в сфере образования, складывающиеся на основе норм административного, гражданского, трудового, финансового и иных отраслей права, опосредованно обеспечивающих процесс и результат образовательной деятельности, в целом функционирования всей системы образования в соответствии с ее главной целью и общественно-государственной образовательной политикой

Основное внимание мы уделим в данном случае образовательным правоотношениям, поскольку именно они, как уже говорилось, являются первичными и смыслообразующими для правового регулирования всей системы образования.

Как и всякое другое правоотношение, по своему составу оно складывается изобъекта, субъектови содержания.

Основнымиобъектамиобразовательного правоотношения выступают:

а) содержание, объем, уровень и характер приобретаемых обучающимся (учащимися) и передаваемых обучающими (педагогами) в ходе образовательной деятельности (образовательном процессе) или при оказании образовательных услуг знаний, умений, навыков (ЗУН), соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта и образовательным программам соответствующего уровня и направленности образования;

б) условия, обеспечивающие качество и эффективность образовательного процесса, т.е. учебной работы самого учащегося, труда педагога, организации учебно-воспитательного процесса со стороны образовательного учреждения и др.;

в) качество обучения, выражающееся в соответствии установленным правовым требованиям процессу и результатам учебной работы учащихся и педагогическому труду учителя (преподавателя);

г) качество воспитательной деятельности, выражающееся в обеспечении соответствия содержания и характера таких личностных черт учащихся, в частности, их социально-ценностных и правомерно направленных ориентаций и установок, которые соответствовали бы доминирующим в обществе позитивным моральным ценностям и нормам, выступающими своеобразными «стандартами» воспитанности гражданина.

Все субъекты образовательных отношений могут быть в группы по различным критериям. Однако наиболее целесообразным представляется дифференциация субъектов наиндивидуальные(ученик, учитель, студент, директор (ректор) образовательного учреждения) иинституциональные(образовательные учреждения, их подразделения, органы управления образованием и т.д.). Но, во всяком случае, главной их юридической характеристикой, выражающей их именно правовое качество, т.е. именно как субъектов образовательных правоотношений, является ихправосубъектность– предусмотренная действующим законодательством способность индивидуальных и институциональных участников образовательных отношений быть носителем образовательных субъективных юридических прав и юридических обязанностей.Именно содержание и особенности правосубъектности того или иного участника образовательных отношений в значительной, если не в определяющей, степени обусловливает и специфику их правового статуса, о чем более подробно говорится в последующих главах настоящего пособия.

Как известно, правосубъектность всякого субъекта представляет собой органическое единство его двух правовых качеств – правоспособности и дееспособности. Еслиправоспособностьесть предусмотренная правовыми нормами способность субъекта (индивида или организации) иметь юридические субъективные права и нести юридические обязанности, тодееспособность– предусмотренная правовыми нормами способность субъекта своими собственными (либо через своего законного представителя) осуществлять эти права и обязанности – использовать первые и выполнять вторые. Важно отметить, что в сфере образования и правоспособность, и дееспособность принадлежит только лично каждому индивиду, но не его законным представителям: никто не может получить образование (учиться) вместо кого-то. Законный представитель может представлять субъекта лишь в комиторных отношениях (например, в вопросах оплаты обучения, перевода родителями своего ребенка из одной школы в другую и т.п.), т.е. тех, которые предшествуют образовательному процессу, либо сопровождают и обеспечивают его. Данное обстоятельство, может быть, как никакое другое характеризует специфику образовательных правоотношений.

В большинстве отраслей права правоспособность и дееспособ­ность присутствуют у субъекта правоотношения одновременно. Так, в трудовом праве работник может осуществлять трудовую деятельность только своими действиями, лично. Трудоспособный человек является (признается) одновременно и дееспособным. Отсутствие же дееспособности по состоянию здоровья, либо воз­расту означает и невозможность реализовать свою правоспособность, быть субъектом трудовых отношений.

В гражданском праве допускаются ситуации, когда правоспособ­ность и дееспособность «сосуществуют» не одновременно. Так, несовер­шеннолетние от 14 до 18 лет, а также малолетние (от 6 до 14 лет) обладают ограниченной дееспособностью (ст.ст. 26, 27, 28 ГК РФ). Полностью недееспособными, но сохраняющими в то же время правоспособность, признаются в установленном гражданско-процессуальным законодательством психически больные лица, (ст.29 ГК РФ). Более того, суду разрешается ограничивать правоспособность лиц, злоупотребляю­щих алкоголем или наркотическими средствами и ставящими в тяжелое материальное положение семью (ст. 30 ГК РФ). В конкретных правоотношениях права недееспособных лиц реализуются действиями их родителей или иных законных представителей.

Читайте так же:  Покупка дома с земельным участком документы

Специфика образовательного права, помимо рассмотренных ранее особенностей, как раз и состоит в том, что в нем действуют оба варианта соотношения правоспособности и дееспособности (В.М. Сырых). Как и в гражданском праве, в сфере образовательных правоотношений вполне допускаются ситуации, когда правоспособность недееспособного лица (обучающегося, воспитанника), не достигшего совершеннолетия, реализуется действиями других лиц (родителей, законных представителей). Скажем, родители или иные законные представители несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, в котором будет учится ребенок, защищать его права и интересы, принимать участие в управлении образовательным учреждением и т.д.

В то же время действие гражданско-правовой составляющей соотношения правоспособности и дееспособности в области образовательного права ограничена. Например, обучающиеся (воспитанники) до достижения ими восемнадцатилетнего возраста признаются дееспособными по весьма широкому кругу образовательных отношений, связанных с обучением и усвоением образовательных программ. Они самостоятельно усваивают образовательные программы, имеют право на бесплатное пользование библиотеками, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства и др., а также могут и должны нести правовую ответственность за дисциплинарные проступки.

Отметим и то обстоятельство, что правоспособность, равно как и дееспособность различных субъектов образовательных отношений, возникают по-разному. Лицо, претендующее на ведение педагогической деятельности, и, тем самым, на получение (приобретение) статуса педагогического работника, может быть допущен к педагогической деятельности только после того, как у него будет соответствующий документ (диплом) об окончании педагогического училища (колледжа), педагогического вуза или получения университетского образования. Правоспособность же обучающихся возникает в разном возрасте на разных уровнях образования. Скажем, лицо будет иметь правоспособность студента вуза лишь после того, как он получит аттестат «зрелости» и на установленных законодательством основаниях поступит в высшее учебное заведение.

Есть особенности и в образовательной дееспособности. Допустим, если психически больные лица признаются судом недееспособными, то они перестают быть дееспособными в областиименно гражданско-правовых отношений.Однако, они же не лишаются при этом дееспособности в образовательных отношениях. Они вправе самостоятельно усваивать специальные образовательные программы, а также получать доступную для них систему общих и профессиональных знаний, навыков и умений в системе коррекционного образования. Похожая ситуация имеет место с лицами, осужденными за совершение преступления и отбывающим наказание в местах лишения свободы (ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Совершеннолетние граждане и иные лица как субъекты образовательных отношений обладают одновременно и правоспособностью, и дееспособностью в полном объеме. Это означает, что предоставленные права субъекты реализуюттолькособственными действиями. Их неспособность осуществлять те или иные действия в области образованияне восполняется,как отмечалось выше, действиями других лиц, в том числе их законными представителям и (родителями). Скажем, студент, не способный усвоить тот или иной курс, подготовить письменную работу, сдать итоговый или межсессионный экзамен и т.п., не имеет правовых оснований перепоручить исполнение этих своих обязанностей другим лицам. Будучи недееспособным в указанном смысле, такой студент становится одновременно и неправоспособным, поскольку лишается права продолжать образование, т.е. быть участником соответствующего вида образовательных отношений.

Содержаниевсякого правового отношения, в том числе образовательного, составляют субъективные юридические права (в юридической литературе они обычно обозначаются термином «субъективные права») и субъективные юридические обязанности.

Субъективные правапредставляют собойпредусмотренную содержанием правовых норм меру возможного (дозволенного) поведения субъектов в целях удовлетворения ими личных или общественно значимых потребностей и интересов.Юридическая обязанностьестьпредусмотренная правовыми норами мера должного (требуемого) активного либо пассивного поведения субъектов в интересах управомоченных лиц (т.е. лиц, выступающих носителями субъективного права).Пассивная обязанность носит названиезапрета (правового запрета)..Особой разновидностью юридической обязанности являетсяюридическая ответственность— обязанность лица, виновного в совершении противоправного, наносящего ущерб общественным отношениям деяния претерпевать предусмотренные за это неблагоприятные последствия личного, имущественного и/или организационного характера.

Отсюда понятна органическая связь субъективных прав и юридических обязанностей: как нет прав без обязанностей, так и нет обязанностей без прав. Каждому субъективному праву какого-либо субъекта соответствует и точно определенная юридическая обязанность другого субъекта (или нескольких либо неопределенного круга субъектов). Отметим еще одну важную черту субъективного права и юридической обязанности: и то, и другое обеспечены возможностью государственного принуждения, т.е. гарантированы государством.

Совокупность взаимосвязанных и взаимобусловленных прав и обязанностей, присущих субъекту образовательных отношений, а также их гарантий осуществления, образуютправовой статус (образовательно-правовой статус)этого субъекта. При этом каждый субъект в зависимости от его вида (гражданин, юридическое лицо, государственный орган, орган местного самоуправления и др.), вида образовательных отношений и иных обстоятельств имеет особый правовой статус.

В числе основных видов правовых статусов субъектов образовательных отношений можно выделить следующие:

— учредители образовательных учреждений;

— органы управления образованием;

— органы управления образовательным учреждением;

— работники образовательного учреждения (педагогические работники, административные работники, учебный и технический вспомогательный персонал);

— трудовой (педагогический и административный) коллектив образовательного учреждения;

— общественные организации, действующие в образовательной сфере;

— государство как субъект определения и осуществления образовательной политики.

Именно система и различные сочетания субъективных прав и юридических обязанностей между собой составляют ядро правового статуса определенного субъекта правоотношения. В последующих главах пособия рассматриваются лишь некоторые, наиболее характерные для субъектов образования, правовые статусы: а) обучающихся, б) работников системы образования (прежде всего, педагогических работников) и в) образовательных учреждений.

Контактная информация
© 2019 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Правовое положение участников образовательного процесса: обязанности педагогических работников.

Презентация к этому докладу также на моем сайте

Вложение Размер
pravovoe_polozhenie_uchastnikov_obrazovatelnogo_protsessa_obyazannosti_pedagogicheskih_rabotnikov.docx 19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Правовое положение участников образовательного процесса: обязанности педагогических работников.

1. Участники образовательного процесса: понятие, виды, основы правового статуса

2. Права и обязанности обучающихся (воспитанников)

3. Правовое положение педагогических работников

Участники образовательного процесса: понятие, виды, основы правового статуса. Участниками образовательного процесса являются физические лица, наделенные взаимными правами и обязанностями по реализации целей и задач образования. Участники образовательного процесса обозначены в Законе «Об образовании» (гл.5) и Типовом положении образовательного учреждения.

Участники образовательного процесса в общеобразовательном учреждении

Участники образовательного процесса в учреждении профессионального образования

Участниками образовательного процесса так же могут быть: медицинские, инженерно-педагогические работники и др. Роль их участия зависит от специфики и направленности образовательного учреждения.

Правосубъектность представляет собой свойство, качество субъекта права, способность быть субъектом правоотношений, носителем прав и обязанностей. Она включает правоспособность и дееспособность. Правоспособность — это способность лица иметь предусмотренные законом права и обязанности. Дееспособность — это способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и нести обязанности.

Права и обязанности обучающихся (воспитанников) Образовательный процесс — это система отношений, направленных на реализацию обучающимся своего конституционного права на образование. Обучающийся является главным участником образовательного процесса.

Читайте так же:  Положение о полной материальной ответственности образец

Права и обязанности обучающихся классифицируют ( в зависимости от сферы их реализации ) : непосредственные образовательные права и обязанности (охватываются образовательным процессом и непосредственно связаны с получением образования) права и обязанности, которые опосредованно связаны с образовательным процессом, обеспечивают реализацию прав и обязанностей первой группы

Права и обязанности закрепляются в образовательном законодательстве и нормативных актах: В Законе «Об образовании» ст. 50 и 51 В трудовом кодексе РФ (глава 26 «Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением»; ст. 196) Федеральный закон «О воинской обязанности и воинской службе» (п.2 ст.24) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Выделяют общие и специальные права и обязанности . Общие права реализуются в отношении всех обучающихся, независимо от условий получения образования и их личных особенностей Специальные права — комплекс прав, который предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; детям- инвалидам и инвалидам с детства; детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социально-педагогической помощи; детям и подросткам с девиантным поведением и другим категориям обучающихся.

Стипендии — это денежные выплаты, назначаемые студентам, аспирантам и докторантам, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях и научных организациях. Они подразделяются на следующие виды: Стипендии Президента Российской Федерации и специальные государственные стипендии Правительства Российской Федерации; государственные (муниципальные) стипендии для аспирантов и докторантов государственные (муниципальные) академические стипендии государственные (муниципальные) социальные стипендии именные стипендии.

Правовое положение педагогических работников Работник принимается на работу по если имеет необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании. Работник не допускается к педагогической деятельности если: Есть запрет-приговор суда По медицинским показаниям Имеется судимость за определенные преступления.

Работник может быть уволен по ст. 56 Закона «Об образовании» по следующим основаниям: повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника); появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Увольнение по этим основаниям может осуществляться администрацией без согласия профсоюза.

Профсоюз — добровольное общественное объединение людей, связанных общими интересами по роду их деятельности, на производстве, в сфере обслуживания, культуре и т. д. Объединения создаются с целью представительства и защиты прав работников в трудовых отношениях, а также социально-экономических интересов членов организации, с возможностью более широкого представительства наемных работников.

Общие права работника образования согласно РФ Пенсия за выслугу лет по достижению ими пенсионного возраста На предоставление работнику бесплатной жилплощади с отоплением и освещением в сельской местности и поселках городского типа На срок до 1 года дополнительного отпуска не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской деятельности Единовременное пособие по прибытию на работу в сельско-образовательное учреждение для хозяйственного обзаведения

На продолжительность рабочей недели не более 36 часов На участие в управлении в образовательном учреждении на защиту своей образовательной части и достоинства и т.д. Трудовые отношения работников системы образования регулируются трудовым законодательством. Они возникают путем заключения трудового договора (контракта). Условия трудового договора (контракта) не могут противоречить трудовому законодательству.

Молодой специалист Молодой специалист — лицо, окончившие имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающие на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения. (ТК РФ)

Основные критерии определения понятия «молодой специалист», предусмотренные в Трудовом кодексе РФ: Лицо должно окончить образовательное учреждение высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию . Лицо должно впервые поступить на работу по полученной специальности . Лицо должно трудоустроиться по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения . Дополнительные критерии могут быть предусмотрены в Отраслевых соглашениях и распространяются только на работников конкретной отрасли.

В том случае, если работодатель в нарушение требований статьи 70 Трудового кодекса РФ все же включил в трудовой договор условие об испытании, молодому специалисту следует обратиться с жалобой в суд или Федеральную службу по труду и занятости (Роструд), на которую возложено осуществление государственного надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства.

Вместе с тем следует помнить, что данное исключение не распространяется : на выпускника образовательного учреждения, не имеющего государственную аккредитацию; выпускника образовательного учреждения, поступающего на работу впервые, но не по своей специальности; выпускника образовательного учреждения, поступающего на работу по полученной специальности спустя год после окончания ВУЗа. Соответственно работодатель имеет право устанавливать в отношении данных лиц испытательный срок продолжительностью не более трех месяцев.

В случае, если по договоренности с работодателем, молодой специалист должен переехать на работу в другую местность работодатель обязан возместить расходы : по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения); расходы по обустройству на новом месте жительства. При этом конкретные размеры возмещения должны быть определены соглашением сторон.

В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда , то есть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Дополнительные гарантии молодым специалистам предоставляются в соответствии с заключенными отраслевыми соглашениями, коллективными договорами, принятыми на уровне организации локальными нормативными актами и устанавливаются с учетом финансовых возможностей работодателя

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

[3]

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

Читайте так же:  Что такое приватизация квартиры

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.

Права и обязанности участников образовательного процесса

1. Права и обязанности участников образовательного процесса

1.1 К участникам образовательного процесса относятся педагогические работники Учреждения , учащиеся, родители (законные представители).

1.2. Все участники образовательного процесса пользуются равными правами в пределах действующего законодательства и настоящего Устава.

1.3 Учащиеся Учреждения имеют право:

Видео (кликните для воспроизведения).

— на получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

— на выбор образовательного учреждения, форм получения образования, перевод в другой класс или другое образовательное учреждение;

— на знакомство с настоящим Уставом Учреждения и другими локальными актами, регламентирующими деятельность Учреждения ;

— на обучение по индивидуальным учебным планам или ускоренный курс обучения;

— на выбор профиля обучения в Учреждении ;

— на бесплатное пользование библиотечным фондом, иной материально-технической базой Учреждения для использования в образовательном процессе;

— на получение дополнительных ( в том числе платных) образовательных услуг;

— на участие в управлени и Учреждением , классом;

— на уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение своих взглядов и убеждений;

— на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;

— на добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой;

— на добровольное вступление в любые общественные организации;

— на защиту от применения методов физического и психического насилия;

— на условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья;

— на своевременное (не менее 5 дней) уведомление о сроках и объеме письменных контрольных работ, зачетов, смотров знаний; на выполнение не более одной контрольной работы в день и двух — в неделю;

— на сдачу экзамена в случае несогласия с годовой оценкой по соответствующему предмету комиссии, создаваемой в Учреждении ;

2. Учащиеся Учреждения обязаны:

— соблюдать настоящий Устав, Правила для учащихся, решения органов самоуправления и приказы директора;

— уважать права, честь и достоинство других учащихся, работников Учреждения , не допускать ущемление их интересов, помогать младшим;

— быть дисциплинированным, соблюдать общественный порядок в Учреждении и вне ее, выполнять требования дежурных по Учреждению ;

— сознательно относиться к учебе, своевременно являться на уроки и другие занятия, соблюдать порядок на рабочем месте;

— беречь имущество Учреждения , бережно относиться к результатам труда других людей, зеленым насаждениям;

— экономно расходовать электроэнергию, воду, сырье и другие материалы.

3. Учащимся Учреждения запрещается:

— приносить, передавать или использовать оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические и наркотические вещества;

— использовать любые средства и вещества, могущие привести к взрывам и пожарам;

— нарушать общественный порядок в Учреждении ;

— производить любые иные действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих и самого обучающегося.

4. Педагогические работники Учреждения имеют право:

— на участие в управлении Учреждением ;

— на защиту своей профессиональной чести и достоинства;

— на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением , методов оценки знаний обучающихся ;

— на повышение своей квалификации не реже, чем один раз в 5 лет;

— на аттестацию на добровольной основе на любую квалификационную категорию;

— на пользование льготами, установленными действующим законодательством;

— на проведение дисциплинарного расследования в соответствии с действующим законодательством;

— на длительный отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок и условия которого определяются положением Учредителем и Уставом ;

— на моральное и материальное стимулирование в соответствии с положением;

— на хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные условия труда и отдыха, рациональный режим работы;

— на учебную нагрузку в пределах имеющихся учебных часов по предмету и в соответствии с условиями трудового договора.

5. Педагогические работники Учреждения обязаны:

— выполнять устав Учреждения , Правила внутреннего трудового распорядка, другие документы, регламентирующие деятельность Учреждения ,

— обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся, соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, противопожарной безопасности;

— применять необходимые меры к обеспечению сохранности оборудования и имущества Учреждения , воспитывать бережное отношение к ним со стороны учащихся, заботиться о лучшем оснащении своего рабочего места;

— уважать права, честь и достоинство всех участников образовательного процесса;

— создавать творческие условия для получения глубоких и прочных знаний, умений и навыков учащимися; обеспечивать сотрудничество с учащимися в процессе обучения и во внеурочной работе;

— изучать индивидуальные способности учащихся, их семейно-бытовые условия, использовать в работе современные достижения психолого-педагогической науки и методики;

— обеспечивать гласность оценки, своевременность и аргументированность ее выставления;

— повышать свою квалификацию не реже чем один раз в 5 лет;

— воспитывать учащихся на основе общечеловеческих ценностей, демократии и гуманизма, показывать личный пример следования им;

— поддерживать постоянную связь с родителями (законными представителями) учащихся, оказывать им практическую и консультативную помощь в воспитании ребенка, привлекать родителей к посильному участию в организации образовательного процесса;

— активно пропагандировать педагогические знания;

— предоставлять возможность родителям, другим педагогам посещать свои уроки по предварительному согласованию;

— предоставлять возможность администрации посещать свои уроки, внеклассные мероприятия для осуществления внутришкольного контроля в соответствии с планом работы Учреждения .

6. Администрация Учреждения имеет право:

— на прием, перевод и увольнение работников;

— установление оплаты труда, доплат и надбавок в соответствии с действующим законодательством и Положением о моральном и материальном поощрении;

Читайте так же:  Как выписать человека из квартиры без его присутствия – законные способы и порядок действий

— на установление учебной нагрузки в соответствии с учебными планами и трудовыми договорами работников;

— на установление режима работы Учреждения , утверждение расписания занятий, установление индивидуального режима работы в пределах условий, оговоренных трудовым договором;

— на осуществление внутришкольного контроля, посещение уроков, мероприятий в соответствии с планом Учреждения ;

— на возложение на работников обязанностей, не предусмотренных трудовым договором , в пределах и на условиях, предусмотренных действующим трудовым законодательством;

7. Администрация Учреждения обязана:

— обеспечить рабочие места работников Учреждения всем необходимым;

— создать условия для творческой работы, повышения квалификации;

— принять необходимые меры по обеспечению техники безопасности, охраны труда и пожарной безопасности;

— предоставить работникам необходимую педагогическую нагрузку в соответствии с условиями трудового договора ;

— отчитываться перед высшим органом управления Учреждением;

8. Родители (законные представители) учащихся имеют право:

— выбирать формы получения образования и образовательное учреждение;

— защищать законные права и интересы ребенка; обращаться к администрации Учреждения в целях защиты этих прав и интересов;

— знакомит ься с уставом Учреждения и другими локальными актами, регламентирующими деятельность Учреждения ;

— принимать решение о переводе ребенка в другой класс, в другое образовательное учреждение, об изменении формы обучения, профиля обучения;

— принимать участие в управлении образовательным Учреждением , классом; принимать участие и выражать свое мнение на общих и классных родительских собраниях;

— присутствовать на заседаниях органов управления Учреждением и принимать участие в обсуждении в случае, когда разбирается вопрос об успеваемости и поведении их ребенка;

— знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости ребенка; ставить вопрос о не согласии с годовой оценкой по предмету и проведения экзамена независимой комиссией;

— посещать школу и беседовать с педагогами после уроков, посещать уроки учителей в классе, где обучается ребенок или по согласованию с учителем и с разрешения директора Учреждения ;

— заключать договор с Учреждением о предоставлении последн им образовательных услуг;

при обучении ребенка в семье вернуться в Учреждение на любом этапе обучения;

9. Родители (законные представители) учащихся обязаны:

— соблюдать настоящий Устав;

— создавать дома необходимые условия для жизни, развития, отдыха ребенка и выполнения им учебных заданий, разумно организовывать режим и свободное время ребенка. Направлять ребенка в Учреждение в опрятном виде, с необходимыми принадлежностями для занятий;

— регулярно контролировать учебу и поведение ребенка; регулярно поддерживать связь с педагогами Учреждения ;

— оказывать ребенку всемерную помощь в осуществлении им своих прав и обязанностей в Учреждении ;

— уважать права, честь и достоинство ребенка и педагогов. Поддерживать у ребенка авторитет и уважение к педагогам;

— показывать ребенку положительный пример выполнения гражданских, трудовых и семейных обязанностей, прививать ему здоровый образ жизни;

— принять меры по ликвидации ребенком академической задолженности в течение учебного года в случае его перевода в следующий класс;

10. Права и обязанности Учреждения

10.1 Учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса , подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относятся:

10.2. Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса;

[2]

10.3Оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;

10.4 Подбор, приём на работу и расстановку кадров, ответственность за уровень их квалификации;

10.5. Организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;

10.6. Разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательных программ и учебных планов;

10.7. Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;

4.12.8. Установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

10.9. Установление надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения, порядка и размеров их премирования;

10.10. Разработка и принятие устава образовательного учреждения;

10.11. Разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов отражаемых деятельность не оговоренную уставом;

10.12. Самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида;

10.13. Самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации;

10.14. Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии с уставом;

10.15. Осуществление условий содержания воспитанников в интернате не ниже нормативных;

10.16. Осуществление иной деятельности, не запрещённой законодательством Российской Федерации и предусмотренной уставом образовательного учреждения;

10.17. Определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе имеющего государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования в образовательных учреждениях, а так же учебных пособий допущенных к использованию в образовательном процессе.

Учреждение несёт в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

10.18. невыполнение функций, отнесённых к его компетенции;

10.19. Реализацию не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

10.20. Качество образования своих выпускников;

4.12.21. Жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

10.22. Нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

10.23. Иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Права и обязанности учащихся, родителей (законных представителей), педагогических работников Учреждения в части не отрегулированной Законом «Об образовании», другими законодательными актами, Уставом Учреждения, определяются локальными актами.

Источники


  1. Договор мены. Официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2013. — 698 c.

  2. Гуцол, В. В. Правовые основы Российского государства / В.В. Гуцол. — М.: Феникс, 2006. — 448 c.

  3. Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права; Остожье; Издание 255-е, 2013. — 576 c.
  4. Гуцол, В. В. Правовые основы Российского государства / В.В. Гуцол. — М.: Феникс, 2006. — 448 c.
  5. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2016. — 352 c.
  6. Скворцова, М.В. Англо-русский словарь сокращений. Бизнес, банки, финансы, статистика, экономика, юриспруденция / М.В. Скворцова. — М.: Филоматис, 2014. — 527 c.
Участники образовательных отношений кто это, какими правами наделены
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here