Специфические права ребенка что это, виды, защита прав

Статья на тему: "Специфические права ребенка что это, виды, защита прав" с разъяснениями профессионалов. Мы постарались собрать весь тематический материал, обработать и разместить в удобном для чтения виде. На все вопросы вам ответит наш дежурный консультант.

Специфические права ребенка: описание видов

Специфические права ребенка прописаны российским законодательством и защищаются так же, как и все остальные права детей. Они закреплены не только в государственных нормативно-правовых актах нашей страны, но и в международных. Это основополагающие права, которые необходимы именно детям, так как они в силу своего возраста и беззащитности нуждаются в них.

Виды специфических прав

Среди них можно выделить следующую классификацию:

  • избирательное право;
  • на собственность;
  • на жизнь;
  • на семью.

Специфические права приобретаются с рождения. Они входят в состав общих прав малыша. А их особое значение направлено на регулирование специально выделенных норм.

Избирательное право

Оно подразумевает возможность выбора детьми. Родители, официальные представители обязаны предоставлять детям выбор и осуществлять его. Существует следующая градация возрастных периодов детей:

Дети, не достигшие 10 лет, считаются не готовыми для осуществления осмысленного выбора действий, имеющего юридические последствия.

Родители или официальные представители должны осуществлять выбор условий проживания, воспитания, образования и прочего за свое дитя. Но данный выбор должен быть в целях создания для него комфортных и благоприятных для роста и развития условий.

С 10 лет дети имеют право небольшого выбора. Их мнение учитывается в суде при разводе родителей. В случаях, когда оба родителя имеют достойные условия проживания и воспитания ребенка, суд может принять решение о выборе его места жительства с одним из родителей на основании пожеланий.

Во время процедуры оформления опекунства приемными родителями социальные органы также учитывают желание малыша. При проявлении несовершеннолетним нежелания оформления в данную семью социальные органы не имеют права продолжать оформлять опеку.

С 14 лет законодательством нашей страны признается возможность несовершеннолетних детей зарабатывать денежные средства. Таким образом, они имеют право на получение стипендии, участие в оплачиваемых полезных работах. Заработанные денежные средства принадлежат детям, и они могут распоряжаться ими по своему усмотрению.

В 18 лет ребенок приобретает все права взрослого человека, и заканчивается действие детских прав.

Защита данного права осуществляется официальными представителями малыша, а также органами опеки и попечительства на основании Семейного и Административного кодексов.

Право на собственность

Владеть собственностью могут дети с самого рождения. Но осуществляется данное право с помощью официальных представителей или родителей. Пути приобретения несовершеннолетним собственности:

  1. При получении наследства. Наследником можно назначать даже не родившегося, но зачатого малыша. При наступлении факта, при котором несовершеннолетний становится наследником определенного имущества, его официальные представители должны оформить у нотариуса необходимые документы по вступлению в наследство.
  2. При получении в дар. Также оформляются документы на право собственности с помощью официальных представителей малыша. Например, при покупке семьей квартиры родители могут выделить определенную долю детям и получить соответствующие свидетельства о совместном владении жильем.
  3. Приватизация. Родители имеют право приватизировать квартиру и выделить в ней долю детям. Таким образом, они будут владеть частью квартиры, полученной путем приватизации.
  4. Собственность, купленная на собственные заработанные денежные средства лицами старше 14 лет. Законодательством разрешены мелкие имущественные сделки таким несовершеннолетним. Все их имущество, полученное таким путем, принадлежит им на праве собственности.

При сделках с недвижимостью с участием несовершеннолетних собственников контроль над соблюдением и защита прав осуществляется органами опеки и попечительства. Данная служба должна выдать разрешение на проведение определенной сделки от лица несовершеннолетнего.

Для получения разрешения от социальной службы необходимо подать заявление. Оно составляется следующим образом:

  1. В верхней правой части указывается наименование органа, в который подается документ.
  2. Далее пишутся персональные данные заявителя.
  3. Название документа.
  4. Подробное обоснование своего требования. Здесь указывается имущество, которым владеет ребенок, ее оценочная стоимость, площадь. Необходимо доказать, что сделка, проводимая с данным имуществом, приобретается с выгодой, и планируется приобретение жилой площади с более широкой площадью или улучшенными условиями проживания.
  5. Перечень прикладываемых документов.
  6. Дата и подпись заявителя.

На основании данного документа органы принимают решение о выдаче разрешения на проведение данной сделки. Как правило, социальные службы не дают разрешения в ситуациях, когда в ходе сделки условия проживания детей станут хуже. Только в исключительных случаях можно получить данное разрешение. Например, при переводе одного из родителей на постоянную работу в другой город.

Защита данного детского права осуществляется органами социальной защиты на основании Семейного, Гражданского и Административного кодексов.

Право на жизнь

Дети обладают данным правом наравне со взрослыми людьми на основании Конституции. Это право закреплено основополагающим законом, и другие законодательные акты не должны противоречить ему.

Под правом на жизнь понимается возможность малыша жить, никто не имеет права лишить его жизни. Это уголовно наказуемое деяние.

В случае гибели несовершеннолетнего обязательно устанавливается причина смерти, и если доказано, что в отношении него были совершены преступные действия или бездействие, то лицо, виновное в этом, должно нести уголовную ответственность.

Защита права на жизнь осуществляется органами полиции, прокуратуры, социальными службами на основании Уголовного кодекса.

Картинка 1 Право на жизнь

Право на семью

Каждый малыш должен расти и воспитываться в семье, которая будет о нем заботиться. Но бывают такие ситуации, когда дети лишены возможности жить с родителями по определенным причинам.

В случае гибели или лишения родительских прав законодательством нашей страны предусмотрена процедура оформления опеки над ребенком его родственниками.

Если над несовершеннолетним никем не оформляется опека, то он передается в органы опеки и попечительства. Дети направляются в приемный дом, который становится их временной, а иногда и постоянной семьей. В данном случае ответственность за воспитание, содержание и уход за детьми несут социальные органы. Из детских домов дети могут быть усыновлены в приемные семьи.

Защита этого специфического права осуществляется органами опеки и попечительства на основании Семейного кодекса.

Законодательство нашей страны регулирует и защищает права детей, так как это одна из самых уязвимых, но важных групп населения нашей страны.

Читайте так же:  Сзв-исх - кто сдает и когда

Формы защиты прав ребенка в РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации.

Выполнила: Шестакова Алина

Содержание

Права ребенка

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина. Дети вправе:

1. Жить и воспитываться в семье. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

2.Общаться с родителями и другими родственниками. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

3.Защищать свои права и законные интересы. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных СК РФ, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд.

4) Сохранять свою индивидуальность и выражать свое мнение. Социум и государство, должны уважать права несовершеннолетних на индивидуальность, их волюи свободу слова. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных СК РФ, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет;

5) Иметь имя, отчество, фамилию и гражданство. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства.Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени или фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка, фамилия — по фамилии матери;

6) Изменить свое имя и фамилию. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой. Изменение имени или фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия;

7) Получать содержание от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V СК РФ (имущественное право ребенка). Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка. Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством.

8. Получать образование. Согласно 43 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования.

9. Получать охрану здоровья. Каждый ребенок имеет естественное и неотъемлемое право на охрану здоровья. Здоровье ребенка как состояние полного физического, душевного и социального благополучия представляет собой одну из главных социальных ценностей цивилизованного общества, общественное и личное благо, основу национальной безопасности страны.

Читайте так же:  Коллективная жалоба в прокуратуру - образец

Формы защиты прав ребенка в РФ

Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст.8 СК).

К первым относятся:

— Органы внутренних дел.

Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:

— предъявление иска о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, об отмене усыновления ребенка;

— предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка;

— непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка;

— внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона;

— опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом.

Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка, а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей. Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст.11 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в обязанности этих комиссий входит:

— предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;

— осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;

— организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;

— подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет как правило один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что удается выполнять только самую неотложную работу, как правило связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д.

Таким образом, защита прав ребенка в судебном порядке касается случаев нарушения его прав в семье, если возникает спор о воспитании ребенка. А защита прав ребенка, особенно того, кто утратил родительское попечение, входит в сферу деятельности органа опеки и попечительства. Поэтому приоритетным и наиболее распространенным способом защиты прав ребенка является не судебная, а административно-правовая защита, осуществляемая органами опеки и попечительства. Именно эти органы управомочены государством на выполнение защитных функций, которые осуществляются поразному, в зависимости от конкретной ситуации.

Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

Список литературы

Конституция Российской Федерации 1993 года. М., 2008

Конвенция «О правах ребенка» от 20 ноября 1989

Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. М., 2006.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 742 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Международная защита прав ребёнка

Основой любого современного государства, ячейкой общества, несомненно, является семья. Главной же ценностью семейной жизни считаются дети. Именно забота о них является залогом процветания государства и общества. Причем забота эта должна исходить в равной степени и от родителей, и от государства. Государство путем должной поддержки извне, социальной политики, проводимой в отношении семьи и детства, способствует становлению полноценных граждан и развитию общества в целом. Сегодняшняя действительность свидетельствует, что обеспечение прав ребенка стало серьезной проблемой как для России, так во всем мире. Нарушение прав детей стало особенно распространенным в последние годы.

Необходимость выработки специальных норм в области прав ребенка обусловлена особенностью положения детей, прежде всего тем, что они, согласно законодательству всех государств, не обладают всеми правами, которые имеют совершеннолетние, и, кроме того, в ряде случаев обладают или должны обладать специфическими правами, связанными с их возрастом, положением в семье и т.д.

Международное сотрудничество в области прав человека имеет ряд успехов и достижений. Сложилось четкое представление относительно общепризнанных прав человека, накоплен основной массив международных стандартов, создана сеть международных механизмов и процедур в области защиты прав человека, широкое распространение получила практика привлечения неправительственных организаций к обсуждению в системе Организации Объединенных Наций (далее — ООН) вопросов, связанных с правами человека, и т. д. Ряд международных документов в области прав человека, в той или иной мере, относится и к детям (Всеобщая декларация прав человека 1948г., международные пакты о правах человека 1966г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и др.).

Наиболее важным моментом в данных документах является признание детей самостоятельными субъектами права, при этом признается, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

[2]

Вместе с тем имеются международные документы, специально посвященные правам ребенка. К ним относятся Женевская декларация прав ребенка 1924 г., Декларация прав ребенка 1959г., Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах в период вооруженных конфликтов 1974г., Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), принятые Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 29 декабря 1985 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в ст. 10), а также в уставы и соответствующие документы специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей, ряд конвенций Международной организации труда, Конвенция о правах ребенка 1989г., Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (30.09.2000г.) и др.

Читайте так же:  Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности

Особая защита ребенка была предусмотрена в Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г.

В Декларации прав ребенка устанавливается, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Декларация прав ребенка принята «с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены». Декларация призывает признать и соблюдать права ребенка «путем законодательных и других мер», принимаемых в соответствии с принципами, изложенными в Декларации. Рассмотрим некоторые из них.

Принцип 1. Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2. Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3. Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 7. Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию, и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества….

Принцип 8. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

[1]

Принцип 9. Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли, в какой бы то ни было форме…..

20 ноября 1989г. принята Конвенция о правах ребенка. Она была принята с учетом принципов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, с учетом того, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости, содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе. Государства-участники Конвенции признают, что ООН во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., и в международных пактах о правах человека провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства.

ООН во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, признала, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе ООН, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Конвенция о правах ребенка отсылает к положениям Декларации о социальных и правовых принципах, что касается защиты и благополучия детей, в том числе относительно передачи детей на воспитание и их усыновления на национальном и международном уровнях. Кроме того, учитываются Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), и Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов.

Конвенция о правах ребенка содержит 54 статьи, в которых государства-участники признают права ребенка и принимают меры для обеспечения этих прав. Так, в статье 4 говорится, что «государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства-участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества»; в статье 6 «государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» и «государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка».

Все международные органы по правам человека, участвующие в защите прав ребенка, действуют на универсальном уровне, в рамках ООН.

Читайте так же:  Выплаты при рождении двойни

В настоящее время действует система договорных (контрольных) органов, учрежденных международными конвенциями, конкретными договорами по правам человека для обеспечения выполнения именно этих положений, состоящая из 6 комитетов:

1. Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966г. с целью имплементации (реализации) его норм.

2. Комитет по ликвидации расовой дискриминации — в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965г.

3. Комитет по ликвидации дискриминации женщин — в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979г.

4. Комитет против пыток — в соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство человека видов обращения и наказания 1984г.

5. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам — в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966г.

6. Комитет по правам ребенка — в соответствии с Конвенцией о правах ребенка 1989г.

Эти комитеты рассматривают жалобы, представленные гражданами, в которых государство — участник соответствующих международно-правовых документов обвиняется в нарушении их прав. Так комитет ООН по правам ребенка, утвержденный в 1989г. Конвенцией о правах ребенка, непосредственно занимается защитой прав ребенка, а остальные пять комитетов могут осуществлять защиту прав косвенно — посредством рассмотрения докладов в пределах своих мандатов.

Для европейского региона наиболее эффективным международным механизмом защиты прав человека и детей является Европейский Суд по правам человека, решения которого обязательны к исполнению государством, в отношении которого они вынесены. В настоящее время Европейский Суд по правам человека — это единый орган, действующий на постоянной основе.

Возможность обращения в Европейский суд по правам человека появилась у российских граждан с момента присоединения к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. Конвенция разрешает детям подавать жалобы в Европейский суд самостоятельно или при помощи законных представителей.

Право обращения в международные институты защиты прав в Российской Федерации устанавливает ч.3 ст.46 Конституции РФ.

Права ребенка

Термин «права ребенка» достаточно часто используется не только в речи государственных деятелей и СМИ, но и в обиходе обычных родителей. Сегодня мы попробуем разобраться, что же это такое «ПРАВА РЕБЕНКА», где и кем они прописаны.

В Российской федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).
  • Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).
  • Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
  • Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.

Наряду с национальными законодательными актами действуют международные документы, которым, к слову, должны соответствовать нормы российского права. Среди них самыми значимыми являются:

  • Всеобщая декларация прав человека (1949 год)
  • Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Историческая справка

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.

Приняв в 1959 г. краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка (1989г.).

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право.

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.)

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Основные права детей

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Итак, мы рассмотрели понятие «права ребенка» и определили какими правами обладает ребенок. Далее я более подробно расскажу о каждом из них, а если у вас есть вопросы или что-то осталось не понятно, то вы всегда можете воспользоваться формой обратной связи на Портале «Я-Родитель» и я с удовольствием отвечу на все ваши вопросы.

Права и обязанности несовершеннолетних: основные аспекты, законы

Любой гражданин РФ обладает рядом правовых аспектов. Касается это малолетних жителей страны. Так же как и взрослые граждане, они имеют право на имущество, свободу слова, гражданство, образование и так далее. Рассмотрим права и обязанности детей, прописанных в Законе РФ об основных гарантиях прав ребенка РФ.

Права несовершеннолетних детей

Дети психологически и физически незрелы, но права ребенка не отличаются от прав человека взрослого. Они дают возможность малолетнему гражданину вырасти гармоничной личностью.

Гражданские права ребенка

Уже с первых секунд рождения малыш считается гражданином Российской Федерации. С этого момента государство обеспечивает следующие гражданские права ребенка:

  1. Каждый ребенок имеет право на имя. При рождении имя малышу дают родители. При этом по достижению 14-летнего возраста он может сменить имя или фамилию.
  2. Сразу после рождения маленький человечек имеет право на жизнь, так же на свободу и неприкосновенность личной жизни. Это значит, что никто не может причинять ему вред, ограничивать свободу, совершать медицинские процедуры, являющиеся незаконными.
  3. Несовершеннолетний может беспрепятственно выражать мнение, при этом оно должно браться во внимание, но с учетом возраста. Например, при определении места жительства малолетнего при разводе родителей, мнение учитывается уже с 10 лет. А после получения паспорта гражданина РФ, с 14 лет, он может самостоятельно обращаться в суд с судебными исками.
  4. Малолетние граждане могут выбирать вероисповедание.
  5. Несовершеннолетнему должен быть обеспечен уход, забот и материальное оснащение. Если по определенным причинам он проживает не в семье, то эти обязанности возлагается на опекунов или органы государственной власти.
  6. Так же он может и должен получать образование, в том числе дополнительное.
  7. Несовершеннолетний должен быть защищен от насильственных действий со стороны других лиц, в том числе от принудительного приема наркотиков.

[3]

Политические права

Несмотря на возраст, права и обязанности ребенка имеют не только гражданский, но и политический характер:

  1. С 8 лет он может состоять в детских, а с 14 – в юношеских организациях, направленных на досуговую, творческую, спортивную деятельность.
  2. Государство в свою очередь обязано поддерживать подобные организации, посредством рекламы, софинансировния, улучшения материальной базы, прав на льготные условия и так далее.
Читайте так же:  Медицинская справка на права как и где ее сделать

Экономические права

К экономическим правам ребенка в России относятся:

  1. Трудовая защита: законодательством установлен минимальный возраст малолетнего гражданина, с которого он привлекается к работе. Пи этом условия оплаты и рабочего процесса отличаются от взрослого. Например, подросток не работает полный рабочий день.
  2. С 14-летнего возраста может самостоятельно распоряжаться имеющимися у него денежными средствами, подарками.
  3. Несовершеннолетние получают пособие, медицинскую помощь.

Имущественные права

Под имущественными интересами подразумевается право ребенка на материальное содержание, получаемое от родителей или опекунов:

  1. Каждый малолетний обеспечивается жильем, обувью и одеждой, едой.
  2. Ему может принадлежать недвижимость или денежные средства, полученные по наследству. До совершеннолетия ответственность отвечать за интересы ложится на законных представителей. После 18 лет подросток сам может распоряжаться своим имуществом и деньгами.

Социальные права

Главная задача государства и взрослых – сделать так, что бы подростки были образованными, всесторонне развитыми и здоровыми. Поэтому соблюдение следующих социальных интересов обязательно:

  1. Малолетние граждане должны получать образование. Поэтому по достижению определенного возраста они определяются в детский сад, школу, или законные представители обеспечивают обучение на дому.
  2. Каждый несовершеннолетний может заниматься в кружках и секциях дополнительно образования.

Права ребенка в семье

До совершеннолетия правовые интересы подростка защищают родители или опекуны. Его жизнь зависит от взрослых. Но при этом законодательные нормы малолетнего гражданина должны быть соблюдены:

  1. Беспрепятственный доступ к информации о родителях и родственниках. Это важно при оформлении опеки или лишении родительских прав.
  2. Не имея законных оснований, никто не может лишить малолетнего гражданина общения с родителями и родственниками.
  3. Оба родителя обязаны воспитывать и развивать малолетнего подростка.

Права ребенка в школе и детском саду

Правовые нормы соблюдаются и в образовательных учреждениях.

Так в детском саду должны обеспечить:

  1. Безопасное пребывание, личную неприкосновенность и уважительное отношение. То есть воспитатель не может применять в отношении малыша физическую силу, моральное подавление.
  2. При этом сотрудники детских дошкольных учреждений обязаны работать на развитие творческих, спортивных способностей детей, проводятся занятия, направленные на развитие речи.
  3. При необходимости детский сад обеспечивает получение медицинской помощи.

В школе необходимо:

  1. Обеспечить малолетнему обучение по планам общего или индивидуального направления.
  2. Беспрепятственного использования ресурсов библиотеки, получения питания.
  3. Школа обязана соблюдать правила санитарных норм, обеспечивая безопасную образовательную среду.
  4. В школе реализуются программы дополнительного образования, как на платной, так бесплатной основе.
  5. В случае необходимости несовершеннолетний может получить помощь психолога или педагога.

Права детей-инвалидов

Важно соблюдение правовых норм малолетних с ограниченными возможностями здоровья. Ведь для них должны быть обеспечены специфические права ребенка:

  1. Взрослые и государство обязаны дать ему полноценную и достойную жизнь.
  2. Государство дает дополнительные льготные условия и гарантии, которые обеспечивают законным представителям особых детей материальную поддержку.

Права детей-сирот

Дети без родителей так же защищены законодательно. К специфическим правам ребенка относится:

  1. Они могут быть взяты под опеку или усыновлены.
  2. Несовершеннолетнему предоставляется место в учреждениях социального направления, обеспечивающего уход и обучение.

Защита прав ребенка

До получения паспорта — 14-летного возраста, несовершеннолетние не могут самостоятельно отстаивать и защищать интересы. Это обязанность возлагается на родителей и опекунов. Они, защищая несовершеннолетнего, обращаются в суд. Защищать его от его собственных родителей при необходимости обязаны представители государственной власти — органы опеки.

Документы о правах ребенка

Видео (кликните для воспроизведения).


Впервые вопрос о защите правовых интересов несовершеннолетних был поднят в 1924 году. Тогда была разработана и принята Декларация прав ребенка. На ее основе в будущем была создана и подписана Международная конвенция.

Общественные организации по защите прав детей

Основные положения о правах ребенка закреплены в Конвенции. Для того чтобы все правовые аспекты защиты детей, прописанные в ней, были соблюдены, в каждой стране, ее подписавшей, осуществляется контроль за исполнением всех пунктов. Главным представителем и защитником несовершеннолетних на уровне государства является Уполномоченный по защите прав ребенка или омбудсмен. Есть и организации, занимающиеся защитой мам, воспитывающим малолетних в одиночку, а так же подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Источники


  1. Андреева Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката; Проспект — М., 2016. — 666 c.

  2. Юзефович, Р.М. Санкт-Петербург — автомобилисту. Справочник; СПб: Кронверк-Принт, 2012. — 922 c.

  3. Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.
  4. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 1 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 546 c.
  5. Правоведение. Учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 400 c.
  6. Пивовар, А.Г. Большой англо-русский юридический словарь: моногр. / А.Г. Пивовар. — М.: Экзамен, 2016. — 864 c.
Специфические права ребенка что это, виды, защита прав
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here