С какого возраста наступает административная ответственность

Статья на тему: "С какого возраста наступает административная ответственность" с разъяснениями профессионалов. Мы постарались собрать весь тематический материал, обработать и разместить в удобном для чтения виде. На все вопросы вам ответит наш дежурный консультант.

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Комментарий к Ст. 2.3 КоАП РФ

1. По общему правилу административной ответственности подлежит лицо:

— достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Если противоправное деяние совершено в день рождения правонарушителя, то согласно правилам ст. 191 ГК РФ данное лицо будет считаться шестнадцатилетним с нуля часов дня, следующего за днем рождения, следовательно, такое лицо не может быть привлечено к административной ответственности;

— вменяемое лицо, т.е. способное по состоянию своего психического здоровья осознавать фактическую сторону и социальный смысл своего поведения и руководить им (ст. 2.8 КоАП РФ).

Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков субъекта административного правонарушения влечет за собой отсутствие состава административного правонарушения, что является обстоятельством, исключающим административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

2. Частью 2 установлено факультативное основание освобождения от административной ответственности лиц от 16-и до 18-и лет, т.е. несовершеннолетних, но достигших возраста привлечения к административной ответственности.

Условием освобождения от административной ответственности данной категории субъектов является следующее:

— на момент совершения административного правонарушения лицо должно достигнуть 16-ти лет, но не достигнуть 18-ти лет;

— дело об административном правонарушении рассматривает специальный орган — комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, действующая на основании Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ;

— комиссия изучает все обстоятельства совершения правонарушения и личность самого нарушителя, в т.ч. семейные обстоятельства, успеваемость, характеристику по месту учебы и месту жительства и т.д.;

— в качестве альтернативы административной ответственности к несовершеннолетнему нарушителю применяются иные меры, предусмотренные законом о защите прав несовершеннолетних (в настоящее время — Указ Президиума ВС РСФСР от 03.06.1967 «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних»), например, обязать принести извинение, передать несовершеннолетнего под надзор родителей и пр.

С какого возраста наступает административная ответственность и чем это грозит?

Административная ответственность наступает в случае правонарушения или проступка, который несет за собой меньшую угрозу обществу, нежели преступление. Хулиганство, мелкие кражи, драки, распитие алкоголя и появление нетрезвыми в общественных местах — зачастую типичное поведение для трудных подростков.

Закон относится к данным деяниям со стороны несовершеннолетних снисходительней, ведь у них еще несформированная личность, из-за чего им присуща восприимчивость к скверному влиянию. Именно поэтому их перевоспитание возможно и без особо строгих и крайних наказаний. Перечень правонарушений прописан в статьях КоАП РФ.

С какого возраста наступает административная ответственность?

[wpmfc_cab_ss]Согласно действующего законодательства, административную ответственность несут лица, которые достигли полных шестнадцати лет на момент совершения преступления. Относительно их принимаются конкретные действия, которые указаны в «Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав». Иначе, ответственность возлагается на их законных представителей.

Районные и городские комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают:

  • Действия, которые несут угрозу обществу совершенные подростками до четырнадцати лет.
  • Деяния, с признаками преступления, однако по которым не было возбуждено уголовного дела, совершенные лицами, которые не достигают 16 лет.
  • Несоблюдения правил дорожного движения до достижения шестнадцати лет.
  • Увиливающих от учебы.
  • Иные поступки против общества.

Исключения

Административная ответственность не наступает:

  • В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Общественная польза намного превышает над вредом и действие, при этом условии, не является противоправным.
  • Если деяние влечет за собой наступление уголовной ответственности (например, физический ущерб).
  • В случае, если лицо не может отдавать отчет своим действиям вследствие того или иного болезненного состояния.
  • При недостижении правонарушителя возраста административной ответственности(шестнадцати лет).

К несовершеннолетним могут применяться дальнейшие меры воздействия:

К родителям несовершеннолетних

К родителям(или лицам их заменяющих) несовершеннолетних, которые неблагополучно и безответственно относятся к воспитанию детей, пренебрегают их образованием, умышленно доводят их до состояния алкогольного опьянения либо же их дети были замечены за использованием наркотических веществ, а также за нарушения подростками правил дорожного движения, за нахождение в нетрезвом виде или распивание спиртного в общественных местах применяются определенные меры.

Перечислим их:

  • Вынесение общественного порицания. Одна из самых мягких форм наказания. Заключается в письменном донесении до общества определенной проблемы с административной ответственностью.
  • Вынесение предупреждения в письменном виде. В нем указывается суть произошедшего обстоятельства и пояснение, что произойдет в будущем, если не изменить сове отношение к данной проблеме.
  • Обязать возместить причиненный несовершеннолетним ущерб, не превышающий одной второй части минимального оклада.
  • Оштрафовать. Часть штрафа от минимальной зарплаты зависит от тяжести вины провинившегося. Например, за появление в общественном месте в нетрезвом состоянии либо распития спиртных напитков, грозит до одной третьей части, а в случае умышленного доведения подростка до состояния алкогольного опьянения — до одной части минимальной оплаты труда.

[blockquote style=»4″]Следует заметить, что данные виды воздействия на родителей достаточно эффективно способствуют повышению уровня семейного воспитания детей. Также это позволяет комиссиям по делам несовершеннолетних вмешиваться в процесс воспитания, тем самым совершать профилактику детских преступлений и пресекать неправомерное поведение в корне.[/blockquote]

Подведем итоги

  • Подавляющее большинство подростков имеют мнение, что раз их нельзя судить, тогда и наказания за содеянное с легкостью удастся избежать. Однако, помимо всевозможных мер воздействия, их могут отправить в Центр временной изоляции для преступников, которые не достигли совершеннолетия. В таком случае, подросток гарантированно станет на учет в полицию. Затем, военкомат будет об этом уведомлен, и в будущем он не сможет занимать должности в элитных войсках.
  • Сотрудники полиции имеют право задержать подростка за административное правонарушение. При этом они обязаны составить протокол и максимально быстро предупредить родителей задержанного подростка. Его должны отделить от взрослых заключенных и предельный срок его задержания может составлять не более 3 часов. Однако, если несовершеннолетний правонарушитель был доставлен в полицию нетрезвым, то отчет трех часов будет начинаться после полного вытрезвления, далее последует освобождение.
  • За систематические административные нарушения, 14 летний ученик школы может быть исключен из нее. В течение месяца, комиссия по делам несовершенно летних совместно с родителями, подростка обеспечивают трудоустройством или продолжением образования в другом учреждении. Постановление, вынесенное по делу, есть возможность обжаловать. Жалоба принимается в течение десяти дней и не облагается государственной пошлиной.

[wpmfc_cab_sd]В реальности, все возможные факты привлечения к административной ответственности воспринимаются как и обществом, так и работодателями, факторами, которые характеризуют и описывают гражданина. Вследствие чего, это может негативно сказаться на жизни человека, тем самым усложнив ее. Усложнения возникнут как и при устройстве на работу, так и в отношении в социуме.[/wpmfc_cab_sd]

Читайте так же:  Получение гражданства россии основные нюансы процесса

Рекомендуем ознакомиться:

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить

именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта . Или позвоните нам по телефонам:

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

1. Правила ст. 2.3 посвящены административной ответственности физических лиц.

1) по общему правилу (см. об исключениях ниже) по достижении возраста 16 лет. При этом:

— необходимо, чтобы 16 лет уже исполнилось к моменту совершения административного проступка. В практике возникает вопрос: можно ли привлечь к административной ответственности лицо, которому 16 лет исполнилось именно в день совершения административного правонарушения? Нет, нельзя. Лишь с 0 час. следующего дня считается, что лицо достигло возраста 16 лет и именно с этого момента его можно признавать субъектом административного правонарушения;

— возраст, упомянутый в ч. 1 ст. 2.3, касается и граждан Российской Федерации, и лиц без гражданства, и иностранных граждан (даже если по законодательству иностранного государства этот срок иной);

2) только в случае, если физическое лицо было (в момент совершения административного правонарушения) вменяемым (см. об этом коммент. к ст. 2.8).

2. Применяя правила ч. 2 ст. 2.3, необходимо учитывать следующие обстоятельства:

1) они касаются лишь административной ответственности лиц в возрасте от 16 до 18 лет;

2) они исходят из того, что дела об административных правонарушениях, совершенных физическим лицом в возрасте от 16 до 18 лет должны рассматриваться комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. При этом нужно учесть, что комиссии:

рассматривают дела об административных правонарушениях несовершеннолетних;

рассматривают дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 11.8 (см. коммент. к ней), а также о правонарушениях в области дорожного движения, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение комиссии (см. об этом коммент. к ст. 23.2);

3) они предоставляют комиссии право освободить лиц в возрасте от 16 до 18 лет от административной ответственности (указав в постановлении об этом мотивы освобождения от административной ответственности) с одновременным применением к таким лицам мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

3. Принимая решение об освобождении несовершеннолетнего в возрасте от 16 до 18 лет от административной ответственности, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав обязана учитывать:

— конкретные обстоятельства совершенного правонарушения (время, место, способ, наступившие последствия и т.п.);

— данные о самом лице (т.е. склонно ли оно к правонарушениям, учится ли, имеет ли место жительства).

Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетнего

С какого возраста возможно привлечение несовершеннолетнего к ответственности

Согласно ст. 2.3 КоАП РФ административная ответственность несовершеннолетних в РФ возможна при наступлении определенного возраста. Если дело было возбуждено и в дальнейшем установлено, что нарушитель является малолетним, производство прекращается (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Несовершеннолетний — человек в возрасте от 16 до 18 лет.

Считается, что именно к 16 годам оканчивается стадия личностного формирования и подросток способен понимать суть административно-правовых запретов, а также нести ответственность за их несоблюдение. Без осознания значения своих противоправных действий привлечение человека к ответственности невозможно. Соответственно, в 15, 14 лет и ранее малолетний не может быть привлечен к ответственности, предусмотренной КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела возраст предполагаемого правонарушителя — обязательное для доказывания обстоятельство. Подтверждается он сведениями, которые содержатся в паспорте, свидетельстве о рождении и т. д.

Юридически лицо можно привлечь к ответственности за проступки, совершенные им по истечении суток, на которые приходится 16-й день рождения, т. е. с 24:00 следующего дня. Например, если человек родился 12 мая 2001 года, то он может нести ответственность за нарушения, совершенные им по прошествии 16 лет и одних суток (с 13 мая 2017 года).

Виды наказаний, которым могут быть подвергнуты несовершеннолетние в РФ

Перечень возможных наказаний перечислен в ст. 3.2 КоАП РФ.

Несовершеннолетние в силу возрастных ограничений не могут подвергаться аресту (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ). Кроме того, если подросток не зарабатывает, штраф за него платят родители (ч. 2 ст. 32.2 КоАП РФ).

Несовершеннолетние освобождаются от ответственности в случае, если применение санкции невозможно в силу возраста, а иных видов ответственности по конкретной статье КоАП РФ не установлено.

Также рассматриваемым субъектам не могут назначаться меры ответственности, предусмотренные для юридических и должностных лиц (например, приостановление деятельности и дисквалификация). Несовершеннолетние не могут быть лишены специального права, которое они не имеют возможности получить в силу возраста (например, водительское удостоверение категории В).

Особенности административной ответственности несовершеннолетних

Согласно ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ подростки могут освобождаться от ответственности комиссией по делам несовершеннолетних, которая учитывает обстоятельства дела, данные о нарушителе.

Приведенная норма допускает значительную долю усмотрения со стороны комиссии: поскольку четких критериев для освобождения от ответственности не прописано, не ясно, какие именно обстоятельства могут быть приняты во внимание.

При освобождении от наказания применяются меры, предусмотренные законом «Об основах…» от 24.06.1999 № 120. Мерой воздействия является помещение правонарушителя в центр временного содержания (воспитательная цель).

Говоря о порядке привлечения несовершеннолетних к административной ответственности, можно выделить следующие особенности:

  1. Несовершеннолетие — обстоятельство, которое смягчает административную ответственность несовершеннолетних (п. 9 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ).
  2. Дела рассматривают по месту жительства подростков, а не по месту совершения нарушения (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).
  3. Подростков нельзя арестовать, и они не платят штраф самостоятельно, если не имеют заработка (об этом мы уже писали выше).
  4. Родители должны присутствовать при рассмотрении дела (ст. 25.3 КоАП РФ).
  5. Задержанные нарушители, которым не исполнилось 18 лет, содержатся отдельно от взрослых (ч. 3 ст. 27.6 КоАП РФ).

Комиссия по делам несовершеннолетних как орган, уполномоченный привлекать подростков к административной ответственности

Дела в отношении несовершеннолетних нарушителей могут рассматриваться либо специальной комиссией, либо судьями (в случаях, когда комиссия не имеет права назначать определенные виды наказаний, например административное выдворение).

Статус комиссий определяется ст. 11 ФЗ № 120. Они создаются на основании актов, издаваемых правительствами субъектов РФ либо муниципалитетами, если им переданы такие полномочия. Порядок деятельности комиссий в каждом регионе свой, однако постановлением Правительства РФ от 06.11.2013 № 995 утверждено примерное положение о данном органе.

Таким образом, подростки в силу их особого статуса привлекаются к ответственности с некоторыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать. Им не могут назначаться некоторые виды наказаний, а при рассмотрении дел к участию в процессе привлекаются родители.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

С какого возраста могут привлечь к административной ответственности

Возраст наступления административной и уголовной ответственности в России (со скольких лет могут привлечь)

И уголовная, и административная ответственность наступает с 16 лет (ч. 1 ст. 20 УК РФ и ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ соответственно). При этом в обоих случаях возраст учитывается на момент совершения преступления или правонарушения. Иными словами, если подросток совершил преступление или административное правонарушение до 16-летия, ответственности он не подлежит даже по достижении этого возраста.

Читайте так же:  С кем при разводе остаются дети по закону

Но при этом возраст уголовной ответственности может варьироваться в зависимости от ряда обстоятельств. Так, в силу ч. 2 ст. 20 УК РФ подростки, совершившие определенные преступления, подлежат преследованию уже с 14 лет. К таковым относятся убийство (ст. 105 УК РФ), грабеж (ст. 161), кража (ст. 158), отягченное хулиганство (ч. 2 и 3 ст. 213) и т. д. В то же время за некоторые преступления отвечают исключительно совершеннолетние, если об этом прямо указано в соответствующей статье Уголовного кодекса (например, ст. 134, 135).

Кодекс об административных правонарушениях подобных исключений не содержит — возраст административной ответственности наступает с шестнадцати лет всегда.

ВАЖНО! Лицо считается достигшим определенного возраста не в день своего рождения, а в 00 часов 00 минут суток, следующих за ним (п. 5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 01.02.2011 № 1). Например, подросток, родившийся 16.10.2002, официально достиг 16-летия в полночь 17.10.2018. Время рождения значения не имеет.

Какие наказания применяются к несовершеннолетним правонарушителям

КоАП РФ насчитывает 10 видов наказаний:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия или предмета правонарушения;
  • лишение специального права;
  • административный арест;
  • выдворение иностранца или лица без гражданства за пределы РФ;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • запрет на посещение мест проведения спортивных соревнований в период их проведения.

При этом только одно из них однозначно не применяется к несовершеннолетним — это административный арест (ч. 2 ст. 3.9 КоАП). И этим КоАП также отличается от УК, который разрешает подвергать подростков всего 6 наказаниям из 13 (подробнее об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних и о применяемых к ним наказаниях можно прочесть здесь):

Однако часть из приведенных наказаний, несмотря на отсутствие прямого запрета на применение их к подросткам, не может применяться к ним априори. Например, дисквалификация, которая заключается во временном запрете на замещение должностей на федеральной или региональной госслужбе. Замещение же таких должностей, в свою очередь, предполагает достижение совершеннолетия.

Возможно ли избежать привлечения к ответственности за правонарушение, совершенное в возрасте с 16 до 18 лет

КоАП РФ допускает такую возможность: согласно ч. 2 ст. 2.3 кодекса лицо, совершившее административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, может быть освобождено от административной ответственности комиссией по делам несовершеннолетних (КДН). При этом к несовершеннолетнему правонарушителю должны быть применены определенные меры воздействия.

Однако сложность в том, что ни один законодательный акт не содержит перечня таких мер. В частности, закон о профилактике правонарушений несовершеннолетних от 24.06.1999 № 120-ФЗ в ст. 8.1 приводит лишь меры воздействия, применяемые в специализированных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей. Анализ практики применения положения ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ показывает, что всё, что могут сделать специалисты КДН, освободив подростка от административной ответственности, это:

  • поставить его на учет в КДН;
  • провести профилактическую беседу о недопустимости подобного поведения;
  • предложить возместить причиненный ущерб или загладить вред.

ВАЖНО! Сотрудники КДН могут лишь предложить возместить ущерб — принудить сделать это вправе только суд.

Что нужно, чтобы избежать наказания

Не содержит закон и четкого перечня оснований для освобождения несовершеннолетнего от административной ответственности — ч. 2 ст. 2.3 КоАП ограничивается лишь формулировкой «с учетом конкретных обстоятельств и данных о лице, совершившем правонарушение».

Практика показывает, что избежать административного наказания могут подростки, совершившие правонарушение впервые и не причинившие существенного вреда обществу.

[1]

Например, постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «городской округ Симферополь» Республики Крым от 15 апреля 2017 года № 26-2145 прекращено дело об административном правонарушении в отношении 17-летнего З., совершившего правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство).

Видео (кликните для воспроизведения).

Принимая решение, КДН учла, что ранее несовершеннолетний З. не привлекался ни к одному из видов юридической ответственности, положительно характеризуется по месту учебы и жительства, а также не причинил своими действиями существенного вреда потерпевшему. В связи с этим КДН ограничилась проведением с З. профилактической беседы.

Могут ли привлечь к ответственности родителей за правонарушения, совершенные их несовершеннолетними детьми

Ответственность за административное правонарушение несет тот, кто его совершил. Это правило непреложно, и вытекает оно из важнейшего принципа административного права — принципа вины. То есть наказать можно только за то, в чём человек однозначно виновен.

Таким образом, родителей нельзя привлекать к ответственности за правонарушение, совершенное их ребенком.

Однако это не означает, что родители остаются в стороне. Пусть косвенно, но они всё же отвечают за поступки своих детей.

Так, в силу п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ родители обязаны заботиться не только о здоровье своих детей, но и об их нравственном воспитании. Поэтому законодатель установил персональную ответственность для родителей несовершеннолетнего правонарушителя: допущение совершения ребенком административного проступка квалифицируется как неисполнение обязанностей по его воспитанию и подпадает под действие ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.

Санкция нормы не слишком строга — от 100 до 500 руб. штрафа, однако сам факт административного преследования как минимум не украшает биографию, а как максимум — служит сигналом о неблагополучности семьи для органов опеки.

Кроме этого, «детские шалости», подпадающие под КоАП, могут ударить по родительскому кошельку — в силу ч. 2 ст. 32.2 кодекса за несовершеннолетнего, не имеющего собственного источника дохода, административный штраф обязаны уплатить его родители.

Итак, привлекать к административной ответственности в Российской Федерации возможно с 16 лет. Наказание несовершеннолетним назначается на общих основаниях, с единственным исключением — они не подвергаются аресту. Кроме того, у подростков есть шанс отделаться профилактической беседой, но, как правило, это происходит только в случае совершения не слишком серьезного правонарушения впервые. Более подробно об особенностях привлечения несовершеннолетних к административной ответственности можно прочесть в тематической статье.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

Возраст ответственности по российским законам

22 Июн Возраст ответственности по российским законам

Как известно, совершеннолетним считается гражданин, достигший восемнадцати лет. С этого возраста лицо подлежит призыву на военную службу, имеет право голосовать на выборах и референдумах, заключать брак, в полной мере вступать в договорные отношения. Возраст ответственности – уголовной, административной, гражданско-правовой – с совершеннолетием не совпадает.

Возраст уголовной ответственности

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

За совершение некоторых преступлений Уголовным кодексом РФ этот возрастной предел снижен. С четырнадцатилетнего возраста уголовная ответственность наступает за:

  • убийство (статья 105),
  • умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111),
  • умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112),
  • похищение человека (статья 126),
  • изнасилование (статья 131),
  • насильственные действия сексуального характера (статья 132),
  • кражу (статья 158),
  • грабеж (статья 161),
  • разбой (статья 162),
  • вымогательство (статья 163),
  • неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166),
  • умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167),
  • террористический акт (статья 205),
  • захват заложника (статья 206),
  • заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207),
  • хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213),
  • вандализм (статья 214),
  • хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226),
  • хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229),
  • приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).

По некоторым преступлениям ответственность наступает с восемнадцати лет. Например, половое сношение с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, наказуемо, если совершено лицом старше восемнадцати лет. Аналогично – за развратные действия без применения насилия в отношении лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступных или антиобщественных действий.

Читайте так же:  Штраф за не пристегнутый ремень

Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое хотя и достигло соответствующего возраста, но не могло вследствие отставания в психическом развитии осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими.

Привлечение несовершеннолетних к уголовной ответственности имеет некоторые особенности. В частности, несовершеннолетний возраст рассматривается в качестве смягчающего обстоятельства при назначении уголовного наказания.

Возраст административной ответственности

Административная ответственность (ответственность, предусмотренная Кодексом об административных правонарушениях) наступает с шестнадцати лет. К слову, такой же возраст – при совершении налоговых правонарушений.

[3]

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Примечательно, что за появление несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в состоянии опьянения в общественных местах а

дминистративную ответственность несут их родители или иные законные представители: штраф от трехсот до пятисот рублей.

Возраст гражданско-правовой ответственности

Речь идет о возмещении вреда личности или имуществу гражданина, либо имуществу юридического лица.

За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет, отвечают его родители (усыновители) или опекуны.

По достижении четырнадцати лет гражданин самостоятельно несет ответственность на общих основаниях. Но в случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

Возраст, когда наступает административная ответственность

На данный момент в законах РФ определено 4 вида ответственности: дисциплинарная, гражданская, уголовная и административная. Последние два типа имеют четкие ограничения касательно возраста наступления ответственности. Очень часто можно встретить вопрос, с какого возраста наступает административная ответственность, ведь за проступки могут наказывать родителей несовершеннолетнего. Регламентирует это КоАП, ст. 2.3.

Что такое админответственность?

Наступает этот вид ответственности, если действия нарушителя, его поступок несет меньше угрозы для людей, которые его окружают и общества в целом, нежели преступление, как его подразумевает УК РФ. К подобным нарушения относят:

Важно! Часто именно так себя ведут подростки в переходном возрасте, а также такие, что их относят к трудным подросткам.

Возраст наступления ответственности

Согласно законам, будет отвечать за свой проступок лично провинившийся, если ему исполнилось 16 лет. Причем полных 16 лет ему должно исполнится на момент совершения преступления. Если они еще данной возрастной черты не достигли, то вся вина за совершенное незаконное действие ложится на законного представителя – родителя, усыновителя, опекуна.

Важно! В некоторых случаях для лиц возрастом 16-18 лет применяется освобождение от ответственности. Для такого случая выбирается иная мера пресечения, согласно с ФЗ «О защите прав несовершеннолетних».

В некоторых случаях ответственность, независимо от возраста не наступает, среди таких ситуаций:

  1. Если действия были определены как необходимая оборона. При этом польза для общества больше, нежели вред.
  2. Нарушение влечет за собой наступление уголовной ответственности, тогда его рассматривают с другой позиции.
  3. Если человек не отдает себе отчет в действиях, по причине болезни.
  4. Если лицо не достигло 16-ти лет, то есть возраста наступления ответственности.

Что часто нарушают?

Рассматриваемые категории граждан часто нарушают законы, причем их дальнейшую судьбу решают специальные комиссии. На их рассмотрение представляются такие дела:

  • Угроза обществу, содеянная лицом младше 14 лет.
  • Преступления, касательно которых не было возбуждено уголовное дело.
  • Нарушение ПДД.
  • Увиливание от учебы.
  • Другие проступки.

Меры пресечения

Для несовершеннолетних, которые нарушили закон в сфере административной ответственности, могут применяться следующие наказания:

  1. Принуждение принесения публичных извинений потерпевшему. Такой способ используется, если нарушение незначительное, а виновный раскаивается и очень сожалеет.
  2. Предупреждение. Его выписывают в письменном виде и вручают нарушителю. В уведомлении четко расписывают последствия повторного нарушения.
  3. Выговор. Он бывает строгим или обычным. Постановление о выговоре отправляется по месту обучения. Срок его действия 1 год, если за этот период других проступков не было, то оно снимается.
  4. Штраф. Эта мера наказания может быть назначена, если подросток получает стипендию, зарплату. К финансовому наказанию также можно отнести возмещение ущерба. Причем сумма ежемесячных выплат в пользу потерпевшего не должна быть больше 50% от оклада (стипендии, зарплаты).
  5. Установление наблюдения старших людей. Ними могут быть родители, учителя, трудовой коллектив и даже общественные организации.

Важно! Такая мера как направление на ПТУ – это суровое наказание, которое используется. только в случае серьезных систематических проступков. Рассматриваются эти дела прокурором, причем согласие родителей на это не требуется.

Многие подростки ведут образ жизни, который можно назвать неприемлемым, при этом уверены что отвечать за содеянное им не придется. В определенной мере да, но есть риск, что будут страдать родители и другие люди, которые их заменяют.

Особенности привлечения несовершеннолетних к административной ответственности

Одним из важнейших принципов демократического, правового государства является приоритет прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл. содержание и применение закона.

В административном законодательстве исполнение данного принципа обеспечивается строгой регламентацией порядка привлечения правонарушителей к ответственности.

Статья 2.1 КоАП РФ под административным правонарушением понимает противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

С учетом особенностей психического и физического развития несовершеннолетних (лиц в возрасте до 18 лет) закон предусматривает дополнительные меры по защите их интересов при производстве по делам об административных правонарушениях.

Статьей 23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях несовершеннолетними отнесено к компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Комиссия по делам несовершеннолетних рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).

Административное наказание может быть наложено на несовершеннолетних или их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Важной особенностью ответственности несовершеннолетних лиц, устанавливаемой КоАП РФ, является то, что совершение административного правонарушения несовершеннолетним признается смягчающим вину обстоятельством, а вовлечение такого лица в совершение административного правонарушения — отягчающим вину обстоятельством. Причем эти обстоятельства следует четко отграничивать от таких правонарушений, как вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП РФ), неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ), поскольку они образуют самостоятельные составы административных правонарушений с привлечением иных (но не несовершеннолетних) виновных в этом лиц к административной ответственности.

Читайте так же:  Как оформить завещание на дом и земельный участок

Здесь необходимо дополнить, что применяемые административные наказания к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, преследуют своей целью прежде всего восстановление социальной справедливости, а также исправление и предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений. Высшие судебные инстанции постоянно обращают внимание на то, что административное наказание в отношении указанных лиц должно быть подчинено прежде всего этим целям.

Существенная особенность административной ответственности несовершеннолетних закреплена ст. 2.3 КоАП РФ, где законодатель установил возможность комиссии по делам несовершеннолетних, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет, решать вопрос об освобождении его от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

[2]

Ответственность по КоАП РФ родителей предусмотрена законодательством в связи с совершением подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, но подвергаются иным мерам правового принуждения. Поэтому указанные правонарушения подростков являются одновременно и частью основания для применения административной ответственности к родителям, и самостоятельным основанием для применения принудительных средств к ним самим.

Административную ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних нельзя рассматривать в отрыве от правовых обязанностей по воспитанию, обучению детей и надзору за ними.

Комиссия рассматривают дела в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 КоАП РФ — неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, а также за нарушение порядка или сроков представления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных ст. 5.36 КоАП РФ.

Статья 2.3 КоАП РФ. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность (действующая редакция)

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 2.3 КоАП РФ

1. К несовершеннолетним относятся лица до 18 лет — возраст, с которым связано наступление совершеннолетия. Однако субъектами административного правонарушения по КоАП могут быть только те несовершеннолетние граждане, которые достигли к моменту совершения проступка шестнадцатилетнего возраста. В отличие от КоАП, уголовной ответственности за совершение преступлений, указанных в ч. 2 ст. 20 УК, подлежат несовершеннолетние, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста.

2. Применение комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав мер воздействия (административных санкций) имущественного характера обусловлено наличием у правонарушителя гражданской дееспособности. Несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет обладают ограниченной гражданской дееспособностью — в полном объеме она, как правило, возникает с наступлением совершеннолетия. Несовершеннолетние совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя, а в некоторых случаях — и без такого согласия (см. п. 2 ст. 26 ГК).

Применение имущественных административных санкций связано с наличием у несовершеннолетнего самостоятельного заработка, однако по смыслу п. 2 ст. 26 ГК несовершеннолетний вправе самостоятельно распоряжаться всеми своими доходами, в частности стипендией, а не только заработком. Таким образом, к несовершеннолетнему правонарушителю, получающему стипендию, также могут быть применены административные санкции имущественного характера.

Согласно п. 3 ст. 26 ГК несовершеннолетние несут гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, на общих основаниях с лицами, наделенными гражданской дееспособностью в полном объеме.

3. Меры взыскания, применяемые к несовершеннолетним, нарушающим порядок содержания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образованием, в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, установлены ст. 8.1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ). К указанным мерам взыскания относятся предупреждение, выговор, строгий выговор.

К несовершеннолетним, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образованием, могут также применяться следующие меры взыскания:

сообщение родителям или законным представителям;

исключение из специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа органа управления образованием на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, по месту нахождения указанного учреждения (п. 2 ст. 8.1 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Таким образом, меры взыскания, применяемые к несовершеннолетним, нарушающим порядок содержания в специализированных учреждениях и центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД, следует отличать от мер воздействия, применяемых комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав к несовершеннолетним, не помещенным в указанные пенитенциарные учреждения. Виды мер воздействия, подлежащих применению комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с ч. 2 ст. 2.3 КоАП, Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» не установлены (ср. п. 1, 2 ст. 8.1 и подп. 7 п. 1 ст. 11 указанного Федерального закона).

Применительно в Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

под несовершеннолетним понимается лицо, не достигшее возраста 18 лет;

под безнадзорным понимается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

под беспризорным понимается безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

под несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, понимается лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

под антиобщественными действиями понимаются действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.

Несовершеннолетние, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет, а также лица, не достигшие указанного возраста, совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или законным представителям, по постановлению судьи могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД (см. подп. 5, 6 п. 2 ст. 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ)).

Читайте так же:  Выписка ребенка из квартиры через суд

Указанные несовершеннолетние могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД на срок не более 48 часов на основании постановления начальника районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) на транспорте либо его заместителя — начальника милиции общественной безопасности или оперативного дежурного соответствующего ОВД.

Материалы на указанных несовершеннолетних представляются судье в соответствии со ст. 31.1 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ) для решения вопроса о дальнейшем содержании или об освобождении несовершеннолетних.

4. Действующее законодательство содержит различные возрастные критерии наступления юридической ответственности. Так же как и в соответствии с КоАП, возраст наступления юридической ответственности определяется Налоговым кодексом РФ, согласно п. 2 ст. 107 которого физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

5. КоАП предусмотрены следующие обстоятельства, которыми его предписания обусловливают наступление административной ответственности и возможность назначения административных наказаний: момент совершения проступка (ч. 1 ст. 2.3), день совершения административного правонарушения либо — при длящемся проступке — день его обнаружения (ч. 1, 2 ст. 4.5).

При определении момента совершения административного правонарушения необходимо установить признаки законченного проступка. Подтверждением того, что правонарушение закончено, является наличие его состава (см. комментарий к ст. 2.1). Момент совершения проступка обусловлен временными параметрами, позволяющими установить факт деяния. Можно констатировать тождество понятий «время совершения противоправного действия (бездействия)» (ст. 2.8 КоАП) и «момент совершения административного правонарушения» (ч. 1 ст. 2.3 КоАП). Момент совершения длящегося административного проступка — деяния, беспрерывно осуществляемого в течение продолжительного времени, — связан с его обнаружением независимо от того, когда было начато противоправное действие (бездействие).

6. К лицам, подлежащим ответственности по смыслу комментируемой статьи, относятся только физические лица. При этом КоАП выделяет «должностных лиц» (ст. 2.4), а также военнослужащих и лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 2.5).

В зависимости от принадлежности к гражданству или подданству зарубежного государства ст. 2.6 КоАП выделяет особую разновидность физических лиц — иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные юридические лица.

7. Возрастные критерии, указанные в данной статье, учитываются только при назначении административных наказаний в случае совершения проступка физическим лицом, однако в некоторых случаях они принимаются во внимание в процессе применения административных санкций к юридическим лицам: при совершении налоговых правонарушений установление вины юридического лица связано с выявлением признаков умысла или неосторожности в деянии его должностных лиц. Должностное лицо может быть субъектом налогового правонарушения при достижении гражданской дееспособности, т.е. с восемнадцатилетнего возраста, а не с 16 лет, как это предусмотрено комментируемой статьей. Таким образом, возрастные критерии при применении административных санкций к юридическому лицу учитываются только в тех случаях, когда вина юридического лица отождествляется с виной его должностных лиц.

Административная ответственность организаций связана с правоспособностью юридического лица, последняя обусловлена государственной регистрацией юридического лица, а в случае коммерческих организаций, как правило, и последующим лицензированием (см. п. 1 ст. 49, а также ст. 51 ГК в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ).

8. При совершении некоторых проступков может быть установлена причинно-следственная связь между правонарушением юридического лица и проступком его должностных лиц; привлечение юридического лица к административной ответственности в указанных случаях не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от применения административных санкций (см. п. 4 ст. 108 НК). При этом применяются указанные выше возрастные критерии привлечения к административной ответственности должностных лиц, однако применение к ним административных санкций обусловлено не только достижением возраста гражданской правоспособности, но и наделением физического лица соответствующими властными полномочиями должностного лица.

9. При производстве по делам об административных правонарушениях соответствующие государственные или муниципальные органы и их должностные лица должны принимать во внимание общественную опасность проступка, например вред или ущерб, причиненный в результате его совершения, а также наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за административное правонарушение. В частности, совершение административного проступка несовершеннолетним всегда рассматривается в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность.

При разрешении вопроса об ответственности несовершеннолетних должны учитываться субъективные особенности нарушителя, прежде всего те, что свидетельствуют о его оценке содеянного, в частности критичное отношение к совершенному проступку, раскаяние нарушителя и другие особенности, характеризующие гуманитарные качества гражданина либо определяющие его асоциальные наклонности.

Выявление личностных особенностей несовершеннолетнего нарушителя в процессе административного производства не означает нарушения принципа равенства граждан перед законом, определенного ч. 1 ст. 19 Конституции РФ и ст. 1.4 КоАП: несовершеннолетний будет нести ответственность в соответствии с правилами, предусмотренными ч. 2 комментируемой статьи, при этом к нему могут быть применены административные наказания либо меры воздействия. Равенство всех граждан перед законом означает неотвратимость административной ответственности: санкции, определенные законом, будут применены, при этом уполномоченный орган (должностное лицо) вправе избрать должную меру наказания с учетом субъективных (личностных) качеств нарушителя.

10. Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» судам необходимо не оставлять без реагирования установленные в судебном заседании недостатки и упущения в работе комиссий по делам несовершеннолетних и подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, учебных заведений и общественных организаций; выносить частные определения с указанием конкретных обстоятельств, способствовавших совершению преступления подростком, и лиц, по вине которых оно стало возможным. Надлежит обеспечить строгий контроль за исполнением частного определения. В случае оставления должностным лицом без рассмотрения этого судебного решения либо непринятия мер к устранению указанных в нем нарушений закона, а равно в случае несвоевременного ответа на частное определение следует решать вопрос о привлечении такого должностного лица к ответственности по ст. 165.3 КоАП 1984 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

При истолковании данного Постановления Пленума Верховного Суда РФ следует учитывать, что административная ответственность за непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи, предусмотренная ст. 165.3 КоАП 1984 г., установлена ст. 17.4 ныне действующего КоАП (см. комментарий к указанной статье).

Источники


  1. Герасимова, Л.П.; Зубко, Ю.А. Шпаргалка по коммерческому праву; Аллель-2000, 2011. — 167 c.

  2. Нешатаева, Т.Н. Иностранные предприниматели в России – судебно-арбитражная практика / Т.Н. Нешатаева. — М.: Дело, 2013. — 216 c.

  3. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 895 c.
  4. Семенова, Анастасия Дом — зеркало судьбы. Как приворожить удачу для всей семьи; СПб: Невский проспект, 2013. — 157 c.
  5. Веденин, Н.Н. Земельное право; М.: Юриспруденция; Издание 4-е, перераб. и доп., 2012. — 192 c.
  6. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Под редакцией И.Л. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 528 c.
С какого возраста наступает административная ответственность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here