Рабочее время учителя — как оно рассчитывается

Статья на тему: "Рабочее время учителя — как оно рассчитывается" с разъяснениями профессионалов. Мы постарались собрать весь тематический материал, обработать и разместить в удобном для чтения виде. На все вопросы вам ответит наш дежурный консультант.

Содержание

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (с изменениями и дополнениями)

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601
    «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»

    С изменениями и дополнениями от:

    29 июня 2016 г., 13 мая 2019 г.

    В соответствии с частью 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; N 30, ст. 3014, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 27; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30, ст. 3613, ст. 3616; N 52, ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604; N 30, ст. 3732, ст. 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717; 2010, N 31, ст. 4196; N 52, ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49; N 25, ст. 3539; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4586, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 45, ст. 6333, ст. 6335; N 48, ст. 6730, ст. 6735; N 49, ст. 7015, ст. 7031; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1164; N 14, ст. 1553; N 18, ст. 2127; N 31, ст. 4325; N 47, ст. 6399; N 50, ст. 6954, ст. 6957, ст. 6959; N 53, ст. 7605; 2013, N 14, ст. 1666, ст. 1668; N 19, ст. 2322, ст. 2326, ст. 2329; N 23, ст. 2866, ст. 2883; N 27, ст. 3449, ст. 3454, ст. 3477; N 30, ст. 4037; N 48, 6165; N 52, ст. 6986; 2014, N 14, ст. 1542, ст. 1547, ст. 1548) и подпунктом 5.2.71 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), приказываю:

    1. Установить продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

    2. Утвердить Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (приложение N 2).

    3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19709).

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2015 г.
    Регистрационный N 36204

    Пересмотрена продолжительность рабочего времени педагогов (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы). Учтены положения нового Закона об образовании и изменения, внесенные в ТК РФ.

    По-прежнему предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 ч в неделю.

    Конкретная продолжительность рабочего времени (норма часов за ставку зарплаты) зависит от должности и (или) специальности педагогического работника.

    Так, норма 20 ч в неделю установлена для учителей-дефектологов и учителей-логопедов, 24 ч — для музыкальных руководителей и концертмейстеров, 25 ч — для воспитателей, непосредственно осуществляющих обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья, 30 ч — для инструкторов по физкультуре и т. д. Для школьных учителей норма не изменилась и составляет 18 ч в неделю.

    Впервые прописан порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре.

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2015 г.
    Регистрационный N 36204

    Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

    Текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 27 февраля 2015 г., в «Российской газете» от 11 марта 2015 г. N 49

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Приказ Министерства просвещения РФ от 13 мая 2019 г. N 234

    Изменения вступают в силу с 2 июня 2019 г.

    Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2016 г. N 755

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

    Вопрос: Как рассчитывается продолжительность рабочего времени учителя начальных классов? Из чего состоит рабочее время учителя? Имеет ли право руководитель увеличивать рабочее время и при каких условиях? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)

    Как рассчитывается продолжительность рабочего времени учителя начальных классов? Из чего состоит рабочее время учителя? Имеет ли право руководитель увеличивать рабочее время и при каких условиях?

    Рабочее время учителей разделяется на нормируемую часть и ненормируемую. Продолжительность нормируемой части составляет для учителей начальных классов 18 часов в неделю.

    Вторая часть работы учителя, которая не конкретизирована по количеству часов, но вытекает из должностных обязанностей учителя, может включать в себя выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

    организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям;

    подготовка к работе;

    периодические кратковременные дежурства, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени;

    Читайте так же:  Срочный трудовой договор

    выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).

    При этом в общей сложности продолжительность всего рабочего времени не должна превышать 36 часов в неделю.

    Работодатель не вправе увеличивать данные нормативы рабочего времени для учителей.

    Пунктом 7 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    На основании и во исполнение данной статьи применяется Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (далее — Приказ N 69), являющийся основным нормативно-правовым актом, регулирующим режим рабочего времени и отдыха учителей.

    Согласно п. 2.1 Приказа N 69 выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее — педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.

    Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.

    Пунктом 2.3 Приказа N 69 предусмотрена, что другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей. К данной работе относятся:

    выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

    организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;

    время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;

    периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи;

    выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).

    Согласно п. 2 Приказа Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» норма часов педагогической работы за ставку заработной платы составляет для учителей 1-11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья) составляет 18 часов в неделю.

    В силу ч. 1 ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

    Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.

    Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

    Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

    Приложение N 1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

    Приложение N 1
    к приказу Министерства
    образования и науки РФ
    от 22 декабря 2014 г. N 1601

    Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

    С изменениями и дополнениями от:

    29 июня 2016 г., 13 мая 2019 г.

    1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

    2. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

    2.1. Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается:

    педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу*;

    старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

    мастерам производственного обучения;

    инструкторам по труду;

    методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

    тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

    руководителям физического воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

    преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности;

    инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

    [1]

    2.2. Продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю устанавливается старшим воспитателям (за исключением старших воспитателей, указанных в пункте 2.1 настоящего Приложения).

    2.3. Норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

    2.4. Норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

    2.5. Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья.

    2.6. Норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

    инструкторам по физической культуре;

    воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в которых созданы условия для проживания воспитанников в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций (групп), в том числе санаторных, для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (далее — медицинские организации и организации социального обслуживания), (за исключением воспитателей, предусмотренных в пунктах 2.5 и 2.7 настоящего Приложения).

    Читайте так же:  Льготы на транспортный налог многодетным семьям положения закона и получение специального статуса

    2.7. Норма часов педагогической работы 36 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам среднего профессионального образования, а также осуществляющих присмотр и уход за детьми (за исключением воспитателей, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы предусмотрены пунктами 2.5 и 2.6 настоящего Приложения).

    2.8. За норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, перечисленных в подпунктах 2.8.1 и 2.8.2 настоящего пункта, принимается норма часов учебной (преподавательской) работы, являющаяся нормируемой частью их педагогической работы (далее — норма часов учебной (преподавательской) работы).

    2.8.1. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

    учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);

    преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта;

    педагогам дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования;

    тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта;

    логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания;

    учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций;

    преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных организаций, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы).

    [3]

    2.8.2. Норма часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств (за исключением преподавателей, указанных в подпункте 2.8.1 настоящего пункта), и по основным программам профессионального обучения.

    Информация об изменениях:

    Пункт 1 изменен с 2 июня 2019 г. — Приказ Минпросвещения России от 13 мая 2019 г. N 234

    1. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

    За педагогическую работу педагогическим работникам, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, выплачивается компенсация в порядке, установленном частью 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.

    2. Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, предусмотренные пунктами 2.3 — 2.7 настоящего Приложения, устанавливаются в астрономических часах. Нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Приложения, устанавливаются в астрономических часах, включая короткие перерывы (перемены), динамическую паузу.

    3. Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, предусмотренные пунктами 2.5 — 2.7 настоящего Приложения, и нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Приложения, являются расчетными величинами для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).

    4. За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы, за исключением случаев выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемых согласно пункту 2.2 приложения 2 к настоящему приказу учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    * Подраздел 1 раздела 1 номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4381).

    Опасные заблуждения ваших кадровиков о режиме работы и отдыха учителей

    Даже у опытных кадровиков есть заблуждения по поводу режима работы и нагрузки у педагогов. Это может привести к неверным решениям, трудовым спорам и жалобам работников в инспекцию труда и суд. А отвечать за все придется директору. Поэтому проверьте, нет ли у вашего кадровика опасных заблуждений, которые не соответствуют требованиям закона.

    Чтобы не выплачивать штрафы и избежать конфликтов с учителями, развейте семь заблуждений о режиме работы и отдыха педагогов. Статья поможет урегулировать спорные вопросы и объяснить работникам сложные моменты. Для этого вы можете выдать им памятки. А шпаргалка подскажет, какую работу вы вправе поручить педагогам за основную зарплату, а за какую придется заплатить отдельно и получить их письменное согласие.

    «Учитель должен оставаться в школе после уроков»

    Учитель вправе выполнять свои трудовые обязанности не только в школе. Например, он может проверять тетради или готовить материалы к уроку как в школе, так и дома.

    Продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю – это максимум, который нельзя превышать. Потому отрабатывать в школе именно 36 часов в неделю учитель не обязан. Рабочее время педагога может быть меньше, и это не будет нарушением (пп. 2.1–2.7 ч. 1 ст. 333 ТК). Тем более если учитель проводит мероприятие вне школы, его продолжительность заранее трудно определить.

    Нормированная часть рабочего времени учителей составляет 18 часов (п. 2.8.1 приложения № 1, утв. приказом Минобрнауки № 1601). Она может увеличиваться и уменьшаться, но продолжительность работы педагога останется прежней – не больше 36 часов. Смотрите таблицу 1, каким работникам школы установить норму часов педработы за ставку зарплаты.

    Вопрос. Должен ли учитель за две ставки работать 72 часа в неделю?

    Нет, не должен. Есть мнение, что чем больше нагрузка по нормированной части, тем больше должен работать учитель. Например, за две ставки в 36 часов уроков он обязан отработать 72 часа в неделю. Но это ошибка.

    Сколько бы часов уроков у педагога ни было, недельная продолжительность рабочего времени останется неизменной. Когда указывают 18 часов за ставку – это базовая гарантия педагогам, при которой есть время и на подготовку к урокам, и на преподавание.

    Читайте так же:  Как рассчитать среднедневной заработок при увольнении

    Таблица 1. Кому установить норму часов педработы за ставку зарплаты

    «Только директор может разрешить учителям не приходить в школу, когда у них нет уроков»

    В те дни, когда у учителя нет уроков, он вправе не приходить в школу. Но при условии, что его присутствие не требуется для другой ненормируемой работы. Например, если на этот день по графикам школы не запланировали педсовет или заседание методического объединения. Тогда педагогу не нужно получать разрешение директора. Более того, если директор или его заместитель обяжут педагога присутствовать в школе полный день, их могут привлечь к административной ответственности за нарушение норм трудового права.

    Есть риск, что школу обяжут выплатить 50 тыс. руб. по жалобе учителя, если вы заставите его отрабатывать в школе 36 часов и приходить в дни, когда у него нет уроков (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

    Если поручаете ответственным работникам составлять расписание или графики, попросите предусматривать для учителей свободные дни, когда у них нет уроков и иной работы в школе. Так учителя получат время, чтобы заняться дополнительным профессиональным образованием, самообразованием, смогут уделить больше внимания подготовке к занятиям. Что нужно учесть, чтобы распланировать рабочее время педагогов, смотрите в таблице 2.

    Чтобы учителя каждый раз не спрашивали, могут ли они поработать дома, когда у них нет уроков, вы можете закрепить разрешение на это в локальных актах школы. Например, прописать его в ПВТР или другом локально-нормативном акте о режиме занятий. Но даже если вы не сделаете этого, то право на это у педагогов будет (абз. 9 п. 2.3, п. 2.4 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

    Пример формулировки. В локально-нормативном акте о режиме занятий.

    В дни недели (иной период времени), свободный от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в школе иных должностных обязанностей, педагогическому работнику может быть по согласованию с ним предоставлен свободный день для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

    В дни отсутствия учебных (тренировочных) занятий по расписанию педагогические работники могут посещать школу только на время, необходимое для выполнения иных должностных обязанностей и дополнительной работы по трудовому договору.

    Таблица 2. Как планировать рабочее время педагогов

    Пройдите обучение в Институте новых технологий в образовании по программам:

    «Когда в школе нет занятий, учителям надо уменьшить рабочее время»

    Если в школе карантин или каникулы – это не повод освобождать учителей от работы. В этот период нет оснований сокращать и продолжительность рабочего времени. Педагогам можно поручить выполнять методическую и организационную работу, которая связана с реализацией образовательной программы. Также они могут заполнять журналы и электронные дневники.

    Что грозит

    Директора могут уволить и возбудить уголовное дело, если заподозрят мошенническую схему

    Режим рабочего времени всех работников в дни, когда в школе не проходят занятия, нужно урегулировать локально-нормативными актами школы и графиками работ. Если педагогу не нужно находиться в школе, чтобы выполнять свои трудовые обязанности, он вправе работать и дома (пп. 4.1–5.2 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

    «Заму, который еще и преподает, нельзя установить нагрузку в 36 часов в неделю»

    Прямых ограничений на объем учебной нагрузки для совместителей нет. Если в школе заместитель директора проводит уроки, значит, он выполняет дополнительную работу и совмещает профессии. Ведь его трудовые обязанности включают в себя функции разных должностей (ч. 2 ст. 60.2 ТК). В этом случае заместитель преподает в течение рабочего дня наряду с основной работой. Чтобы закрепить срок выполнения дополнительной работы, ее содержание и объем, школа должна получить письменное согласие работника (ч. 3 ст. 60.2 ТК).

    Что грозит

    На школу могут наложить штраф 100 тыс. руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП)

    «Дни, когда педагог участвовал в ГИА, надо включить в его рабочее время»

    Ошибочно учитывать дни, в которые учитель участвовал в проведении ГИА, как рабочие дни в школе. Ведь на экзаменах он выполнял не те обязанности, которые закрепили в трудовом договоре. Если вы учтете такие дни как рабочие, может возникнуть двойная оплата за работу, которую учитель не делал.

    Что грозит

    Директору могут вынести замечание или объявить выговор за необоснованную трату средств, которые выделили школе

    Профсоюз считает, что директор обязан сохранять среднюю зарплату педагогу, когда он участвует в ГИА и отсутствует в школе. Основанием такой обязанности профсоюз называет Отраслевое соглашение на 2018–2020 годы. Но положения Соглашения обязательны только для школ федерального подчинения, для остальных оно носит рекомендательный характер. Кроме того, Трудовой кодекс и Закон об образовании не содержат норм, которые бы обязывали школы сохранять оклад или среднюю зарплату за работником, пока он участвует в ГИА. Единственная обязанность – освободить учителя от работы и сохранить за ним должность (ст. 170 ТК, ч. 9 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому начислять среднюю зарплату директора может обязать только региональное законодательство.

    «Рабочее время и часы учебной нагрузки – одно и то же»

    Часы учебной нагрузки – это лишь часть рабочего времени педагога. Оно состоит из нормируемой части, которую конкретизируют определенным количеством часов, и ненормируемой, продолжительность которой не определяют (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2.1 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

    Что грозит

    Существует риск конфликта и трудового спора с работником

    Работа педагога включает в себя не только уроки. Когда учитель готовится к занятиям, повышает уровень квалификации, проводит воспитательную работу, ведет журналы и дневники, занимается внеурочной деятельностью, он также выполняет свои трудовые обязанности (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ и п. 1 примечаний к приложению № 1 приказа Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601). Смотрите на схеме, какие виды работ входят в рабочее время педагогов.

    Схема. Какие виды работ входят в рабочее время педагогов

    Обратите внимание, что педагог обязан выполнять только ту работу, которую зафиксировали в трудовом договоре, локально-нормативных актах школы, например, в ПВТР, должностной инструкции (ч. 1 ст. 91 ТК). Чтобы педагог выполнял дополнительную работу, которая не входит в нормируемую часть его рабочего времени, он должен дать на это письменное согласие и получать дополнительную плату от школы. Например, если поручаете учителю заведовать кабинетом, быть классным руководителем. Смотрите шпаргалку, которая покажет, какую работу можно поручить педагогу и как ее учитывать.

    Читайте так же:  Выплаты по потере кормильца (пособия)

    Шпаргалка для директора «Какую работу можно поручить педагогам вашей школы»

    «Педагогу нельзя работать больше 36 часов»

    Педагогическим работникам установили сокращенную продолжительность рабочего времени – максимум 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК). Но поскольку рабочее время учителей включает ненормируемую часть, они фактически могут работать больше. Причем в какие-то дни рабочее время педагога может превышать количество уроков, а в какие-то – равняться им.

    Если педагог работает по совместительству, его рабочее время также может фактически – по основной работе и по совместительству -превышать 36 часов (ст. 60.1, 282, 284 ТК). Это касается и внешнего совместительства – когда ваш учитель трудится еще и у другого работодателя, и внутреннего – когда он совмещает несколько должностей в вашей школе. Рабочее время для совместителя рассчитывают по отдельности – для основной и дополнительной работы. Еще один случай, когда педагог может работать больше часов, – сверхурочка. Если причины, по которым вы привлекаете учителя к такой работе, не связаны с катастрофами и авариями, то вам понадобится письменное согласие работника.

    Что грозит

    Директора могут оштрафовать на 5 тыс. руб., а школу – на 80 тыс. руб., если учитель переработает по совместительству больше 18 часов в неделю (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

    Памятка для педагогов «Из чего состоит ваше рабочее время»

    Специальные предложения:

    1. Экспресс-обучение для тех, кто не любит ждать! Скидка 20% на программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышения квалификации от 3 дней.

    Бонус! Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске — дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!

    © Материал из Справочной системы «Образование»

    Особенности почасовой оплаты труда педагогов

    А. А. Кочкина, руководитель отдела аутсорсинга ЦБУ Интеркомп

    Труд педагогов финансируется органами госвласти субъектов РФ по установленным нормативам. Рассмотрим, как в образовательном учреждении вести учет отработанного времени и оплачивать работу преподавателей, которым установлена почасовая оплата.

    Норма часов

    Продолжительность рабочего времени педагогических работников регламентируется статьей 333 Трудового кодекса РФ. Для педагогов устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю.

    Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы определяются в зависимости от должности и (или) специальности педагогов с учетом особенностей их труда.

    Приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников», в частности, установлены следующие нормы для отдельных категорий педагогов:

    – 18 часов в неделю – для учителей и тренеров 1–11 (12) классов общеобразовательных учреждений, школ искусств, а также для преподавателей по программам среднего профессионального образования, по специальным дисциплинам, педагогов допобразования;

    – 720 часов в год – для преподавателей учреждений, реализующих образовательные программы начального и среднего профессионального образования;

    – 25 часов в неделю – для воспитателей, работающих непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими ограниченные возможности здоровья;

    – 30 часов в неделю – для инструкторов по физической культуре, воспитателей в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня;

    – 36 часов в неделю – для воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях, в образовательных учреждениях дополнительного образования детей.

    Вышеуказанная продолжительность рабочего времени включает преподавательскую (учебную), воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям. А норма часов за ставку заработной платы педагогов устанавливается в астрономических часах.

    Дополнительно отметим, что за преподавательскую работу, выполняемую с согласия педагогов сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке в одинарном размере.

    Учет рабочего времени

    Отработанное время учитывается в клас­сных журналах, журналах учета теоретического обучения и журналах учета практического обучения. А также время фиксируется в Табеле учета рабочего времени (ф. 0301008) или Табеле учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. 0504421) в зависимости от того, какой табель применяется в образовательном учреждении. Табели ведут лица, назначенные приказом по учреждению.

    [2]

    Почасовая оплата производится в месяце, следующем за отработанным, без авансовых выплат, при условии, что у него есть составляющие заработной платы, установленные в фиксированном размере (должностной оклад, доплаты, надбавки и вознаграждения).

    Размер оплаты

    Если учреждение не перешло на новую систему оплаты труда, то час работы педагога оплачивается согласно разряду сотрудника по единой тарифной сетке.

    Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

    Для государственных учреждений субъектов РФ рекомендации по разработке новых систем оплаты труда или типовые положения устанавливаются этим субъектом.

    Например, в Москве Рекомендации по разработке системы оплаты труда работников государственных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утверждены постановлением Правительства Москвы от 22 марта 2011 г. № 86-ПП.

    Согласно указанным Рекомендациям, оплата труда московского педагога производится с учетом стоимости ученико-часа в данном учебном заведении с применением коэффициентов, прописанных в Положении о системе оплаты труда учреждения.

    При этом учитывается коэффициент, соответствующий предмету, который ведет педагог, коэффициент за подгруппы (если таковой предусмотрен) и т. д.

    Рассмотрим расчет заработной платы для московского учителя-почасовика по новой системе оплаты труда и согласно единой тарифной сетке на примере.

    Учитель информатики имеет высшую квалификационную категорию и работает по почасовой оплате. Он ведет уроки каждый вторник в 7-м классе (2 академических часа), среднее количество академических часов в месяц – 72,8. По его часам применяются коэффициенты в соответствии с Положением об оплате труда.

    Согласно новой системе оплаты труда, оплата отработанных им часов рассчитывается по следующей формуле:

    Стоимость ученико-часа в данном учреждении х Коэффициент за квалификацию х Коэффициент за подгруппы х Коэффициент за проверку тетрадей х Коэффициент за предмет х Количество учеников х Количество часов.

    В марте 2013 года одна неделя – каникулы, поэтому учитель информатики отработал 6 часов за этот месяц (2 ч 3 нед.). Таким образом, в марте ему полагается:

    10,4 руб. х 1,15 х 1,5 х 1,1 х 1,15 х 15 уч. х 6 ч = 2042,47 руб.

    При применении единой тарифной сетки и при наличии у педагога 13-го разряда, равного 21 313 руб., оплата за часы составит:

    21 313 руб. : 72,8 ч х 6 ч = 1756,57 руб.

    Рабочее время учителя — как оно рассчитывается

    Сейчас у педагогов в Российской Федерации есть множество дополнительных прав и обязанностей, которые отличают эту категорию сотрудников от других, в частности, в вопросах рабочего времени учителя. По новому закону об образовании рабочее время учителя состоит из нескольких составляющих частей, что следует учитывать как самим педагогам, так и их работодателям и руководителям. Особые нормативы предусмотрены также в отношении рабочего времени учителей начальных классов и всех педработников на время каникул.
    Читайте так же:  Ответственность по статьям за экономические преступления по ук рф

    Рабочее время учителя — законодательные нормативы

    Сейчас в Российской Федерации стабильно развивается сфера образования, однако до сих пор многим учителям приходится сталкиваться с типичными для этой сферы проблемами — низкой зарплатой, ненормированным рабочим днём, огромной нагрузкой. При этом сейчас законодательство крайне строго регулирует рабочее время учителя.

    Но, к сожалению, многие педагоги просто не знают полный спектр своих прав и обязанностей, чем могут злоупотреблять их руководители. И поэтому, прежде чем рассматривать конкретные нормативы рабочего времени педагогов, следует знать, какими нормативно-правовыми документами и актами регламентируется данный вопрос. Причем перечень базовых нормативов будет достаточно простым. К ним можно отнести следующие акты:

    • Статья 92 ТК РФ регламентирует само понятие сокращенного рабочего времени, и также содержит в себе упоминание применения такого режима труда по отношению к отдельным категориям работников, среди которых есть и педагоги.
    • Статья 333 ТК РФ прямо регламентирует максимальную продолжительность рабочего времени для педагогических работников в Российской Федерации, а также возлагает на иные нормативно-правовые документы возможность регулирования рассматриваемого вопроса.
    • Федеральный закон №273 от 29.12.2012 является основным нормативно-правовым документом, регулирующим сферу образования в России в целом и дополнительные социальные гарантии педагогам в частности.
    • Приказ Минобрнауки России №1601 от 22.12.2014 содержит в себе конкретные положения, нормирующие рабочее время учителя в зависимости от различных факторов — его должности, специальности, организации в которой он работает.
    • Приказ Минобрнауки России №536 от 11.05.2016 является еще одним нормативно-правовым актом, конкретизирующим принципы распределения рабочего времени учителей и дающий объяснения базовым понятиям, применяемым в целях нормирования рабочего процесса педагогов.

    Зная положения этих нормативно-правовых актов, каждый учитель легко сможет защитить свои права и обосновать свои возможные претензии к работодателю, нарушающему предоставляемые педагогам социальные гарантии. Однако, чтобы более полно понимать все принципы рабочего времени учителей, необходимо разобраться в данном вопросе детально.

    Рабочее время учителя — из чего оно состоит

    Рассматривая рабочее время учителя в Российской Федерации, следует в первую очередь учитывать, что оно разделяется на две основных части. По новому закону об образовании, рабочее время учителя делится на нормируемую и ненормированною часть. И разницу между данными понятиями следует знать каждому педагогическому работнику, кадровому специалисту и работодателю в сфере образовательной деятельности.

    • Нормируемое или нормированное рабочее время. Это — основная часть рабочего времени учителя, которая подлежит учету в табелях учета рабочего времени и регламентируется графиком внутреннего трудового распорядка в образовательном учреждении. Конкретные объемы нормируемого рабочего времени могут отличаться для различных категорий педагогических работников. Например, учителя большинства предметов в общеобразовательных школах имеют установленную норму в 18 часов, а инструктора по физкультуре — 30 часов. Именно в зависимости от объема нормируемого рабочего времени устанавливается ставка оплаты труда учителя. Так, если учитель в общеобразовательной школе будет иметь 36 часов нормируемой работы, это уже считается работой на две ставки.
    • Ненормированноеили ненормируемое рабочее время учителя. Практически каждый педагог в Российской Федерации прекрасно понимает, что рабочая деятельность для него не заканчивается с выходом из здания образовательного учреждения. Работа педагога включает постоянное проведение дополнительных действий — проверки заданий, составления учебных планов, саморазвития и повышения квалификации, и все это также требует определенных затрат времени. Именно поэтому часть рабочего времени учителей считается ненормированной.

    В общих случаях, рабочее время учителя должно быть зафиксировано в трудовом договоре. И выполнять свои прямые обязанности, занимаясь преподавательской работой и находясь на своем рабочем месте учитель должен лишь в рамках нормированной части его рабочего времени. В остальных ситуациях работодатель не вправе обязать его присутствовать на работе сверх установленного графика, даже если у преподавателя остались «свободные» часы, которые относятся к ненормированному рабочему времени.

    Нормированное рабочее время педагогических работников — что в него входит

    Кроме непосредственного понимания, как рассчитывается рабочее время учителей, каждому педагогу необходимо также знать и о том, что именно считается рабочим временем, входящим в нормируемый промежуток. Так, в частности, в РФ регулярно встречается ситуация, когда в «норму» педагогам записывают исключительно время проведения ими занятий, чтобы впоследствии повысить нагрузку на учителя и заставить его фактически больше работать за ту же самую зарплату. Тем не менее, необходимо понимать, что нормированное рабочее время педагога входит не только непосредственно преподавание. В целом, в него включаются:

    • Непосредственно преподавательская работа, проведение занятий, лекций, семинаров в соответствии со своими обязанностями и порядком работы в учреждении.
    • Время перемен, не только для педагогического состава, исполняющего воспитательные функции, но и для всех педагогических работников в целом.
    • Выполнение иных обязанностей, связанных с пребыванием в школе.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Отдельно необходимо отметить вопрос того, как считается рабочее время учителя во время каникул. Так, с точки зрения законодательства, в случае с педагогической деятельностью, работодатель вправе уточнять и переформатировать порядок работы учителей во время каникул. При этом каникулы устанавливаются для учащихся — а работодатель вправе привлекать учителей к работе в рамках нормируемой части их рабочего времени.

    Источники


    1. Практика адвокатской деятельности. Практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2015. — 792 c.

    2. Мельниченко Р. Г. Адвокатская деятельность. Универсальные правила успеха; Центрполиграф — М., 2013. — 216 c.

    3. Лазарев, В.В. Теория государства и права 5-е изд., испр. и доп. учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, 2016. — 521 c.
    4. Взаимодействие органов имущественного блока Санкт-Петербурга с юридическими и физическими лицами по вопросам оборота государственного недвижимого имущества и управления государственной собственностью. — М.: Леонтьевский центр, 2004. — 624 c.
    5. Шубина, Е.Р. Испанско-русский юридический словарь / Е.Р. Шубина, Т.А. Алексеева. — М.: СПб: Юридический центр Пресс, 2018. — 484 c.
    6. Чашин, А. Н. Лишение водительских прав. Как автовладельцу выиграть судебный процесс / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2017. — 969 c.
    Рабочее время учителя — как оно рассчитывается
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here