Прием и проверка первоначальной информации о преступлениях (организационные и процессуальные аспекты

Статья на тему: "Прием и проверка первоначальной информации о преступлениях (организационные и процессуальные аспекты" с разъяснениями профессионалов. Мы постарались собрать весь тематический материал, обработать и разместить в удобном для чтения виде. На все вопросы вам ответит наш дежурный консультант.

Проверка сообщений о преступлениях

После приема и регистрации повода к возбуждению дела проводится его проверка. Если в самом поводе уже содержатся основания для возбуждения дела, отказа в его возбуждении либо передачи сообщения по подследственности, то про- верочные действия не проводятся, а принимается соответствующее решение. Например, когда поводом к возбуждению дела является рапорт о результатах оперативной проверки, то, как правило, данных для возбуждения дела бывает достаточно. Уголовное дело должно быть немедленно возбуждено при наличии признаков преступления в неотложной ситуации: при угрозе уничтожения следов, сокрытия предполагаемого преступника или подлежащего аресту имущества (ст. 157 УПК).

Проверка заключается в получении проверочных действий — собирании дополнительных доказательств, подтверждающих или опровергающих первоначальную информацию о преступлении и необходимых для принятия решения. Проверочные действия предпринимаются при условии, что в поводе недостаточно данных, указывающих на признаки преступления. Проверка осуществляется путем производства непринудительных способов собирания доказательств: истребования и принятия представленных предметов и документов (ст. 86). В числе таких действий могут быть получены объяснения от очевидцев и заявителя; истребованы справки; направлены требования о проведении ревизий, документальных проверок, инвентаризаций; поручены иные исследования специалистам. Проведение таких действий предусматривается ч. 4 ст. 21, ст. 141 УПК и иными нормативными актами: Законом о прокуратуре (ст. 6), Законом об органах ФСБ (ст. 13), Законом о милиции (ст. 11) и др.

По общему правилу производство следственных действий (как обладающих принудительным характером) до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела не допускается. Исключение предусмотрено лишь для осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК), поскольку он является неотложным обследованием доступного объекта.

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, но еще до получения согласия прокурора в некоторых случаях, на наш взгляд, допускается проведение следственных действий (назначение экспертизы, освидетельствование — подробнее об этом см. в следующем параграфе).

Наряду с процессуальной проверкой повода к возбуждению дела может проводиться проверка в соответствии с оперативно-розыскным или административным законодательством. Результаты этих проверок должны быть представлены процессуальным органам в порядке ст. 86, 89 УПК.1

Реферат на тему: Прием и проверка первоначальной информации о преступлениях (организационные и процессуальные аспекты)

Достижению этих целей служат процессуальные правила проведения допросов, осмотров, экспертиз и других следственных действий. 2.PПсихологическая характеристика познавательной деятельности в процессе доказывания В юридической литературе до последнего времени процесс доказывания характеризовался, с одной стороны, с точки зрения его структуры (стадий), предмета, пределов, системы, способов собирания и проверки фактической информации и т.Pп. а с другойPс точки зрения логической формы мыслительной деятельности следователя и судей. Доказывание в последнем аспекте происходит путем выдвижения и проверки различных версий, построения силлогизмов, индуктивных умозаключений и т.Pп. Эта безусловно правильна характеристика форм мышления, однако, не раскрывает всех сторон мыслительного процесса. Процесс этот в уголовно-процессуальном доказывании, помимо логических операций, включает ощущения и восприятия, акты узнавания и другие психологические акты, при посредстве которых протекают сложные познавательные процессы. Поэтому было бы слишком упрощенным представлять себе мыслительную деятельность следователя, прокурора и судьи только как систему логических развернутых рассуждений, именуемых в психологической науке дискурсивным мышлением

Читать диплом по теории государства и права: «Прием и проверка первоначальной информации о преступлениях (организационные и процессуальные аспекты)»

«Прием и проверка первоначальной информации о преступлениях (организационные и процессуальные аспекты)»

Глава 1. Сущность и порядок деятельности должностных лиц на этапе проверки сообщения о преступлении.

Глава 2. Порядок приема и разрешения сообщений о преступлениях.

2.1. Порядок приема сообщений о преступлениях.

2.2. Порядок рассмотрения сообщений о преступлениях.

Список литературы Введение Человек, его права и свободы провозглашены в Российской Федерации высшей ценностью. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Российское Государство взяло под свою охрану от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй Российской Федерации (ст. 2 УК РФ). Для выполнения этой задачи уголовное законодательство Российской Федерации определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

В случае совершения преступления, специально уполномоченные на то органы и должностные лица обязаны быстро и полно раскрыть его, изобличить виновных и обеспечить правильное применение закона, с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Проводимая в современный период в России судебно-правовая реформа одной из основных целей имеет повышение эффективности деятельности правоохранительных органов, в том числе органов уголовного судопроизводства, задачами которых является не только быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, но и защита прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовно-процессуальной деятельности.

Указанные задачи в той или иной мере решаются на всех стадиях уголовного судопроизводства, в том числе, и на стадии возбуждения уголовного дела.

Наиболее остро ощущается отсутствие четкой уголовно-процессуальной регламентации предварительной проверки первичных материалов о преступлениях и, как следствие, единообразия в ходе ее проведения.

Данная деятельность является первой ступенью уголовно-процессуального вмешательства государства в сферу личных прав и законных интересов граждан. Между тем, статистика свидетельствует о стабильном на протяжении последних лет увеличении числа нарушений прав и свобод граждан в ходе проведения указанной

Дознание в органах внутренних дел

Сущность, правовое значение, способы и средства проверки информации о преступлении

Проверка сообщений о происшествиях осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов внутренних дел.

Читайте так же:  Чем грозит уголовная ответственность несовершеннолетним в рф

Проверка сообщения о происшествии, содержащего признаки преступления, осуществляется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Проверка сообщения о преступлении. В УПК РФ предусмотрена проверка поступившего сообщения о преступлении (ч. 1 и 2 ст. 144 УПК). Под проверкой сообщения о преступлении понимается его сопоставление с другими данными, имеющимися в распоряжении органов уголовного преследования, установление его источника, получение иных данных, подтверждающих или опровергающих проверяемое сообщение.

Поручение проверки сообщения о преступлении. Согласно ч. 1 ст. 144 УПК дознаватель, орган дознания обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение.

Проверка зарегистрированного сообщения о преступлении поручается уполномоченному сотруднику органа, принявшего сообщение, в зависимости от специализации, объектов и территории обслуживания. Эти вопросы регулируются ведомственными нормативными актами.

Отметим, что проверка сообщения о преступлении не является обязательным элементом процессуальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела, и ее необходимо проводить в исключительных случаях, когда в заявлении (сообщении) не усматриваются достаточные данные, указывающие на признаки преступления.

Следует отметить, что в УПК РФ 2002 г. законодатель определил всего четыре способа проверки сообщений о преступлениях и указал на необходимость такой проверки, а также упомянул о проверке сообщений о преступлениях, распространенных в средствах массовой информации. В отличие от способов предварительной проверки сообщений о преступлениях. Уголовно-процессуальный кодекс РФ очень четко регулирует сроки этой проверки. Так, на все проверочные действия ч. 1 ст. 144 УПК отводит, как правило, не более 3 суток.

С учетом того, что завершение проверочных действий, особенно если это связано с назначением ревизий и привлечением специалистов, не всегда возможно в трехсуточный срок с момента поступления заявления или иного сообщения о преступлении, законодатель предоставил начальнику органа дознания право продления срока до 10 суток по ходатайству дознавателя, а при необходимости документальных проверок или ревизий прокурор по ходатайству дознавателя может продлить этот срок до 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК).

Решение прокурора о продлении срока проверки оформляется его резолюцией на тексте постановления, содержащего ходатайство о продлении срока.

УПК РФ требует от соответствующих должностных лиц и органов проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении, однако понятие «доследственной проверки» в нормах уголовно-процессуального закона отсутствует. Также отсутствует указание на средства проверки; исключение составляют четыре способа проверки, о которых будет сказано ниже, и ряд норм, которые характеризуют лишь некоторые особенности данной деятельности.

[3]

Средства доследственной проверки. Так, средства доследственной проверки можно классифицировать, положив в основу источник нормативного закрепления.

1) В УПК предусмотрены следующие средства проверки сообщений о преступлениях:

  • производство следственных действий (осмотр места происшествия, осмотр трупа и освидетельствование);
  • производство документальных проверок, ревизий и привлечение к их участию специалистов (ч. 1 ст. 144 УПК);
  • требовании, поручения, запросы следователя (ст. 21. ч. 2 ст. 144 УПК);
  • представление предметов и документов потерпевшим, его адвокатом и другими лицами (ст. 86 УПК).

2) В иных федеральных законах, регламентирующих права должностных лиц и государственных органов, уполномоченных производить проверку сообщений о преступлениях, закреплены следующие средства:

  • получение объяснений, досмотр и т.д. (ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции», ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об ОРД», ст. 22 Закона РФ от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре» и др.).

3) Средства, предусмотренные ведомственными актами:

[1]

  • проведение изъятия вещей (приказ МВД России 1999 г. № 840);
  • проведение судебно-медицинского исследования (обследования) (приказ Министерства здравоохранения РФ от 2003 г. № 161);
  • проведение исследований веществ и объектов (приказ МВД России от 1993 г. № 261);
  • проведение исследований изъятого вещества для установления принадлежности к наркотикам (приказ МВД России от 1999 г. № 840) и т.д.

Следственные действия. Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает три вида следственных действий, которые возможно проводить в случаях, не терпящих отлагательства, до возбуждения уголовного дела — это осмотр места происшествия, осмотр трупа и освидетельствование.

Требования, поручения, запросы дознавателя. Согласно ч. 4 ст. 21 УПК требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Требования, поручения и запросы должностные лица могут адресовать в различные учреждения предприятия организации. Данные документы являются обязательными для исполнения должностными лицами и гражданами. Они составляются в произвольном виде, но в официальном стиле с указанием всех присущих деловым письмам реквизитов.

Представление предметов и документов потерпевшим, его адвокатом и другими лицами. Данный способ проверки закреплен в ч. 2. 3 ст. 86 УПК и заключается в представлении предметов и документов потерпевшим, его адвокатом и другими лицами.

Защитник вправе собирать доказательства путем:

  1. получения предметов, документов и иных сведений;
  2. опроса лиц с их согласия;
  3. истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии.

Документальные проверки и ревизии. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ допускается также возможность производства документальных проверок и ревизий. Но подобные проверки в основном применяются только по материалам о хищениях, растратах или недостачах в предприятиях торговли 1 Гаврилов В.Н. Некоторые особенности предварительной проверки и возбуждения уголовных дел по материалам о хищениях, растратах или недостачах в предприятиях торговли // Вопросы теории и практики предварительного следствия в ОВД. Саратов, 1973. С. 183-186. .

Проверяя сообщение о преступлении, связанном с финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельностью, должностные лица вправе требовать производства ревизий и документальных проверок. В ходе документальной проверки выясняется соответствие финансово-хозяйственной деятельности объекта действующему законодательству. Если же помимо соблюдения законности проверяется еще целесообразность и эффективность финансово-хозяйственной деятельности (или отдельных операций) проверяемого, то имеет место ревизия. Решение о назначении документальной проверки и ревизии целесообразно оформлять постановлением. В настоящее время порядок проведения указанных действий регламентируется следующими ведомственными нормативными актами:

  • приказ Минфина РФ. МВД РФ и ФСБ РФ от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)»;
  • приказ МВД РФ от 16 марта 2004 г. № 177 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»;
  • приказ МВД РФ от 2 августа 2005 г. № 636 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности».
Читайте так же:  Оформление завещания на квартиру у нотариуса

Получение объяснений. Уголовно-процессуальное законодательство не устанавливает порядок получения и оформления объяснения, однако на практике получение объяснений является самым распространенным способом доследственной проверки. И это понятно, поскольку допрос возможно производить только по возбужденному уголовному делу, а у должностных лиц есть обязанность проверить сообщение о преступлении. Традиционно при получении объяснений практические работники ссылаются на ст. 6 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», ст. 11 Закона «О милиции», ст. 27.7, 27.9, 27.10 КоАП РФ.

Истребование материалов. Отметим, что на практике повсеместно используются протоколы изъятия, акты изъятия, протоколы досмотра, протокол личного досмотра, досмотра вещей находившихся при физическом лице, досмотра транспортного средства, изъятия вещей и документов, но единой практики применения этого способа проверки не существует, поскольку указание в законе о таком средстве доследственной проверки отсутствует. Вез этих документов, как показывает практика, вообще не обходится ни одна проверка по сообщению о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических, психотропных средств и их прекурсоров. И даже обычные кражи немыслимы без изъятия похищенных вещей до возбуждения уголовного дела протоколами изъятия. Эта практика существует уже на протяжении нескольких десятилетий, и суды принимают данные документы в качестве подтверждающих законное изъятие вещей у лица, совершившего преступление, с последующей их выемкой после возбуждения уголовного дела.

Участие специалиста. Направление на исследование. Справки эксперта. Согласно приказу МВД России № 261 и соответствующим приложениям от 1 июня 1993 г. документ, который дает специалист-эксперт после проведенного исследования, обозначен как справка, которая подписывается в зависимости от вида экспертно-криминалистического подразделения руководителем или экспертом 2 Приказ МВД России № 261 с приложениями от 1 июня 1993 г. М.. 1993. С. 18. . Отсюда и название этого документа — справка эксперта, которая по своему содержанию и назначению не отличается от заключения эксперта. Направление на исследование традиционно направляется отношением.

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания. Под средством массовой информации (СМИ) понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации (ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»). Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, дознавателя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. Закон о СМИ (ст. 41) позволяет редакции раскрыть имя источника информации только по запросу суда, а не органов расследования. Однако данная норма действует только для предварительной проверки сообщений о преступлениях. После возбуждения дела применяются общие правила доказывания. Главный редактор не может отказаться от свидетельских показаний, ссылаясь на свою профессиональную тайну.

Прокурор, орган дознания после проверки сообщения, опубликованного в средствах массовой информации, должен составить рапорт об обнаружении признаков преступления.

В целях проверки поступивших сообщений о преступлении и решения вопроса о наличии либо отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела орган дознания и дознаватель могут использовать имеющиеся в их распоряжении средства административной, оперативной проверки, применение которых не обусловлено наличием производства по уголовному делу.

После завершения проверки дознаватель, орган дознания принимают по собранным материалам решение. Полномочия на принятие решения ограничены установленной законом компетенцией.

Прием и проверка первоначальной информации о преступлениях (организационные и процессуальные аспекты)

Дипломная работа: Прием и проверка первоначальной информации о преступлениях (организационные и процессуальные аспекты)

Материалы могут быть получены в копиях и оригиналах. Если интересующие материалы получены быть не могут, лицо, производящее проверку, знакомится с ними по месту нахождения. При производстве предварительной проверки чаще всего приходится сталкиваться с истребованием документов. Однако возникает необходимость и в истребовании различных предметов и образцов (одежды, орудий преступления, продукции и т.п.). [12]

4. Дача поручения специалистам провести в необходимых случаях документальные проверки, лабораторные исследования, обследование каких-либо объектов (цехов, баз, жилых помещений и т. д.).

5. Получение разъяснений, консультаций у специалистов, при этом специалист может составить самостоятельную справку (акт) о проведенной работе.

6. Изучение специальной, справочной, методической и иной литературы, нормативных актов (законов, инструкций, приказов и т. д.), регулирующих отношения, правила поведения и деятельность в той сфере, которая входит в предмет проверки. Проведение ОРМ.

При этом срок проверки поступившего сообщения о преступлении не должен превышать трех суток со дня регистрации указанного сообщения. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить срок проверки сообщения о преступлении до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток. [13]

В качестве основных причин нарушения установленного законом срока предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлениях являются: невозможность в течении предусмотренного законом срока установить признаки преступления, большой объем проверок, попытка в указанные сроки установить лиц, совершивших преступление, волокита непосредственного исполнителя, отсутствие контроля и руководства за рассмотрением заявления и сообщения со стороны начальника.[14]

Раздельный и сравнительный анализ данных, полученных таким путем из различных источников, позволят составить представление об их содержании, степени полноты, достоверности, относимости к исследуемым обстоятельствам и сделать на этой основе один из трех выводов, согласно ст. 145 УПК РФ:

· О необходимости направлении для расследования другому органу по подследственности (при возбуждении уголовного дела определяется, под признаки какого преступления или категории преступлений подпадает исследуемое деяние).

Читайте так же:  Взносы в компенсационный фонд

Если орган дознания, принявший заявление (сообщение) о преступлении, некомпетентен возбуждать уголовное дело, он должен направить полученное заявление или сообщение в надлежащий орган, руководствуясь нормами закона о подследственности или подсудности. В этом случае орган дознания обязан принять меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления, о чем сообщается органу, которому передается заявление (сообщение).

· Об отказе возбуждения уголовного дела по основаниям, предусмотренным в ст. 24 УПК РФ в случае отсутствия события преступления и по другим законным основаниям, при этом решение об отказе в возбуждении уголовного дела имеет важное юридическое значение: им завершается первая стадия уголовного процесса.

В данном решении констатируется, что расследования по поводу конкретного заявления или сообщения о преступлении не будет, следовательно, судопроизводство завершено, т.к. не было преступления. Мотивировать отказ в возбуждении уголовного дела – значит указать в постановлении как обстоятельства, установленные в результате рассмотрения поступившего заявления (сообщения) о преступлении и явившиеся основанием для отказа в возбуждении уголовного дела, так и конкретные данные, подтверждающие названные обстоятельства, со ссылкой на их источники.

· о возбуждении уголовного дела, принятии его к своему производству.

После возбуждения уголовного дела поисково-познавательная деятельность приобретает новый правовой статус. С этого момента начинается предварительное расследование.[15]

Схематично основные способы проверки должностным лицом информации о преступлении при решении вопроса о возбуждении уголовного дела можно представить следующим образом:

Основные способы проверки должностным лицом информации о преступлении при решении вопроса о возбуждении уголовного дела. [16]

Являясь развитием доследственной деятельности, предварительное расследование осуществляется в режиме процессуального доказывания. Оно проводится в целях установления истины по уголовному делу, создания необходимых условий для правильного применения закона и его реализации на основе раскрытия содержания исследуемого события, полного, объективного, всестороннего установления всех его обстоятельств. Предварительное расследование отличается по ряду параметров от предварительной проверки (по правовому режиму, функциям, конечным целям, средствам познания, по продолжительности, масштабу, тактическому потенциалу и возможностям его реализации). Одной из существенных особенностей предварительного расследования является то, что оно осуществляется в двух формах в форме дознания и предварительного следствия.

Различаясь по продолжительности, направленности и содержанию, поисково-познавательная деятельность на каждом из этих этапов, тем не менее, исходит из необходимости осуществления следующих процедур:

· изучения имеющихся данных, построения мысленной модели, анализа и оценки сложившейся ситуации;

· определения основной, ключевой проблемы (проблем) и обусловленного ею направления расследования;

· построения и изучения версий и других мысленных моделей объектов поиска и познания, включая модель обстановки на месте происшествия;

· разработки программы или корректировки программы предыдущего этапа (определения номенклатуры задач, подлежащих решению, последовательности их решения, построения моделей систем, выступающих в качестве средств и условий решения намеченных задач);

· решения вопроса о кадровом, технико-криминалистическом, оперативном и ином обеспечении предстоящей работы;

Видео (кликните для воспроизведения).

· реализации намеченной программы

· оценки хода и результатов реализации программы и принятия на этой основе соответствующих правовых и криминалистических решений.

Вопрос о направленности и содержательной стороне реализации данной схемы зависит от того, на каком этапе она реализуется, к какой категории относится исследуемое по делу деяние, а также от характера и содержания исходной (входной) для данного этапа ситуации.

. ? . . . . . . . . . . . . . . . ? . . . ? . . . . ? . . -. . . . . 1. . . ? . . . . . ?? . . ?? . . ;2. . . . . . . . . . . . ;3. . ? . . . . . . . . . . . ? . . ? . . . . . ? . . . (. . . . . . ? ?. ?.).4. . . . . . . . . ? . . ;5. . . «. ? . . . . . . ? . . ;6. . . ?? . . ;7. . . . . . . . . . . . . ? . . . . . . . . ? . . ? . . ? . . . ? ?? . . ? . . ? . . ? . . ? . . . . ? . . . ?? . ? . . . ? . . ? . . ? . . ? . . . . . ? . -. ? . ? ?. ?.[17]

Стадии возбуждения уголовного дела в уголовном процессе принадлежит особое место. Однако до сих пор остаются нерешенными многие теоретические проблемы правовой природы, сущности, значения этой стадии.

Среди процессуалистов существует мнение, что суть первоначальной стадии процесса состоит лишь в вынесении постановления о возбуждении уголовного дела.[18]

Такая точка зрения вызывает целый ряд возражений.

Дипломная работа: Прием и проверка первоначальной информации о преступлениях (организационные и процессуальные аспекты)

Материалы могут быть получены в копиях и оригиналах. Если интересующие материалы получены быть не могут, лицо, производящее проверку, знакомится с ними по месту нахождения. При производстве предварительной проверки чаще всего приходится сталкиваться с истребованием документов. Однако возникает необходимость и в истребовании различных предметов и образцов (одежды, орудий преступления, продукции и т.п.). [12]

4. Дача поручения специалистам провести в необходимых случаях документальные проверки, лабораторные исследования, обследование каких-либо объектов (цехов, баз, жилых помещений и т. д.).

5. Получение разъяснений, консультаций у специалистов, при этом специалист может составить самостоятельную справку (акт) о проведенной работе.

6. Изучение специальной, справочной, методической и иной литературы, нормативных актов (законов, инструкций, приказов и т. д.), регулирующих отношения, правила поведения и деятельность в той сфере, которая входит в предмет проверки. Проведение ОРМ.

При этом срок проверки поступившего сообщения о преступлении не должен превышать трех суток со дня регистрации указанного сообщения. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить срок проверки сообщения о преступлении до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток. [13]

В качестве основных причин нарушения установленного законом срока предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлениях являются: невозможность в течении предусмотренного законом срока установить признаки преступления, большой объем проверок, попытка в указанные сроки установить лиц, совершивших преступление, волокита непосредственного исполнителя, отсутствие контроля и руководства за рассмотрением заявления и сообщения со стороны начальника.[14]

Раздельный и сравнительный анализ данных, полученных таким путем из различных источников, позволят составить представление об их содержании, степени полноты, достоверности, относимости к исследуемым обстоятельствам и сделать на этой основе один из трех выводов, согласно ст. 145 УПК РФ:

· О необходимости направлении для расследования другому органу по подследственности (при возбуждении уголовного дела определяется, под признаки какого преступления или категории преступлений подпадает исследуемое деяние).

Если орган дознания, принявший заявление (сообщение) о преступлении, некомпетентен возбуждать уголовное дело, он должен направить полученное заявление или сообщение в надлежащий орган, руководствуясь нормами закона о подследственности или подсудности. В этом случае орган дознания обязан принять меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления, о чем сообщается органу, которому передается заявление (сообщение).

Читайте так же:  Как подать на алименты на взрослых детей

· Об отказе возбуждения уголовного дела по основаниям, предусмотренным в ст. 24 УПК РФ в случае отсутствия события преступления и по другим законным основаниям, при этом решение об отказе в возбуждении уголовного дела имеет важное юридическое значение: им завершается первая стадия уголовного процесса.

В данном решении констатируется, что расследования по поводу конкретного заявления или сообщения о преступлении не будет, следовательно, судопроизводство завершено, т.к. не было преступления. Мотивировать отказ в возбуждении уголовного дела – значит указать в постановлении как обстоятельства, установленные в результате рассмотрения поступившего заявления (сообщения) о преступлении и явившиеся основанием для отказа в возбуждении уголовного дела, так и конкретные данные, подтверждающие названные обстоятельства, со ссылкой на их источники.

· о возбуждении уголовного дела, принятии его к своему производству.

После возбуждения уголовного дела поисково-познавательная деятельность приобретает новый правовой статус. С этого момента начинается предварительное расследование.[15]

Схематично основные способы проверки должностным лицом информации о преступлении при решении вопроса о возбуждении уголовного дела можно представить следующим образом:

Основные способы проверки должностным лицом информации о преступлении при решении вопроса о возбуждении уголовного дела. [16]

Являясь развитием доследственной деятельности, предварительное расследование осуществляется в режиме процессуального доказывания. Оно проводится в целях установления истины по уголовному делу, создания необходимых условий для правильного применения закона и его реализации на основе раскрытия содержания исследуемого события, полного, объективного, всестороннего установления всех его обстоятельств. Предварительное расследование отличается по ряду параметров от предварительной проверки (по правовому режиму, функциям, конечным целям, средствам познания, по продолжительности, масштабу, тактическому потенциалу и возможностям его реализации). Одной из существенных особенностей предварительного расследования является то, что оно осуществляется в двух формах в форме дознания и предварительного следствия.

Различаясь по продолжительности, направленности и содержанию, поисково-познавательная деятельность на каждом из этих этапов, тем не менее, исходит из необходимости осуществления следующих процедур:

[2]

· изучения имеющихся данных, построения мысленной модели, анализа и оценки сложившейся ситуации;

· определения основной, ключевой проблемы (проблем) и обусловленного ею направления расследования;

· построения и изучения версий и других мысленных моделей объектов поиска и познания, включая модель обстановки на месте происшествия;

· разработки программы или корректировки программы предыдущего этапа (определения номенклатуры задач, подлежащих решению, последовательности их решения, построения моделей систем, выступающих в качестве средств и условий решения намеченных задач);

· решения вопроса о кадровом, технико-криминалистическом, оперативном и ином обеспечении предстоящей работы;

· реализации намеченной программы

· оценки хода и результатов реализации программы и принятия на этой основе соответствующих правовых и криминалистических решений.

Вопрос о направленности и содержательной стороне реализации данной схемы зависит от того, на каком этапе она реализуется, к какой категории относится исследуемое по делу деяние, а также от характера и содержания исходной (входной) для данного этапа ситуации.

. ? . . . . . . . . . . . . . . . ? . . . ? . . . . ? . . -. . . . . 1. . . ? . . . . . ?? . . ?? . . ;2. . . . . . . . . . . . ;3. . ? . . . . . . . . . . . ? . . ? . . . . . ? . . . (. . . . . . ? ?. ?.).4. . . . . . . . . ? . . ;5. . . «. ? . . . . . . ? . . ;6. . . ?? . . ;7. . . . . . . . . . . . . ? . . . . . . . . ? . . ? . . ? . . . ? ?? . . ? . . ? . . ? . . ? . . . . ? . . . ?? . ? . . . ? . . ? . . ? . . ? . . . . . ? . -. ? . ? ?. ?.[17]

Стадии возбуждения уголовного дела в уголовном процессе принадлежит особое место. Однако до сих пор остаются нерешенными многие теоретические проблемы правовой природы, сущности, значения этой стадии.

Среди процессуалистов существует мнение, что суть первоначальной стадии процесса состоит лишь в вынесении постановления о возбуждении уголовного дела.[18]

Такая точка зрения вызывает целый ряд возражений.

Прием и проверка первоначальной информации о преступлениях (организационные и процессуальные аспекты) (стр. 1 из 18)

«Прием и проверка первоначальной информации о преступлениях (организационные и процессуальные аспекты)»

Глава 1. Сущность и порядок деятельности должностных лиц на этапе проверки сообщения о преступлении.

Глава 2. Порядок приема и разрешения сообщений о преступлениях.

2.1. Порядок приема сообщений о преступлениях.

2.2. Порядок рассмотрения сообщений о преступлениях.

Человек, его права и свободы провозглашены в Российской Федерации высшей ценностью. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Российское Государство взяло под свою охрану от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй Российской Федерации (ст. 2 УК РФ). Для выполнения этой задачи уголовное законодательство Российской Федерации определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

В случае совершения преступления, специально уполномоченные на то органы и должностные лица обязаны быстро и полно раскрыть его, изобличить виновных и обеспечить правильное применение закона, с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Проводимая в современный период в России судебно-правовая реформа одной из основных целей имеет повышение эффективности деятельности правоохранительных органов, в том числе органов уголовного судопроизводства, задачами которых является не только быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, но и защита прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовно-процессуальной деятельности.

Указанные задачи в той или иной мере решаются на всех стадиях уголовного судопроизводства, в том числе, и на стадии возбуждения уголовного дела.

Наиболее остро ощущается отсутствие четкой уголовно-процессуальной регламентации предварительной проверки первичных материалов о преступлениях и, как следствие, единообразия в ходе ее проведения.

Данная деятельность является первой ступенью уголовно-процессуального вмешательства государства в сферу личных прав и законных интересов граждан. Между тем, статистика свидетельствует о стабильном на протяжении последних лет увеличении числа нарушений прав и свобод граждан в ходе проведения указанной деятельности. [1]

Не случайно каждое пятое представление, направленное прокурорами в 2007 году в органы внутренних дел, было связано с выявленными нарушениями законности на стадии возбуждения уголовного дела. Количество таких представлений увеличилось по сравнению с предыдущим годом почти на 40 %.

Причин тому несколько: отсутствие детальной законодательной регламентации порядка ее проведения, неэффективность и недостаточность предусмотренных законом средств установления фактических обстоятельств, несвоевременное реагирование на первичную информацию о преступлениях, слабый уровень организации и качества проводимой по ним предварительной проверки, недостаточный уровень профессиональной подготовки должностных лиц правоохранительных органов.

Читайте так же:  Как правильно оформить сдачу квартиры квартирантам по закону

Неполнота правовой регламентации дает возможность для трактовки отдельных положений закона по усмотрению правоприменителя, что является благоприятной почвой для нарушений прав лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства. [2]

Актуальностью темы исследования заключается в том, что на пути от выявления преступления до привлечения лица к уголовной ответственности и наказания органы дознания и предварительного следствия проделывают большую работу по установлению обстоятельств совершенного преступления, изобличению лица, его совершившего, собиранию доказательств его вины. Успех этой работы во многом определяется на начальном этапе. Первоначальные действия, предпринимаемые при получении сведений о преступлении, нередко позволяют предотвратить либо своевременно пресечь преступление, раскрыть его по «горячим» следам, захватить преступников с поличным, получить и зафиксировать ценную в доказательственном отношении информацию. Промедление либо неквалифицированное проведение первоначальных действий может привести к сокрытию преступника, утрате важных доказательств и создает дополнительные, порой непреодолимые трудности в изобличении виновного. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что среди нераскрытых уголовных дел наибольшую долю составляют те, по которым были допущены ошибки при производстве первоначальных действий.

Одной из наиболее дискуссионных проблем в настоящее время, является вопрос о необходимости расширения круга средств предварительной проверки за счет следственных действий. Назрела необходимость отдать приоритет одной из существующих в теории тенденций: либо разрешение проведения до возбуждения уголовного дела комплекса следственных действий (кроме осмотра места происшествия), либо совершенствование существующих средств предварительной проверки первичных материалов о преступлениях и разработка новых, присущих только стадии возбуждения уголовного дела средств доказывания. [3]

Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в сфере деятельности должностного лица органа дознания, следователя, прокурора и суда по предварительной проверке первичных материалов о преступлениях, а также в связи с осуществлением контроля и надзора за законностью указанной деятельности.

Предмет исследования составляют конституционные, уголовно-процессуальные, уголовно-правовые и ведомственные нормы, регламентирующие и влияющие на порядок предварительной проверки первичных анализ и других материалов о преступлениях, а также практика применения соответствующих правовых норм.

Степень изученности проблемы представлена в исследованиях общетеоретических проблем обнаружения и расследования преступлений в трудах Н.С. Алексеева, Г.А. Абдумаджидова, Р.С. Белкина, Ю.Н. Бел Озерова, В.П. Божьева, И.Е. Быховского, А.Н. Васильева, И.А. Возгрина, В.Н. Григорьева, А.П. Гуляева, В.Г. Даева, А.Я. Дубинского, С.П. Ефимичева, Л.М. Карнеевой, Л.Д. Кокорева, Н.И. Кулагина, В.П. Лаврова, А.М. Ларина, В.Д. Ломовского, И.М. Лузгина, П.А. Лупинской, Г.М. Миньковского, В.А. Михайлова, И.Л. Петрухина, В.М. Савицкого, А.Б. Соловьева, В.Т. Томина, Г.П. Химичевой, С.И. Цветкова, А.А. Чувилева, С.А. Шейфера, Н.Г. Шурухнова, П.С. Элькинд, Н.П. Яблокова, Н.А. Якубович и других.

В этих работах рассматриваются главным образом действия, предпринимаемые после возбуждения уголовного дела, на стадии предварительного расследования, среди которых основное внимание уделяется следственным.В юридической литературе недостаточно исследованы административные действия милиции, предпринимаемые при получении сведений о преступлении. Требуют дальнейшего изучения в этом плане и оперативно-розыскные мероприятия.

Цели исследования — выработка единой комплексной теории первоначальных действий при получении сведений о преступлении и подготовка на этой основе предложений по совершенствованию их нормативного регулирования и практики проведения.

Для достижения указанных целей перед исследованием ставятся следующие основные задачи:

1. Обосновать сущность и порядок деятельности должностных лиц на этапе проверки сообщения о преступлении.

2. Выяснить порядок приема сообщений о преступлениях.

3. Разъяснить порядок рассмотрения сообщений о преступлениях.

Методологической основой исследования явились положения диалектического метода познания. Предварительная проверка первичных материалов о преступлениях рассматривалась во взаимосвязи с общими уголовно-процессуальными проблемами, в том числе с проблемами доказательственного права, исчисления сроков, обеспечения эффективности и законности уголовного судопроизводства, с учетом тенденции и перспектив развития данной деятельности.

Нормативная база исследования базируются на положениях Конституции РФ, уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, административной и оперативно-розыскной деятельности.

Таким образом, в результате отмеченных и многих других организационно-правовых мероприятий на практике сложилась определенная система первоначальных действий, предпринимаемых при получении сведений о преступлении. Эта система объединяет усилия различных служб милиции, налоговой полиции, следственных и прокурорских органов, экспертных и других подразделений. В целом она обеспечивает надлежащее реагирование на факты преступных проявлений. Однако не везде эта работа ведется на уровне современных достижений науки и правоохранительной практики. В связи с этим возникает потребность в изучении и обобщении передового опыта, его теоретическом осмыслении, выявлении перспективных тенденций и закономерностей, их нормативном отображении.

Глава 1. Сущность и порядок деятельности должностных лиц на этапе проверки сообщения о преступлении

Видео (кликните для воспроизведения).

Информация об обнаружении событий с признаками преступления поступает вправоохранительные органы различными путями, из различных источников,различными способами. Независимо от того, какой бы убедительной или,наоборот, сомнительной она не представлялась, откуда и по каким каналампоступила, передана устно или в письменном виде, персонифицирован илианонимен ее источник, во всех случаях эта информация должна бытьзарегистрирована и поставлена на учет. Затем она изучается, оценивается ипроверяется. Такого рода проверки получили название предварительных(доследственных). Предварительные проверки могут быть кратковременными(экспресс-проверки) и более или менее длительными, но в пределах срока,установленного уголовно-процессуальным законом.[4]

Источники


  1. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2013. — 248 c.

  2. Андреева, Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката / Ю.С. Андреева. — М.: Проспект, 2016. — 48 c.

  3. Астахов, Павел Правописные истины, или Левосудие для всех / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 368 c.
  4. Великородная, Л. И. Государственная регистрация юридических лиц: от создания до ликвидации / Л.И. Великородная. — М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011. — 304 c.
  5. Воронков, Ю. С. История и методология науки. Учебник / Ю.С. Воронков, А.Н. Медведь, Ж.В. Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 490 c.
  6. Треушников, М.К. Судебные доказательства / М.К. Треушников. — Москва: СИНТЕГ, 2014. — 272 c.
Прием и проверка первоначальной информации о преступлениях (организационные и процессуальные аспекты
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here