Система оплаты труда работников образовательного учреждения

Статья на тему: "Система оплаты труда работников образовательного учреждения" с разъяснениями профессионалов. Мы постарались собрать весь тематический материал, обработать и разместить в удобном для чтения виде. На все вопросы вам ответит наш дежурный консультант.

Требуем изменить систему оплаты труда работников образовательных организаций Российской Федерации.

Требуем от полномочных органов власти изменить систему оплаты труда работников образовательных организаций в Российской Федерации, для чего необходимо внести изменения в нормативные акты, регулирующие на федеральном уровне систему оплаты труда работников образовательных организаций, затрагивающие порядок формирования заработных плат данной категории работников.

Введение Единой тарифной сетки (ЕТС), где минимальный базовый оклад по первому разряду (для работников, к которым не предъявляется требований по квалификации) равен МРОТ, который устанавливается ежегодно и не может быть меньше прожиточного минимума.

Минимальный базовый оклад по ЕТС для педагогических работников впервые приступивших к работе не может быть менее двух МРОТ (Ранее для таких работников по сетке ЕТС был установлен 7 разряд, разрешено устанавливать сразу 9 (Постановление Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки»).

Реформирование существующей в настоящее время НСОТ.

На федеральном уровне устанавливаются единые размеры базовых окладов (ставок) для работников образования на территории всей страны, а также единые повышающие коэффициенты (за категорию, стаж, сложность и т.п. работы).

Минимальный базовый оклад (ставка) для педагогических работников не может быть менее двух МРОТ.

Полагаем целесообразным рассмотреть возможность финансирования выплат базовых окладов (ставок), учитывая повышающие коэффициенты, непосредственно из средств федерального бюджета, а финансирование стимулирующих и компенсационных выплат предусматривать из бюджетов субъектов РФ. Одновременно считаем необходимым установить в нормативных актах федерального уровня обязательное требование в отношении размера фонда стимулирования, финансируемого из бюджета субъекта, который не может быть менее 30% от фонда гарантированной части заработной платы (фонд выплат базовых окладов и ставок, учитывая повышающие коэффициенты).

3. Переходный вариант.

На период проработки 1 и 2 варианта, для уменьшения негативных тенденций, сложившихся в настоящее время в вопросе формирования заработных плат работников образования, считаем необходимым, в соответствии с
п.4 ст. 26.3, Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в максимально короткие сроки – до начала периода бюджетного планирования на 2019 год

, принятие федерального закона (изменений в действующие федеральные законы), внесение в данные нормативные акты федерального уровня положения об определении объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации , необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации (установленных в подпункте 13, пункта 2 статьи 26.3 N 184-ФЗ).

Для уменьшения риска возникновения ситуации с нарушением законодательства (п.3 ст.85 Бюджетного кодекса РФ), подобной сложившейся, например, в Вологодской области, необходимо определить

в данных нормативных актах федерального уровня методику (порядок) расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования, которым в обязательном порядке должны руководствоваться органы власти субъекта РФ, а также закрепить обязанность публичного размещения произведенных согласно установленному порядку расчетов.

Также, для недопустимости нарушения закрепленного Законом об образовании в РФ принципа самостоятельности образовательной организации в осуществлении финансово-экономической деятельности (ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ), что имеет место в нашей области, в результате распределения субвенций на уровне области по «типам средств» — на оплату труда «педагогов» и оплату труда «прочих», необходимо установить в нормативных актах федерального уровня обязанность направления субвенций в муниципалитеты строго с целью обеспечения государственных гарантий прав на образование, без права деления на областном уровне субвенции по «группам персонала

».

Для недопустимости перекладывания органами власти субъекта своих обязательств по финансированию должностей работников категории «прочие» (учебно-вспомогательный персонал, административно-управленческий и обслуживающий персонал) из областного бюджета на уровень муниципалитета, считаем необходимым установить

в нормативных актах федерального уровня четкий перечень должностей работников категории «прочие», которые финансируются из бюджета субъекта РФ.

Обоснование. Почему требуются предлагаемые изменения.

С 2008 года бюджетные учреждения Российской Федерации, в том числе и в образовательные организации, были переведены на новую систему оплаты труда (далее — НСОТ).

До введения НСОТ, в течение длительного времени, труд работников образовательных учреждений (далее – ОУ) оплачивался в соответствии с Единой тарифной сеткой (далее — ЕТС). Размер оклада или ставки заработной платы каждого работника определялся в зависимости от должности (профессии), квалификационной категории.

Введение НСОТ было обусловлено в частности тем, что считалось, что при использовании ЕТС, отсутствует связь между размером оплаты труда работника и качеством, результативностью и эффективностью его работы, и что использование ЕТС не мотивирует работника к достижению высоких результатов труда.

[3]

Однако, практика применения НСОТ показала несовершенство данной системы оплаты труда.

Размер заработных плат работников образования, которые выполняют одни и те же должностные обязанности и поставленные перед ними государством задачи (введены ФГОС – федеральные государственные образовательные стандарты, ЕГЭ и ОГЭ), сильно различается в зависимости от возможностей регионов.

Кроме того, поскольку НСОТ привязана к подушевому финансированию, заработные платы работников образовательных организаций, показывающие одинаковое качество и равные результаты в работе, существенно различаются даже внутри одного муниципального образования.

При этом в проигрыше остаются именно педагоги, имеющие более высокую квалификацию и дающие высокое качество обучения. Так, в ситуации выделения одинаковых субсидий 2-м образовательным учреждениям с одинаковым количеством учеников, но в одном из которых большое количество педагогов с большим стажем и высокой квалификационной категорией, размер фонда стимулирования в такой организации будет значительно меньше, чем фонд стимулирования в другой организации, в которой меньшее число работников с высоким стажем и высокой квалификационной категорией.

Введение НСОТ привело к значительному увеличению нагрузки на педагогов, так как в условиях недостаточности финансирования, заработные платы повышались за счет увеличения учебной нагрузки. При этом повышение нагрузки также позволяет искусственно сокращать имеющийся по факту дефицит педагогических кадров

Читайте так же:  Сопроводительное письмо к отклику на вакансию

. Также, чтобы повысить зарплаты педагогам в ОУ сокращались ставки педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей групп продленного дня, дефектологов, логопедов и т.п., что качеству образовательного и воспитательного процесса не способствовало.

Ситуация усугубилась еще больше после введения в действие «майских» указов о доведении заработной платы до средней заработной платы по региону, поскольку сама схема установления зарплат, разнящихся по регионам, выглядит несправедливой.

Педагоги не понимают, почему у них единые стандарты и требования к работе, но абсолютно разные зарплаты, даже в части базовых окладов. Это является серьезным раздражающим фактором и ведет в конечном итоге к росту протестных настроений в педагогической среде.

Таким образом, хотя введение НСОТ (а затем и «майских» указов) сопровождалось обещаниями оплаты всех видов работ, ранее не оплачиваемых, повышения реального уровня оплаты труда работников образовательных учреждений, на деле заработная плата увеличивалась только за счет повышения интенсивности труда педагогов и увеличения их учебных нагрузок.

В большом проигрыше после введения НСОТ остались и молодые педагоги, так как размер стимулирующих выплат у них, как правило, невысок, а базовые оклады (ставки) — очень малы.

Кризисные явления, происходящие в экономике страны, еще больше усложнили ситуацию. Регионы закладывают недостаточные суммы на сферу образования при составлении бюджетов, в результате стало происходить сокращение фондов оплаты труда образовательных учреждений. И поскольку гарантированную часть – ставку заработной платы – сократить нельзя, то сокращение происходило и происходит за счет уменьшения стимулирующей части заработной платы.

Таким образом, цели введения НСОТ, в том числе в части повышения качества результатов труда, остались фактически недостигнутыми.

В ближайшее время ситуация осложнится и тем, что Правительством РФ принято решение о доведении минимального размера оплаты труда (МРОТ) до уровня прожиточного уровня. Таким образом, заработная плата педагогов, работающих на ставку, и особенно молодых педагогов, практически сравняется с заработной платой работников, к квалификации которых не предъявляется никаких требований.

Также считаем важным отметить, что отсутствие единого на территории Российской Федерации подхода к формированию заработных плат работников образования, влечет за собой различные злоупотребления со стороны властей регионов.

Оплата труда работников образования

Труд работников образования не только определяет их особое положение в обществе, но и выступает средством удовлетворения их материальных и духовных потребностей. В связи с этим возникает необходимость в создании стимулов привлечения к преподавательской деятельности и обеспечения ее продуктивности.

Заработная плата относится к числу основных инструментов экономического стимулирования, включенного в хозяйственный механизм. Для значительной части преподавателей заработная плата является единственным источником доходов всей семьи.

Вместе с тем система стимулирования в сфере просвещения должна учитывать и по возможности полнее использовать интересы неэкономического характера с помощью активизации социально-психологических методов управления. Для сферы образования характерно широкое применение моральных стимулов, что связано со своеобразием педагогического труда. Для большинства преподавателей потребность в успехе путем его признания окружающими выступает гораздо более сильным побудителем, чем материальный стимул. Нередко мощным моральным стимулом становится предложение и реализация новых идей и передового опыта, достижения в решении сложных педагогических проблем и т.д.

Система стимулирования учителей, как известно, включает в себя награды вышестоящих органов, благодарность в приказе, почетные грамоты, ценные подарки, памятные адреса, подготовку стендов с обобщением опыта педагога, подарки от коллег и шефов в день 25-летия педагогической работы, публикации об учителе в местной и стенной печати, присвоение званий “Учитель-методист”, “Заслуженный учитель”, “Народный учитель”, “Учитель года России”, соответствующих квалификационных категорий по итогам аттестации.

Аттестация педагогических работников во всех учебных заведениях служит важным инструментом как морального, так и материального стимулирования. Присужденные ученые степени и звания позволяют установить более высокий разряд, определяющий размеры заработной платы.

Природа заработной платы в экономической литературе имеет различные трактовки. Заработной платой нередко называют доход тех, кто предоставляет свою рабочую силу предпринимателю, организации или учреждению с целью производства товаров или услуг. У нас долгое время заработная плата рассматривалась в качестве денежного выражения доли рабочих и служащих в той части общественного продукта, которая возмещает затраты необходимого труда, то есть используется на личное потребление работника и членов его семьи.

В современном рыночном хозяйстве зарплата выступает особой и самой развитой формой материального вознаграждения за результаты труда с учетом законов стоимости, спроса и предложения. Заработная плата выполняет весьма важные экономические функции: воспроизводственную и стимулирующую. Поскольку заработная плата- основной источник доходов рабочих и служащих, она выступает главным средством возобновления их способности к труду. Вместе с тем она является формой материального стимулирования труда. Зарплата- один из важнейших экономических рычагов, включенных в хозяйственный механизм и регулирующих развитие рыночной экономики. Отсюда вытекает необходимость постоянного роста и совершенствования заработной платы.

Зарплата работников образования имеет свои характерные черты, обусловленные спецификой отрасли и педагогического труда. Так, фонд оплаты труда работников образования формируется главным образом путем перераспределения национального дохода через государственную бюджетную систему и лишь частично за счет заработанных самим учреждением денежных средств. Значит, заработная плата работников образования – это часть национального дохода, которая должна поступать им в соответствии с количеством и качеством их труда.

Тогда как в материальном производстве главным измерителем результатов труда является количество и качество созданной продукции, в области образования такой показатель чаще не пригоден. Наибольшую трудность в организации заработной платы в сфере образования представляет внутренняя дифференциация в оплате труда различных категорий работников. В связи с тем, что результаты труда здесь менее осязаемы и гораздо труднее поддаются точному учету и могут быть оценены лишь косвенно, спустя продолжительное время, в образовательных учреждениях принята повременная система оплаты с учетом количества фиксированных часов работы, а не произведенной продукции.

Читайте так же:  Как правильно принять квартиру с черновой отделкой в новостройке

Качественным критерием оценки труда и дифференциации размеров ставки заработной платы педагогических работников выступает их квалификация. Ее уровень определяется образованием, стажем работы и присвоенными званиями. В зависимости от образовательного уровня школьных учителей существует 4 группы тарифных ставок для специалистов, имеющих: высшее образование; образование в объеме учительского института и приравненных к нему учебных заведений; среднее специальное образование; среднее общее образование. С конца 1992 года дифференциация в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы стала осуществляться на основе Единой тарифной сетки (ЕТС). Она включает в себя 18 разрядов и соответствующие каждому из них тарифные коэффициенты. В зависимости от сложности и квалификации труда всем работникам бюджетной сферы по результатам аттестации присваиваются разряды. В интересах поэтапной реализации Закона РФ “Об образовании” была введена максимально допустимая тарификация школьных педагогических работников. В зависимости от уровня образования, стажа работы и других слагаемых квалификации им присваивается с 7-го по 14 разряд.

Система оплаты труда работников образовательного учреждения

Вопрос того, какая применяется система оплаты труда работников образовательного учреждения, и кем она устанавливается крайне актуален для многих людей. Это и люди, которые выбирают педагогику в качестве своей профессии, и лица, желающие начать свой собственный бизнес в сфере образования, и просто специалисты по кадровому делу и работники бухгалтерии в образовательных учреждениях. Узнайте общие принципы и конкретные нормативы, которыми регулируется система оплаты труда учителей.

Система оплаты труда работников образовательного учреждения — правовые нормы

Сейчас в Российской Федерации большинство образовательных учреждений относятся к организациям бюджетной сферы. То есть к таковым, существование и деятельность которых обеспечиваются за счет государственного бюджета Российской Федерации. А значит — вопросы оплаты труда в них во многом регламентируются именно государством и государственными нормативными актами.

Однако также законодательство не запрещает и функционирование частных заведений, где предоставляется возможность получить образование — и с каждым годом таких организаций становится все больше. Поэтому необходимо учитывать, что особенности различных систем оплаты труда работников образовательных учреждений в первую очередь зависят от того, относятся таковые учреждения к бюджетной сфере, или непосредственно к сфере коммерческих заведений.

К общим гарантиям, которые превалируют над установленной системой оплаты труда можно отнести:

  • Минимальный размер заработной платы. Несмотря на то, что сейчас активно продвигаются и имплементируются меры повышения зарплаты педагогов, не всегда они находятся на достойном уровне. Однако быть ниже МРОТ они не могут ни в коем случае.
  • Право на отдых. Все педагоги могут рассчитывать на положенный им по закону отпуск — в виде выходных дней, перерывов, отдыха между рабочими сменами, а также отпусков. Более подробно об отпусках педагогических работников можно прочитать в отдельной статье.
  • Продолжительность рабочего времени. Законодательство устанавливает особые принципы, по которым рассчитывается рабочее время педагогических работников. И эти принципы обязательны к соблюдению вне зависимости от сферы деятельности.

Какие доступны системы оплаты труда работников образования в бюджетной сфере

Нормативы, регулирующие действующие в бюджетной сфере взаимоотношений системы оплаты труда работников образовательного учреждения, устанавливаются Министерством финансов РФ, а также приказами Минздравсоцразвития РФ в контексте возможных видов выплат и квалификационных уровней трудящихся. Таким образом, на текущий момент заработная плата учителей основывается на трёх основных компонентах:

  • Окладная система оплаты трудапо утвержденной в договоре тарифной ставке. Каждый учитель в обязательном порядке получает в первую очередь свой основной оклад.
  • Стимулирующие выплаты. Они подразумевают выплату премий, а также дополнительных платежей, например, за совмещение должностей, классное руководство и решение иных задач в рамках образовательных учреждений.
  • Компенсационные выплаты. Эти выплаты могут назначаться, например за работу в особых условиях — на Крайнем Севере, или же за переработку и иные дополнительные нагрузки, нуждающиеся в компенсации.

Таким образом, изменять систему оплаты труда сами образовательные учреждения бюджетной сферы не вправе. Однако, они могут определенным образом все же регулировать распределение средств на оплату труда педагогических работников. Но чаще всего финансирование таких учреждений является жестко ограниченным, из-за чего руководству приходится прибегать к самым разнообразным ухищрениям, призванным сократить расходы на оплату труда.

[2]

Например, фактически педагогических работников заставляют работать на две ставки, ради получения всего лишь одного обычного стандартного оклада, угрожая в противном случае увольнением или проблемами на работе, несовместимыми с продолжением трудовой деятельности. Учитывая жесткие нормативы, касающиеся педработников, эти угрозы могут быть действительно легко реализованы.

Возможные системы оплаты труда работников частного образовательного учреждения

В рамках коммерческих учреждений вопросы, связанные с системой оплаты труда педагогических работников регулируются намного более мягко. В частности, практически все аспекты оплаты труда устанавливаются непосредственно работодателем и указываются в обязательном порядке в трудовом договоре с педагогом, а также фиксируются в локальных нормативных актах предприятия.

При этом работодатели могут использовать различные системы оплаты труда — как упомянутую классическую систему выплаты оклада и дополнительных премий, так и другие, более сложные способы расчета заработка. Например — систему оплаты труда в процентном соотношении, сдельно-премиальную систему оплаты и другие. Конечно, наиболее простым и удобным способом в большинстве случаев является стандартная оплата трудовой деятельности в рамках оклада.

Главное же требование — чтобы независимо от системы оплаты труда на предприятии, при получении зарплаты соблюдались все базовые, предусмотренные трудовым законодательством гарантии. То есть — оплата не должна быть ниже минимального уровня, региональные коэффициенты, а также выплаты за особые условия труда тоже должны применяться работодателями в обязательном порядке.

Новая система оплаты труда

ПОЛОЖЕНИЕ об образовании и использовании фонда стимулирующих выплат работникам Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12» с. Малая Джалга

ПОЛОЖЕНИЕ об оплате труда МКОУ СОШ № 12 с. Малая Джалга

[1]

ПОРЯДОК оплаты труда педагогических работников МКОУ СОШ № 12 с. Малая Джалга с учетом имеющейся квалификационной категории за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой не установлена квалификационная категория, а также в других случаях.

Читайте так же:  Исковая давность по кредитной задолженности – расчет сроков и важные нюансы

ПОРЯДОК установления должностных окладов, ставок заработной платы работникам МКОУ СОШ № 12 с. Малая Джалга Приказ № 22 от 01.09.2018г «Об оплате труда работников МКОУ СОШ № 12 С. Малая Джалга

    ПРИКАЗ №22 от 01.09.2018 г «Об оплате труда работников мкоу сош № 12 с. Малая Джалга

ПРИКАЗ 03 декабря 2008г. №38 «О внесении изменений в приказ МОУСОШ №12 от 29 октября 2008 г. №20 «Об утверждении нормативно-правовой базы в связи с переходом на новую систему оплаты труда»

ПРАВИЛА внутреннего трудового распорядка для работников МКОУ СОШ №12

ПЕРЕЧЕНЬ должностей МКОУ СОШ №12 с. Малая Джалга, по которым установлены компенсационные выплаты за ОА условия труда.

Что такое НСОТ?

Система оплаты работы сотрудников бюджетной сферы по Единой тарифной сетке, долгое время практиковавшаяся в нашей стране, показала свою неэффективность в образовательной отрасли.

Тарифный разряд, устанавливающийся за квалификацию и стаж педагога, не отражает результативность его работы, а значит, не стимулирует к эффективности и повышению качества.

Необходимо было реформировать систему оплаты труда работников образования, нужен был совершенно новый подход. Именно этот процесс продолжается в РФ и сегодня.

Как любое новое начинание, еще недостаточно опробованное на практике, новая система оплаты труда (НСОТ) содержит как плюсы, так и неожиданные подводные камни. Рассмотрим особенности этой системы, ее нормативную базу, проанализируем, как она вводится в бюджетных образовательных заведениях, рассмотрим ее положительные и отрицательные нюансы.

Что такое НСОТ

НСОТ расшифровывается как «новая система оплаты труда». Это инициатива, заменяющая принцип начисления трудового вознаграждения работникам образовательной отрасли с окладного (на основе Единой тарифной сетки) на дифференцированный подход.

При привычной системе зарплата работника бюджетной сферы рассчитывалась, исходя из оклада (тарифа), который соответствовал определенному квалификационному разряду по стажу и категории сотрудника. Результативность труда в каждый конкретный временной промежуток практически никак не влияла на размер заработной платы.

НСОТ декларирует иной принцип распределения зарплатных фондов: руководители получают единоличное право распоряжаться их распределением, назначая разные суммы в зависимости от количества и качества труда каждого сотрудника бюджетной сферы, поощряя более успешных и квалифицированных.

Средства на такие выплаты должны появиться за счет экономии фондов, а также путем расширения бюджетных ассигнований на федеральном уровне примерно на треть.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если временной объем работы бюджетника сохранялся на прежнем уровне, как и уровень его должностных обязанностей, то зарплата на основе НСОТ не может быть меньше, чем была по ЕТС.

Законодательные обоснования

Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.

В ст. 144 ТК РФ освещен порядок документального регламентирования системы оплаты и других условий труда на каждом уровне распределения бюджетных средств:

  • учреждения федерального уровня должны отражать этот порядок в колдоговорах, допсоглашениях к трудовым договорам или других локальных нормативных актах, предусмотренных федеральным законодательством;
  • в региональных госучреждениях – в тех же документах, но с учетом особенностей, принятых на законодательном уровне субъектов РФ;
  • на муниципальном уровне нужно будет учитывать тонкости местного самоуправления.

Этот закон фактически отдает приоритет в установлении системы оплаты труда непосредственно работодателю, то есть начальству бюджетного учреждения.

Принципы НСОТ в образовательной сфере

Новая система оплаты труда для образовательных учреждений, финансируемых из бюджета, построена на следующих основаниях.

  1. Зарплатный фонд учреждения формируется в соотношении с количеством обучаемых (финансы из бюджета выделяются на каждого обслуживаемого ученика).
  2. С учетом объема выделенных средств учебное заведение вправе само составить собственное штатное расписание.
  3. Весь оплатный фонд состоит из двух долей: базовой (гарантированной к выплате согласно тарифам и обычным компенсациям) и стимулирующей (ее распределяют по успехам, достижениям, загрузке, условиям труда работников).
  4. В учет выплат по стимулирующей части входят и те обязанности педагога, которые ранее составляли фактически не регламентируемую занятость, например, беседы с родителями учеников и их документальное оформление, проверка ученических работ, заведование специальными кабинетами и т.п.
  5. Размер оплаты, получаемой руководством, не должны превышать средней суммы з/п остальных сотрудников.

Стимулирующие выплаты по НСОТ

Часть зарплаты, как раз и составляющая суть НСОТ, должна выплачиваться дополнительно к гарантированным суммам в качестве вознаграждения за конкретные достижения и стимулирования к дальнейшим успехам.

ВАЖНО! Стимулирующие выплаты, в отличие от традиционных «премиальных», выплачиваются не за отсутствие нареканий и нормальное исполнение своих должностных обязанностей, а именно за достижения, особые результаты, повышенную эффективность.

Внутренними нормативными актами нужно четко регламентировать:

  • виды стимулирующих выплат;
  • критерии для их начисления;
  • размеры сумм и/или порядок расчета;
  • периодичность выплат (недельная, месячная, по итогам полугодия или года);
  • процедура оценки достижения заявленных показателей (директором при участии образовательных советов).

На обеспечение указанных выплат должно идти приблизительно 30% от всего фонда заработной платы, то есть это как раз та доля, на которую увеличиваются дотации из государственного бюджета в рамках введения НСОТ.

Как перейти на НСОТ

Для того, чтобы ввести новую систему оплаты, каждое бюджетное учреждение обязано внести изменения или принять новые нормативные акты, которые, по сути, регламентируют перемены в существенных условиях труда, а посему, требуют согласия самих сотрудников.

Читайте так же:  Разъездной характер работы

К СВЕДЕНИЮ! Если трактовать переход на НСОТ как изменение технологических условий или организации труда, тогда согласие работников получать не обязательно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для этого работодатель должен совершить ряд предусмотренных законом шагов.

  1. Письменно уведомить сотрудников об изменениях в двухмесячный срок.
  2. Если работник согласен работать в новых условиях, он должен выразить это письменно.
  3. Если бюджетнику условия не подходят, ему нужно письменно предложить вакансии, если таковые имеются в наличии, в том числе и из оплачиваемых ниже текущих, а также в других региональных подразделениях.
  4. При отсутствии вакансий или несогласия работника занять одну из них его увольняют по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
  5. С согласившимися сотрудниками заключается допсоглашения с прописанными в нем новыми условиями оплаты труда (они не должны быть хуже, чем старые): суммами выплат по окладу, компенсациям, надбавкам, стимулирующей части зарплаты.

Критика НСОТ

Весьма эффективная в теории, в процессе применения НСОТ обнаружила несколько крайне неприятных «подводных камней».

Задумывалось, что все средства, выделенные из бюджета, расходуются внутри самого учреждения, а те, что оказались сэкономленными, переходят в фонд оплаты труда, из которого и распределяются руководством в качестве стимулирующей части зарплаты.

На практике оказалось, что у руководства вместе с обязанностью распределения средств появляется почти неконтролируемая возможность увеличивать собственный размер зарплаты.

Это несложно сделать, уменьшая объем услуг, оказываемый учреждением, что естественно, негативно отражается на качестве работы. Можно манипулировать и базовой частью, установив «директорский» оклад значительно больше среднего по заведению, мотивируя тем, что многие сотрудники работают на 1,5 ставки.

НСОТ невольно поставила руководство учреждений и его персонал в позиции бизнес-партнеров с противоборствующими интересами, что не может не создавать определенной социальной напряженности.

Система оплаты труда работников образовательного учреждения

Система оплаты труда педагогических работников профессионального образовательного учреждения должна обеспечивать:

а также мотивировать их к выполнению трудовых функций с высоким качеством, эффективностью.

Основные принципы формирования оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях должны:

обеспечивать соответствие системы оплаты труда педагогических работников требованиям трудового и

Основные принципы формирования оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях согласно трудовому законодательству

Основные принципы формирования системы оплаты труда и правовые основы оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях согласно трудовому законодательству:

являются едиными для всех государственных и муниципальных учреждений, и

не зависят от того, производится ли финансирование с учетом нормативно-подушевого принципа и

есть ли вообще в структуре доходов учреждения средства, полученные за счет средств бюджетов бюджетной системы.

Требования к формированию системы оплаты труда педагогических работников в принципе не зависят от того, из какого источника поступили средства на оплату труда:

от этого зависит лишь правомерность отнесения средств к средствам на оплату труда и

использование этих средств на оплату труда конкретных работников.

В частности, статья 129 «Основные понятия и определения» Раздела VI «Оплата и нормирование труда» Трудового кодекса РФ содержит следующее определение заработной платы (оплата труда работника):

заработная плата (оплата труда педагогического работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации педагогического работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы,

а также компенсационные выплаты:

доплаты и надбавки компенсационного характера,

в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных,

работу в особых климатических условиях и

на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и

иные выплаты компенсационного характера

и стимулирующие выплаты:

доплаты и надбавки стимулирующего характера,

премии и иные поощрительные выплаты.

Таким образом, при формировании системы оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях согласно трудовому законодательству необходимо:

в обязательном порядке дифференцировать такую оплату труда в зависимости от сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;

невозможно, например, установление одинакового оклада (должностного оклада) по должностям, которые относятся к различным квалификационным уровням профессиональной квалификационной группы.

При этом заработная плата педагогических работников имеет структуру:

это основная ее часть, например, оклад, должностной оклад,

а также компенсационные выплаты и

Данные требования трудового законодательства должны быть положены в основу разработки систем оплаты труда любой организацией, в том числе и профессиональным образовательным учреждением.

Система оплаты труда педагогических работников представляет собой:

порядок и механизмы исчисления заработной платы работников организации в соответствии:

  • с количеством их труда,
  • условиями труда,
  • качеством труда и
  • результатами труда.

Система оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений

Система оплаты труда педагогических работников подразделений образовательного учреждения:

  • осуществляющих и не осуществляющих приносящую доход деятельность,
  • является единой.

Система оплаты труда педагогических работников в государственных образовательных учреждениях устанавливается в соответствии с положениями следующих нормативных правовых актов:

Трудового кодекса РФ;

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) и законодательства об образовании субъектов РФ;

Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2015 г. № 973;

номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678;

приказа Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

приказа Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601 (ред. от 29.06.2016) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (с изменениями);

Читайте так же:  Аудиторское заключение признается заведомо ложным структура заключения и его виды

Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры».

Системы оплаты труда педагогических работников государственных образовательных учреждений устанавливаются:

с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих,

единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов,

а также с учетом государственных гарантий по оплате труда,

рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Формирование системы оплаты труда педагогических работников на уровне образовательного учреждения осуществляется в соответствии со следующими принципами:

верховенство Конституции РФ, федеральных законов и общепризнанных принципов, и норм международного права на всей территории РФ;

недопущение снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда педагогических работников образовательного учреждения по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

установление систем оплаты труда педагогических работников соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, включая фиксированные размеры окладов (должностных окладов) за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда (нормы часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы), а также размеры доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, размеры выплат стимулирующего характера;

обеспечение зависимости заработной платы каждого педагогического работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;

обеспечение равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение дискриминации — различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами педагогических работников и результатами их труда, а также результатами деятельности образовательных учреждений;

повышение уровня реального содержания заработной платы педагогических работников и других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.

Система оплаты труда педагогических работников устанавливается образовательным учреждением на основе указанных правовых актов:

в коллективных договорах, соглашениях,

локальных нормативных актах образовательного учреждения.

Установление системы оплаты труда педагогических работников образовательного учреждения коллективным договором, соглашением:

  • обеспечивает педагогическим работникам непосредственную возможность влиять на содержание системы оплаты труда.

Установление системы оплаты труда локальным нормативным актом:

обеспечивает работодателю (образовательному учреждению) возможность оперативного изменения системы оплаты труда педагогических работников по собственному усмотрению при условии соблюдения требований законодательства и нормативных правовых актов;

локальный нормативный акт образовательного учреждения, устанавливающий систему оплаты труда, принимается работодателем с учетом мнения представительного органа педагогических работников образовательного учреждения;

утверждение системы оплаты труда локальным нормативным актом позволяет обеспечить совершенствование системы оплаты труда педагогических работников посредством внесения изменений в локальный нормативный акт с учетом мнения представительного органа педагогических работников образовательного учреждения, осуществляемого с соблюдением сравнительно несложных процедурных требований, предусмотренных статьей 372 Трудового кодекса.

Статья 372 «Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов» Трудового кодекса РФ

Размер оплаты труда педагогических работников образовательного учреждения

Размер оплаты труда педагогических работников образовательного учреждения должен определяться:

с учетом необходимости обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу,

определяемого в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Доведение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных учреждений:

до средней заработной платы в соответствующем регионе

является целевым средним значением заработной платы по педагогическим работникам и

НЕ МОЖЕТ рассматриваться как требование достижения данного значения для КАЖДОГО педагогического работника;

достижение высокого уровня заработной платы педагогических работников образовательного учреждения предполагает дифференцирование заработной платы в зависимости от количества, условий, качества труда.

При оценке достижения уровня заработной платы педагогических работников учитываются:

  • все части заработной платы работника, включая стимулирующие выплаты.

При расчете целевого значения «средней заработной платы» педагогических работников используется:

показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности),

Видео (кликните для воспроизведения).

предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. № 973 «О совершенствовании статистического учета в связи с включением в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)».

Источники


  1. Поттешер, Ф. Знаменитые судебные процессы / Ф. Поттешер. — М.: Прогресс, 2013. — 302 c.

  2. Тихомиров, М. Ю. Увольнение по инициативе работодателя. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 499 c.

  3. Бикеев, А. А. Трудоправовая деятельность в организации. Учебное пособие / А.А. Бикеев, М.В. Васильев, Л.С. Кириллова. — М.: Статут, 2015. — 144 c.
  4. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. — М.: Норма, 2016. — 148 c.
  5. Пауков, В.С. Лекции по судебной медицине / В.С. Пауков. — М.: Практическая медицина, 2018. — 372 c.
  6. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 644 c.
Система оплаты труда работников образовательного учреждения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here