Права и обязанности обучающихся особенности, правила поведения, отчисления

Статья на тему: "Права и обязанности обучающихся особенности, правила поведения, отчисления" с разъяснениями профессионалов. Мы постарались собрать весь тематический материал, обработать и разместить в удобном для чтения виде. На все вопросы вам ответит наш дежурный консультант.

7.4.1. Права, обязанности и ответственность студентов вузов

В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», студентом высшего учебного заведения является лицо, в установленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение для обучения по образовательной программе высшего профессионального образования (п.1 ст. 16 ФЗ). Студент получает высшее профессиональное образование по избранному направлению подготовки в соответствии с государственным образовательным стандартом в процессе освоения соответствующей образовательной программы высшего профессионального образования.

Как и других случаях, права, обязанности и ответственность студентов высшего учебного заведения как одной из категорий обучающихся в образовательных учреждениях, определяются Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования, Уставом и правилами внутреннего распорядка высшего учебного заведения, договором об образовании и иными, предусмотренными Уставом, локальными актами данного учреждения.

Основныеправастудентов высших учебных заведений отражены в п. 2 ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Это:

— право выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки (специальности) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой;

— право участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Данное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом высшего учебного заведения и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве;

— право осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);

— право участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений;

— право на бесплатное пользование в федеральных государственных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения; принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;

— право представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения;

— право обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

— право получать образование по военной специальности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

— право переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения;

— право студентов федеральных государственных высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваться стипендиями (в размере 500 рублей с 1 апреля 2005 года и 600 рублей с 1 сентября 2005 года) в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации. Студентам — инвалидам I и II групп, сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, — размер стипендии увеличивается на пятьдесят процентов. Порядок назначения и выплаты стипендий устанавливается Правительством Российской Федерации. Студенты высших учебных заведений вправе получать стипендии, назначенные направившими их на обучение юридическими или физическими лицами, а также именные стипендии на основании соответствующего положения;

— право студентам очной формы обучения федеральных государственных высших учебных заведений, нуждающимся в дополнительных средствах, на выделение этих средств в размере двадцати пяти процентов стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в расходах федерального бюджета. Федеральным государственным высшим учебным заведениям выделяются дополнительные средства в сумме двукратного месячного размера академической стипендии для организации культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы со студентами очной формы обучения;

— право на предоставление (по медицинским показаниям и в других исключительных случаях) академического отпуска в порядке, установленном федеральным государственным органом управления образованием;

— правостудентов очной формы обучения, обучающимся в высших учебных заведениях, на предоставление отсрочки от призыва на военную службу на время обучения в соответствии с федеральным законом.

— право набесплатное пользование услугами государственных и муниципальных библиотек, а также на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев;

— право студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения на предоставление не менее чем два раза в учебном году каникул общей продолжительностью не менее чем семь недель;

— право каждого обучающегося, нуждающегося в жилой площади, на обеспечение отвечающим санитарным нормам и правилам местом в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда высшего учебного заведения. Размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся не может превышать пяти процентов размера стипендии;

— право студента на восстановление в высшем учебном заведении в течение пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления.Порядок и условия восстановления в высшем учебном заведении студента, отчисленного по неуважительной причине, определяются Уставом высшего учебного заведения.

— право получать от администрации высшего учебного заведения информацию о положении в сфере занятости населения Российской Федерации;

— право перехода в другое высшее учебное заведение в порядке, установленном федеральным государственным органом управления образованием. При переходе из одного высшего учебного заведения в другое за студентом сохраняются все права как за обучающимся впервые на данной ступени высшего профессионального образования;

— право получать моральное и/или материальное поощрение за успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе студенты высших учебных заведений в соответствии с уставом высшего учебного заведения.

К основнымобязанностямстудентов Федеральный закон относит (п.8 ст. 16):

— обязанность овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками по избранной специальности;

Читайте так же:  Докладная о хамском поведении сотрудника

— обязанность выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования;

обязанность соблюдать устав высшего учебного заведения, правила внутреннего распорядка и правила общежития.

Эти и иные обязанности, обусловленные спецификой конкретного вида и вуза и реализуемых им образовательных программ, конкретизируются в каждом конкретном случае и отражаются в Уставе данного вуза, его иных локальных актах или договорах на обучение. Так, особой обязанностью всех негосударственных высших учебных заведений является обязанность студентов (или третьих лиц – учреждений, предприятий, по направлению которых обучается студент, своевременно вносить плату за обучение, или, например, вносить плату за пересдачу экзаменов и зачетов.

Персональная ответственность студента наступает за:

— невыполнение учебного плана по направлению подготовки (специальности) в установленные сроки по неуважительным причинам, нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка;

— ненадлежащее исполнение студентом обязанностей, предусмотренных уставом вуза и правилами внутреннего распорядка;

Мерами дисциплинарной и образовательно-дисциплинарной ответственности законодательство определяет:

— замечание и выговор;

— отчисление из вуза (но не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам).

Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента вуза после получения от него объяснений в письменной форме и применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка, но не позднее, чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и нахождения его на каникулах. Дисциплинарное взыскание, имеющее значительный моральный характер (замечание, выговор) считается снятым в тех случаях, когда истек годичный срок давности, и лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности. Взыскание налагается деканом факультета или ректором высшего учебного заведения. Приказ об отчислении подписывает ректор высшего учебного заведения.

Контактная информация
© 2019 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Правила отчисления обучающихся из образовательных учреждений

Согласно ч. 2 ст. 61 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон), образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:

1) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;

2) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образователь ную организацию;

3) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации. Договор об оказании платных образовательных услуг, при досрочном прекращении образовательных отношений расторгается на основании распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, прекращаются с даты его отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Образовательная организация в трехдневный срок после издания распорядительного акта об отчислении обучающегося выдает отчисленному обучающему справку об обучении в соответствии с частью2 статьи 60 настоящего Федерального закона.

В соответствии с 4. ст. 43 Закона, за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

При выборе меры дисциплинарного взыскания должна учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.

За неоднократное совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных частью 4 статьи 43 Закона, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.

Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.

Обязанности и ответственность обучающихся

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий Порядок определяет регламентирование работы со студентами «группы риска», процедур по отчислению обучающихся (в случае неэффективности принятых мер) за грубое нарушение дисциплины, требований Устава колледжа, Правил внутреннего распорядка, или других нарушений, не совместимых с дальнейшим пребыванием студента в колледже. Порядок разработан на основании следующих нормативных правовых актов:

Читайте так же:  Как развестись с женой, если есть дети

Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», часть 4, статья 43

Обязанности и ответственность обучающихся

1. Обучающиеся обязаны:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

3. Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

4. За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (обучающиеся групп коррекции).

6. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

[1]

7. При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.

8. По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

9. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

10. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним общего образования.

11. Студенты, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.

12. Порядок применения и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

— Закон Московской области №17/59-П от 11.07.2013г. «Об образовании»;

— Закон Московской области №248/2007-ОЗ от 29 декабря 2007г. «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»;

— Приказ Минобрнауки России от 15.03.2013 №185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания»;

— Положение о совете по профилактике правонарушений и асоциального поведения обучающихся (утв. приказом директора колледжа № 779 — УД, от 29.12.2014г).

— Положение о порядке перевода, отчислении, восстановлении обучающихся и предоставлении академического отпуска (утв. приказом директора колледжа № 157-УД, от 17 апреля 2014г).

1.2. Регламентированный Порядок по отчислению обучающихся за грубое нарушение дисциплины является обязательным для исполнения всеми обособленными структурными подразделениями колледжа.

1.3. Общее руководство процессами отчисления осуществляет заместитель директора по учебно-методической работе.

2. порядок работы

Дата добавления: 2016-10-27 ; просмотров: 538 | Нарушение авторских прав

7.2.2. Правовой статус обучающихся общеобразовательных учреждений

Права, обязанности и ответственность учащихся общеобразовательных учреждений определяются Конвенцией о правах ребёнка, Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении и конкретизируются в Уставе, Правилах внутреннего распорядка образовательного учреждения и договоре на образование.

Основные права обучающихся (учащихся) общеобразовательного учреждения сводятся к следующему:

— право на получение бесплатного общего образования [начального, основного, среднего (полного)] в соответствии с государственными образовательными стандартами;

— право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

— право на получение объективной оценки своих знаний;

— право на обучение по индивидуальному учебному плану, на ускоренный курс обучения;

— право на свободное выражение собственных мнений, убеждений;

— право на участие в культурной и общественной жизни школы;

— право на бесплатное пользование информационными ресурсами библиотеки образовательного учреждения;

— право на уважение своего человеческого достоинства, на защиту от всех форм дискриминации, психического и физического насилия;

Читайте так же:  Выплаты при уходе в декретный отпуск

— право на отдых, охрану здоровья, медицинскую помощь и освобождение от учебных занятий в установленном порядке.

К числу основных обязанностей обучающихся (учащихся) относятся:

— соблюдение Устава и Правил внутреннего распорядка школы;

— добросовестно учение, посещение уроков согласно расписанию, недопустимость опоздания к началу занятий;

— прохождение промежуточной и итоговой аттестации в соответствии с действующим законодательством РФ и уставом школы;

— бережное отношение к имуществу школы;

— уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы;

— соблюдение правил техники безопасности, производственной санитарии, гигиены и пожарной безопасности, предусмотренные соответствующими инструкциями;

— соблюдение культуры поведения, внешнего вида, недопустимость курения, употребления спиртных напитков и наркотических средств;

— недопустимость пропуска учебных занятий без уважительных причин.

Обучающийся несёт в порядке, установленном законодательством РФ и Уставом общеобразовательного учреждения,правовую ответственностьза нарушение этих обязанностей. В числедисциплинарных мертакой ответственности: а) объявление выговора; б) объявление строгого выговора; в) отчисление учащегося из образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения Устава школы при достижении обучающимся 14-летнего возраста (ст. 19 п.7 Закона РФ «Об образовании») – как крайняя мера дисциплинарного характера. Ккомплексной(дисциплинарно-образовательной) ответственности относятся, к примеру¸ такие часто используемые меры, как вызов на собеседование к руководству образовательного учреждения, классному руководителю родителей (законных представителей); вызов учащегося и его родителей (законных представителей) на малый педагогический совет.

Закон РФ «Об образовании» устанавливает и собственнообразовательную ответственностьобучающихся. Так, в соответствии с п. 4 ст. 17 Закона обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся на указанных ступенях образования. имеющие по итогам года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей). Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования (п.5 ст. 17 Закона).

Контактная информация
© 2019 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Обязанности и ответственность учащихся

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №14

Информационно-исследовательский проект по истории

«Отчисление из школы — угроза или реальность?»

Выполнил: Финнов Константин,

ученик 8 класса «Б»

МОУ гимназии №14

Руководитель: Пушкин А. В.,

учитель истории и обществознания

Видео (кликните для воспроизведения).

г. о. Орехово-Зуево

Содержание

Основная часть

2.1 Права учащихся. ………………………. 4

2.2 Обязанности и ответственность учащихся………. 6

2.3 Социальный опрос. ………………………. 9

4. Список используемой литературы……………………. 11

Введение

В процессе обучения порой я являюсь свидетелем конфликта «Учитель – Ученик», которые могут возникать из-за различных причин, выставление оценок, нарушение дисциплины. Самой частой причиной конфликта является нарушение дисциплины и плохая успеваемость ученика на уроке. Порой учителя прибегают к угрозами наказаний или даже, отчисления. Подобные угрозы редко воспринимаются всерьёз, что может привести к конфликтной ситуации, в которую втягиваются и родители, и администрация школы. В своей работе я решил разобраться насколько же эти угрозы обоснованы и имеют ли они под собой правовую основу? Безнаказанность учеников является следствием отсутствия законов или нежеланием учителей их использовать?

Задавшись этими вопросами я занялся изучением правовых аспектов ответственности школьников и мер наказаний, предусмотренных в системе образования.

Цель работы: изучение правовых оснований применяемых к школьникам, для выявления правомерности отчисления учащегося из школы.

1) изучить правовые документы по вопросу прав, обязанностей и ответственности учащихся, связанных со школьным образованием;
2) провести социальный опрос среди учащихся гимназии с целью определения знания ребят о своих правах и обязанностях в образовании;
3) довести результаты исследования до одноклассников и учителей гимназии.

[2]

Основная часть

Права учащихся

Для начала я провел анализ прав связанных с образованием и пришел к выводу, что есть достаточно много документов говорящих о правах в образовании, это следующие документы: Декларация прав ребёнка, Конституция РФ, Закон об образовании в РФ.

Декларация прав ребёнка, принятая резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года провозглашает принципы, которые должны стать основополагающими для законодательств всех стран.

Принцип 2 гласит: «Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка».

В статье 43 Конституции РФ закрепляется право каждого человека на образование, гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а основное общее образование устанавливается в качестве обязательного.

Так значит, угрозы отчисления до завершения основного общего образования (т.е. 9 классов) незаконны.

Но есть ещё одна угроза – перевод в школу по месту жительства.

Федеральный закон от 08.11.2011 № 310-ФЗ «О внесении изменений в статьи 16 и 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» в части обеспечения территориальной доступности муниципальных образовательных учреждений» предписывает «…закрепление определённой территории муниципальных районов, городских округов за конкретным муниципальным образовательным учреждением».

На основании этого закона Администрацией г.о. Орехово-Зуево издано постановление «О закреплении жилых микрорайонов за муниципальными общеобразовательными учреждениями» в приложении к которому за каждой школой были закреплены определенные районы и улицы.

Что же, ученика, проживающего по адресу, предписанному к другой школе, теперь можно отчислить? Нет. Эти законодательные акты определяют лишь первостепенное право для зачисление в 1-е классы, а не право администрации на перевод в школу, к которой прикреплён район проживания.

Кроме того, статья 43 п. 5 Конституции РФ закрепляет право на «различные формы образования и самообразования», а статья 17 ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» конкретизирует его как право на «обучение в форме семейного образования и самообразования…», что позволяет снизить количество контактов между учеником и учителем, если конфликтная ситуация между ними осталась неразрешённой.

Читайте так же:  Формула расчета рентабельности предприятия

Обязанности и ответственность учащихся

В этой части я попытаюсь проанализировать какие существуют обязанности у учащихся и закреплена ли законодательно их правовая ответственность?

Статья 43 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» так и называется: «Обязанности и ответственность обучающихся».

Основные обязанности вместились в 5 подпунктах пункта 1. Учащиеся обязаны добросовестно учиться, посещать все занятия, выполнять домашние задания, выполнять требования устава школы, поддерживать здоровый образ жизни, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию, уважать права других учащихся и работников школы, бережно относиться к школьному имуществу.

Ответственность учащихся перечислена в пунктах с 3 по 12. Более детально правовые нормы, связанные с ответственностью учащихся и мерами наказаний определены в приложении к приказу Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания».

Этот правовой акт следует знать и учащимся с родителями, и учителям, чтобы исключить, с одной стороны – меры психологического запугивания, а с другой – ликвидировать чувство безнаказанности.

Пункт 4 вышеупомянутого приказа перечисляет те меры дисциплинарных взысканий, которые могут применяться в школе:

1)замечание;
2)выговор;
3) отчисление.

Причём, дисциплинарные взыскания запрещено применять к учащимся дошкольного и начального общего образования (т.е. до 5-го класса).

А исключение из школы можно использовать только к учащимся, достигшим 15-летнего возраста (т.е. 10-11 класс).

За какие же провинности ученик будет нести дисциплинарную ответственность?

В пункте 3 даётся общее пояснение условий применения взысканий: «Меры дисциплинарного взыскания применяются за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности».

На практике же чаще всего это выливается в нарушение школьной дисциплины: опоздания на уроки, прогулы уроков, невыполнение домашних заданий, грубость и оскорбления (нецензурные выражения), курение, драки, издевательства над младшими или более слабыми, вандализм (порча школьного имущества), мелкие кражи.

Таким нарушением может служить отказ носить школьную форму. Причём, во многих случаях, этот отказ поддержан родителями, в качестве причин указывающих на плохое качество, плохой внешний вид и неудобство формы. Попробуем разобраться, законны ли требования школы по школьной форме и является ли отказ её носить нарушением, за которое может последовать дисциплинарное взыскание?

Письмо Министерство образования и науки от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся» предоставляет школам право на введение школьной одежды и требований к внешнему виду обучающихся.

Таким образом, если в школе принят нормативный акт о введении школьной формы, то невыполнение этого правило является дисциплинарным проступком.

Каковой же должна быть степень нарушения, чтобы учащийся получил самое серьёзное взыскание – отчисление?

Всё в том же Приказе Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» содержаться условия применения этой меры:

Во-первых, исключение как мера дисциплинарного взыскания применяется лишь к несовершеннолетнему, достигшему возраста 15 лет;

Во-вторых, она «допускается за неоднократное совершение дисциплинарных проступков»;

В-третьих, эта «мера дисциплинарного взыскания применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность» (т.е. отчисление применяется, если ни замечание, ни выговор не помогли).

Недовольные решением родители могут обжаловать его в комиссии по урегулированию споров участников образовательных отношений в самой школе и, выше, в органы управления образованием (статья 45 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Таким образом можно сделать вывод, что угрозы об отчислении к старшеклассникам не пустая угроза.

Социологический опрос

Для подтверждения выдвинутой гипотезы или же её опровержения, среди учащихся 8 классов гимназии я провел социологический опрос.

В опросе приняло участие 70человек, учащимся было предоставлено 3 вопроса:

1. Какие законы закрепляют ваши права, связанные с образованием?

– ФЗ «Об образовании в РФ» – 10%
– Конституция РФ – 50%
– Декларация прав ребенка – всего лишь 16%
– без ответа – 24%.

Исходя из этого можно сделать следующие выводы:

1) Практически все учащиеся параллели 8-х классов не знают, что основным законом является Закон об образовании в РФ;
2) учащиеся не интересуются правовой стороной в своей жизни.

2. Какие формы образования вы имеете право выбрать (уточните их отличия)?

Анализ ответов показал, что учащиеся называют различные формы обучения, на мой взгляд одним из объяснений может служить наличие учащихся в нашем классе занимающегося дистанционно и на дому.
Среди остальных ответов присутствуют:
– в школе (очная форма) 40%;

– надомное обучение 30%
– экстернат – 0%;
– дистанционное обучение 30%;

3. На основании чего школа имеет право вас отчислить?
Наиболее распространенным ответами на поставленный вопрос стали: прогулы 25% затем плохая успеваемость – 20% и плохое поведение – 55%.
Исходя из этого можно сказать, что опрошенные имеют представления, но не знают, за что конкретно могут исключить из гимназии.

Заключение

По результатам работы я пришел к следующим выводам:

Во-первых законодательством предусмотрены не только права учащихся, но и установлены меры наказаний за нарушение норм поведения в школе.

Во-вторых, отчисление, как мера дисциплинарного взыскания, правомерна для учащихся старше 15 лет и только 10-11 класса.

В-третьих, учащиеся имеют слабое представление о своей ответственности в образовании.

На мой взгляд, необходимо совершенствовать законодательство в области образования, более четко расписывать права и обязанности участников образовательного процесса.

Читайте так же:  Можно ли оспорить дарственную на квартиру

Для того чтобы учащиеся больше знали о своих правах и о своей ответственности в образовании, необходимо вести просветительскую работу по этому направлению, а именно: подготовить памятку для каждого учащегося, проводить минутку правовых знаний на уроках обществознания, использовать наглядные пособия и стенды для просвещения учащихся и родителей.

Список использованной литературы

1) «Декларация прав ребёнка ООН»

2) «Конституция РФ»

3) Письмо Минобрнауки от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся» (http://минобрнауки.рф/документы/3236).

4) Приказ Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» (http://www.rg.ru/2013/06/26/minobrnauki-dok.html)

5) Права ребенка в школе. Болотова Е. Л. М., 2011.

6) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Права и обязанности учащихся образовательных учреждений.

Учащийся имеет право на:

· Свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений; взглядам учащегося уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.

· Свобода мысли, совести и религии.

· Уважение человеческого достоинства.

· Получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей в самом полном объеме.

· Обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам в порядке, определяемом уставом школы (обучение на дому по медицинским показаниям).

· Получение дополнительных платных образовательных услуг.

· Открытая оценка знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

· Заблаговременное уведомление о сроках и объеме контрольных работ в соответствии с графиком.

· Участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.

· Отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.

· Участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемом уставом.

· Льготы и материальная помощь в соответствии с действующими нормами.

· Перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

· Создание различных общественных объединений, если они не противоречат Уставу школы.

· Использование права экстерната, домашнего обучения, досрочной сдачи экзаменов, индивидуальных образовательных программ, в 10-11 классе – индивидуального учебного плана. По заявлению родителей (лиц, их заменяющих) и решению педагогического совета.

· Открытое высказывание своего мнения о качестве образовательного процесса на Совете школы, Уполномоченному по правам участников образовательного процесса.

· Внесение предложений об изменениях в образовательной деятельности школы в утвержденном порядке.

· Использование для выступлений средства массовой информации школы — стенды: «информации», «школьная жизнь», издание газет.

· Право знать о проставленных ему оценках — как за устные, так и за письменные работы.

· Право на ходатайство о перенесении сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.

· Право быть выслушанным.

Обязанности:

· соблюдать Устав школы, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы и выполнять внутреннего распорядка:

· Соблюдать расписание занятий (уроков, факультативов), не опаздывать и не пропускать занятий без уважительной причины;

· Соблюдать чистоту в школе и школьном дворе;

· Беречь школьное здание, оборудование, имущество;

· Бережно относиться к результатам труда других людей и оказывать посильную помощь в уборке школьных помещений во время дежурства по классу, по школе;

· Соблюдать порядок и чистоту в столовой, раздевалках, туалете;

· Уделять должное внимание своему здоровью и здоровью окружающих;

· Принимать участие в коллективных творческих делах класса и школы;

· Учащийся приходит в школу за 10-15 минут до начала занятий, чистый и опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает свое рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.

· Ученик обязан выполнять домашние задания.  Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные напитки, наркотики, другие одурманивающие средства и яды.

· Нельзя без разрешения педагогов или медицинской сестры уходить из школы и с ее территории в урочное время.

[3]

· Выйти из школы можно, лишь предъявив записку от учителя, медицинского работника дежурному охраннику.

· В случае пропуска занятий до трех дней, учащийся должен предъявить классному руководителю справку или записку от родителей (лиц, их замещающих) о причине отсутствия на занятиях. В случае пропуска занятий более трех дней, учащийся обязан представить справку из медицинского учреждения.

· Учащийся школы должен проявлять уважение к старшим, заботиться о младших. Школьники уступают дорогу взрослым, старшие — младшим, мальчики — девочкам.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8891 —

| 7578 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Торвальд, Ю. Век криминалистики; М.: Прогресс, 2011. — 325 c.

  2. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.

  3. Давыденко, Дмитрий Как избежать судебного разбирательства. Посредничество в бизнес-конфликтах / Дмитрий Давыденко. — М.: Секрет фирмы, 2014. — 168 c.
  4. Сомов, В.П. Латинско-русский юридический словарь: моногр. / В.П. Сомов. — М.: ГИТИС, 2014. — 104 c.
  5. Вышинский, А.Я. Марксистско-ленинское учение о суде и советская судебная система / А.Я. Вышинский. — М.: [не указано], 2015. — 177 c.
  6. Бадинтер, Робер Смертная казнь. Отмена смертной казни; М.: Nota Bene, 2012. — 416 c.
Права и обязанности обучающихся особенности, правила поведения, отчисления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here