Положение о наставничестве

Статья на тему: "Положение о наставничестве" с разъяснениями профессионалов. Мы постарались собрать весь тематический материал, обработать и разместить в удобном для чтения виде. На все вопросы вам ответит наш дежурный консультант.

Prom-Nadzor.ru

Положение об организации наставничества

[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия]

[подпись, Ф. И. О., должность руководителя]

[число, месяц, год]

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет цель, задачи и порядок реализации института наставничества в системе подготовки трудовых кадров.

1.2. Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность руководителей и наиболее опытных сотрудников организации (учреждения) по подготовке сотрудников (стажеров) к самостоятельному выполнению служебных обязанностей.

2. Задачи наставничества

2.1. Задачами наставничества являются:

2.1.1. Оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний, навыков, умений сотрудников (стажеров), в отношении которых осуществляется наставничество.

2.1.2. Оказание помощи в адаптации сотрудников (стажеров) к условиям осуществления трудовой деятельности.

2.1.3. Воспитание профессионально-значимых качеств личности сотрудников (стажеров), ознакомление с правилами и традициями организации (учреждения) и своего подразделения.

2.1.4. Содействие выработке навыков профессионального поведения сотрудников (стажеров), соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам.

2.1.5. Формирование и развитие ответственного и сознательного отношения к работе.

2.1.6. Изучение с сотрудниками (стажерами) требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей.

2.1.7. Оказание моральной и психологической поддержки сотрудникам (стажерам) в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении трудовых обязанностей.

2.1.8. Развитие у сотрудников (стажеров) интереса к трудовой деятельности.

2.2. Задачи наставничества реализуются во взаимодействии руководителя организации (учреждения), руководителей структурных подразделений организации (учреждения), наставников и сотрудников (стажеров) в организации и проведении воспитательной работы, психологического обеспечения и профессиональной подготовки.

3. Организация наставничества

3.1. Наставничество устанавливается в отношении следующих категорий сотрудников (стажеров):

[2]

— впервые принятых на работу в организацию (учреждение) на должности [вписать нужное], а также выпускников образовательных учреждений;

— перемещенных на вышестоящую должность либо на вышестоящую (равнозначную) должность в другое подразделение, если исполнение новых должностных обязанностей требует дополнительных знаний и практических навыков.

3.2. Наставничество устанавливается продолжительностью [вписать нужное].

3.3. Наставник назначается из числа сотрудников структурного подразделения организации (учреждения), имеющих высокие показатели, обладающих значительным профессиональным опытом, проявляющих способности к воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе.

3.4. Наставник осуществляет мероприятия наставнической деятельности в отношении одного или нескольких сотрудников (стажеров) одновременно, в зависимости от специфики трудовой деятельности.

3.5. Наставник назначается приказом руководителя организации (учреждения).

3.6. Ответственность за организацию наставничества несет руководитель структурного подразделения, куда принят на работу сотрудник (стажер).

3.7. Непосредственное руководство и контроль за организацией наставничества осуществляет [должность].

3.8. [Должность] обязан:

— организовать обучение наставников основам педагогики и психологии, формам и методам индивидуальной воспитательной работы;

— оказать организационно-методическую помощь наставникам в планировании и реализации учебно-воспитательных мероприятий с сотрудником (стажером);

— заслушивать отчеты наставников о проделанной работе, стимулировать положительные результаты наставничества;

— анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт наставничества;

— обеспечить систематическое рассмотрение вопросов организации наставнической работы.

4. Права и обязанности наставника

4.1. Наставник обязан:

4.1.1. Знать трудовое законодательство.

4.1.2. Изучать личностные качества сотрудника (стажера), его интересы и увлечения, образ жизни и поведение. Принимать участие в разработке и реализации комплексной программы изучения личности сотрудника (стажера).

4.1.3. Оказывать всестороннюю помощь сотруднику (стажеру) в овладении профессиональными навыками, своевременно выявлять и устранять ошибки в трудовой деятельности наставника.

4.1.4. Воспитывать у сотрудника (стажера) дисциплинированность и исполнительность, проявлять требовательность и принципиальность в вопросах соблюдения законности и норм профессиональной этики.

4.1.5. Отчитываться по результатам наставнической работы с сотрудником (стажером), участвовать в подготовке заключения о проверке соответствия занимаемой должности стажера по результатам испытательного срока.

4.2. Наставник имеет право:

4.2.1. Знакомиться с персональными данными сотрудника (стажера) с соблюдением требований и условий, предусмотренных трудовым законодательством в целях защиты персональных данных работника.

4.2.2. Вносить предложения руководителю структурного подразделения, в котором работает сотрудник (стажер), о создании необходимых условий для выполнения трудовых обязанностей.

4.2.3. Участвовать в аттестации сотрудника (стажера).

4.2.4. Вносить предложения руководителю структурного подразделения, в котором работает сотрудник (стажер), о его поощрении, наложении на него дисциплинарного взыскания, перемещении по службе.

5. Планирование работы наставника

5.1. Планирование работы наставника по подготовке сотрудника (стажера) к самостоятельной трудовой деятельности осуществляется на весь период организации наставничества для каждого сотрудника (стажера).

5.2. Индивидуальный план обучения и подготовки сотрудника (стажера) под руководством наставника составляется совместно с руководителем структурного подразделения, в котором работает сотрудник (стажер), на основе типовой программы организации наставничества по специальности и утверждается руководителем организации (учреждения).

6. Завершение наставничества

6.1. Наставничество завершается отчетом наставника перед руководителем структурного подразделения, в котором работает сотрудник (стажер).

6.2. Деятельность наставника оценивается руководителем структурного подразделения по следующим критериям:

Результативность выполнения сотрудником (стажером) должностных обязанностей;

Уровень профессиональных знаний, развития навыков и умений сотрудника (стажера);

Способность сотрудника (стажера) самостоятельно выполнять должностные обязанности.

6.3. Отчет наставника утверждается руководителем структурного подразделения и приобщается к личному делу сотрудника.

6.4. На основании предложения руководителя структурного подразделения руководитель организации (учреждения) рассматривает в установленном порядке вопрос о поощрении наставника.

6.5. Наставник за ненадлежащее выполнение своих обязанностей может быть отстранен от наставничества, а также привлечен в установленном порядке к дисциплинарной ответственности.

Положение о наставничестве персонала ЗАО «Компания Квадро Плюс – Кемерово»

1.

ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДОКУМЕНТЕ.

Наставничество

— форма адаптации и профессиональной подготовки новых сотрудников в компании, это выполнение деловых функций под наблюдением наставника с регулярным получением конструктивной обратной связи.

Наставник

— опытный сотрудник компании, осуществляющий наставничество.

Стажер

— лицо, поступившее на работу в компанию, осуществляющее свою деятельность под наблюдением наставника в течение определенного срока, отведенного для оценки его способностей.

Читайте так же:  Штрафные санкции за расторжение супружеских отношений

Обучение

– процесс освоения новых знаний и навыков.

Оценка

— это определение уровня эффективности выполнения работы сотрудником (стажером), измерение его достижений.

Настоящее Положение предназначено для целей внутреннего использования сотрудниками компании «Квадро Плюс — Кемерово», принимающими участие в реализации системы наставничества.

2.2 Цели и задачи наставничества персонала:

Целью наставничества является упорядочивание процесса развития профессиональных компетенций, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на сотрудника (стажера) задачи по занимаемой должности, а также адаптация к корпоративной культуре, усвоение традиций и правил поведения в компании.

· ускорение процесса обучения основным навыкам работы, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него задачи по занимаемой должности;

· адаптация к корпоративной культуре, усвоение традиций и правил поведения в компании.

3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ.

Содержание бизнес — процесса

Должностное лицо, ответственное за реализацию.

Введение в должность.

Объяснение всех внутренних стандартов и регламентов/ заполнение анкеты по критериям оценки нового сотрудника (заполняется наставником).

Требования к наставникам .

По показателям работы сотрудника, выполнению им поставленных задач и планов компании, выбирается наставник.

Руководитель структурного подразделения.

Организационное закрепление наставника за стажером.

Закрепление наставника за сотрудником (стажером) осуществляется в устной форме, постановка задач (сотруднику) стажеру осуществляется по индивидуальному плану, наставническая деятельность оценивается по ее завершении аттестационной комиссией, оценка проводится методом 360 градусов.

Руководитель структурного подразделения, менеджер по обучению и адаптации.

Оценка по итогам периода наставничества.

Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач новым сотрудником в период адаптации. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.

Менеджер по обучению и адаптации, тренинг менеджер, руководитель группы.

Контроль за соблюдением настоящего положения.

Контроль за своевременным оформлением всех форм данного положения и объективностью оценок.

Менеджер по обучению и адаптации персонала.

Продолжительность периода наставничества – 3 месяца, по времени совпадает с испытательным сроком, если такой при заключении трудового договора соглашением сторон устанавливается работнику (ст. 70 ТК РФ).

Настоящее положение не применяется для обслуживающего персонала.

Данное Положение должны знать и использовать в своей работе ответственные за наставничество сотрудники компании:

· сотрудники отдела персонала;

· директор по сервису;

· сотрудники компании, назначаемые наставниками вновь принятых сотрудников.

Функция управления наставничеством ЗАО «Компания Квадро Плюс-Кемерово» возлагается на Отдел персонала.

Наставничество осуществляется по индивидуальному плану, который составляется на каждого вновь пришедшего сотрудника (Положение по адаптации – Приложение 2).

5.

ТРЕБОВАНИЯ К НАСТАВНИКАМ.

Наставничество устанавливается для нового сотрудника (специалиста) на период адаптации сроком до трех месяцев.

В первую очередь, наставник должен быть высококвалифицированным специалистом в своей области, иметь стабильные показатели в работе, работать в компании не менее шести месяцев, пользоваться уважением в коллективе и демонстрировать высокой уровень работы с клиентами.

Так же наставник должен обладать всеми необходимыми знаниями о продукте, технических характеристиках СПС, так же необходимо знать весь документооборот компании, правила внутреннего трудового распорядка, все регламенты и положения компании. Помимо профессиональных характеристик, ему необходимы следующие личностные качества:

· отличные коммуникативные навыки (умение слушать и слышать);

· умение работать в команде;

· способность и желание обучать (способность признавать и ценить сотрудников, быть внимательным к потребностям людей, умение публично выступать, умение контактировать с разными людьми);

· ориентация на результат (способность сосредоточиться на желаемом результате);

· не конфликтность (предпочтительное отношение к конфликтам в виде сотрудничества и компромисса);

· организаторские способности и планирование.

Так же наставник должен демонстрировать стабильные показатели своего профессионального роста, пользоваться публичным признанием коллектива и стремиться к карьерному росту в компании.

Утверждение сотрудника (специалиста) в качестве наставника осуществляется руководителями структурных подразделений. В принятии решения о выборе наставника руководители структурных подразделений должны руководствоваться исключительно показателями работы сотрудника, выполнением им поставленных задач и планов компании.

6.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАСТАВНИКА ЗА СТАЖЕРОМ.

Утверждение сотрудника (специалиста) в качестве наставника осуществляется в устной форме. Основанием для закрепления наставника является непосредственное распоряжение руководителя структурного подразделения, закрепление осуществляется по предварительному согласованию с предполагаемым наставником.

За одним наставником, по усмотрению руководителя структурного подразделения, может быть закреплено не более 2 сотрудников (стажеров).

В первый месяц работы сотрудника (стажера), наставник помогает осуществить знакомство с:

· особенностями деятельности отдела;

· непосредственными должностными обязанностями сотрудника (стажера);

· перспективами развития Компании;

· рабочим местом сотрудника (стажера).

Наставник в течение первого рабочего месяца совместно со стажером работают по индивидуальному плану (положение по адаптации/приложение №2) повышения квалификации, в котором указываются:

· ключевые компетенции по должности;

· знания, навыки, способности, обеспечивающие приобретение и развитие ключевых компетенций;

· мероприятия по повышению квалификации;

· сроки исполнения, отметки об исполнении.

Индивидуальный план повышения квалификации составляется менеджером по обучению и адаптации персонала для нового сотрудника (специалиста) на три месяца и передается непосредственно наставнику. Утверждение плана осуществляет директором по сервису, коммерческим директором, либо управляющим компанией.

В рамках осуществления индивидуального плана повышения квалификации, наставник может привлекать сотрудника (стажера) к участию в деятельности, осуществляемой Компанией.

[3]

Наставник может давать сотруднику (стажеру) задания связанные с текущей повседневной деятельностью Компании.

Наставник оказывает сотруднику (стажеру) всестороннюю помощь и поддержку при реализации индивидуального плана повышения квалификации и осуществлении текущей повседневной деятельности.

Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач сотрудником (стажером) в период осуществления над ним наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле (положение по адаптации приложение №4).

Так же наставническая деятельность оценивается по ее завершении аттестационной комиссией, оценка проводится методом 360 градусов, то есть наставник оценивается с разных уровней: руководителем структурного подразделения, сотрудником (стажером), который был закреплен за данным наставником и самим наставником (Приложение № 1, 3,4).

Читайте так же:  Уголовная ответственность за неуплату алиментов

Наставник осуществляет контроль над исполнением заданий, данных сотруднику (стажеру) и мероприятий по повышению квалификации в сроки, указанные в плане, и выставляет отметки об исполнении и оценивает уровень развития компетенций после выполнения запланированных мероприятий (положение по адаптации приложение №2).

По завершению исполнения индивидуального плана повышения квалификации наставник составляет отчет о работе сотрудника (стажера) в отчетный период, достигнутых результатах (положение по адаптации приложение №3). Отчет предоставляется руководителю структурного подразделения, в котором работает сотрудник (стажер) и менеджеру по обучению и адаптации персонала.

Сотрудник (стажер) по завершению срока наставничества проходит итоговую оценку (положение по адаптации п.4.8).

Основываясь на данных, полученных при ознакомлении с отчетом наставника и оценки, руководитель структурного подразделения, в котором работает сотрудник (стажер) и менеджер по обучению и адаптации персонала сообщают сотруднику (стажеру) результаты оценки.

Если по завершению периода наставничества, сотрудник показывает высокие результаты и успешно проходит оценку, то

· новый сотрудник считается успешно прошедшим оценку в компании, руководитель структурного подразделения информирует его о продолжении трудовых отношений;

· с сотрудника, ранее не справлявшегося со своими должностными обязанностями, наставничество снимается.

Если по завершению периода наставничества, сотрудник (стажер) показывает неудовлетворительные результаты и не проходит оценку, то устанавливается новый срок наставничества, либо сотрудник подлежит увольнению.

7.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАНИКА .

Видео (кликните для воспроизведения).

Наставник имеет право:

· с согласия непосредственного руководителя подключать для дополнительного обучения сотрудника (стажера) других сотрудников, если какие то вопросы не входят в компетенцию наставника;

· запрашивать отчеты о проделанной работе сотрудника (стажера), как в устной, так и в письменной форме;

· получать отчеты о прохождении обучения сотрудника от службы по управлению персоналом.

· выходить с ходатайством о прекращении стажировки обучающегося сотрудника по причинам:

— личного характера (безуспешных попыток наладить личный контакт с сотрудником);

— выхода сотрудника на требуемые стабильные показатели.

· выходить с ходатайством к непосредственному руководителю и в службу по управлению персоналом о поощрении сотрудника.

· знать требования локальных нормативных актов, определяющих права и обязанности сотрудника (стажера) по занимаемой должности;

· участвовать в корректировке индивидуального плана сотрудника (стажера);

· передавать свои знания и опыт при осуществлении своих обязанностей;

· всесторонне изучать деловые и нравственные качества сотрудника (стажера), его отношение к работе, коллективу;

· личным примером развивать положительные качества сотрудника (стажера), привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

· составлять отчет о результатах деятельности сотрудника (стажера) по завершению срока наставничества.

8.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКА (СТАЖЕРА).

Сотрудник (стажер) имеет право:

· обращаться за помощью к своему наставнику в любое удобное время;

[1]

· при безуспешных попытках установления личного контакта с наставником выходить с ходатайством к непосредственному руководителю и в отдел персонала о смене наставника или переводе в другой отдел.

Сотрудник (стажер) обязан:

· реализовывать индивидуальный план повышения квалификации;

· следовать рекомендациям наставника при выполнении заданий;

· стремиться к повышению уровня своей профессиональной компетенции, развитию навыков и способностей, получению знаний;

· предоставлять отчеты о проделанной работе, как в устной, так и в письменной форме;

· по завершению срока наставничества проходить оценку.

9.

МОРАЛЬНОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ПООЩЕРЕНИЕ НАСТАВНИКОВ.

В целях материального поощрения наставнику с момента прикрепления к нему стажера начисляется вознаграждение к окладу в размере 500 рублей, после испытательного срока и успешного прохождения оценки по итогам периода адаптации наставнику так же начисляется вознаграждение к окладу в размере 500 рублей.

Наставник, победивший в конкурсе на звание «Лучший наставник компании» поощряется в порядке, предусмотренном условиями конкурса (Приложение № 5 — регламент проведения конкурса «Лучший наставник компании»).

10.

СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ.

Внедрение и контроль над соблюдением настоящего положения возлагается на менеджера по персоналу. За основные функции наставничества несут ответственность менеджер по обучению и адаптации, тренинг менеджер, руководители структурных подразделений, в соответствии с п.3 настоящего положения.

Если в результате проверки обнаруживается, что данное положение не соблюдается, либо соблюдается не полностью (кто ответственный) выносится выговор.

11.1 Анкета на наставника – заполняется сотрудником (стажером).

11.2 Индивидуальный план обучения.

11.3 Критерии оценки нового сотрудника (стажера) – заполняется наставником.

11.4 Анкета на наставника — заполняется руководителем структурного подразделения.

11.5. Регламент проведения конкурса «Лучший наставник компании».

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве

Утверждено Президиумом
ОК Профсоюза от 14.02.2019г. № 26

I. Общие положения

1. Наставничество производственно-общественное движение, направленное на совершенствование качества индивидуального обучения молодых специалистов или иных работников, вновь принятых в учреждение и проходящих адаптацию к новой работе. Это школа практического профессионального обучения, воспитания, вхождения в трудовой коллектив.

2. Цель наставничества — повышение профессионального мастерства молодых специалистов в первые три года их работы, помощь в овладении нормами медицинской этики и деонтологии, корпоративной культуры, привлечение к участию в общественной жизни медицинской организации, содействие в приобретении или совершенствовании профессиональных теоретических и практических знаний и умений.

3. При необходимости наставничеством могут быть охвачены принятые на работу, уже имеющие опыт работы специалисты с целью изучения специфики новой работы и адаптации в коллективе.

4. Наставником может быть руководитель структурного подразделения, старшая медицинская сестра отделения, старшая акушерка, опытный, имеющий первую или высшую квалификационную категорию, специалист соответствующего профиля со стажем работы не менее 7-10 лет.

5. Кандидатуры наставников определяются главным врачом в соответствии с уровнем профессионализма, высокой квалификацией и особыми личностными качествами: позитивным стилем общения и мировосприятия, педагогическими навыками, умением решать проблемы, способностью выделять приоритеты, с личным влиянием и авторитетом среди коллег.

Читайте так же:  Деление имущества после развода — как сделать всё юридически правильно

6. Списочный состав наставников и Совета наставников утверждаются приказом главного врача и оформляются приложением к Коллективному договору медицинской организации, как и само положение о наставничестве.

7. За наставником закрепляется не более двух молодых специалистов.

8. Ответственность за организацию наставничества в структурном подразделении несет заведующий отделением, старшая медицинская сестра.

9. Руководитель структурного подразделения утверждает индивидуальный план наставничества, старшая медицинская сестра проводит инструктаж наставников и молодых специалистов, создает необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником, осуществляет систематический контроль за ходом непрерывного профессионального обучения.

10. Критериями соответствия роли наставника следует считать: передачу знаний и опыта в профессиональной деятельности; умение выявить и оценить качества личности наставляемого, которые нуждаются в развитии; готовность оказать помощь и поддержку в адаптации к производственной среде; способность применять современные подходы и новые формы обучения; служить положительным примером в профессии и общении.

11. На весь период наставничества между наставником и молодым специалистом заключается соглашение (приложение к Положению о наставничестве) о безусловном выполнении обязанностей обеими сторонами.

12. Молодой специалист выполняет план своей работы, готовит ежеквартальные и годовые отчеты.

13. Наставник составляет свой план и проводит оценку эффективности работы молодого специалиста, готовит ежеквартальные и годовые отчеты о работе.

14. Совет наставников работает в соответствии с Регламентом, утвержденным в учреждении.

15. Администрация, профсоюзный комитет поощряет морально и материально наставников за проводимую ими успешную наставническую работу с молодыми специалистами.

16. Профсоюзная организация содействует всеми средствами в повышении профессионального уровня специалиста, мотивирует его к вступлению в Профсоюз и направляет усилия на профессиональное и общественное продвижение работника.

II. Цели наставничества

1. Подготовить молодых специалистов к самостоятельной работе по специальности и профессии.

2. Повысить профессиональный уровень специалистов, их теоретических знаний и практических навыков.

3. Воспитать настоящего врача, специалиста сестринского дела, как человека, верного своей профессии.

4. Сохранить преемственность между поколениями медицинских работников, передачу опыта, традиций, взаимную поддержку и стабильность кадрового потенциала в коллективах.

III. Задачи и направления работы

1. Четкая организация и систематическое проведение работы по оказанию помощи молодым специалистам в овладении профессией, нормами медицинской этики и деонтологии, повышении общеобразовательного и культурного уровня, привлечению к участию в профсоюзном движении и общественной жизни организации, приобретении индивидуальных знаний, умений и навыков.

2. Воспитание на примерах работы лучших работников организации, достигших высоких производственных показателей.

3. Ознакомление с историей учреждения, спецификой работы по специальности, этапами его деятельности, задачами по оказанию медицинской помощи населению.

4. Организация и проведение трудовых праздников (посвящение в профессию, первый рабочий день, чествование передовиков и ветеранов здравоохранения).

5. Использование личного примера наставника в труде и воспитании молодых специалистов.

6. Общение во внерабочее время, ознакомление с условиями быта и оказание моральной поддержки и содействия молодому специалисту в решении сложных для него непроизводственных проблем.

7. Вовлечение молодых специалистов в выполнение научно-практической работы и в члены научных обществ.

8. Формирование у молодых специалистов высокой ответственности за выполняемую работу, стремления к постоянному совершенствованию, изучению и внедрению в практику новых современных методов лечения, диагностики и профилактики.

9. Постоянное совершенствование форм и методов наставничества.

10. Изучение и внедрение передового опыта наставничества других организаций здравоохранения.

11. Ведение установленной документации (планы, дневник наставника и др.).

12. Подведение итогов работы по наставничеству ежеквартально и за соответствующий год.

13. Материальное и моральное стимулирование и поощрение наставничества.

IV. Обязанности

В своей работе наставник руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, настоящим положением о наставничестве, решениями Совета наставников, локальными актами учреждения, Коллективным договором.

Наставник обязан:

  • максимально индивидуализировать процесс обучения и воспитания молодого специалиста;
  • составлять индивидуальный план работы с молодым специалистом;
  • знакомить молодого специалиста с целями и задачами деятельности учреждения, производственными и социально-бытовыми условиями подразделения, основами корпоративной культуры, традициями в коллективе;
  • знакомить с требованиями по основной работе по специальности, охране труда и правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором;
  • проводить необходимое обучение и контролировать выполняемую работу молодого специалиста, оказывать помощь, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
  • просто и доступно заострять внимание молодого специалиста на проблемных для него вопросах и своевременно их устранять, поддерживать, помогать утвердиться в профессиональном мастерстве;
  • получить представление об отношении молодого специалиста к труду, дисциплине, самопознанию, самоконтролю и о других его личностных способностях и развивать их;
  • предоставлять отчет о работе наставника ежеквартально и по итогам года ответственному лицу по структурному подразделению и в Совет наставников.

Молодой специалист обязан:

  • выполнять правила внутреннего трудового распорядка организации и руководствоваться в работе должностной инструкцией, трудовым договором, Коллективным договором, локальными актами учреждения и указаниями наставника;
  • в соответствии с поставленными задачами овладеть необходимыми профессиональными навыками, изучить положения Устава организации, получить и использовать в работе необходимую информацию о действующих законодательных и нормативных документах, регламентирующих деятельность организации и конкретного специалиста;
  • постоянно взаимодействовать со своим наставником, максимально использовать опыт и знания наставника для овладения профессией, ознакомления с особенностями работы в организации, уточнения неясных для себя вопросов производственной деятельности;
  • стремиться приобрести навыки и умения в профессиональном труде;
  • выступать с инициативами и занимать активную общественную позицию.

V. Права и ответственность

Права и ответственность наставников и молодых специалистов основываются на правах и ответственности работников медицинских организаций, определенных законодательством Российской Федерации, а также локальными актами учреждений и соответствующими должностными обязанностями.

УТВЕРЖДАЮ

Главный врач

ПЛАН
работы по наставничеству ____________________________________
на 2019 – 20__ годы

Положение о наставничестве

В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

Наставничество – форма адаптации и профессиональной подготовки новых сотрудников в компании, это выполнение деловых функций под наблюдением наставника с регулярным получением конструктивной обратной связи.
Наставник – опытный сотрудник компании, осуществляющий наставничество.
Стажер — лицо, поступившее на работу в компании, осуществляющее свою деятельность под наблюдением наставника в течение определенного срока, отведенного для оценки его способностей.
Оценка — это определение уровня эффективности выполнения работы сотрудником (стажером), измерение его достижений.

  1. Общие положения
Читайте так же:  Понятие безопасных условий труда

1.1. Настоящее Положение предназначено для целей внутреннего использования сотрудниками Компании, принимающими участие в реализации системы наставничества.

    1. Область применения Положения:
  • определяет основные понятия, используемые при осуществлении наставничества в Компании;
  • определяет цели осуществления наставничества;
  • устанавливает требования к организации наставничества;
  • определяет профессионально-квалификационные требования, предъявляемые к наставнику;
  • устанавливает порядок назначения наставника;
  • определяет формы работы наставника с сотрудником;
  • устанавливает порядок отчетности и контроля в системе наставничества;
  • определяет права и обязанности всех участников системы наставничества.
    1. Цели наставничества

    Закрепление осуществляется по предварительному согласованию с предполагаемым наставником.

    Наставник может давать сотруднику (стажеру) задания связанные с текущей повседневной деятельностью Компании.

    3.18. Если по завершению периода наставничества, сотрудник (стажер) показывает неудовлетворительные результаты и не проходит аттестацию, то устанавливается новый срок наставничества, либо сотрудник подлежит увольнению.

    1. Права и обязанности наставника

    Наставник имеет право:

      1. Принимать решение об участии сотрудника (стажера) в деятельности Компании.
      2. С согласия непосредственного руководителя подключать для дополнительного обучения сотрудника (стажера) других сотрудников.
      3. Запрашивать отчеты о проделанной работе сотрудника (стажера), как в устной, так и в письменной форме.
      4. Запрашивать информацию о работе сотрудника (стажера) у непосредственного руководителя сотрудника, либо у руководителя работы, в которой принимает участие сотрудник.
      1. Знать требования локальных нормативных актов, определяющих права и обязанности сотрудника (стажера) по занимаемой должности.
      2. Разрабатывать совместно с сотрудником (стажером) индивидуальный план повышения квалификации.
      3. Передавать свои знания и опыт при осуществлении своих обязанностей.
      4. Всесторонне изучать деловые и нравственные качества сотрудника (стажера), его отношение к работе, коллективу.
      5. Личным примером развивать положительные качества сотрудника (стажера), привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.
      6. Составлять отчет о результатах деятельности сотрудника (стажера) по завершению срока наставничества.
    1. Права и обязанности сотрудника (стажера)

    Сотрудник (стажер) имеет право:
    5.1. Участвовать в разработке индивидуального плана повышения квалификации.
    5.2. Обращаться за помощью к своему наставнику в любое удобное время.
    Сотрудник (стажер) обязан:
    5.3. Реализовывать индивидуальный план повышения квалификации. Следовать рекомендациям наставника при выполнении заданий
    5.4. Стремиться к повышению уровня своей профессиональной компетенции, развитию навыков и способностей, получению знаний.
    5.5. Предоставлять отчеты о проделанной работе, как в устной, так и в письменной форме.
    5.6. По завершению срока наставничества проходить аттестацию.

    Приложение 1
    Утверждаю
    Директор
    Компании
    _______________
    «____» ____________ 200 г.

    Индивидуальный план повышения квалификации сотрудника (стажера)

    Ключевые компетенции по специализации

    Необходимые знания, навыки, способности

    ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ

    Цели и задачи наставничества

    1.1. Целью наставничества является оказание помощи сотрудникам (стажерам) в их профессиональном становлении.
    1.2. Основными задачами наставничества являются:
    а) ускорение процесса обучения основным навыкам профессии, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него задачи по занимаемой должности;
    б) адаптация к корпоративной культуре, усвоение традиций и правил поведения в данном подразделении.

    1. Организация наставничества

    1. Обязанности наставника

    Наставник обязан:
    3.1. Знать требования законодательства, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности сотрудника (стажера) по занимаемой должности.
    3.2. Разрабатывать и утверждать совместно с непосредственным начальником сотрудника (стажера) индивидуальный план его обучения.
    3.3. Всесторонне изучать деловые и нравственные качества сотрудника (стажера), его отношение к работе, коллективу.
    3.4. Оказывать сотруднику (стажеру) индивидуальную помощь в овладении избранной профессией, практическими приемами, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

    1. Личным примером развивать положительные качества сотрудника (стажера), привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.

    2. Нести материальную ответственность за действия стажера в период прохождения им испытательного срока до момента назначения его на определенную должность.

    2. Права наставника

    4.1. Наставник, с согласия непосредственного руководителя, подключает для дополнительного обучения стажера других сотрудников.
    4.2. Требует рабочие отчеты у нового сотрудника как в устной, так и в письменной форме.
    4.3. Участвует в обсуждении вопросов, связанных со служебной, общественной деятельностью сотрудника (стажера), вносит предложения непосредственному начальнику о его поощрении, применении мер дисциплинарного воздействия, удовлетворении разумных потребностей и запросов.

    Положение о наставничестве

    Директор МОАУ «СОШ № 28 г. Орска»

    « 01» сентября 2014 г.

    1. Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с Уставом школы, в целях организации в школе индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении.

    1.1. Наставничество — разновидность индивидуальной воспитательной работы по профилактике преступности и безнадзорности с детьми «группы риска», детьми – сиротами, состоящими на учете на внутришкольном контроле, на учете по делам несовершеннолетних, в органах внутренних дел. Наставник — опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, готовый добровольно принять обязанности по воспитанию и социализации подопечного. Подопечный, как правило, несовершеннолетний, находящийся в трудной жизненной ситуации, нуждающийся в психолого-педагогической, социально — правовой и медицинской помощи, требующий непосредственного руководства наставником (по обоюдному согласию).

    1.2. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у несовершеннолетнего необходимых навыков и умений жизнедеятельности в трудной ситуации. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать, реализовать положительные качества личности, помочь адаптироваться в сложившейся сложной жизненной ситуации.

    2. Цели и задачи наставничества.

    2.1. Целью наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи трудным детям и подросткам в их личностном становлении, а также профилактика преступности, безнадзорности.

    Читайте так же:  Больничный во время простоя

    2.2. Основными задачами наставничества являются: 1) оказание личностно-ориентированной педагогической, психологической и социальной помощи несовершеннолетнему, находящемуся в трудной жизненной ситуации; 2) организация просветительской работы с родителями (законными представителями) для активизации профилактического потенциала семьи; 3) индивидуальная работа с ребенком по выявлению проблем в организации жизнедеятельности.

    3. Организационные основы наставничества.

    3.1. Наставничество организуется на основании приказа директора школы.

    3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

    3.3. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе подбирает наставника из наиболее опытных педагогов, обладающих высоким нравственным и профессиональным уровнем, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и профилактической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе училища, предпочтительно стаж педагогической деятельности не менее двух лет. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.

    3.4. Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждаются на Совете профилактики, согласовываются с заместителем директора по учебно — воспитательной работе.

    3.5. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и подопечного, за которым он будет закреплен приказом директора школы с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к несовершеннолетнему ребенку на срок не менее одного года.

    3.6. Наставничество устанавливается над следующими несовершеннолетним: состоящим на внутришкольном контроле из-за частых пропусков занятий, нарушения дисциплины, низкой успеваемости и тд; состоящим на учете в комиссии по делам несовершеннолетних из-за совершения правонарушения, мелкого хулиганства, нарушения дисциплины, за неоднократное распитие спиртных напитков, за бродяжничество, за аморальное поведение; состоящим на учете по делам несовершеннолетних за совершение правонарушения и т. д; трудными подростками из социально опасных и из неблагополучных семей; над педагогически запущенными подростками;

    3.7. Замена наставника производится приказом директора в случаях: увольнения наставника; перевода несовершеннолетнего в другое место обучения; привлечения наставника к дисциплинарной ответственности; психологической несовместимости наставника и подшефного.

    3.8. Показателями оценки эффективности работы наставника является отсутствие правонарушений и улучшения поведения и учебы подшефного в промежуточном и итоговом контроле.

    3.9. Для мотивации деятельности наставника за успешную многолетнюю работу наставник отмечается директором школы по действующей системе поощрения.

    3.10. По инициативе наставников они могут создавать орган общественного самоуправления — Совет наставников.

    5. Права наставника: с согласия заместителя директора по УВР подключать для дополнительного психолого-педагогического сопровождения других сотрудников школы; содействовать выполнению программы психолого-педагогического сопровождения подопечного.

    6. Обязанности подопечного.

    6.1. Кандидатура подопечного для наставничества рассматривается на заседании Совета профилактики с указанием срока наставничества и утверждается приказом директора школы.

    6.2. В период наставничества подопечный обязан: выполнять требования наставника; выполнять требования программы психолого-педагогического, медико — социального сопровождения; постоянно работать над совершенствованием личностных качеств, овладевать навыками учебной деятельности, навыками позитивного взаимодействия и общения со сверстниками, учителями, родителями; учиться у наставника положительным качествам характера, методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним; совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень; периодически отчитываться о своих достижениях перед наставником.

    7. Права подопечного.

    Подопечный имеет право: по его просьбе поставить вопрос о смене наставника из-за отсутствия взаимопонимания; защищать честь и достоинство; знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его поведения, давать по ним объяснения; повышать качество знаний и уровень культуры.

    8. Руководство работой наставника.

    8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

    8.2. Заместитель директора по УВР обязан: представить наставника пед. коллективу, объявить приказ о закреплении за наставником подопечного; создать необходимые условия для совместной работы наставника и подопечного; посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и подопечным; организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении программы психолого-педагогического сопровождения; изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении; определить меры поощрения наставников.

    8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников несут и специалисты социально — психологической службы. Специалисты социально — психологических служб обязаны: рассмотреть на заседании социально — психологической службы индивидуальный план работы наставника; провести инструктаж наставников; обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением; осуществлять систематический контроль работы наставника; заслушать и утвердить план на заседании социально — психологической службы и наставника и представить их заместителю директора по УВР.

    9. Документы, регламентирующие наставничество.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: настоящее Положение; приказ директора школы об организации наставничества; планы работы Совета профилактики протоколы заседаний Совета профилактики, на которых рассматривались вопросы наставничества; методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству; переписка по вопросам деятельности наставников.

    Источники


    1. Широкунова, О. В. Как открыть свое дело. Создание юридического лица / О.В. Широкунова. — М.: Феникс, 2005. — 384 c.

    2. Павлов, Н. Е. Долг свидетеля / Н.Е. Павлов. — М.: Советская Россия, 2016. — 144 c.

    3. Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований; Юриспруденция — Москва, 2009. — 264 c.
    4. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран; Юстицинформ — Москва, 2010. — 560 c.
    5. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия; СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 142 c.
    6. Червонюк, В. И. Теория государства и права / В.И. Червонюк. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 704 c.
    Положение о наставничестве
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here