Права и обязанности детей

Статья на тему: "Права и обязанности детей" с разъяснениями профессионалов. Мы постарались собрать весь тематический материал, обработать и разместить в удобном для чтения виде. На все вопросы вам ответит наш дежурный консультант.

Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 — 79)

Глава 12. Права и обязанности родителей

См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г.

>
Равенство прав и обязанностей родителей
Содержание
Семейный кодекс (СК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних

Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки не знают, как поступить, как защитить свои права. Что делать, с кем посоветоваться, куда идти за помощью?

Опыт показывает, что для защиты своих законных интересов подростки редко обращаются к родителям, чаще всего пытаются самостоятельно или при помощи друзей, порой весьма сомнительных, защитить свои права, иногда переоценивая свои возможности и переступая «линию дозволенного», что приводит к нарушению законности и нравственным переживаниям. Переживания могут повлечь за собой те или иные заболевания, подорвать физическое или психическое здоровье. Как сохранить себя, свое здоровье и достоинство, свои права, не оказаться за бортом жизни? Эти вопросы часто встают перед подростками.

Поэтому, мы, родители, не должны ждать, когда ребенок обратиться к нам за помощью или советом, а создавать в своем доме тепло, понимание, уважение, физическую безопасность, соблюдение прав всех членов семьи, независимо от возраста, и воспитывать ответственность за слово и дело.

А публикуемые нами ответы на часто задаваемые родителями вопросы лишь помогут уяснить, какие законы, защищают права наших детей и какая ответственность наступает при достижении детьми 14-летнего возраста.

Ответы на наиболее часто встречающие вопросы родителей, мы нашли в книге «Простые ответы на трудные вопросы». Составитель Н.А.Русакова. Пермь. 2002, а также у специалистов ОПН Мотовилихинского района г. Перми.

Согласно Декларации прав ребенка, принятой ООН в 1959 году, ребенком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18 – летнего возраста (совершеннолетия). Здесь же провозглашается, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. В Декларации содержится призыв к родителям, различным добровольным организациям, местным властям, национальным правительствам о том, чтобы они признали права детей и старались соблюдать их путем законодательных и иных мер.

[2]

Каковы права ребенка в семье?

Ребенок имеет право:

  • жить и воспитываться в семье;
  • знать, кто является его родителями;
  • на проживание совместно с ними (кроме случаев, когда это противоречит его интересам) и на заботу с их стороны;
  • на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав – на воспитание опекуном, попечителем или детским учреждением;
  • на всестороннее развитие;
  • на уважение человеческого достоинства;
  • на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами и иными родственниками;
  • на защиту;
  • на выражение собственного мнения;
  • на получение фамилии, имени, отчества;
  • на получение средств на существование и на собственные доходы;
  • (ст. 54,55,56, 58,60 СК)

Важные правила: (можно использовать в разговоре с подростком)

Правило 1. Чтобы права человека были защищены, мало их написать на бумаге, надо, чтобы сам человек хотел и умел их защитить; права человека реализуются только через его волю.

Правило 2. Наши права кончаются там, где начинается нарушение прав другого человека. Если сегодня мы нарушаем права более слабого , завтра найдется тот, кто нарушит наши права.

Правило 3. Каждый имеет столько прав, сколько он может и хочет иметь.

Правило 4. Человек и государство общаются друг с другом только письменно. Если Вы пришли к чиновнику. Вы должны оставить ему заявление, на копии которого он должен расписаться. Если вы этого не сделали, можете считать, что Вы у чиновника не были.

С.Р. Прибыльщикова: Уважаемые родители, мы с вами понимаем, что права без обязанностей не существуют. Хорошо, если в доме распределяются обязанности между всеми членами семьи, в соответствии с их возрастом и возможностями. Уют, благоприятная атмосфера, мир в доме часто во многом зависит насколько ответственно и добросовестно в семье выполняются эти обязанности.

А каковы по Закону обязанности несовершеннолетних?

Перечислим некоторые (но не все) обязанности несовершеннолетних:

  • Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование. Эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (ст 19 Закона РФ»Об образовании»)
  • В образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке (ст.1, 10 Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»)
  • Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бумеранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием (ст 3,6,13 Закона РФ «Об оружии»)
  • Обязанности обучающихся в образовательном процессе определяются Уставом и другими локальными актами образовательных учреждений. В частности, обязанности учащихся гимназии определены Уставом гимназии и Положением о правах и обязанностях обучающихся МОУ «Гимназии №7» г. Перми.

Ответственность несовершеннолетнего

Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и иную ответственность.

С какого возраста подросток несет уголовную ответственность за свои действия?

С 14 лет. Но не за все виды преступлений, а только за убийства, причинение тяжкого или среднего вреда здоровью человека, похищение человека, изнасилование или насильственные сексуальные действия, все виды хищений, угон автомашины, терроризм, вандализм, хищение или вымогательство оружия, наркотических или психотропных средств, повреждение транспортных средств или путей сообщения, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.20 УК). За все остальные преступления ответственность наступает только с 16 лет.

Что такое административная ответственность, в каких случаях, с какого возраста и за какие действия она наступает?

Это наказание за действия, запрещенные Административным кодексом.

К совершившим в возрасте от 16 до 18 лет такие правонарушения, как

  • приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ,
  • жестокое обращение с животными,
  • повреждение транспортных средств общего пользования,
  • групповые передвижения с помехами для дорожного движения,
  • повреждение телефонов-автоматов,
  • распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах,
Читайте так же:  Государственная пенсия по инвалидности

Применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

К лицам, совершившим такие виды административных правонарушений, как

  • мелкое хулиганство,
  • нарушение правил дорожного движения,
  • нарушение порядка обращения с оружием,
  • правил пограничного режима и др.

Применяются меры наказания на общих основаниях с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст.13, 14 КАП).

Возраст административной ответственности – 16 лет к моменту совершения административного правонарушения (ст. 13 КАП)

Какие административные наказания могут применяться к несовершеннолетним?

Административное наказание намного мягче уголовного, но тоже весьма неприятно. Существуют следующие административные наказания: предупреждение, штраф, изъятие предмета, который явился орудием или объектом нарушения, конфискация предмета, административный арест на срок до 15 суток.

Однако, к подросткам административный арест применяться не может (ст.24 –32 КАП).

Кроме того, комиссии по делам несовершеннолетних могут применить довольно широкий перечень мер воздействия, в том числе направить в учебно-воспитательное учреждение, а в возрасте от 14 до 18 лет – в спецпрофучилище (ст. 18 КАП).

Что произойдет, если в течение 2-х месяцев со дня совершения или обнаружения административного нарушения взыскание не было наложено?

Ничего не произойдет, так как ст.39 КАП запрещает наложение административного взыскания по прошествию этих сроков.

Где рассматриваются дела на несовершеннолетних?

  • В судах – на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет, и по преступлениям, за которые ответственность установлена с 14 лет – в порядке особого производства по делам несовершеннолетних (ст. 391 – 402 УПК);
  • В комиссиях по делам несовершеннолетних – на лиц, совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления) и совершивших в возрасте от 14 до 16 дет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), не предусмотренные статьей 20 УК.

Какую материальную ответственность могут нести несовершеннолетние?

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут материальную ответственность за причиненный ими вред. За вред, причиненный малолетними (не достигшими 14 лет) имущественную ответственность несут их родители или лица, их заменяющие (ст.26,28 ГК)

Сергей А., Бобровская ВК

Сейчас мне 17 лет, я понимаю уже почти все: что я совершил преступление, что сейчас на воле маме с папой тяжело, они стараются работать для меня, а я сижу здесь.
У меня было все, что надо для жизни: одет, обут, накормлен, мама давала постоянно мне денег, я сам сделал много ошибок в своей жизни за 17 лет, на воле. Перед тем, как я совершил преступление, я пил пиво целую неделю, как будто знал, что меня посадят. Я попал в колонию, избив человека, и не знал, что он умер. Потерпевший был моим соседом, постоянно пил, но ничего плохого никогда не делал.
Я очень раскаиваюсь, у меня нет такого права, чтобы человек ушел из жизни. Если бы я знал, что получится именно так, я бы такого никогда не совершил.

Антон П., Можайская ВК

Станислав Б., 18 лет

Первый раз я столкнулся с милицией в 17 лет. Зайдя в камеру предварительного заключения, я не ощущал большого чувства страха, напротив, мне было интересно знать, правда ли жизнь за решёткой так ужасна, как её расписывают. Первое, что я почувствовал, – это тяжёлый, спёртый запах. Этот запах я не забуду никогда. Ужасная вонь, смесь пищи, табака, пота, грязной одежды. Но ощущался этот запах недолго, приблизительно минут через 5 я привык к нему и перестал замечать. Прямо передо мной стояла большая деревянная тумба, служившая заключённым столом, кроватью, стулом – в общем, всем. Вдоль этой тумбы имелся небольшой проход, приблизительно в метр длиной и полметра шириной, по которому ходили по очереди, когда сидеть и лежать было уже невыносимо.

Сергей Ф.

Я не буду винить законы и государство, я сам наделал эти ошибки, просто сроки очень большие. У каждого есть своя голова и каждый должен думать, куда он идет, на то или иное преступление.
Свой жизненный опыт я буду передавать тем, кто еще не понимает, как здесь плохо, и что здесь нет ничего хорошего, и никогда не будет. А передавать его нужно, доводить до человека, чтобы он понял.

Права и обязанности ребенка

Существует мнение, что детям не нужно разъяснять их права, чтобы не мешать правильному воспитанию. Некоторые родители считают, что в этом случае дети могут стать совсем неуправляемыми. Однако нужно помнить о том, что чувство собственного достоинства гораздо легче разрушить, чем создать. Дети должны знать о своих правах, это способствует становлению личности. Нельзя обходить вниманием и их обязанности – это помогает им стать ответственными людьми.

Фото: depositphotos.com

Конвенция о правах ребенка

Положение о том, что личности должно гарантироваться соблюдение ее прав, не подлежало сомнению в цивилизованных странах задолго до принятия в 1948 году Всеобщей декларации о правах человека. Но права ребенка как отдельной личности, во всем равной взрослому человеку, были продекларированы только в 1959 году, когда была принята Декларация о правах ребенка. Она сформулировала 10 принципов, обязательных для тех, от кого зависит жизнь и благополучие детей.

В 1989 году была принята Международная Конвенция о правах ребенка. Она признала права детей наравне с взрослыми. Россия присоединилась к Конвенции и приняла все ее положения.

Основные положения Конвенции о правах ребенка:

Государство принимает на себя обязательства по охране жизни, здоровья и благополучия детей. Они признаются объектом особой заботы. Права ребенка, продекларированные Конвенцией:

  • право на семью;
  • право на защиту и заботу государства, если у ребенка нет родителей или они не могут выполнять свои обязанности;
  • право на равенство;
  • право на образование;
  • право на свободное выражение своих мыслей;
  • право на собственное мнение;
  • право на имя и на гражданство;
  • право на получение информации;
  • право на защиту от насилия и от жестокого обращения;
  • право на медицинское обслуживание;
  • право на отдых и на досуг;
  • право на дополнительную защиту государства в случае особых потребностей, например, при инвалидности.
Читайте так же:  Льготы и пенсия

Забота о выполнении прав ребенка и о наилучшем обеспечении его интересов ложится в первую очередь на родителей или на лиц, их заменяющих.

Как рассказывать ребенку о его правах и обязанностях?

Право на информацию, подтвержденное Конвенцией, делает обязательным предоставление детям всей информации о правах личности. Они должны знать о своих правах, и начинать разговор стоит уже в дошкольном возрасте.

Долгое и скучное перечисление, скорее всего, не принесет положительных результатов. У детей есть защитное свойство психики не слышать то, что им неинтересно. Воспитание чувства собственного достоинства в каждой жизненной ситуации, умение решать проблемы с уважением к себе и окружающим гораздо больше даст для ребенка в отношении понимания его прав как личности.

Нарушения прав ребенка родителями

Начинать разговор о правах ребенка можно, если в семье права ребенка не нарушаются. Однако родители могут и не осознавать, что своими действиями они препятствуют соблюдению прав своего ребенка.

Часто в поведении родителей появляются моменты, которые мешают общению с детьми и воспитанию в них самоуважения:

  • Преобладание приказов и предупреждений несет неуважение к ребенку;
  • Частые угрозы вызывают привыкание, и ребенок перестает на них реагировать;
  • Мораль, нравоучения и проповеди в сложных ситуациях вызывают у детей скуку и неприятие;
  • Готовые решения, навязываемые родителями, показывают, что ребенок не способен справиться с ситуацией сам, демонстрируют неуважение;
  • Постоянные нотации и лекции перестают действовать на детей;
  • Критика и обвинения вызывают у ребенка неуверенность в своих силах;
  • Догадки и интерпретации поведения ребенка заставляют его уходить от контакта;
  • Постоянные вопросительные предложения не дают почувствовать самостоятельность, нарушают личное пространство;
  • Сочувствие на словах, уговоры, применение одинаковых речевых конструкций в разных ситуациях заставляют ребенка почувствовать безразличие родителей.

В общении с детьми следует воздержаться от окриков, оскорблений, ругательств, демонстраций власти, пророчеств и угроз. Старая истина, что с людьми нужно обращаться так же, как хочется, чтобы обращались с вами, совершенно справедлива и в общении с детьми.

Начало разговора о правах и обязанностях детей

Началом разговора может быть частая ситуация с нежеланием маленьких детей делиться своими игрушками. В этом положении нужно построить общение так, чтобы оба ребенка поняли, что их право обладания своими игрушками не оспаривается. Одновременно следует показать, как важно уметь договариваться.

Первый конфликт из-за желания иметь не принадлежащую ребенку вещь можно превратить в первый урок уважения к другому человеку и к его правам.

Сказки – помощники родителей

Хорошей помощью родителям будет опыт человечества, сохраненный в сказках. Ведь они – замечательная иллюстрация нарушения прав человека и последующего восстановления справедливости. Нужно не только читать сказки, но и обсуждать их с ребенком. Чудесные истории помогут удержать внимание малыша, а приключения героев — хороший материал для понимания правильности или неправильности их поступков.

Сказки, наглядно демонстрирующие нарушения прав:

  • «Золушка» — нарушено право на досуг и отдых;
  • «Три поросенка» — нарушение права на неприкосновенность жилища;
  • «Красная Шапочка» — нарушено право на неприкосновенность жизни.

Список можно продолжить. Вековая мудрость, заключенная в сказках, поможет в ненавязчивой форме объяснить ребенку его основные права.

Рисование и воспитание

Еще одно действенное средство воспитания – рисование. Психологи советуют прибегать к этому средству как можно чаще. При помощи детских рисунков можно узнать о проблемах, о настроении, о переживаниях ребенка.

Права и обязанности ребенка тоже можно иллюстрировать при помощи рисунков. Качество исполнения неважно, героями могут быть и животные, и люди, и растения. Нужно, чтобы родители ясно понимали то, что они хотят выразить при помощи рисунков.

Можно в простейшей форме показать на рисунках права личности, а также нарисовать круг обязанностей родителей и ребенка. Для дошкольника, не умеющего читать, это будет наглядно и интересно.

Игра как способ воспитания

Игра имеет большое значение и для правового воспитания детей. В игровой форме ребенку можно рассказать о его правах и обязанностях. Родители должны твердо знать, что они хотят добиться в итоге. Игра – это очень серьезно. Беседы и убеждения влияют на детей меньше, чем игры.

Фото: depositphotos.com

Обязанности ребенка

Ребенок должен знать не только о своих правах, но и об обязанностях. Он должен хорошо понимать, что окружающие тоже имеют права, которые нельзя нарушать.

Мама имеет право на отдых, значит, ей нужно помогать. У товарища есть право на защиту от жестокого обращения, — его нельзя обижать.

Обозначенный круг посильных обязанностей должен формироваться у ребенка с самого раннего детства. Убрать свои игрушки после игры, налить кошке воды, отнести со стола посуду после еды, — обязанности несложные и выполнимые. Главное, чтобы они исполнялись регулярно и с минимальной степенью принуждения.

С возрастом круг обязанностей будет расширяться. Но происходить это должно постепенно, чтобы ребенок мог справиться с их увеличением без напряжения.

Пусть лучше ребенок имеет одну хорошо исполняемую обязанность, чем несколько выполняемых изредка. Он должен чувствовать ответственность за свое дело. Ведь воспитание чувства ответственности – одна из самых важных задач в педагогике.

Равенство в правах – равенство в обязанностях

Уважение в семье – одно из главных условий воспитания. Родители, стремящиеся подавлять волю детей даже из самых лучших побуждений, добьются только внешнего повиновения.

Знание о правах человека и ребенка — еще не значит их соблюдение. Взаимное уважение всех членов семьи, соблюдение прав не только ребенка, но и взрослых, выполнение обязанностей не только взрослыми, но и детьми, — правила, которых нужно обязательно придерживаться.

Нужно четко обозначить круг обязанностей всех членов семьи, начиная с взрослых и заканчивая малышами. Это поможет вырастить людей, уважающих себя и окружающих.

В первый раз заговорив о правах и обязанностях ребенка, важно не прекращать обсуждение темы. Поводов может быть бесконечно много: каждый поступок ребенка – это почва для воспитательного воздействия.

Статья опубликована в рубрике Воспитание ребенка

Права и обязанности детей

Цель:

  • помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»;
  • воспитывать уважение к правам других.

Информация на плакатах (статистика):

  • Свыше 729 тысяч подростков-правонарушителей и 182 тысячи родителей, отрицательно влияющих на поведение детей.
  • Около 210 тысяч преступлений совершено несовершеннолетними преступниками и хулиганами.
  • Более 3 миллионов детей живут с одним родителем.
  • Всего в сиротских учреждениях находится 570 тысяч воспитанников.
  • 348 тысячи потенциально безнадзорных детей из 184 тысяч семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.
  • Более 200 тысяч пострадали в конфликтах и войнах (более 1/3 всех беженцев).
  • Из детских домов каждый год убегают 20 тысяч воспитанников. Менее 5 % выпускников детских домов и интернатов способны овладеть постоянной профессией, 30 % — не имеют своего жилья, 20 % — правонарушители, 10 % — самоубийцы.
  • Около 50 тысяч несовершеннолетних находятся в местах лишения свободы.
Читайте так же:  Льготы на капремонт ветеранам труда

Ход мероприятия

1. Вступительная часть

Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение: этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.

— А есть ли какие-нибудь права у детей? (ответы детей)

И они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенные Наций (ООН).

Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

— А что означают слова «права» и «обязанности»? Из словаря Ожегова:

«Право-охраняемая государством, узаконенная возможность что-либо делать, осуществлять». «Обязанность — круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения»

— А есть ли какие-нибудь права у детей? (ответы детей)

[1]

Дети имеют права на получения образования, отдых медицинское обслуживание и т.д. Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей.

— Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является, ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права -права на жизнь, что война — самый худший способ решения споров и проблем.

Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную, катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию — ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.

2. Конвенция о правах ребенка;

Однако — не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, случаются аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены.

20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.

В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

  • Право на жизнь.
  • Право на имя при рождении.
  • Право на медицинскую помощь.
  • Право на образование.
  • Право на отдых и досуг.
  • Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).
  • Право свободно выражать свои взгляды.
  • Право на свободное перемещение.
  • Право на заботу и воспитание родителями.
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).
  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Выдается памятка для уч-ся «Права которые у меня есть»

Все начинается с права на жизнь. Это — первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.

— А сейчас у нас есть такое?

3. Инсценировка отрывка «Морозко» и » Золушка»

4. Викторина «Права литературных героев».

1) В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке».)

2)

Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросенка», зайка из русской народной сказки «Ледяная избушка».)

3) Какие сказочные героини страдают от вмешательства в личную жизнь? (Людмила из поэмы Пушкина А. С «Руслан и Людмила», Марья Моревна — персонаж: русских народных сказок.)

4) Героини каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница».)

5) В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка».)

6) В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

7) Какие литературные герои воспользовалась правом на свободу мирных собраний? («Бременские музыканты», «Квартет», «Белоснежка и семь гномов».)

Видео (кликните для воспроизведения).

8) Какой известный литературный герой воспользовался правом на труд, причем обеспечил себе и другим свободный выбор работы и справедливые условия труда? (Том Сойер.)

9) В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и о его работнике Балде».)

10) У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка.)

Читайте так же:  Компенсация за непредоставление места в детском саду

5. Конкурс «Песня о правах».

Учащиеся должны сказать, о каких правах в ней идет речь.

1) «Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения, мирных собраний).

2) «Чему учат в школе» (право на образование).

3) «На крутом бережку» из мультфильма «Приключения кота Леопольда» (право на отдых).

4) «До чего дошел прогресс» из кинофильма «Приключения Электроника» (право на пользование благами научно-технического прогресса).

6. Итог.

— Я буду говорить о каком-то праве, а вы будете отвечать: «Разрешается или запрещается».

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго запрещается.

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить
— Это разрешается.

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это запрещается.

Рисовать и петь, учиться,
Если заболел — лечиться.
Это разрешается.

Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа Запрещается.

Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить
-Это разрешается.

Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго запрещается.

Литература.

  1. Конвенция о правах ребенка
  2. Справочник классного руководителя

Права ребенка и детей

Какие права есть у детей

Каждый ребенок должен знать свои права, чтобы пользоваться ими в необходимых случаях. Поскольку дети не имеют доступа к информации, которая бы в наглядной и доступной форме информировала каждого ребенка о своих правах, а от своих родителей и других взрослых зачастую можно услышать лишь «ты обязан . «, детям необходимо рассказывать об их правах. Надо с малых лет приучать их к мысли о том, что они граждане, такие же, как и взрослые.

Все права ребенка можно разделить на два вида:

имущественные, которые включают в себя:

право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;

право на получение детских пособий и материнского капитала от нашей Родины;

право собственности на доходы, полученные им, на имущество, приобретенное на средства ребенка;

право владеть и пользоваться имуществом родителей с их согласия при совместном с ними проживании;

неимущественные, которые включают в себя:

в средних специальных и высших учебных заведениях.

жить и воспитываться в семье;

общаться с родителями и другими родственниками;

на защиту своих прав и законных интересов;

выражать свое мнение, а также учет мнения ребенка, достигшего 10 — летнего возраста.

Кроме того, при различных взаимоотношениях у родителей могут возникать разного рода вопросы, разрешение которых имеет особый характер, к примеру:

оказания медицинских услуг, в т.ч. — прививок;

отношения при сдаче ГИА и ЕГЭ;

Права ребенка в зависимости от его возраста

Другим критерием, по которому можно разделить все права ребенка, является его возраст:

с рождения каждый ребенок имеет право на:

гражданство (статья 6 Конституции РФ, статья 12 Федерального закона «О гражданстве РФ», согласно которым ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (т.е. по принципу «праву крови»));

имеет право на защиту своих прав и законных интересов (статья 56 Семейного кодекса РФ);

охрану здоровья (статья 41 Конституции РФ);

жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов (статья 54 Семейного кодекса РФ);

общаться с родителями и другими родственниками (статья 55 Семейного кодекса РФ);

также с рождения каждый человек обладает правоспособностью, т.е. способностью иметь гражданские права и нести обязанности (статья 17 Гражданского кодекса РФ);

с 2 месяцев ребенок имеет право на получение дошкольного образования (статья 67 Федерального закона «Об образовании в РФ»);

с 6 лет ребенок (в соответствии со статьей 28 Гражданского кодекса РФ) вправе самостоятельно совершать:

мелкие бытовые сделки (т.е. такие сделки, которые незначительны по сумме и направлены на удовлетворение бытовых потребностей ребенка, т.е. его личных потребительских нужд, на которые распорстраняется действие Закона РФ «О защите прав потребителей»);

сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

с 6 лет и 6 месяцев ребенок имеет право на получение начального школьного образования (статья 67 Федерального закона «Об образовании в РФ»);

с 8 лет ребенок вправе вступать в детские общественные объединения (статья 19 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Права ребенка с 10 лет

С 10 лет ребенок имеет право:

выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (статья 57 Семейного кодекса РФ);

выражать своё мнение о том, с кем из его родителей расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода (статьи 57 и 65 Семейного кодекса РФ);

давать согласие на изменение своего имени и (или) фамилии (пункт 4 статьи 59, пункт 4 статьи 134 Семейного кодекса РФ, пункт 3 статьи 143 Семейного кодекса РФ);

давать согласие на восстановление родительских прав (пункт 4 статьи 72 Семейного кодекса РФ);

давать согласие на своё усыновление или передачу в приёмную семью (пункт 1 статьи 132 Семейного кодекса РФ);

давать согласие о записи усыновителей в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ими ребенка (пункт 2 статьи 136 Семейного кодекса РФ);

давать согласие о назначении опекуна (пункт 4 статьи 145 Семейного кодекса РФ).

Права ребёнка с 14 лет:

давать письменное согласие для приобретения или прекращения гражданства РФ (статья 9 Федерального закона «О гражданстве РФ»);

может выбирать (с согласия родителей) место жительства (статьи 20, 26 Гражданского кодекса РФ);

совершать любые сделки (с письменного согласия родителей — статья 26 Гражданского кодекса РФ);

вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами (статья 26 Гражданского кодекса РФ);

осуществлять права автора, охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности (статья 26 Гражданского кодекса РФ);

вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими (статья 26 Гражданского кодекса РФ);

Читайте так же:  Где можно получить перевод вестерн юнион

заключать (с согласия одного из родителей) трудовой договор (статья 63 Трудового кодекса РФ);

требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе;

обучаться вождению мотоцикла;

вступать в молодёжные общественные объединения (статья 19 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Обязанности ребёнка с 14 лет:

получить паспорт (пункт 1 Положения о паспорте гражданина РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828);

отвечать за свои действия в виде:

имущественной ответственности по заключённым сделкам, а также за причинение имущественного вреда (статья 26 Гражданского кодекса РФ);

Видео (кликните для воспроизведения).

уголовной ответственности за тяжкие преступления (статья 20 Уголовного кодекса РФ).

Права ребёнка с 15 лет:

  • оставить (с согласия родителей) общеобразовательную организацию до получения основного общего образования (статьи 43, 66 Федерального закона «Об образовании в РФ»)).
  • Права ребёнка с 16 лет:

    может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью (статья 27 Гражданского кодекса РФ);

    может быть членом кооператива (статья 26 Гражданского кодекса РФ);

    вступить в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин (статья 21 Гражданского кодекса РФ, статья 13 Семейного кодекса РФ);

    может получить право на управление мотоциклом;

    имеет право самостоятельного заключения трудового договора (статья 63 Трудового кодекса РФ);

    Обязанности ребёнка с 16 лет:

    несёт административную ответственность;

    несёт уголовную ответственность за любые преступления.

    С 17 лет ребенок имеет право сдать экзамен на управление транспортным средством категории «В» и «С».

    В 17 лет гражданин обязан встать на первичный воинский учёт и получить приписное свидетельство.

    Права гражданина с 18 лет.

    Восемнадцатилетний гражданин становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права, в том числе вправе:

    избирать и быть избранным на выборах;

    вступать в брак;

    покупать алкоголь и табак;

    получить право на управление транспортным средством категории «В» и «С»;

    вступить в политическую партию.

    Обязанности гражданина с 18 лет (в дополнение к обязанностям, изложенным выше):

    исполнить воинский долг;

    нести гражданско-правовую ответственность по любым принятым на себя обязательствам.

    С 20 лет гражданин может получить право на управление транспортным средством категории «D», а также трамваями и троллейбусами.

    С 21 года гражданин может быть избран в законодательные органы государственной власти.

    Понятия: ребенок, малолетний ребенок, родитель

    Прежде, чем вести дальнейший разговор о правах ребенка, необходимо определиться в понятиях:

    ребенок — это лицо, недостигшее 18-летнего возраста (статья 54 Семейного кодекса РФ);

    малолетний ребенок — это несовершеннолетний до 14 лет (статья 28 Гражданского кодекса РФ);

    родители — это те лица, которые обязаны заботиться о детях и их воспитании (статья 38 Конституции РФ).

    Также достаточно часто встречаются понятия, которые законодательно не опрелены, но определены правоприменительной практикой. К таким понятиям относятся:

    В каких законах говорится о правах ребенка

    Основные права ребенка изложены в:

    Декларации прав ребенка, провозглашенной Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1959.

    Декларация установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство:

    Принцип 1 — ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права.

    Принцип 2 — ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства.

    Принцип 3 — ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

    Принцип 4 — ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения.

    Принцип 5 — ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

    Принцип 6 — ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании.

    Принцип 7 — ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях.

    Принцип 8 — ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

    Принцип 9 — ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

    Принцип 10 — ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации.

    Конвенции о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 года).

    Конституции РФ, которой предусмотрено:

    — обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7);

    — материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства (статья 38).

    Семейном кодексе РФ, которым предусмотрены следующие права ребенка:

    — жить и воспитываться в семье (статья 54);

    [3]

    — знать своих родителей и общаться с ними (статьи 54, 55);

    — на заботу родителей (статья 54);

    — на совместное проживание с родителями (статья 54);

    — на защиту своих прав и законных интересов (статья 56);

    — выражать свое мнение, которое должно учитываться если ребенок достиг возраста 10 лет (статья 57);

    — на имя, отчество фамилию (статья 58) и изменение фамилии и имени (статья 59).

    Законе № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

    Статья написана и размещена 2 января 2014 года. Дополнена — 05.01.2014, 12.10.2014

    Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

  • Источники


    1. Англо-русский юридический словарь с транскрипцией / ред. И.В. Миронова. — М.: СПб: Юридический центр Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2015. — 697 c.

    2. Яковлев, Я.М. Половые преступления; Душанбе: Ирфон, 2013. — 450 c.

    3. Гуреев, В. А. Комментарий к Федеральному Закону «О судебных приставах» / В.А. Гуреев. — М.: Wolters Kluwer, 2017. — 208 c.
    4. Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле. Набор из 8 открыток. — М.: Изогиз, 2016. — 297 c.
    5. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Под редакцией И.Л. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 528 c.
    6. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2009. — 384 c.
    Права и обязанности детей
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here