Стороны социального партнерства в сфере труда

Статья на тему: "Стороны социального партнерства в сфере труда" с разъяснениями профессионалов. Мы постарались собрать весь тематический материал, обработать и разместить в удобном для чтения виде. На все вопросы вам ответит наш дежурный консультант.

Статья 23 ТК РФ. Понятие социального партнерства в сфере труда

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Комментарии к ст. 23 ТК РФ

1. Социальное партнерство (или, по терминологии МОТ, социальный диалог) — важнейшая часть коллективных трудовых отношений. Исторически первый шаг в использовании этого понятия в международных трудовых нормах был сделан в конце 40-х гг. XX в. путем закрепления в ст. 4 Конвенции N 98 МОТ «Относительно применения принципов права на организацию и на заключение коллективных договоров» (1949 г.) положения о поощрении и содействии полному развитию и применению процедуры ведения коллективных переговоров на добровольной основе между работодателями или организациями работодателей, с одной стороны, и организациями работников, с другой стороны, в целях регулирования условий труда посредством заключения коллективных договоров. Данное положение имеет всеобъемлющий характер.

В принятой в начале 50-х гг. XX в. Рекомендации N 91 МОТ «О коллективных договорах» (1951 г.) устанавливается цель заключения, содержание и местоположение коллективных договоров в системе актов, регулирующих отношения между работодателями и работниками.

Коллективный договор определяется как письменное соглашение относительно условий найма и условий труда, заключаемое, с одной стороны, работодателем, группой работодателей или организацией работодателей и 1 либо несколькими представительными организациями работников — с другой (подп. 1 п. 2 Рекомендации N 91). Такое определение подразумевает наличие коллективных договоров разных уровней, в том числе отраслевого и регионального. В пользу данного толкования говорит и тот факт, что согласно положениям п. п. 4 и 5 Рекомендации N 91 действие коллективного договора распространяется на работодателей и работников предприятий отрасли или территории.

Индивидуальные трудовые договоры не должны противоречить коллективным договорам. В случае такого противоречия, которое по смыслу положения подп. 1 и 2 п. 3 Рекомендации N 91 ведет к ухудшению положения работника, должны применяться соответствующие положения коллективных договоров. Напротив, если положения трудового договора более благоприятны для работника, то они не считаются противоречащими коллективному договору.

2. Международно-правовые нормы о месте и значении коллективно-переговорного метода регулирования трудовых отношений закреплены в Конвенции N 154 МОТ «О содействии коллективным переговорам» (1981 г.) и сопровождающей ее Рекомендации N 163. В ст. 2 названной Конвенции дается определение понятия «коллективные переговоры», которое означает переговоры, проводимые «между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями работников, с другой стороны, в целях: (a) определения условий труда и занятости; и (или) (b) регулирования отношений между работодателями и работниками; и (или) (c) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями работников». Таким образом, коллективные переговоры понимаются широко как процесс совместного на разных уровнях участия работников и работодателей или их представителей в определении условий труда, найма и характера отношений между организациями социальных партнеров.

Рекомендация N 163 МОТ «О содействии коллективным переговорам» устанавливает порядок определения организаций, пользующихся правом на ведение коллективных переговоров применительно к разным уровням, — отдельное предприятие, отрасль, регион, вся страна.

Все участвующие в переговорах стороны должны иметь доступ к информации, необходимой для их компетентного ведения.

Порядок ведения коллективных переговоров устанавливается сторонами. При этом государству отводится роль содействующей коллективным переговорам инстанции. Однако государство также должно проводить предварительные консультации и, когда это возможно, заключать соответствующие соглашения с организациями работодателей и работников.

Среди мер содействия коллективным переговорам должны быть, согласно ст. 5 Конвенции N 154, и такие, которые поощряют разработку процедуры ведения коллективных переговоров.

6.2. Социальное партнерство в сфере труда

В соответствии со ст. 23 Трудового кодекса социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Социальное партнерство осуществляется на нескольких уровнях:

федеральном, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

межрегиональном, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

региональном, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальном, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Социальное партнерство в сфере труда осуществляется в следующих формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

взаимных консультаций по вопросам регулирования трудовых отношений;

участия работников в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Принципы социального партнерства:

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

Читайте так же:  Генеральный директор ооо увольнение по собственному желанию

соблюдение сторонами законов и иных нормативных правовых актов;

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений;

ответственность сторон за невыполнение по их вине коллективных договоров и соглашений.

Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На федеральном уровне образуется постоянно действующая российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений из представителей общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства РФ. Трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут образовываться в субъектах Российской Федерации, в муниципальных образованиях. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут создаваться на федеральном, межрегиональном, территориальном уровнях социального партнерства. На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения. Трудовой кодекс РФ устанавливает порядок ведения коллективных переговоров. Инициативу могут проявить как работники, так и работодатели. Представители стороны, получившие предложение о начале коллективных переговоров. Обязаны вступить в них в течение семи календарных дней. Представители сторон свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Стороны обязаны предоставить друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса всю имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон. Если по каким-либо вопросам в ходе переговоров не удается принять согласованное решение, составляются протокол разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших переговоров или коллективного трудового спора.

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В него включаются взаимные обязательства сторон по таким вопросам, как: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий и компенсаций; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен и т.п.; занятость работников, условия их высвобождения, переобучения; рабочее время и время отдыха; улучшение условий и охраны труда; соблюдение интересов работников при приватизации; охрана здоровья работников и экологическая безопасность; льготы работникам, совмещающим работу с обучением; отдых работников и членов их семей; контроль за выполнением колдоговора; отказ работников от забастовок при выполнении его условий и т.п.

Коллективный договор заключается на срок до трех лет и может быть продлен на срок до трех лет. Действие колдоговора распространяется на всех работников организации.

Соглашение – это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом или территориальном уровнях.

В соответствие со ст. 46 Трудового кодекса РФ в соглашение могут включиться взаимные обязательства сторон по таким вопросам, как оплата труда, условия и охрана труда, режимы труда и отдыха, развитие социального партнерства и иные вопросы, определенные сторонами.

Соглашения заключаются на срок не более трех лет и могут быть продлены на срок не более трех лет. Действие соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили своих представителей на его заключение, на органы государственной власти и местного самоуправления (в пределах взятых ими на себя обязательств), а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения. Если работодатели в течение 30 дней со дня опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти по труду свой мотивированный отказ, то соглашение считается распространенным на этих работодателей.

За уклонение сторон от участия в коллективных переговорах, непредоставление необходимой информации, а также за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения установлена ответственность в виде штрафа.

Трудовой кодекс РФ в ст. 53 предусматривает основные формы участия работников в управлении организацией:

учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных законом или колдоговором;

проведение представительным органом работников консультаций по вопросам принятия локальных нормативных актов;

получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

[3]

обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;

участие в разработке и принятии коллективных договор и др.

Социальное партнерство в сфере труда

Социальному партнерству посвящена ч. 2 разд. 2 гл. 3-9 ст. 23-55 ТКРФ.

Социальное партнерство в сфере труда — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами госвласти или ОМС, направленная на обеспечение согласования и интересов работников и работодателей по вопросам регулирования т.о. и иных, непосредственно связанных с ними.

Сторонами являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы гос власти и ОМС становятся сторонами в случаях, когда они выступают в качестве работодателей а также в других случаях, предусмотренных ТЗ.

Понятие основано на принципе трипартизма, что соответствует м-п регулированию труда.

[1]

Социальное партнерство может строиться и на основе принципа бипартизма — связи традиционных социальных партнеров (профсоюзов, трудовых коллективов с одной стороны, и работодателей — с другой).

Выделяются 2 вида соцпартнерства: 2стороннее и 3хстороннее сотрудничество.

Ст. 24 ТК закрепляет основные принципы соцпартнерства. Они являются внутриотраслевыми, т.к. свойственны институту соцпартнерства.

Д/з найти коллективный договор

Соцпартнерство осуществляется на уровнях: федеральный, межрегиональный, региональный, отраслевой (межотраслевой), территориальный, локальный.

На первых 5 уровнях устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в РФ, в 2х и более субъектах РФ, субъекте, в отрасли (отраслях), муниципальном образовании.

Читайте так же:  Какой штраф за превышение скорости

На локальном уровне соцпартнерства устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключение.

Взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования т.о. и иных непосредственно связанных, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствование ТЗ.

Участие работников, их представителей в управлении организацией.

Участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

ТК определяет виды представителей работнтиков в соцпартнерстве

Профсоюзы и их объединения

Иные профсоюзные организации, предусмотренные ТК

Положение ТК о педставительства интересов работников опираются на конвенцию МОТ #135 «о представителях трудящихся».

Представители работодателей и их правовой статус отмечены в ст. 33 ТК.

Органы соцпартнерства выступают в комиссиях по регулированию соц.-труд отношений.

Состав органа соцпартнерства зависит от его уровня. На фед., регион., тер. уровнях создаются трехсторонние комисии из предстваителей работников и работодателей и представителей соответствующего органа исполн власти или ОМС.

На отраслевом создаются трех или двухсторонние комиссии. У конкретного работодателя создается двухсторонняя комиссия.

Коллективный договор — регламентированный законом период коллективно-договорного процесса взаимоотношений между работниками (представителями) и работодателями, обеспечивающий им возможность свободно участвовать в выборе круга вопросов соц.-трудовых отношений, обстоятельном их обсуждении, а также в подготовке и согласовании проектов коллективных договоров и соглашений для их подписания. При этом одновременно должен составляться протокол установленных разногласий.

Инициаторами проведения переговоров мб представители любой стороны. Получив уведомление одной стороны в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров другая сторона обязана вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения уведомления.

Если в организации работодателя существуют 2 и более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, как правило, создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров.

ТК РФ является гарантией и компенсацией лицам, участвующим в переговорах.

Порядок ведения коллективных переговоров, урегулирование разногласий, гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах, регулируются гл. 6 ТК.

Ответственность сторон за уклонение от участия в коллективных переговорах предусмотрена ст. 54 ТК.

Результатом проведения коллективных переговоров является заключение договора, соглашения.

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у ИП и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Главная цель договора — на основе взаимного соглашения сбалансировать условия труда и зарплаты, определяющие содержание соц.-труд. отношений коллектива работников соответствующей организации или ИП.

Договор может заключаться в организации в целом, ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

В ст. 41 ТК приводится перечень наиболее актуальных вопросов, по которым разрабатываются обязательства работников и работодателя. Он не исчерпывающий.

Условия, включаемые в коллективные договоры, по своему характеру можно классифицировать на:

Предусматривают необходимость осуществления конкретных мер, направленных на совершенствование организации труда, улучшение охраны труда и тд. Они мб двусторонними в случае, когда их обеспечение возлагается на обе стороны коллективного договора и односторонними, выполнение которых обеспечивается проведением соответствующих мер одной из сторон.

Нормы ТП, регулирующие трудовые и иные тесно связанные с ними отношения работников данной организации. Они определяют права, обязанности и ответственность сторон ТП.

Видео (кликните для воспроизведения).

Это те условия, которые определяют правила вступления в коллективные переговоры, сроки их ведения, порядок разрешения разногласий, срок действия коллективного договора, порядок его изменения, дополнения и тд.

Положения коллективного договора, знакомящие работников организации с отдельными актами ТЗ.

Коллективные договоры (и соглашения) в течение 7 дней со дня их подписания должны быть направлены работодателем, его представителем на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.

Вступление коллективного договора в силу не зависит от факта уведомительной регистрации. Коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного в самом договоре. Он заключается на срок не более 3х лет. Стороны имеют право продлевать действие договора на срок не более 3х лет.

Соглашение — правовой акт, регулирующий соц.-труд. отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемые между полномочными представителями работников и работодателей на фед., межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и терриориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетении. Они могут быть двухсторонними и трехсторонними. Они могут предусматривть полное или частично финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязаятельном участии соответствующих ОМС или органов власти.

В зависимости от сфера регулируемых соц.-труд отношений могут заключаться: генеральное соглашение (на фед. уровне), межрегиональное, региональные, отраслевое (межотраслевое); территориальное; иное, которое может заключаться сторонами на любом уровне соцпартнерства поотдельным направлениям регулирования соц.-трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними.

Порядок подготовки соглашений, срок действия, контроль за их выполнением определяются гл. 7 ТК.

Участие работников в управлении организацией регулируется гл. 8, а ответственность сторон -гл. 9.

Что представляет собой социальное партнерство в организации

Социальное партнерство – это продуктивные взаимоотношения между всеми сторонами трудовых отношений: профсоюзами, работодателями, государственными структурами. Основная их цель –соблюдение интересов каждой стороны. СП увеличивает показатели гарантий для трудящихся. Подробное определение термина дано в статье 23 ТК РФ.

Формы и принципы социального партнёрства в организации

Различают следующие формы СП:

  • Коллективные собрания по работе над составлением различных соглашений.
  • Консультации относительно управления трудовыми отношениями.
  • Участие трудящихся и их представителей в руководстве компанией.
  • Участие представителей и владельцев компании в досудебном урегулировании конфликтов.
Читайте так же:  Как изменить фамилию ребенка после развода, если отец не дает согласия

Среди правовых форм СП выделяют коллективные соглашения.

Базовые принципы СП:

  • Каждый из участников имеет право начать переговоры.
  • Интересы каждой из сторон трудового пространства должны соблюдаться.
  • Закон дает участникам трудовых отношений много пространства для решения вопросов (к примеру, деятельность компании можно регулировать локальными актами).
  • Составленные соглашения не должны вступать в противоречие с законодательством.
  • Для назначения представителей нужно организовать собрание трудящихся и оформить протокол (если это профсоюз) или приказ (если это представители работодателя).
  • Представители получают право на отстаивание интересов их группы.
  • Круг вопросов, которые будут на повестке дня, определяется участниками.
  • Основа СП – свобода выбора. Все решения участников должны быть совершенно добровольными.
  • Пункты, прописанные в коллективных соглашениях, должны быть исполнены. Контроль за исполнением несут надзорные структуры.

Если принятые положения исполнены не были, на виновное лицо накладывается административная ответственность.

Стороны социального партнёрства

Существует две стороны СП – это трудящиеся и работодатель. Данные группы должны представлять определенные люди, выбранные участниками. Они будут считаться представителями:

  • Трудящихся. Как правило, это профсоюзы. Если сотрудники компании не участвуют в профсоюзах, они могут выбрать своего представителя путем тайного голосования.
  • Работодателя. Это сам руководитель компании или его представители с соответствующими полномочиями. Также руководитель может быть участником некоммерческого объединения предпринимателей. Это союз, цель которого – отстаивание своих интересов перед профсоюзами и государственными структурами.

Главное правило СП – нужно выбрать одно лицо, которое будет представлять интересы всей группы.

Организация социального партнёрства в компании

Основа социального партнерства – это договор между участниками трудовых отношений. В ГК РФ не указаны специальные требования к этому соглашению. Составляется он обычно по следующей схеме:

  • Название.
  • Дата создания.
  • Вступление: наименование участников, представителей.
  • Предмет соглашения.
  • Права и обязанности профсоюза.
  • Права и обязанности работодателя.
  • Порядок выполнения обязательств.
  • Наказание за неисполнение пунктов договора.
  • Срок действия соглашения.
  • Порядок рассмотрения возникающих конфликтов.
  • Реквизиты и подписи.

Законодательством не предусматривается строгих правил относительно оформления социального партнерства. Однако все же стоит указать в соглашении все подробности для комфорта самих же участников.

Договор о СП предполагает особый характер. В связи с этим требуется совершить некоторые дополнительные шаги для корректного оформления партнерства:

  1. Разработка плана взаимодействия между участниками.
  2. Согласование плана с заинтересованными сторонами (к примеру, с органами местного самоуправления).
  3. Составление основного и дополнительного договора.

Каждый шаг должен быть согласован со сторонами-участниками.

Основные понятия

СП начало формироваться в 20 веке, когда стало ясно, что антагонизм рабочего класса и работодателя не приводит ни к чему хорошему. Тогда же активно начали развиваться профсоюзы, являющиеся эффективным инструментом для отстаивания прав трудящихся. СП – это целая культура, наиболее развитая в европейских странах. Рассмотрим основные понятия партнерства.

Коллективный договор

Коллективный договор фиксирует договоренности между трудящимися и работодателем. Обычно это соглашение касается таких вопросов, как:

  • Размер зарплат и разного рода компенсаций.
  • Порядок увеличения зарплаты в зависимости от инфляции.
  • Порядок выплаты компенсаций при сверхурочной службе, работе ночью и в выходные.
  • Занятость сотрудников.
  • Длительность рабочего дня (в том числе для отдельных категорий сотрудников).
  • Продолжительность оплачиваемого отпуска.
  • Охрана труда.
  • Обязательства участников соглашения перед друг другом.

Соглашение заключается между предпринимателем и профсоюзом или представителем сотрудников.

ВНИМАНИЕ! Коллективный договор не может противоречить закону. Он не должен ухудшать положение трудящихся.

Коллективные переговоры

Именно на коллективных переговорах принимаются различные соглашения. Инициировать их может представитель любой из сторон. Для этого нужно отправить соответствующее уведомление. Сторона, получившая его, обязана вступить в переговоры в течение недели. Для ведения мероприятия нужно собрать комиссию из представителей сторон. Также устанавливается повестка собрания.

ВАЖНО! Трудящиеся имеют право подкреплять свои требования митингами и пикетами, проведенными в свободное от работы время.

Ответственность сторон

Нарушение условий СП предполагает следующую административную ответственность:

  • Штраф в размере 1000-3000 руб. за уклонение от переговоров, касающихся заключения или дополнения коллективного соглашения (согласно 5.28 КоАП).
  • 1000-3000 руб. за то, что работодатель или его представители скрывают или не предоставляют в срок информацию, нужную для ведения переговоров и составления соглашения (согласно 5.29 КоАП).
  • 3000-5000 руб. за отказ без уважительных причин от заключения коллективного соглашения (5.30 КоАП).
  • 3000-5000 руб. за невыполнение пунктов договора (5.31 КоАП).
  • 1000-3000 руб. от уклонения от примирительных мероприятий в случае возникновения конфликта (5.32 КоАП).
  • 2000-4000 руб. за нарушение соглашений, заключенных в ходе примирения сторон (5.33 КоАП).

ВАЖНО! Если работодатель нарушает положения коллективного договора, игнорирует необходимость примирения, трудящиеся вправе организовать забастовку.

Преимущества

Социальное партнёрство в организации выгодно не только для трудящихся, но и для тех руководителей, которые заинтересованы в развитии компании. Главная польза партнерства – создание такой атмосферы, в которой сотрудник чувствует себя ответственным за благополучие предприятия. Компания перестает восприниматься как нечто чужое и враждебное, так как трудящийся принимает непосредственное участие в ее развитии. Все это благоприятно сказывается на лояльности работников, показателях их трудоспособности, инициативности. Работникам СП выгодно потому, что помогает отстаивать законные интересы правовым путем. Несмотря на все выгоды, система соцпартнерства в России развита плохо.

Глава 3. Социальное партнерство в сфере труда. Общие положения

Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Читайте так же:  Какой срок действия у кадастрового паспорта

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Статья 24. Основные принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Статья 25. Стороны социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

(часть вторая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 26. Уровни социального партнерства

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство осуществляется на:

федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

[2]

территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Статья 27. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела

Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Понятие, принципы и стороны социального партнерства в сфере труда

Понятие социального партнерства

В самом общем виде социальное партнерство в сфере труда понимается как система взаимодействия основных агентов рынка труда, позволяющая наиболее эффективно учитывать основные интересы работников (и их представителей), работодателей (и их представителей) и государства при регулировании социально-трудовых отношений.

Сегодня социальное партнерство выступает как способ согласования интересов различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращении конфликтов в социально-трудовой сфере.

Становление системы социального партнерства — достаточно длительный и сложный процесс. Это отчасти объясняется тем, что в Российской Федерации законодательство о социальном партнерстве создавалось практически «с чистого листа».

Реализация экономических и социальных реформ привела к ослаблению роли государства в социально-трудовой сфере, снижению социальной защищенности граждан. Соответственно, и развитие законодательства о социальном партнерстве получило достаточно мощный стимул.

Сейчас уже никто не оспаривает, что система социального партнерства — это наиболее эффективный способ достижения и поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников.

В статье 23 ТК РФ законодательно закреплено понятие «социальное партнерство». Оно может быть двусторонним, когда в этих процессах участвуют работники и их представители, работодатели и их представители. То есть в диалог вступают две стороны, непосредственно взаимодействующие в производственном процессе и имеющие достаточно противоречивые интересы. Работники заинтересованы в стабильных трудовых отношениях, высокой заработной плате, выплачиваемой регулярно, в получении социально-бытовых и иных льгот за счет работодателя. Работодатель, в свою очередь, заинтересован в получении максимальной прибыли, выплате дивидендов, снижении затрат на организацию производства. Таким образом, каждый участник производственного процесса стремится удовлетворить собственные интересы, игнорирование которых противоположной стороной влечет нестабильность трудовых отношений для работников и снижение уровня прибыли и уменьшение инвестиций в производство для работодателей.

Для предотвращения таких негативных явлений существуют различные формы социального партнерства — ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров, реализация систем участия работников в управлении организацией, участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров и др. (статья 27 ТК РФ).

Двусторонняя модель социального партнерства возникает на уровне организации.

Социальное партнерство становится трехсторонним, когда нужно согласовать интересы работников и работодателей на территориальном, региональном, отраслевом и общенациональном уровнях. Третьим участником рассматриваемых отношений выступает государство в лице соответствующих органов.

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки соответствующих проектов соглашений на федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Члены комиссии — представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ Петров А. Трехстороннее взаимодействие и сотрудничество: ТК РФ и основные принципы социального партнерства // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2007. №11. С. 17.

Читайте так же:  Репатриация в израиль, польшу, латвию, германию и другие страны

В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на уровне субъекта Федерации.

Государство занимает особое место в системе социального партнерства:

  • 1) именно государство принимает законы и иные нормативные правовые акты, определяющие правила и процедуры форм социального партнерства. Государство определяет правовое положение социальных партнеров — объединений работодателей и объединений работников, формы и методы представительства и т.п.;
  • 2) государство может выступать в качестве посредника при разрешении конфликтов между социальными партнерами;
  • 3) государство выступает в качестве социального партнера, являясь, например, стороной коллективных соглашений определенного уровня.

При определении положения сторон социального партнерства государство устанавливает правовые рамки их деятельности и обеспечивает необходимую законодательную регламентацию. Кроме того, государство создает условия для реализации работниками и работодателями права на объединение, то есть на создание ассоциаций и союзов для достижения целей, определяемых уставами таких союзов и объединений. Иными словами, государство создает предпосылки для легитимного формирования институтов гражданского общества.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, как правило, не берут на себя никаких обязательств при заключении соглашений. Их задача — стимулировать и координировать переговорный процесс, обеспечивать единообразие при установлении условий труда в данной местности, отрасли и пр. Такое положение дает основание говорить о них как об особых участниках процессов социального партнерства, помогающих сторонам достичь компромиссов, прийти к соглашению, и в конечном итоге — к достижению необходимого для успешного экономического развития социального мира.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления рассматриваются в качестве сторон социального партнерства, принимающих на себя в ряде случаев определенные обязательства.

Во-первых, эти органы могут выступать в качестве работодателей (если речь идет о государственных (муниципальных) унитарных или казенных предприятиях). Здесь участие государственного органа (или органа местного самоуправления) необходимо, так как государственные (муниципальные) унитарные предприятия не являются собственниками имущества. Оно закрепляется за ними на праве полного хозяйственного ведения или оперативного управления.

Контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления необходим для того, чтобы работодатели брали на себя реальные обязательства, согласованные с собственником имущества и не ущемляющие интересы государства.

Во-вторых, органы государственной власти или местного самоуправления могут быть уполномочены на представительство. Здесь речь идет о том, что ряд организаций различных организационно-правовых форм, объединенных единством территории, отраслевым признаком и пр., уполномочил орган государственной власти или орган местного самоуправления от их имени заключить территориальное, региональное или отраслевое соглашение. В таком случае правовой статус таких органов будет близок к статусу объединений работодателей соответствующего уровня.

В связи с особой актуальностью проблем совершенствования процессов социального партнерства еще до принятия Трудового кодекса в некоторых субъектах Российской Федерации разработаны и приняты законы о социальном партнерстве.

Так, в г. Москве действует Закон от 22 октября 1997 года «О социальном партнерстве» (с последующими изменениями и дополнениями), определяющий правовые основы функционирования, укрепления и развития системы социального партнерства в Москве с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия Закон г. Москвы от 22 октября 1997 года №44 «О социальном партнерстве» // Ведомости Московской городской Думы. 1998. №1. Ст. 80.

Видео (кликните для воспроизведения).

При применении данных законодательных актов следует учитывать положения статьи 6 ТК РФ, предусматривающие, что в случае если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому кодексу РФ или иным федеральным законам, применяется Трудовой кодекс РФ или федеральный закон. Это обусловлено положениями статьи 76 Конституции РФ, предусматривающей, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Источники


  1. Ключевые прецеденты ФАС Московского округа по налогам за 2009 год. — М.: Тимотиз Паблишинг Раша, 2010. — 512 c.

  2. Подхолзин, Б.А. Договоры, обязательства, сделки. Юридический комментарий. Судебная практика. Образцы договоров / Б.А. Подхолзин. — М.: Ось-89, 2014. — 350 c.

  3. История Библиотеки Академии наук СССР. 1714 — 1964 / ред. М.С. Филиппов. — М.: М-Л: Наука, 2017. — 600 c.
  4. Настольная книга судебного пристава-исполнителя. — М.: БЕК, 2014. — 752 c.
  5. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2010. — 152 c.
  6. История Библиотеки Академии наук СССР. 1714 — 1964 / ред. М.С. Филиппов. — М.: М-Л: Наука, 2017. — 600 c.
Стороны социального партнерства в сфере труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here