Стадии развития коллектива

Статья на тему: "Стадии развития коллектива" с разъяснениями профессионалов. Мы постарались собрать весь тематический материал, обработать и разместить в удобном для чтения виде. На все вопросы вам ответит наш дежурный консультант.

Этапы развития коллектива

Детально определил сущность коллектива А.С. Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — его смерть. Он определил принципы коллектива: гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельные действия.

Также им были выявлены следующие этапы развития коллектива.

  • 1 этап — становление коллектива. Педагог оформляет группу, класс, кружок в коллектив, т.е. социально-психологическую общность, в которой отношение учеников определяются характером их совместной деятельности, ее целями и задачами. Организатор коллектива — педагог, от которого исходят все требования.
  • 2 этап — усиление влияния актива. Актив не только выполняет требования педагога, но и сам их предъявляет к членам коллектива, исходя из того, что приносит коллективу пользу, а что вред. Коллектив на 2 этапе развития выступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Коллектив здесь выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

Третий и последующие этапы — расцвет коллектива. Уровень и характер требований — они более высокие к себе, чем к своим товарищам — свидетельствует о уже достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений. Если коллектив дошел до этого этапа развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Основные признаки коллектива — общий опыт, одинаковые оценки событий.

4 этап развития — этап движения. На этом этапе каждый школьник благодаря усвоенному коллективному опыту сам к себе предъявляет определенные требования, его потребностью становится выполнение нравственных норм. Здесь процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Между этапами развития нет четких границ. Последующий этап не сменяет предыдущий, а добавляется к нему.

Во всех коллективах создаются свои традиции. Традиции — это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают, украшают коллективную жизнь.

Цель, способную увлечь и сплотить коллектив, А.С. Макаренко называл перспективой. Он различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую. Близкая цель опирается на личную заинтересованность. Средняя перспектива заключается в проекте события. Она должна определяться по времени и сложности. Далекая — отодвинутая по времени, но наиболее социально значимая цель. Система перспективных линий должна пронизывать коллектив. Развитие коллектива в этих условиях протекает естественно. Макаренко выдвигал принцип параллельного действия.

Каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием воспитателя, актива и всего коллектива. Коллектив может наказать провинившихся слишком сурово, поэтому А.С. Макаренко советовал пользоваться осторожно этим принципом.

Он определил черты сформированного коллектива:

  • 1) мажор — постоянная бодрость;
  • 2) ощущение собственного достоинства;
  • 3) дружеское единение членов;
  • 4) ощущение защищенности;
  • 5) активность к упорядоченному действию;
  • 6) сдержанность в эмоциях.

Однако в настоящее время сложился другой подход (А.Н. Лутошкин, Л.И. Новикова, Л.И. Уманский и др.) к определению стадии развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут сплачивать коллектив.

В ходе активной совместной деятельности у школьников образуются свои нормы и правила взаимоотношений, которые проявляются в форме согласий или разногласий участников по разнообразным вопросам. Необходимым условием единства становится выработка способов оптимального и эффективного разрешения недоразумений и конфликтов.

Детская группа в своем развитии на пути к коллективу сегодня проходит пять основных этапов, на каждом из них приобретая и проявляя определенные коллективистские качества и отношения.

Формирование межличностных отношений в коллективе во многом определяется линией поведения педагога. Внимание и уважение к личности школьника — главное условие возникновения нормальных доверительных взаимоотношений учащихся и учителей. Стержневая характеристика личности в детском коллективе — ее самооценка. Эмоциональное благополучие, а следовательно, caмооценка, определяется положительным отношением окружающих. Отсутствие такового может стать источником неврозов, сопровождающихся неустойчивой самооценкой, тревожностью. Эмоциональный настрой детского коллектива может как стимулировать, так и предотвращать невротические переживания детей. Если личность испытывает эмоциональное благополучие в коллективе, то его ценности и нормы воспринимаются ею как свои собственные, активная позиция становится значимой и привлекательной.

Ориентирами жизнедеятельности любого детского (классного) коллектива в настоящий период общественного развития должны стать общечеловеческие ценности, которые никогда не утратят своего воспитательного предназначения (В.А. Караковский).

II. Этапы формирования коллектива.

Первый этап — становление коллектива. В коллективе есть общие общественно значимые цели, общие задачи и деятельность. Таким обычно бывает вновь созданный коллектив.

На первом этапе руководитель должен выступать в позиции организатора коллектива, от него исходят все требования и проверка их выполнения. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились.

Ошибки первого этапа:

— торопливость с выбором актива — на этом этапе нужно выбирать или назначать временный актив;

— создание видимости демократии.

Второй этап развития коллектива: в коллективе есть общие общественно значимые цели, общие задачи, общая деятельность, актив, дисциплина.

Дисциплина бывает двух видов: приказа и принуждения, сознания.

Дисциплина формируется через принуждение и только со временем появляется дисциплина сознательная. На втором этапе сознательной дисциплины у всех членов коллектива еще нет.

В этот период усиливается влияние актива, он сам предъявляет требования к членам коллектива. Происходит стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

Руководитель на втором этапе переходит к позиции опосредованного руководства. Следует отказаться от прямых требований и проверки, действовать только через актив.

Ошибки второго этапа:

— фальшивое опосредованное руководство — когда руководитель создает видимость демократии, но жестко контролирует деятельность, как актива, так и коллектива в целом.

Третий этап –расцвет коллектива. Коллектив имеет все признаки. Возможен дополнительный признак — каждый член коллектива предъявляет к себе более высокие требования, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива этой стадии.

Читайте так же:  Персональные данные работника

Позиция руководителя — консультант, советчик.

Четвертый этап развития коллектива. Коллектив характеризуется наличием всех признаков. Возможен дополнительный признак — каждый член коллектива предъявляет требование к себе самому, как если бы это было требование коллектива. Все члены коллектива занимаются самовоспитанием. В производственной сфере таких коллективов пока нет. Приближаются к этому уровню коллективы альпинистов.

Проводили исследования в школах г. Кемерово: из 1200 коллективов только 17 находились на третьем этапе, остальные на первом и втором этапах. В вузах коллективов третьего этапа по оценке самих студентов нет.

В социальной психологии имеются различные классификации стилей руководителя. Крупнейший специалист в этой области знаний А.Л.Журавлев различает три основных стиля руководства: директивный (автократический), демократический (консультативный) и либеральный (попустительский).

ü Директивный стиль. При строгом применении этого стиля руководитель строит свое поведение в соответствии с принципами формальной структуры. Такой руководитель держит дистанцию по отношению к коллективу, старается избегать неформальных контактов. Он берет на себя всю полноту власти и ответственности за происходящее в коллективе, старается лично контролировать весь объем отношений в коллективе, обращая внимание не только на результат, но и на процесс. Решения принимаются им единолично, члены коллектива получают лишь самую необходимую для выполнения работы информацию. Руководитель такого типа, как правило, властен, требователен, ориентирован только на целевую функцию.

ü Демократический стиль.Этот тип руководства сочетает в своей работе ориентацию, как на формальную, так и на неформальную структуру взаимоотношений руководителя и коллектива, поддерживает товарищеские отношения, не допуская при этом фамильярности. Стремится разделить власть между собой и подчиненными, при принятии решений учитывает мнение коллектива, стремится контролировать только конечный результат, не вдаваясь в подробности процесса. Члены коллектива получают достаточно полную информацию о своем месте в выполнении общего задания, о перспективах своего коллектива.

ü Либеральный стиль. Этот тип руководителя максимально ориентирован на поддержание неформальных отношений с сотрудниками, делегирование им своих полномочий и ответственности. Руководитель предоставляет подчиненным полный простор, они самостоятельно организуют свою деятельность, решения принимаются коллегиально. Руководитель лишь в случае необходимости вмешивается в производственный процесс, осуществляет контроль, стимулирует работу.

Следует отметить, что не существует универсального оптимального стиля руководства коллективом, способного обеспечить решение стоящих перед ним задач и нормальный социально-психологический климат. В различных конкретных ситуациях эффективным может оказаться тот или иной стиль или их гармоничное сочетание.

Исследование, поводившееся в школах г. Кемерово, позволило выделить несколько наиболее часто встречающихся типов классных руководителей.

w Первый тип классного руководителя. Сам является центром класса, все делает, имеет хороший контакт с ребятами и на уроках, и во внеклассной работе. Пользуется, как правило, любовью со стороны ребят. Но без него у ребят ни чего не получается.

w Второй тип классного руководителя. Во всем доверяет ребятам, хорошо знает особенности детей, осуществляет ненавязчивую помощь. Ребятам нравятся такие классные руководители.

w Третий тип классного руководителя. Нейтральный тип. Ребятам доверяет в тех случаях, когда его не интересует результат (субботники, дискотека), но контроль учебы, контакт с родителями осуществляет только сам. Ученики их не любят и часто боятся такого классного руководителя.

Проводились эксперименты по назначению в старших классах освобожденных классных руководителей на параллель классов. Но они закончились неудачно.

Стадии развития коллектива

Любая группа людей со стороны напоминает живой организм. Она способна расти, развиваться и даже переживать нечто похожее на социальную смерть. Это явление встречается практически везде: на производстве, в школе или университете. Мы решили разобраться, как проходят основные этапы формирования коллектива.

Этапы развития коллектива

  1. Притирка. Все участники группы знакомятся друг с другом, демонстрируя при этом только лучшие свои качества. Коллектив на этой стадии создаёт видимость слаженной и дружной атмосферы, хотя на самом деле истинные чувства скрыты и не демонстрируются. На этой стадии развития трудового коллектива лишь очень поверхностно обсуждаются цели и методы сотрудничества. Люди мало знают своих коллег, поэтому коллективная работа практически отсутствует.
  2. Изменение начального положения. Межличностные недовольства в группе накаляют обстановку и она начинает распадаться на группировки, микро группы. Это время борьбы за лидерство, причём как за лидерство во всём коллективе, так и за неформальное лидерство в его микро группах.
  3. Результат. После того как формирование и развитие коллектива достигло своего пика и каждый его член занял отведённое ему место наступает период плодотворной работы. Так происходит, потому что группа имеет в своём распоряжении знания и ресурсы для более налаженного трудового процесса.
  4. Эффективность. Здесь акцент делается на правильное использование временных ресурсов и точное выполнение задач и целей. На проблемы группа смотрит объективным взглядом и в состоянии решить их творческим путём.
  5. Мастерство. В коллективе прошедшем все предыдущие этапы развития, связи между его членами значительно крепнут. Людей оценивают и принимают согласно их положительным чертам и достоинствам, а не по промахам и недостаткам. Личностные разногласия устраняются в сжатые сроки.
  6. Старение. Согласно законам развития коллектива наработанное годами мастерство в определённой сфере ещё позволяет ему «держаться на плаву», но более активные конкуренты уже значительно превышают его уровень результативности. Новые методы роботы и изменившаяся обстановка вокруг кокой-либо сферы деятельности дают о себе знать.
  7. Крушение. Коллектив как таковой прекращает своё существование. Иногда группа, может развалиться даже по причине ухода или смерти своего лидера.

Условия развития коллектива

Для того чтобы коллектив прошел все это этапы в своём развитии ему необходимо создавать условия.

Факторы развития коллектива

  • Совместная деятельность.
  • Умелое предъявление требований к коллективу.
  • Здоровое и объективное общественное мнение.
  • Перспективы развития.
  • Создание или преумножение традиций коллективной деятельности.
  • Теперь вы знаете, через что приходиться пройти группе для того чтобы стать действительно профессиональным коллективом. Данные знания вы можете применять как будучи руководителем, так и при устройстве на новое место роботы.

    Читайте так же:  Какие нужны документы для получения единовременного пособия на ребенка

    Развитие коллектива по Макаренко

    Рада вновь приветствовать любознательных и стремящихся к саморазвитию читателей на страничках нашего проекта. Вы с нами ‒ и это здорово! Предлагаю обсудить сегодня стадии развития коллектива по Макаренко. Давайте вместе разберёмся, какую роль в нашей жизни играют коллективные отношения и как мы способны развивать их во благо себе и окружающим.

    Немного о Макаренко

    Помните фразу из фильма «Большая перемена», где ученик восхищается своим учителем истории Нестором Петровичем и сравнивает его: «Это же Макаренко!» А кто, собственно, этот Макаренко и чем он знаменит?

    Антон Семёнович Макаренко (1888-1939) ‒ выдающийся теоретик образования, педагог, писатель. Им разработаны и внедрены принципиально новые демократические концепции воспитания и образования подрастающего поколения. Являясь основателем советской педагогики, Антон Семёнович воплотил новаторскую теорию обучения и нравственного воспитания детей в коллективной общине. Он разработал идею поэтапного становления коллектива и принципы его развития.

    Прошло уже сто лет, однако учения и взгляды опытного наставника Макаренко не потеряли своей актуальности по сей день и могут служить нам примером для усовершенствования межличностных отношений.

    Пересказ краткой биографии Макаренко включён в итоговое устное собеседование, которое проводится среди учеников 9 классов по окончании учебного года. Один из вариантов задания содержит небольшой текст о педагогической деятельности Антона Семёновича. Этот отрывок учащийся должен прочесть и пересказать своими словами, сохранив смысл сказанного. В изложении текста требуется упомянуть цитату М. Горького, отражающую суть воспитательной деятельности Макаренко. Устное собеседование, проводимое на основе контрольно-измерительных материалов (КИМов), позволяет определить степень общеобразовательной подготовки учащихся и является допуском к экзаменам в формате ОГЭ.

    Что такое коллектив по мнению Макаренко?

    По мнению А.С. Макаренко, коллектив ‒ есть объединённая группа участников, имеющая общую социально значимую цель. Все члены коллектива наделены равными правами, обязанностями, несут общую ответственность и зависимость друг перед другом. Для успешного формирования коллектива сплочённая группа проходит этапы качественных преобразований.

    Основные стадии развития коллектива по системе Макаренко:

    • На четвёртом этапе наблюдается активное движение вперед, означающее гармоничное развитие коллектива. Неуклонно возрастает уровень сознательности каждого представителя группы. Это выражается в том, что требования к себе самому значительно выше, чем к окружающим соратникам. Находясь на данной ступени развития, коллективные взаимоотношения формируют гармоничную, полноценную и высоконравственную личность.

    Сам Антон Семёнович утверждал, что успешно развивающийся коллектив ‒ это инструмент целевого воздействия для раскрытия индивидуальности каждого его участника.

    [2]

    Труды Макаренко о формировании и развитии коллектива

    Антон Семёнович вёл результативную воспитательную деятельность и оставил нам богатое наследие своих научных работ. Способы формирования и конструктивного развития коллектива наиболее полно описаны им в произведениях: «Воспитание в семье и школе», «Педагогическая поэма», а также избранные педагогические сочинения в 4 томах.

    Переосмысливая учение А.С. Макаренко, я отчётливо вижу, что его воззрения способны разрешить многие конфликтные ситуации и затруднения, возникающие в современном обществе. И если в вашем рабочем или учебном коллективе возникли разногласия, постарайтесь найти общую цель и учесть интересы большинства участников. Станьте примером плодотворной и успешной деятельности: к Вам потянутся такие же целеустремлённые и энергичные личности. Запомните, что добиться успеха сообща значительно легче, чем поодиночке.

    Похожие работы

    Аналогичные научные труды по развитию коллективных отношений издавали и другие авторы.

    Академик РАО Людмила Ивановна Новикова внесла весомый вклад в усовершенствование преподавательской деятельности. Её авторству принадлежат следующие работы: «Педагогика воспитания: избранные педагогические труды», «Воспитательное пространство: опыт и размышления», «Смена парадигмы воспитания ‒ назревшая проблема педагогики». В своих научных произведениях Людмила Ивановна изучала последовательные шаги системы воспитания школьников, рассматривала влияние коллектива как способ усовершенствования личности подростка.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Не менее ценный вклад в укрепление российского образовательного процесса внёс специалист педагогической психологии Лев Ильич Уманский. Среди значимых его трудов выделяются: «Личность. Организаторская деятельность. Коллектив», «Организатор и организаторская деятельность», «Психология организаторской деятельности школьников».

    Заключение

    В заключение мне хотелось бы привести цитаты Антона Семёновича, наглядно отражающие его новаторские идеи в системе формирования коллективных взаимоотношений.

    «Когда объединённая группа не имеет цели своей деятельности, то невозможно изыскать и способы её организации».

    «Ваше отношение к ним может быть отчуждённым до крайней степени или требовательным до придирчивости, но если у вас кипит работа, вы обладаете энергией и вам сопутствует удача ‒ будьте спокойны и уверены: коллектив на вашей стороне. И наоборот, приветливое и ласковое обращение не сможет скрыть вашего непрофессионализма, провалов и неудач в деле: общность будет презирать вас».

    Благодарю читателей за интерес к нашему проекту и стремление к самосовершенствованию. Обещаю, что вас ждёт ещё много познавательной информации и новых открытий. До встречи!

    Основные стадии развития коллектива

    А.С. Макаренко установил, что для того, чтобы коллектив был создан, необходимо пройти четыре основных стадии. В основу выделения этих стадий или этапов развития коллектива было положено то, кто предъявляет педагогические требования.

    Это деление на стадии по признаку развития требований к коллективу является несколько условным, т.к. процесс развития коллектива идёт непрерывно, резких границ и переходов эти этапы не имеют. Однако характеристика каждой стадии позволяет выделить основные формы и методы, в наибольшей степени ей соответствующие.

    Первая стадия развития коллектива.

    На этой стадии требуют только педагоги. Это нулевая точка в развитии коллектива. Здесь есть только «организационная единица» (класс, группа, секция). Основной целью педагогического руководства на первой стадии развития коллектива является элементарная организация его членов. Решающими факторами здесь выступают: твёрдость, последовательность, единство требований ко всем членам. При этом необходимо учитывать, что первый этап не имеет права на длительное существование, иначе нет условий для развития активности членов группы, хотя и может создастся видимость дисциплины и организованности. Важным шагом на этом этапе является выявление и оформление актива. Актив – это те члены группы, которые действуют в соответствии и с интересами коллектива и благожелательно относятся к начинаниям и требованиям педагога.

    Читайте так же:  Закон о налоге на имущество физических лиц последние изменения и способы расчета

    Вторая стадия развития коллектива.

    Эта стадия характеризуется тем, что актив поддерживает требования педагога и сам предъявляет их к членам коллектива. Способы организации коллективной жизни усложняются – наступает переход коллектива к самоуправлению.

    Важной особенностью данной стадии является постоянное усложнение практической деятельности воспитанников. Творческий характер деятельности коллектива на втором этапе проявляется в самостоятельном планировании, подготовке, проведении многих важных коллективных дел. В этом процессе роль актива трудно переоценить. Здесь важно, чтобы активисты пользовались уважением в коллективе, чётко выполняли свои обязанности и не злоупотребляли своим положением.

    Но развитие коллектива не может остановиться на этой стадии, когда активно действующей силой является лишь часть коллектива. Если развитие коллектива задержится, на этой стадии возникает опасность отрыва актива от коллектива и даже противопоставления актива остальным членам группы. Необходим дальнейший переход от активной деятельности части группы к активной деятельности всех его членов.

    Третья стадия развития коллектива.

    [1]

    Эта стадия наиболее продуктивна в его деятельности. В этот период весь коллектив предъявляет требования к «отдельно уклоняющейся, капризничающей личности» (по определению А.С. Макаренко). Заинтересованность в делах проявляет не только актив, но и все члены коллектива. Третья стадия характеризуется наличием общественного мнения, характерным признаком которого является единая оценка различных событий в жизни коллектива. Формирование общественного мнения становится возможным лишь при условии целенаправленной работы педагога в этом направлении. Педагоги организуют совместную деятельность членов коллектива с таким расчётом, чтобы они имели возможность накопить опыт общения с товарищами в различной обстановке и научились влиять на формирование личных взаимоотношений. На третьей стадии развития коллектива не только актив, но и все члены коллектива могут предъявлять друг другу требования широкого нравственного плана.

    Четвёртая стадия развития коллектива.

    Эта стадия представляет собой непосредственное продолжение третьей и характеризуется тем, что его члены предъявляют требования к самим себе на фоне требований, встающих перед всем коллективом. Четвёртая стадия знаменательна предъявлением к себе членами коллектива требований широкого нравственного плана. Нормы жизни и деятельности коллектива становятся личной потребностью каждого. Процесс воспитания в коллективе перерастает в процесс самовоспитания.

    Дата добавления: 2015-10-09 ; просмотров: 1621 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    Стадии развития коллектива

    Все социальные организмы, подобно биологическим, имеют свой жизненный цикл от рождения до смерти: возникают, развиваются и прекращают существование. В процессе развития коллективы любых организаций обычно проходят через ряд последовательных стадий (или этапов).

    1. Притирка. Этап первичного знакомства и адаптации. Люди постепенно знакомятся друг с другом, налаживают деловые и личностные взаимоотношения, возникают первые симпатии и антипатии.

    На этом этапе развития часто наблюдается т.н. «псевдосплоченнность» коллектива. На первый взгляд новый коллектив выглядит деловым и организованным, но на самом деле люди пока только изучают друг друга, пытаются определить своих вероятных противников и сторонников, вникают в специфику организационных отношений. Подлинные чувства часто скрываются. Подлинного обсуждения целей и методов работы почти нет. Люди еще мало знают своих коллег, почти не слушают друг друга, а творческая коллективная работа фактически отсутствует.

    Псевдосплоченность может реализоваться в коллективном осознании того, что «мы все одна команда» и «мы все очень хорошие». Такая ситуация складывается, когда коллектив состоит из людей, имеющих сходный и довольно высокий социальный статус. Вариантом псевдосплоченности может являться ситуация «козла отпущения», которого «пинают» все кому не лень, вымещая на нем свои негативные чувства. Такая роль изгоя обычно отводится члену коллектива, резко отличающегося своим поведением или внешним видом от других.

    2. Этап «Дворцовых переворотов». Это период борьбы за лидерство. Освоившись в коллективе, некоторые его члены стремятся занять доминирующие позиции. Большинство новообразованных коллективов проходят через период переворотов, когда образуются кланы, группировки, разногласия выражаются более явно, вплоть до открытых столкновений. Личные взаимоотношения приобретают значение, сильные и слабые стороны отдельных индивидов выходят наружу. Коллектив начинает обсуждать, как достичь согласия, и пробует улучшить взаимоотношения. На этой стадии развития иногда происходит силовая борьба за лидерство, в результате которой может произойти как смена лидера, так и расформирование коллектива (банкротство фирмы, дележка вкладов). На этом этапе действующий лидер должен подтвердить свои полномочия или уступить место более сильному.

    3. Результативность. Потенциал коллектива возрастает, и перед ним встает вопрос, как использовать имеющиеся теперь способности и ресурсы. Часто этот коллектив работает рывками, однако есть энергия, интерес и желание понять, как можно работать лучше. Методы работы пересматриваются, появляется желание экспериментировать, и принимаются меры по повышению производительности. Чаще всего быстро достигаются высокие результаты.

    4. Эффективность. Коллектив приобретает опыт в успешном решении проблем и использовании ресурсов. Акцент делается на правильное использование времени и на уточнение задач. Сотрудники начинают гордиться своей принадлежностью к «команде-победительнице» (возникает идентификация с группой). На проблемы смотрят реалистически и решают их творчески. Управленческие функции плавно переходят от одного сотрудника к другому в зависимости от конкретной задачи.

    5. Мастерство. В развитом коллективе действуют прочные связи между его членами. Людей принимают и оценивают по достоинству, а не по претензиям. Отношения носят неформальный характер, но приносят удовлетворение. Личные разногласия быстро устраняются. Коллектив превращается в благополучную ячейку общества и вызывает восхищение посторонних. Он способен показывать превосходные результаты и устанавливает высокие стандарты достижений.

    6. Старение. Внешние условия изменились, а коллектив продолжает работать над ранее поставленными целями, уже не отвечающими задачам нового времени. Длительное время структура, функции, положения, инструкции и методы работы не меняются. На этой стадии развития коллективу еще удается за счет опыта и былого мастерства «держаться на плаву», но по результативности он уже проигрывает более активным конкурентам. В коллективе накопилась усталость, чаще всего доминируют формальные взаимоотношения и оглядка на лидера.

    7. Смерть. Происходит крупная реорганизация предприятия или его полная ликвидация, коллектив формально прекращает свое существование, и люди трудоустраиваются в другие места. Иногда смерть коллектива происходит по причине ухода или смерти лидера, когда группа не приемлет руководителя с абсолютно другим стилем и типом взаимоотношений. В процессе реорганизации результативность работы коллектива очень низкая, и лучше этот процесс сократить до минимума («быстрая кончина»).

    Читайте так же:  Государственная пенсия по инвалидности

    Стадии развития коллектива. — Конспекты к экзамену — Теория и методика воспитания

    Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.

    Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А. С. Макаренко. В развитии воспитательного коллектива он считал закономерным переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.

    Тест на внимательность Только 5% пользователей набирают 100 баллов. Сколько баллов наберешь ты?

    На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. По А. С. Макаренко, требование, высказанное в форме, не допускающей возражений («негнущееся», категорическое), необходимо на первых порах в каждом коллективе. Следует отметить, что большинство воспитанников, особенно младших возрастных групп, практически сразу и безоговорочно принимают требования педагога. Показателями, по которым можно судить о том, что диффузная группа переросла в коллектив, являются мажорный стиль и тон в группе, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива. О наличии последнего, в свою очередь, можно судить по наличию инициативы со стороны учащихся и по общей стабильности в группе.

    На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Однако сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него и к отдельным воспитанникам. Таким образом, категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Если этого нет, то нет и коллектива в истинном смысле.

    Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. «Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой», — писал А.С.Макаренко. Положение «когда требует коллектив» говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.

    В настоящее время сложился другой подход (Л. И. Новикова, А.Т.Куракин и др.) к определению стадий развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут выступать сплачивающим детей средством. Л.И.Новикова выделяет 1) стадию сплочения коллектива, 2) стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и 3) стадию, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.

    В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью (Я. Л. Коломинский, А. В. Петровский, Л.И.Уманский).

    Самое существенное качество группы — уровень ее социально-психологической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм — в группу-коллектив.

    Для осознания возможностей детского коллектива в воспитании личности рассмотрим уровни развития группы как коллектива. Изучая детские коллективы, Л.И.Уманский выделил признаки социально-психологической зрелости группы, которые проявляются по-разному в зависимости от уровня ее развития. Он их объединил в три блока.

    Общественный блок с подструктурами социальной направленности, организованности и подготовленности, отражающими соответственно идеологическую, управленческую и деловую сферы групповой жизнедеятельности.

    Под направленностью группы понимается социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм, т.е. идеологическая сфера группового сознания. Сущность организованности группы состоит в реальной и эффективной способности к самоуправлению — групповой самоуправляемости (А. С. Чернышев).

    Реально действующая группа всегда активна в отношении той или иной конкретной деятельности (общественно-политической, управленческой, трудовой, познавательной, спортивной, культурно-массовой, игровой и т.п.). Групповая деятельность требует от каждой личности и группы в целом соответствующих знаний, умений и навыков — опыта групповой подготовленности.

    Личностный блок с подструктурами интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности, отражающими единство трех сторон сознания входящих в группу личностей и соответствующих сфер жизнедеятельности группы.

    Интеллектуальная коммуникативность — это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка. Она реализуется путем обмена информацией, определения общих позиций, суждений, принятия групповых решений.

    Эмоциональная коммуникативность — это межличностные связи эмоционального характера, преобладающий эмоциональный настрой группы, ее эмоциональные потенциалы. Это та объективно существующая в группе атмосфера, которая характеризует эмоциональную сторону ее жизнедеятельности.

    Волевая коммуникативность понимается как способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее своеобразная стрессоустойчивость и надежность в экстремальных ситуациях.

    Блок общих характеристик (интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность) жизнедеятельности группы.

    Общие характеристики групповой жизнедеятельности изучены в отечественной психологии достаточно полно. Их можно представить следующим образом:

    интегративность — мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, а отсутствие интегрированности — это разобщенность, дезинтеграция (А. Н. Лутошкин, А. В. Петровский, В. В. Шпалинский и др.);

    микроклимат — определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность в ней (А. В. Лутошкин, А. А. Русалинов и др.);

    референтность — степень принятия членами группы группового эталона, их идентификация с эталоном групповых ценностей (Е.В.Щедрина);

    лидерство — степень ведущего активного влияния отдельных личностей на группу в целом в направлении осуществления групповых задач (Е. М. Зайцева);

    интрагрупповая активность — мера активизации группой составляющих ее личностей (Л.И.Уманский);

    [3]

    интергрупповая активность — степень влияния данной группы на другие группы в более широкой общности, например класса на класс в школе (А.И.Кузнецов, В.С.Агеев).

    Все общие качества, характеризуя уровень развития группы как коллектива, тесно связаны друг с другом, каждое из них раскрывается через подструктуры двух первых блоков.

    Читайте так же:  Развод с несовершеннолетним ребенком через суд

    Внутри каждого блока и между блоками существуют многообразные функциональные взаимосвязи и взаимозависимости. Эти связи обусловливаются их местом в целостной структуре сфер жизнедеятельности группы, соединением в ней общественного и личного. Л. И.Уманский экспериментальным путем установил, что детская или юношеская группа становится коллективом при устойчивом проявлении названных признаков в их наивысшей степени.

    Нижним уровнем формирования коллектива является группа-конгломерат, т.е. группа ранее непосредственно не знакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время. Их взаимоотношения и взаимодействия поверхностны и ситуативны (например, группа ребят, только что приехавших в летний оздоровительный лагерь из разных мест и собранных вместе). Ни один из вышеназванных признаков на этом уровне не проявляется. Если группа получает свое название, то происходит ее номинализация (номинальная группа). В этом случае ей приписываются определенные извне цели, виды деятельности, условия взаимодействия с другими группами и т.д. При этом номинальная группа может остаться группой-конгломератом, если объединенные в нее личности не примут этих целей и условий, если не произойдет даже формального межличностного объединения, но такие случаи редки в школьной практике.

    Если же начальное объединение произошло, дети приняли статус первичного коллектива, цели каждой личности в группе проектируются заданием, группа поднимается на одну ступеньку — она становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования, закладываются первые кирпичики формирования ее структуры как коллектива. Совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает ей возможность перейти к более высоким уровням организации, а главное, изменяет межличностные отношения и ведет при благоприятных условиях на следующую ступень — к кооперации.

    Группа-кооперация отличается реальной и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее межличностные отношения и ее внутригрупповое общение носят сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении конкретной задачи в том или ином виде деятельности. Направленность и психологическая совместимость здесь вторичны и зависят от единства целей и взаимодействия. Это создает условия для перехода группы-кооперации на следующую ступень — автономизацию.

    Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством по всем подструктурам и общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней («Моя группа»). В ней происходит процесс обособления, эталонизации (монореферентности), внутренней слитности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему уровню.

    Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива — к корпорации. Это возможно в том случае, если произойдет гиперавтономизация, если обособление приведет к замкнутости, группа изолирует себя от других групп данной общности, замкнет свои цели внутри себя, если она начнет противопоставлять себя другим группам и осуществлять свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. В этом случае появляется корпоративная направленность как «групповой эгоизм» (Т. Н. Мальков-ская) и групповой индивидуализм, а сама группа превращается в группу-корпорацию — лжеколлектив.

    Напротив, если группа выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в целом, то в такой группе наблюдается коллективистическая направленность и она становится группой-коллективом.

    Исследования показали, что названные уровни являются не только диагностическими срезами, но и этапами в процессе коллективообразования (А. Г. Кирпичник). Так, в летних оздоровительных детских лагерях можно увидеть, как большинство отрядов проходит путь от групп-конгломератов и номинальных групп через ассоциации (первые 4 — 6 дней 24-дневной смены) к кооперациям (примерно к середине смены), а затем к автономизации и временным коллективам (последняя треть смены). Следует отметить, что по разным причинам одни отряды проходят этот путь быстрее, их движение более поступательное, а положение на высших уровнях — устойчивое и надежное. Другие проходят его рывками, отступая от более высоких уровней к более низким, что называют «болезнями коллектива» (В.Г.Иванов, И.М.Чернышова), третьи поднимаются на более высокий уровень временно.

    Исследования дают основание считать предложенные уровни этапами развития контактных групп как коллективов. Каждый предыдущий этап готовит последующий, а преодоление противоречий между ними есть движущая сила развития конкретной группы в своеобразных внешних и внутренних условиях ее формирования.

    Детский коллектив — важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно полезной деятельности и проявляется в коллективизме.

    Коллективизм — это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма в школьном коллективе достигается различными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой перед учащимися перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении; активизацией работы детских и юношеских общественных организаций.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Таким образом, учебно-воспитательный коллектив — это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

    Источники


    1. Общество с ограниченной ответственностью. Судебная практика, официальные разъяснения и рекомендации. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 128 c.

    2. Мурадьян, Э. М. Ходатайства, заявления и жалобы (обращения в суд) / Э.М. Мурадьян. — М.: Юридический центр Пресс, 2015. — 446 c.

    3. Поттешер, Ф. Знаменитые судебные процессы / Ф. Поттешер. — М.: Прогресс, 2013. — 302 c.
    4. Гуцол, В. В. Правовые основы Российского государства / В.В. Гуцол. — М.: Феникс, 2006. — 448 c.
    5. Дворянкин, О. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение / О. Дворянкин. — М.: Весь Мир, 2015. — 464 c.
    6. Правоведение. Шпаргалка. — Москва: ИЛ, 2014. — 892 c.
    Стадии развития коллектива
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here