Содержание
- 1 Утвержден профессиональный стандарт для специалистов в сфере закупок, в том числе контрактных управляющих, работников контрактной службы, специалистов по закупкам
- 2 Минтруд России предлагает актуализировать профстандарт для специалистов в сфере закупок
- 3 Профстандарты в сфере закупок
- 4 Профстандарты для контрактных управляющих и работников контрактной службы
- 5 Обобщенная трудовая функция «Экспертиза результатов закупок, приемка контракта»
- 6 Профессиональные стандарты в сфере закупок
- 7 Профстандарт специалиста в сфере закупок
- 8 Профстандарт специалиста в сфере закупок
- 9 Профессиональные стандарты в сфере закупок
Утвержден профессиональный стандарт для специалистов в сфере закупок, в том числе контрактных управляющих, работников контрактной службы, специалистов по закупкам
Данный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики, организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.
Согласно стандарту в функции таких специалистов входит контроль и управление закупками для эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.
Стандартом предусмотрены следующие трудовые функции, выполняемые данными специалистами:
1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных, корпоративных нужд:
— предварительный сбор данных о потребностях и ценах на товары, работы, услуги;
— подготовка закупочной документации;
— обработка результатов закупки и заключение контракта.
2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных, корпоративных нужд:
— составление планов и обоснование закупок;
— осуществление процедур закупок.
3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта:
— проверка соблюдений условий контракта;
— проверка качества предоставленных товаров, работ, услуг.
4. Контроль в сфере закупок:
— мониторинг в сфере закупок;
— аудит и контроль в сфере госзакупок.
По каждой из обобщенных трудовых функций установлены требования к образованию и к опыту практической работы.
Минтруд России предлагает актуализировать профстандарт для специалистов в сфере закупок
Актуализация связана, в частности, с изменениями в законодательстве в сфере закупок и в сфере образования (в том числе в части наименований специальностей среднего профессионального и высшего образования), а также с необходимостью учета замечаний и предложений, поступивших от организаций-правоприменителей, и результатов мониторинга практики применения профстандарта.
В обновленном стандарте, в частности, уточнены привязка отдельных обобщенных трудовых функций к уровням квалификации, а также требования к образованию и опыту профессиональной деятельности, необходимые для их реализации. Скорректированы описания отдельных трудовых действий, уточнены формулировки требований к необходимым умениям и знаниям.
Термины и определения стандарта приведены в соответствии с понятийным аппаратом, содержащимся в действующем законодательстве. Коды ОКВЭД, ОКЗ приведены в соответствие с современными классификаторами.
Стандарт дополнен также трудовыми умениями и знаниями в области противодействия коррупции.
Профстандарты в сфере закупок
Долгое время профессия закупщика в России практически не регулировалась с точки зрения профессиональных стандартов. Однако с 1 июля 2016 года организации должны руководствоваться профессиональными стандартами квалификации закупщиков. Сейчас сотрудники, отвечающие за закупки на стороне заказчиков, должны отвечать профессиональным стандартом, законодательно предусмотренным в сфере закупок.
Трудовой кодекс определяет «профессиональный стандарт» как квалификацию, необходимую работнику для выполнения той или иной профессиональной деятельности. Профстандарты разрабатывает и утверждает, а также ведет их реестр на специализированном сайте http://profstandart.rosmintrud.ru Минтруд РФ.
Итак, какие профстандарты заказчики применяют в сфере закупок? Сейчас действуют два документа: профстандарт «Специалист в сфере закупок», который утвержден приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 625н и профстандарт «Эксперт в сфере закупок», который утвержден приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 626н.
Профстандарты специалиста по закупкам разработаны под государственных заказчиков, которые проводят закупки в соответствии с 223-ФЗ и 44-ФЗ. Коммерческие организации могут применять профстандарты в сфере закупок, учитывая специфику своей деятельности.
Профессиональный стандарт специалист по госзакупкам предусматривает четыре уровня квалификации – с 5-го по 8-й. Всего в рамках системы профстандартов установлено девять уровней квалификации, от самого низкого, 1-го, до высшего, 9-го.
Профессиональный стандарт содержит требования к уровню образования и опыту работы специалистов в области закупок. Кроме того, стандарт предусматривает возможные названия их должностей.
Действующий профстандарт специалиста по закупкам 44-ФЗ также определяют несколько статей Закона о контрактной системе (ЗКС).
В ст. 9 44-ФЗ профессионализм назван одним из основных принципов в деятельности заказчика. Для его соблюдения привлекаются к работе специалисты в данной области. Заказчик принимает меры по поддержанию и повышению их квалификации. На основании ч. 6 ст. 38 работникам контрактной службы или контрактному управляющемунеобходимо иметь высшее или дополнительное профессиональное образование. Профстандарты получают свое применение даже при создании закупочной комиссии. Дается преимущество сотрудникам с профессиональной переподготовкой, повышением квалификации, специальными знаниями об объекте закупки (ч. 5 ст. 39).
Профстандарт «Специалист»
Специальность разделена по полномочиям в соответствии со шкалой сложности.
- 5 уровень — обеспечение (предварительный сбор данных, подготовка документации, заключение контракта);
- 6 уровень — осуществление (составление планов и обоснований, осуществление процедур);
- 7 уровень — проверка (анализ результатов госзакупки, исполнения условий контракта и качества продукции);
- 8 уровень — максимальный — контроль (мониторинг и аудит).
Требования к образованию и обучению:
1. Среднее, дополнительное профессиональное. 2. Высшее (бакалавриат), дополнительное профессиональное. 3. Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное. 4. Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.
Сроки опыта практической работы в сфере госзакупок:
1. Нет. 2. Не менее 3-х лет. 3. Не менее 4-х. 4. Не менее 5-и, в том числе на руководящих должностях не менее 2-х.
Профстандарт «Эксперт»
Задачи проведения экспертизы и консультирования, оценки продукта включает профстандарт эксперта в сфере закупок. Уровень 6 — консультирование (мониторинг рынка, справки).
- 6 уровень — консультирование (мониторинг рынка, справки).
- 7 уровень — экспертиза (в отношении процедур и исполнения контрактов).
- 8 уровень — работы по консультированию и экспертизе (управление организацией, аттестация, исследование проблем).
Для шестого уровня необходимы высшее, дополнительное профессиональное образование, а опыт практических навыков должен составлять не менее 3-х лет.
Для седьмого уровня требуется высшее образование (специалитет, магистратура) и дополнительное профессиональное, а также не менее 4-х лет работы.
Для максимальной ступени возможно иметь такое же образование, как для средней, но период осуществления профдеятельности не может составлять менее 5-и лет, в том числе менее 3-х на руководящих должностях.
Профстандарты для контрактных управляющих и работников контрактной службы
Что такое профстандарты
Информация о профстандарте и его применении появилась в ТК РФ с 2012 года. Термин введен для определения квалификационных характеристик, необходимых для применения в конкретной сфере работы. Стандарты созданы, чтобы исполнять ст. 195.1 ТК РФ, и должны помочь реализации принципа профессионализма заказчика.
Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 в действие введены правила для разработки и утверждения профстандарта специалиста по закупкам с 2019 года. Минтруд Приказами от 10.09.2015 № 625н и № 626н утвердил два профстандарта:
- специалист в сфере закупок;
- эксперт в сфере закупок.
ТК РФ в ст. 195.3 определяет, что применять профстандарты нужно обязательно, если такие требования установлены для работодателя ТК РФ и другими нормативными актами РФ. В остальных случаях квалификационные требования профстандарта имеют необязательный характер, то есть рекомендуются к применению.
Применение профстандарта становится обязательным, если он установлен нормативным актом РФ, ТК РФ, другими законами. Требования к опыту работы, функциональным обязанностям, навыкам и знаниям по специальности в нем не определены (только к образованию). Поэтому профстандарты обязательному применению не подлежат (Письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253). Но их положения могут использоваться работодателем для разработки должностных инструкций.
На кого распространяются
Перечень юрлиц, обязанных применять в деятельности эти требования, установлен Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584. К ним относятся:
- государственные внебюджетные фонды РФ;
- государственные и муниципальные организации;
- ГУПы и МУПы;
- госкорпорации, госкомпании, хозобщества с долей участия государства выше 50%.
Предприятия, доля государственного участия в которых превышает 50%, вводят применение и внедрение профстандартов постепенно, до 01.01.2020. Остальные учреждения обязаны строго соблюдать требования профстандартов (ст. 195.3 ТК РФ).
На содержание профстандартов повлиял и закон, касающийся контрактной системы. Статья 9 ФЗ № 44-ФЗ определяет профессиональную основу как базовый принцип проведения госзакупок. На работу приглашаются сотрудники, являющиеся профессионалами в сфере заказа. Заказчик обязан обеспечить условия не только для повышения уровня квалификации работников, но и для его поддержания. Эта установка подтверждается ч. 6 ст. 38 ФЗ-44, в соответствии с которой, к примеру, сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий должен иметь высшее и дополнительное профобразование.
Создавая комиссию по проведению закупок, учреждение должно принимать во внимание профстандарты, ведь преимущественное право на включение в ее состав дано работникам (ч. 5 ст. 39 ФЗ-44):
- имеющим профпереподготовку;
- прошедшим повышение квалификации;
- имеющим спецзнания в области заказа.
Нужно ли применять к поставщикам
Профстандарты связаны с проведением работ по закупкам, их контролем и управлением. Цель — обеспечить государственную, муниципальную или корпоративную потребность в товарах, работах, услугах. Соответственно, стандартизирована сфера, связанная с деятельностью заказчика, а не поставщика.
Где указаны требования к работникам госзаказа
Профстандарт для контактных управляющих и работников контрактной службы должен соблюдаться в безусловном порядке, а претендент на должность — подтверждать документами образование в сфере контрактных закупок. Сотрудники, занятые в сфере заказа, имеют строго установленные нормативными актами квалификационные требования:
- Приказ Минтруда РФ от 10.09.2015 № 625н;
- Приказ Минтруда РФ от 10.09.2015 № 626н.
Профстандарт специалиста
Профстандарт «специалист в сфере закупок» охватывает функционал, связанный с:
- Обеспечением закупок. Включает сбор изначальных сведений, формирование потребности заказчика, подготовку документов для проведения процедуры — начальный уровень № 5.
- Осуществлением закупок. Включает формирование планов, обоснований, реализацию процедур — уровень № 6.
- Экспертизой. Включает анализ результатов, проверку реализации условий контракта и качества результатов — уровень № 7.
- Контролем. Включает процедуры мониторинга, аудита и контроля — самый высокий уровень № 8.
Приказ содержит требования к уровню образования. Они включают:
- Среднее, доппрофессиональное.
- Высшее (бакалавр), доппрофессиональное.
- Высшее (специалитет, магистратура), доппрофессиональное.
- Высшее (специалитет, магистратура), доппрофессиональное.
Установлены требования к опыту работы в сфере заказа:
- Отсутствие требований.
- От 3 лет.
- От 4 лет.
- От 5 лет, включая опыт руководящей работы от 2 лет.
Профстандарт эксперта
Проведение экспертной оценки и консультаций, оценка деятельности по закупкам — позиции, включенные в профстандарт эксперта в сфере закупок. Список трудовых функций аналогичен специалисту. Принцип классификации полномочий по их сложности представлен от наименьшего уровня к наивысшему:
- № 6 включает услуги по консультированию, мониторингу рынка.
- № 7 включает экспертные работы в части процедур и исполнения условий контрактов.
- № 8 включает деятельность по проведению консультаций и экспертиз (управление организацией, аттестации и изучение проблемных вопросов).
Минимальный уровень требует наличия высшего, доппрофессионального образования и опыта работы от 3 лет.
Средний уровень предусматривает наличие высшего образования в форме специалитета, магистратуры, доппрофессионального образования и стажа в сфере деятельности от 4 лет.
Высший уровень требует наличия высшего образования в форме специалитета, магистратуры, доппрофессионального образования, опыта работы от 5 лет, включая руководящие должности — от 3 лет.
Обобщенная трудовая функция «Экспертиза результатов закупок, приемка контракта»
Возможные наименования должностей
Требования к образованию и обучению |
|
Требования к опыту практической работы |
|
Дополнительные характеристики
ОКЗ | 3322 | Агенты по коммерческим продажам |
4132 | Служащие по введению данных | |
3313 | Помощники бухгалтеров | |
4311 | Служащие по бухгалтерским операциям и учету | |
3323 | Закупщики | |
3342 | Средний юридический персонал | |
3359 | Среднетехнический персонал на государственной службе, не входящий в другие группы | |
4312 | Служащие по обработке статистической, финансовой и страховой информации и ведению расчетов | |
ЕТКС или ЕКС | — | Специалист |
ОКПДТР | 26541 | Специалист |
Сделано в Санкт-Петербурге
© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна
Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.
Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?
Профессиональные стандарты в сфере закупок
Что такое профстандарты?
На сегодняшний день самый передовой опыт у Великобритании, где профстандарты являются одним из важных элементов сложной структуры обеспечения качества рабочей силы. В этой системе предусмотрены Советы по развитию отраслевых квалификаций (Sector Skills Councils), выигравшие открытые конкурсы, которые определяют и прогнозируют знания, умения и компетенции, необходимые для развития экономики страны. Эти советы лично отвечают за качество разработанных ими стандартов, поддерживают и обновляют нормативы, обеспечивают свободное и бесплатное получение стандартов всеми организациями.
Также в Великобритании предусмотрены программы профессионального образования и подготовки, которые охватывают возрастные группы от 14 лет и обеспечивают связь разных видов обучения (от базовых до послевузовских степеней). Рамка квалификаций состоит из шести уровней и объединяет возможные пути образования и профессиональной подготовки и т.д.
Конкретный формат профстандарта зависит от специфики конкретной отрасли и профессии. Например, британский стандарт инженера-механика состоит из 5 разделов и занимает 10 страниц, стандарт техника в области информационных технологий состоит 5 разделов общим объёмом три страницы, а стандарт дизайнера компьютерных игр представлен в одной таблице из 4 столбцов, содержит 28 пунктов и умещается на одной странице.
В России термин «профессиональные стандарты» впервые был официально использован в 1997 г. в Программе социальных реформ в РФ на период 1996–2000 годов (утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.1997 № 222).
В 2006 г. на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) было образовано Национальное агентство развития квалификаций и в 2007 г. был разработан первый макет профстандарта.
Макет профессионального стандарта:
I. Общие сведения
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
III. Характеристика обобщённых трудовых функций
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
В 2007–2008 гг. в России появились первые профессиональные стандарты.
Какие профстандарты утверждены в сфере закупок?
Профессиональные стандарты позволяют не только определить трудовые функции, которые должен исполнять конкретный специалист, но и требования к образованию, опыту практической работы, навыкам и умениям, предъявляемым к кандидатам при приёме на работу.
Минюстом РФ утверждены разработанные Минтрудом России профессиональные стандарты для специалистов и экспертов в сфере закупок (полный текст стандартов размещён на специализированном интернет-портале http://profstandart.rosmintrud.ru):
Ответственная организация – разработчик обоих стандартов ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС).
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Разработчиками профстандарта «Специалист в сфере закупок» являются:
Разработчиками профстандарта «Эксперт в сфере закупок» являются:
Для чего нужны профстандарты в сфере закупок?
В профстандарте «Специалист в сфере закупок» предусмотрено четыре обобщенные трудовые функции, а «Эксперт в сфере закупок» — три обобщенные трудовые функции.
Каждая из них соответствует определенному уровню квалификации.
Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности сотрудника и содержат описание следующих критериев:
- Полномочия и ответственность
- Характер умений
- Характер знаний
- Основные пути достижения уровня квалификации
Уровни квалификации нужны для описания требований к образованию и обучению сотрудников.
Например, в нашу организацию приняли нового работника Сергея на должность специалиста по закупкам. В его обязанности входит обеспечение закупки для государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Согласно профессиональному стандарту «Специалист по закупкам» (схема 2) это соответствует 5-му квалификационному уровню. Следовательно, образование у Сергея должно быть не ниже среднего профессионального и дополнительное профессиональное образование: программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок, опыт работы в закупках может отсутствовать (таблица 1).
Далее работодатель решил перевести Сергея на должность консультанта по закупкам для осуществления процедур закупок. Эта трудовая функция соответствует 6-му квалификационному уровню (таблица 1). Сергей будет переведён консультантом после трёх лет работы и при условии получения высшего образования (бакалавриат), а также дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок).
Если же работодатель переведёт Сергея на должность консультанта по закупкам без учёта перечисленных выше требований к квалификации, а тот не справится с новыми обязанностями, то работодатель не вправе применить к Сергею дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора или увольнения. Поскольку при переводе не были учтены требования к квалификации для выполнения конкретной трудовой функции «Осуществление процедур закупок», которая требует специальной подготовки.
Как грамотно применять профстандарты в сфере закупок?
Профстандарты в сфере закупок помогают работодателю решать следующие задачи:
- Разрабатывать должностные инструкции
- Проводить отбор кандидатов
- Определять соответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе в ходе оценочных мероприятий при проведении аттестации и других видов оценки
- Устанавливать уровень квалификации в случае увольнения по сокращению штата или численности работников
- и др.
Кто должен применять профстандарты в сфере закупок?
С 1 июля 2016 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584, согласно которому профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, применяются государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, поэтапно на основе утверждённых указанными организациями с учётом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов.
Вместе с тем, работодатель не вправе уволить работников, квалификация которых не соответствует требованиям профстандарта (письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253). Но работодатель может провести аттестацию сотрудников. По рекомендации аттестационной комиссии лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в квалификационных справочниках или профстандартах, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Строгого требования о соответствии закупщиков профстандартам Федеральными законами №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и №223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не установлено.
Существует лишь требование к работникам контрактной службы, контрактным управляющим наличие высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок (ст. 38 п. 6 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013)
При несоблюдении этих требований инспектор труда может выдать работодателю предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства (статья 356 ТК РФ).
А за неприменение профстандартов, если они являются обязательными для применения, работодателя могут оштрафовать — от 30 000 до 50 000 руб. (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.
Профстандарт специалиста в сфере закупок
Министерство труда
и социальной защиты
УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.09.2015 № 625н |
||
Специалист в сфере закупок |
||
Регистрационный номер |
Общие сведения |
I. Общие сведения
Деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд |
(наименование вида профессиональной деятельности)
Руководители федеральных и региональных органов законодательной власти и их аппаратов, депутаты законодательных собраний
Руководители органов местного самоуправления
Руководители в области определения политики и планирования деятельности
Оценщики и эксперты
Специалисты органов государственной власти
Специалисты по базам данных и сетям, не входящие в другие группы
Агенты по коммерческим продажам
Средний юридический персонал
Служащие по введению данных
Служащие по обработке статистической, финансовой и страховой информации и ведению расчетов
Руководители (представители) федеральных и региональных органов исполнительной и судебной власти и их аппаратов
Руководители учреждений, организаций и предприятий
Управляющие финансово-экономической и административной деятельностью, не входящие в другие группы
Аналитики систем управления и организации
Среднетехнический персонал на государственной службе, не входящий в другие группы
Служащие по бухгалтерским операциям и учету
Отнесение к видам экономической деятельности:
Покупка и продажа собственного недвижимого имущества
Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом
Консультирование по вопросам управления
Деятельность административно-хозяйственная комплексная по обеспечению работы организации
Деятельность органов государственного управления и местного самоуправления по вопросам общего и социально-экономического характера
Предоставление государственных услуг обществу
Деятельность в области обязательного социального обеспечения
Деятельность экстерриториальных организаций и органов
Профстандарт специалиста в сфере закупок
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» (подготовлен Минтрудом России 08.11.2019)
Досье на проект
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от » » 2019 г. N
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Специалист в сфере закупок
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд | ||||
---|---|---|---|---|
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код | |||
Основная цель вида профессиональной деятельности: | ||||
Осуществлять контроль и управление закупками для эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд | ||||
Группа занятий: | ||||
1120 | Руководители учреждений, организаций и предприятий | 1219 | Управляющие финансово-экономической и административной деятельностью, не входящие в другие группы | |
2422 | Специалисты в области политики администрирования | 3323 | Закупщики | |
(код ОКЗ*(1)) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) | |
Отнесение к видам экономической деятельности: | ||||
70.10 | Деятельность головных офисов | |||
70.22 | Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления | |||
82.11 | Деятельность административно-хозяйственная комплексная по обеспечению работы организации | |||
84.13 | Регулирование и содействие эффективному ведению экономической деятельности предприятий | |||
(код ОКВЭД*(2)) | (наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
---|---|---|---|---|---|
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
A | Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | 6 | Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав | А/01.6 | 6 |
Подготовка закупочной документации | А/02.6 | 6 | |||
Обработка результатов закупки и заключение контракта (договора) | А/03.6 | 6 | |||
B | Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | 6 | Составление планов и обоснование закупок | В/01.6 | 6 |
Осуществление процедур закупок | В/02.6 | 6 | |||
C | Экспертиза результатов закупок, приемка контракта (договора) | 7 | Проверка соблюдений условий контракта (договора) | С/01.7 | 7 |
Проверка качества, своевременности, комплектности представленных товаров, работ, услуг, иных объектов гражданских прав, соответствие иным условиям контракта (договора) | С/02.7 | 7 | |||
D | Контроль в сфере закупок | 7 | Мониторинг в сфере закупок | D/01.7 | 7 |
Аудит и контроль в сфере закупок | D/02.7 | 7 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта
4.1.Ответственная организация-разработчик | |
Торгово-промышленная палата Российской Федерации, город Москва | |
Вице-президент М.А. Фатеев | |
4.2. Наименования организаций-разработчиков | |
1 | АНО ДПО «Платформа контрактной системы», город Москва |
2 | Всероссийский профессиональный союз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций, город Москва |
3 | ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС), город Москва |
4 | ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, город Москва |
5 | Фонд развития профессиональных квалификаций Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, город Москва |
*(1) Общероссийский классификатор занятий.
*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
*(3) п. 6 ст.38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
*(4) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
*(5) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
Профессиональные стандарты в сфере закупок
-
On 05.04.2019 0 Комментарии 44-ФЗ
Министерство труда еще в 2015 году разработало 2 профессиональных стандарта: специалист в сфере закупок (приказ № 625н) и эксперт в сфере закупок (приказ № 626н). Эти документы утверждают требования, которым должны соответствовать работники заказчика, отвечающие за госзакупки. Эксперты в госзакупках занимаются преимущественно организационной работой, а специалисты — технической. Соответственно, к ним предъявляются разные требования в части навыков, знаний и опыта.
Небольшие заказчики редко организуют отдельную контрактную службу. Закупками в таком случае чаще всего занимаются экономист, юрист или бухгалтер на условиях совмещения должностей. Это допустимо, если специалист соответствует требованиям к уровню квалификации и опыту работы, а также обладает нужными знаниями.
Профстандарт для специалиста
В соответствии с профстандартом «специалист в сфере закупок», такому работнику присваивается квалификация разного уровня, в зависимости от его функций.
Обеспечение закупочных процедур
Уровень квалификации 5
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Специалист по закупкам, которому присваивается этот уровень квалификации, может не обладать опытом работы, но должен иметь как минимум среднее профессиональное образование. Его основные обязанности заключаются в следующем:
- собирать информацию о ценах на предмет закупки, о поставщиках;
- готовить документацию;
- описывать объект закупки;
- участвовать в обработке результатов торгов и другие.
Осуществление закупок
Уровень квалификации 6
К специалисту в сфере закупок этого уровня квалификации предъявляются такие требования:
- высшее образование не ниже бакалавра;
- опыт работы — как минимум 3 года.
Такому специалисту, в частности, поручается:
- составление планов и планов графиков;
- обоснование цен;
- организация процесса общественного обсуждения закупки, когда это необходимо;
- организация процесса торгов (через ЭТП, а в редких случаях, когда это допустимо — в бумажном виде);
- размещение в ЕИС различных отчетов.
Экспертиза результатов исполнения контракта
Уровень квалификации 7
Специалист, отвечающий за экспертизу, должен иметь высшее образование (специалитет или магистратура) и как минимум 4-летний опыт работы. В зону его ответственности включается:
- проверка того, соблюдает ли исполнитель условия контракта;
- организация приемки после исполнения контракта или отдельных его этапов, в том числе создание приемочной комиссии;
- проверка качества поставленных товаров и результатов выполненных работ (оказанных услуг) при приемке;
- обсуждение с представителями поставщика спорных вопросов в процессе приемки, а также при расторжении контракта;
- привлечение внешних экспертов, если экспертизу при приемке решено проводить их силами.
Контроль закупочной деятельности
Уровень квалификации 8
Самым высоким уровнем квалификации в соответствии с рассматриваемым профессиональным стандартом наделяется специалист, который имеет:
- высшее образование по программам специалитет или магистратура;
- 5-летний опыт работы, в том числе 2-летний — на руководящих должностях.
Сфера деятельности этого специалиста:
- контролировать всю закупочную деятельность своей организации;
- оценивать, насколько обосновано проведение той или иной закупки;
- давать оценку эффективности закупок;
- следить за изменениями законодательства и своевременно приводить в соответствие с ними внутренние нормативные акты организации (разрабатывать проекты документов).
Профстандарт для эксперта
Эксперт имеет квалификацию более высокого уровня, чем специалист. Эксперт в сфере закупок занимается консультированием, проведением экспертизы, а также организацией работы технических специалистов:к
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Итак, работать в сфере закупок может практически любой специалист с высшим образованием. Но в большинстве случаев необходимо пройти профильное обучение. Нужен и опыт работы — как минимум 3 года. Если же есть планы стать экспертом, контрактным управляющим или даже возглавить целую контрактную службу, нужно иметь опыт руководящей работы.
Источники
Косаренко Н. Н. Валютное право. Курс лекций; Wolters Kluwer — Москва, 2010. — 144 c.
Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2001. — 528 c.
Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.- Треушников, М.К. Судебные доказательства / М.К. Треушников. — Москва: СИНТЕГ, 2014. — 272 c.
- Петряев, К. Д. Вопросы методологии исторической науки / К.Д. Петряев. — М.: Вища школа, 2017. — 164 c.
- Старович, Збигнев Судебная сексология / Збигнев Старович. — М.: Юридическая литература, 2016. — 336 c.
Светлана Леонова — главный редактор.
Юрист со стажем более 20 лет.