Отсутствие конкуренции негативно сказалось на качестве продуктов в россии

Статья на тему: "Отсутствие конкуренции негативно сказалось на качестве продуктов в россии" с разъяснениями профессионалов. Мы постарались собрать весь тематический материал, обработать и разместить в удобном для чтения виде. На все вопросы вам ответит наш дежурный консультант.

МОУ СОШ № 20. «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей»

«Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей». (Д. Сарнофф).

Проблема конкуренции очень важна для современного общества, так как рыночная экономика в РФ находится в стадии становления, и правила цивилизованной конкуренции только осваиваются бизнес-сообществом.

В высказывании Дэвида Сарноффа подчёркивается противоречивость такого экономического явления как конкуренция – борьба между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров и получение наивысшей прибыли. Известный американский деятель в области радио и телевидения, очевидно, не раз испытал на себе все «прелести» наихудших сторон конкуренции, особенно ярко проявляющиеся в СМИ. С одной стороны, по его мнению, конкуренция положительно влияет на качество производимой продукции, с другой – способствует падению нравственности, так как подталкивает конкурентов к проявлению худших качеств их личностей.

В экономической сфере конкуренция – важное условие нормального функционирования рыночного механизма. Именно это соперничество за интерес покупателя к их продукции заставляет предпринимателей уменьшать затраты на производство, внедрять более производительную технику, расширять ассортимент товаров, повышать их качество. Всё это, несомненно, способствует техническому и экономическому прогрессу. Опосредованно конкуренция помогает также развитию науки, так как крупные корпорации (например, Microsoft, Sony, Samsung и другие лидеры в области цифровых технологий) тратят на новые технические разработки и связанные с ними научные исследования огромные средства, сопоставимые с бюджетом небольших государств.

Из истории мы знаем, как пагубно сказывается на экономике отсутствие конкуренции в централизованной (или командно-административной) экономической системе. В СССР и других социалистических странах отсутствовала частная собственность. Государство само решало, кому, что и сколько производить, по какой цене и где продавать, какие средства вкладывать в ту или иную отрасль. Не было ни внутриотраслевой, ни межотраслевой конкуренции. В результате – снижение темпов экономического развития, экономическая стагнация, низкое качество товаров.

Таким образом, на развитие экономики конкуренция оказывает благотворное влияние, но только честная конкуренция. Увы, в жизни нередко конкуренты в борьбе за потребителя или за наибольшую прибыль пытаются победить, опорочив продукцию соперника, получая преимущества в результате недобросовестной рекламы, подкупая чиновников, используя экономический шпионаж, нарушая авторские права. Естественно, это сопровождается сделкой с собственной совестью. Такие действия не только аморальны. Практически во всех развитых странах подобные действия признаются правонарушением или даже преступлением.

Ещё одним способом избежать конкуренции и получить высокую прибыль без дополнительных затрат является создание монополий. Контролируя производство и продажу какого-либо товара, эти объединения товаропроизводителей договариваются и устанавливают неоправданно высокие цены. Покупатели, лишённые выбора всё равно вынуждены покупать этот товар. Всё это пагубно сказывается на уровне жизни населения, качестве товаров и экономике в целом. Примером может служить ситуация на российском рынке горюче-смазочных материалов осенью 2008 года: в результате кризиса мировые цены на нефть уменьшились более, чем в 3 раза, цены же на бензин в РФ снизились незначительно. Предполагая тайное соглашение продавцов ГСМ о ценах (это уже проявление простой формы монополии – картели), Федеральная антимонопольная служба начала расследование, так как подобные действия запрещены российским законодательством.

Подводя итог, хочу ещё раз отметить, что Д. Сарнофф, по моему мнению, правильно отразил в своём умозаключении различные аспекты конкурентной борьбы. Однако хочу подчеркнуть, что в первой части изречения речь идёт о честной конкуренции, а во второй – о недобросовестной. Исходя из отрицательных последствий для общества последней, важным направлением экономической политики современного демократического государства становится разработка антимонопольного законодательства, всемерная поддержка честной конкуренции.

И ещё одно замечание: я считаю, что конкуренция (даже недобросовестная) не столько развивает худшие черты человека, сколько проявляет уже сформированные. Именно поэтому так важно совершенствовать нравственное и правовое воспитание будущих бизнесменов и общества в целом, поднимая на новый уровень экономическую и правовую культуру.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9441 —

| 7324 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Отсутствие конкуренции негативно сказалось на качестве продуктов в России

Какие черты ры­ноч­ной эко­но­ми­ки, кроме кон­ку­рен­ции, упо­мя­ну­ли ав­то­ры? Ис­поль­зуя текст, ука­жи­те три черты.

Конкуренция оказывает давление на производителей, побуждая их эффективно вести дела и учитывать запросы потребителей. Она устраняет тех участников, которые доказали собственную неэффективность: фирмы, неспособные предоставлять потребителям качественные товары по конкурентным ценам, терпят убытки и постепенно вытесняются из бизнеса. Удачливым конкурентам приходится вести дела лучше, чем это делают фирмы-соперники. Добиваться этого можно различными способами: высоким качеством выпускаемой продукции, привлекательностью её внешнего вида, отличным сервисом, удобством расположения офиса, рекламой и ценами, — но при этом необходимо предлагать потребителям услуги, по ценности уж никак не меньшие, чем у ваших конкурентов.

Что удерживает «Макдоналдс», «Дженерал Моторз» или любую другую компанию от повышения цен, продажи некачественных товаров или оказания некачественных услуг? Конкуренция. Если «Макдоналдс» не будет в состоянии продавать сэндвичи за скромную цену и с улыбкой, люди уйдут к его конкурентам, например в «Бургер Кинг».

Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и внедрять более дешёвые способы производства. Предприниматели свободны в выборе новых продуктов или перспективных технологий — им нужна лишь поддержка инвесторов. В рыночной экономике не требуется одобрения со стороны центральных плановых органов, большинства в парламенте или рыночных конкурентов. Тем не менее конкуренция заставляет предпринимателей и поддерживающих их инвесторов быть расчётливыми; их идеи должны выдержать «проверку реальностью». Если потребители оценят новаторскую идею так высоко, что это покроет издержки производства товара или услуги, то процветание и успех нового бизнеса обеспечены; если же нет, неминуем крах. Потребители являются окончательными судьями успешности нововведений и удачливости бизнеса.

Читайте так же:  Значение кадастровой стоимости земельного участка

В отличие от других экономических систем, рыночная экономика не предопределяет и не ограничивает типы фирм, которым разрешено участвовать в конкуренции.

Положительные и отрицательные последствия конкуренции

Рассмотрев сущность конкуренции, перейдём к характеристике её роли на рынке.

Во-первых, конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. “Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов” (“Экономикс”).

Во-вторых, конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что “ в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются”. Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.

В-третьих, конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.

В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.

Как и всякое явление, конкуренция имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Положительными (позитивными) сторонами конкуренции являются:

  • 1. Развитие экономической системы через борьбу всех со всеми: предпринимателями между собой, наемными работниками за рабочие места, торговцами за привлечением покупателей, борьба между покупателями за лучшие виды товаров, борьба внутри государства, и за пределами — за своё влияние, за рынок товаров и услуг.
  • 2. Конкуренция заставляет снижать затраты производства путём экономии ресурсов, роста производительности труда, улучшения трудовой дисциплины.
  • 3. Конкуренция заставляет улучшать качество продукции, её ассортимент, обслуживание продаваемого товара.
  • 4. Конкуренция побуждает снижать и выравнивать цены, повышать прибыльность предпринимательской деятельности.
  • 5. Конкуренция обеспечивает перелив капитала в погоне за прибылью из одной отросли в другую, позволять выравнивать среднюю норму прибыли и активизируя структурную перестройку.

Негативными последствиями конкуренции являются:

  • 1. Концентрация производства, приводящая к монополиям.
  • 2. Кризисы перепроизводства товаров в потоке за выпуском все большей массы товаров, дающий прибыль.
  • 3. Конкуренция усиливает борьбу капиталов за уменьшение затрат на производстве, в том числе путем снижения зарплат. А это снижает платежеспособный спрос населения.
  • 4. Конкуренция среди работников ведет к росту интенсивности труда, увеличивая армию безработных.
  • 5. Использование не честных методов конкуренции большими предприятиями, производящими мелкие и средние предпринимательства к разорению.
  • 6. Международная конкуренция ТНК ведется не честными методами, путем подкупа и разорения национальных производителей.
  • 7. Не пользование рекламы или других видов маркетинговой деятельности в борьбе за покупателя увеличивает расходы на производство товаров, что ведет к увеличению цен на эти товары.

Соотношение между позитивными и негативными сторонами конкуренции зависит от форм и методов конкурентной борьбы.

Отсутствие конкуренции негативно сказалось на качестве продуктов в России

Выберите вер­ные суж­де­ния о ха­рак­те­ре ры­ноч­ных от­но­ше­ний и видах рын­ков и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Конкуренция про­из­во­ди­те­лей спо­соб­ству­ет улуч­ше­нию ка­че­ства товаров.

2) Монополизация рынка ведет к сни­же­нию цен на то­ва­ры и услуги.

3) Рынок сво­бод­ной кон­ку­рен­ции от­ли­ча­ет лег­кий вход на него для пред­при­я­тий и слож­ный выход.

4) Рыночной кон­ку­рен­ции свой­ствен­на только кон­ку­рен­ция потребителей.

5) В усло­ви­ях оли­го­по­лии воз­мо­жен кон­троль за ценой при тай­ном сговоре.

1) Кон­ку­рен­ция про­из­во­ди­те­лей спо­соб­ству­ет улуч­ше­нию ка­че­ства то­ва­ров — да, верно.

2) Мо­но­по­ли­за­ция рынка ведет к сни­же­нию цен на то­ва­ры и услу­ги — нет, неверно, на­о­бо­рот, к повышению.

3) Рынок сво­бод­ной кон­ку­рен­ции от­ли­ча­ет лег­кий вход на него для пред­при­я­тий и слож­ный выход — нет, неверно, выход, такой же легкий, как и вход.

4) Ры­ноч­ной кон­ку­рен­ции свой­ствен­на только кон­ку­рен­ция по­тре­би­те­лей — нет, неверно, ещё и производителей.

5) В усло­ви­ях оли­го­по­лии воз­мо­жен кон­троль за ценой при тай­ном сго­во­ре — да, верно.

«Там, где нет конкуренции спится лучше, но живется хуже» (неизвестный автор) (ЕГЭ обществознание)

В своем высказывании, автор затрагивает идеи неоднозначности такого экономического явления, как конкуренция. Он утверждает, что ее существование на рынке имеет как свои достоинства, так и недостатки. Я согласна с этой точкой зрения, ведь, действительно, ее отсутствие на рынке позволяет поддерживать стабильность в экономической сфере общественной жизни, однако, стоит помнить, что именно конкуренция способствует активному развитию экономической среды.

Читайте так же:  Может ли быть пенсия меньше прожиточного минимума

В данном высказывании можно выделить как минимум два аспекта проблемы: во-первых, отсутствие конкуренции может привести к стагнации в экономике страны, замедлению развития новых технологий, из-за чего снизится и уровень жизни и во-вторых, конкуренция несет в себе и негативные последствия, поскольку в ее условиях производители так или иначе подвержены риску и вынуждены бороться за главенствующее место на рынке.

Рассмотрим первый аспект с теоретической точки зрения. Из курса обществознания нам известно, что конкуренция – это экономическое соперничество между производителями за право получения лучших условий производства, экономических преимуществ. Она же и один из основных двигателей развития экономики. Однако, главным препятствием на пути к этому развитию является возникновение монополий – ситуаций, при которых одна фирма или продавец имеет полный контроль над производством. Такая структура поставляет на рынок товары, не имеющие заменителей, занимается процессом ценообразования. Чаще всего, именно в командной экономике встречается ситуация, при которой государство – это главный монополист. И, хотя, благодаря отсутствию конкуренции, государство избегает серьезных экономических кризисов и, зачастую, сохраняет низкие цены на товары и услуги на протяжении длительного периода времени, при такой ситуации, экономика страны не развивается, поскольку имеет слабую мотивированность к деятельности, из-за чего происходит и снижение качества производимой продукции.

Ярким примером, подтверждающим данные суждения, может послужить экономическая ситуация в СССР в период «застоя», охватившая почти два десятилетия после прихода к власти Л. И. Брежнева. В развитии народного хозяйства стала наблюдаться тенденция к снижению темпов роста, эффективность использования ресурсов стала крайне низкой, а также, значительным стало и отставание Советского Союза от Западных держав в наукоемких отраслях. Так, например, положение вычислительной техники в СССР к началу 80-ых годов характеризовалось как “катастрофическое”. Старая и ненадежная элементная база не позволяла государству конкурировать с другими производителями, что все сильнее увеличивало разрыв между Советской и Западной техникой. К такому результату, стагнации в экономике страны, привело именно отсутствие конкуренции с мировыми производителями, нежелание развиваться.

Чтобы рассмотреть второй аспект проблемы, вновь обратимся к теории. Как мы знаем, рынок – это совокупность всех экономических отношений, касающихся купли-продажи, в котором конкуренция занимает значительную роль. Она создает возможность выбора для потребителя, заставляет экономику гибко реагировать на изменения в обществе и т.п. Однако, конкуренция, помимо своих положительных проявлений, может оказывать и негативное влияние на рынок. Так, при конкуренции происходит постоянное разорение многих товаропроизводителей, использование продавцами нечестных методов борьбы, и, одно из самых главных проявлений, крупные вложения производителя в рекламные компании, позволяющие продукту получить более широкую известность на рынке товаров и услуг, которые, однако, способны значительно сократить полученную компанией прибыль на несколько десятков процентов.

В доказательство своих суждений, приведу в пример политику компании Apple — всемирно известной корпорации по производству электронной техники. Расходы Apple на рекламу непрерывно росли на протяжении последних лет и недавно, она была включена в рейтинг компаний, которые могут позволить себе тратить на рекламу более 1 миллиарда долларов в год. В 2016 Apple даже отказалась раскрывать информацию о расходах на рекламу и продвижение собственных продуктов. Так, в условиях широкой конкуренции между производителями по всему миру, корпорация теряет значительную долю дохода, приносимого ей с продаж своей продукции, что, безусловно, является негативной чертой конкуренции, оказывающей влияние, прежде всего, на самого товаропроизводителя.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: конкуренция на рынке имеет как свои плюсы, так и минусы. Однако без нее, мир стоит на месте, не развивается, а производимые товары и услуги не улучшаются в ее отсутствие.

Конкуренция обеспечивает лучшее качество продукции и развивает наихудшие качества людей (ЕГЭ обществознание)

На мой взгляд, автор обращает внимание на проблему последствий конкуренции. По его мнению, конкуренция имеет и негативные, и позитивные последствия: улучшает качество продукта, но заставляет проявляться худшие качества людей. Конкуренция — это борьба производителей за потребителя в экономической среде. Существуют несколько видов конкуренции: совершенная (чистая), монополистическая, олигополия, чистая монополия. Если раскрыть глубже названые автором негативную черту конкуренции, как проявление худших качеств людей, то нужно сказать о использовании нечестных методов борьбы: подкуп работников, шантаж, подделка продукции конкурентов, промышленный шпионаж и др.

Конкуренция действительно стимулирует производителей улучшать качество товара, поскольку в интересах покупателя приобрести именно товар лучшего качества.

Примером тому может быть технологическая «гонка» между ведущими мировыми производителями мобильных телефонов. Каждый из конкурентов в своих лабораториях разрабатывает новшества благодаря чему у потребителей выбор растёт с каждым днём и качество товаров вместе с ним: появляются новые функции, улучшается дизайн и т.д..

Но улучшение качества товара – это только один из способов конкуренции, который является самым честным. Производителю гораздо проще и поэтому соблазнительнее прибегнуть к массе нечестных способов привлечь покупателей к своему товару или просто не оставить выбора покупать его у другого производителя. Примером тому может являться создание монополии. Например, «большая тройка» средств связи монополизировала рынок в этой сфере производства.

Антимонопольная служба не смогла возразить против данного объединения, поскольку выбор каждого потребителя по-прежнему не ограничен, а фирмы документально три, т.е. на рынке олигополия. Однако эти организации проявляют характерные черты монопольной политики: устанавливают высокие цены на товары и услуги, при этом ставя серьезные барьеры входа новых фирм в отрасль. Прямым уничтожением конкурентов это назвать нельзя, но борьба так же ведётся нечестно.

Таким образом, конкуренция-это палка о двух концах, с одной стороны, она стимулирует внедрение технических достижений в производстве и улучшение качества продукции, а с другой, даёт возможность производителям самим выбирать способы привлечения клиентов и борьбы с другими товаропроизводителями, которые часто являются нечестными, а иногда противозаконными.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

«Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей» (Д. Сарнофф) (ЕГЭ обществознание)

Для написания эссе я выбрал высказывание Д. Сарноффа «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей». Смысл этого высказывания в том, что с помощью конкуренции качество товаров становится выше, так как производитель пытается привлечь к себе наибольшее количество покупателей, но в то же время конкуренция развивает плохие черты характера у производителей, ведь они готовы на все ради получения большей прибыли.

Читайте так же:  Как вернуть деньги, переведённые на карту мошенника

В своем эссе я постараюсь доказать этот тезис, опираясь на понятия и факты из истории и СМИ.

Вполне подходящий переход. Можно оставить как шаблон для будущих эссе.

Для начала дадим определение конкуренции: это соперничество между субъектами рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли- продажи товаров. Конкуренция бывает монополистической (наличие большого числа продавцов, которые предлагают схожие товары), также есть олигополия(наличие 3-5 фирм) и монополия(господство одной фирмы в своей отрасли).

В доказательство тезиса приведем пример из истории: Генри Форд, первый производитель, который применил конвейерную сборку автомобилей, столкнулся с конкуренцией фирмы «Додж», которые противоправно его достижения приписали себе. Аргумент подобран не совсем четко. У эксперта складывается ощущение недосказанности. Лучше было бы разделить каждое качество конкуренции – ее созидательную и разрушительную силу на составляющие и проиллюстрировать примерами (улучшение сферы услуг телефонной связи, развитие медицины, снижение себестоимости препаратов и увеличение доступа к рынку; отсутствие конкуренции – коррупция в централизованной системе СССР).

Также примером конкуренции является соперничество таких крупных компаний как «Apple» и «Samsung». Каждая из них с каждым годом старается превзойти соперника внедряя новые технологии, тем самым повышая качество мобильных и электронных устройств. Слабый по соизмеримости двух фирм комментарий.

Действительно, конкуренция позволяет потребителю приобретать и наслаждаться наиболее качественной продукцией, но, к сожалению, иногда конкуренция приводит и к плохим агрессивным последствиям со стороны соперников-фирм.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

студент факультета экономики и финансов СЗИУ РАНХиГС,

РФ, г. Санкт-Петербург

В настоящее время российская экономика переживает перемены глобального характера. Действие санкций, введенных западными странами еще в 2014 году, которые периодически пополняются США, заставили представителей власти РФ иначе взглянуть на ситуацию в стране. Ограничительные меры, поддерживаемые против Российской Федерации странами Евросоюза, носят двоякий характер: с одной стороны, они создают определенные преграды для выхода российских товаров на иностранные рынки сбыта, с другой стороны, способствуют повышению значимости развития частного предпринимательства на территории российского государства и совершенствованию отношений, основывающихся на развитии конкуренции.

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно Конституции РФ, на территории России действуют условия, способствующие свободному перемещению товаров и услуг на ее просторах, а также позволяющие развивать и поддерживать на должном уровне конкуренцию, свободу экономической деятельности. Статья 8 Конституции РФ определяет конкуренцию в качестве ведущего постулата конституционного строя.

В соответствии с действующим законодательством РФ, выделяют два направления, регулирующие процесс конкуренции в стране:

— защита конкуренции, осуществление которой возложено на Федеральную антимонопольную службу;

— развитие конкуренции, которое предполагает создание специфических условий по поощрению и стимулированию сопернического поведения в экономике.

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим конкурентоспособный порядок в стране, являются Федеральный закон №135 от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», который дает определения основным категориям, связанным с конкуренцией, а также порядок защиты и условия для создания конкурентоспособного экономического пространства. Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. [2, C.203]

Основными проблемами развития конкурентной среды в России являются несовершенство правовой базы, недостаточная поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства, низкая конкурентоспособность отечественных производителей.

Вопрос регулирования конкурентных отношений требует совершенствования относительно нормативно-правового регулирования. Согласно действующим законодательным нормам ФЗ «О защите конкуренции», на территории российского государства действуют следующие виды ответственности за нарушение режима по созданию экономического соперничества: административная, уголовная и гражданская ответственность. К сожалению, применение уголовной и гражданской ответственности на территории России – явление редкое. В 75% случаев Федеральная антимонопольная служба воздействует на нарушителей посредством административных мер наказания. Текущая практика показывает неэффективность механизма правового регулирования посредством применения норм гражданского и уголовного права. Самый простой порядок защиты конкуренции – административный, требующий минимальных усилий, бумажной волокиты и др. [4, C.95]

Владимир Путин также акцентировал внимание, что уровень поддержки финансового характера в 2018 году не должен быть уменьшен. Банковские учреждения должны также запланировать определенные льготы для представителей предпринимательской сферы, а государство – оказывать частичную помощь в виде субсидий начинающим бизнесменам.

На текущий момент Президент России подписал указ, согласно которому надзорные органы были ограничены по количеству допустимых плановых и внеплановых проверок, а также сокращена продолжительность проведения проверок до 10 дней. Данная мера направлена на смягчение условий для развития предпринимательства. Согласно сведениям Росстата, ранее при проверке, организуемым ИФНС, более 35% субъектов экономики были вынуждены платить внушительные размеры штрафных санкций, что подрывало финансовую устойчивость компаний. Президент РФ призвал надзорные органы быть более лояльными по отношению к субъектам малого и среднего бизнеса, так как государство отказывается от сырьевого типа экономики и рассчитывает на укрепление позиций отечественных производителей, их помощь в становлении нового экономического уклада в стране.

Проблема развития конкурентных отношений в России также кроется на низком уровне конкурентоспособности российских производителей. Согласно статистическим данным, более 65% компаний пользуется устаревшим оборудованием, которое требует модернизации или полного обновления. Согласно аналитическим данным, компании не могут осуществить техническое переоснащение в связи со слабыми финансовыми возможностями. Использование старого оборудования подрывает создание конкуренции в стране, так как фактически предприятия не могут производить продукцию соответствующего качества. [2, C.117]

Помимо этого, развитие конкуренции и повышение конкурентоспособности отечественных производителей в значительной степени подрывают антироссийские санкции, выведенные западными странами. Действие данных мер ограничительного характера создает определенные барьеры для выхода российских компаний на иностранные рынки сбыта. В частности, на многие товары российского происхождения введены повышенные импортные квоты. Несмотря на создание специфических условий для входа на иностранный рынок, Россия сумела укрепить позиции отечественных производителей внутри страны, внедрив систему импортозамещения. Согласно сведениям Росстата, доля отечественных товаров на территории российского государства в период 2014-2017 годов увеличилась на 15,2%. Ранее товары российского производства не могли соревноваться с зарубежными представителями. На сегодняшний день российские производители сумели повысить качество предоставляемых услуг и продуктов, что позволило им завоевать одобрения со стороны граждан России. [3, C.24]

Читайте так же:  Регистрация брака без торжественной церемонии

В настоящее время представители Государственной Думы обсуждают возможность создания уникального нормативно-правового акта, который будет защищать конкурентоспособность отечественных товаров в процессе действия санкций. Отмена санкций со стороны Евросоюза значительно облегчит процесс развития конкуренции. К сожалению, США готовит очередные ограничительные меры против России, что свидетельствует о нескором разрешении «санкционного вопроса».

Российские чиновники предлагают разработать законопроект, который будет давать официальную возможность отвечать Западу «санкциями на санкции». Таким образом, развитие конкуренции в России при текущим экономических условиях требуют политического вмешательства, основанного на совершенствовании правовой базы, механизмов воздействия на нарушителей, а также решению вопросов с иностранными партнерами на мирной основе.

Основные проблемы конкуренции в современной России

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 03.12.2018 2018-12-03

[3]

Статья просмотрена: 1843 раза

Библиографическое описание:

Зорина Е. В. Основные проблемы конкуренции в современной России // Молодой ученый. — 2018. — №48. — С. 393-396. — URL https://moluch.ru/archive/234/54467/ (дата обращения: 08.12.2019).

В статье рассматриваются основные проблемы развития конкуренции на современном этапе развития Российской Федерации, изучена соответствующая Национальная программа — «Стандарт развития конкуренции», изучены основные задачи по развитию конкуренции в России. Также разработаны рекомендации по решению обозначенных проблем развития конкурентного рынка в РФ.

Ключевые слова: конкуренция, рыночный механизм, рынок, монополизм.

Правительство РФ подтвердило важность развития экономической конкуренции и приняло соответствующую Национальную программу — «Стандарт развития конкуренции» [1].

Для развития здоровой конкуренции необходимо предпринять следующие действия:

  1. Создать стимулы, условия, чтобы развивать новые секторы, обеспечивающие глобальную конкурентоспособность (прежде всего в высоких технологиях).
  2. Обеспечивать развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, мотивирующей производителей снижать издержки, обновлять ассортимент продукции с учётом потребительских ожиданий.
  3. Не допустить развитие монополизма, следствием чего будут негативные социально-экономические последствия (компетенция Федеральной антимонопольной службы России).

На мой взгляд, задачи поставлены слишком общие. О работе ФАС имеется много информации, внешне её результативность не подвергается сомнению. Однако есть ли системность в её работе, обеспечивает ли она (год за годом) реальную демонополизацию экономики? Скорее мы наблюдаем разрозненные и разнонаправленные попытки воздействия на деятельность нарушителей антимонопольного законодательства.

«Стандарт развития конкуренции» принят в 2015 году. Он призван не просто способствовать упрочению конкуренции. Его цель — установить ответственность органов исполнительной власти и регионов за создание условий, поддерживающих развитие конкуренции (учитывая региональную специфику), её стимулирование; поддержку и защиту субъектов малого и среднего бизнеса. Подчёркивается важность системного подхода в аналитической работе, вводится мониторинг, оценка, контроль и анализ деятельности в этих вопросах региональных органов исполнительной власти. Стандарт вводит так называемую «дорожную карту» (план мероприятий, способствующих формированию и подъёму конкуренции) [4].

Прежде всего, власти регионов нацеливаются на создание (либо содействие созданию) субъектов бизнеса, оказывающих следующие услуги:

– культурные, социальные, медицинские услуги;

– розничная торговля (в том числе фармпродукцией);

При этом на ближайшие два-три года установлены контрольные показатели (обычно в процентах). Разумеется, Стандарт весьма полезен, в том числе, в плане получения аналитических данных, но в своей основной части, к сожалению, весьма неконкретен.

Конкуренция производителей возникает лишь при определённом уровне товарного насыщения, и уж во всяком случае — не при товарном голоде. Поэтому говорить о реальной конкуренции можно скорее с середины девяностых годов, причём часто — благодаря вхождению на рынок иностранных товаропроизводителей. К сожалению, поскольку не была системно трансформирована экономика, не разукрупнены основные монополии, «родимые пятна социализма» были усугублены частно-хозяйственными монопольными структурами. Серьёзнейшее влияние на субъекты экономики РФ оказывает «могучая тройка» естественных монополистов: ОАО «Газпром», ОАО РАО «Единая Энергетическая Система России», ОАО «Российские железные дороги» [5].

Даже сейчас земельная собственность и недвижимость, в части подтверждения прав владения ими, далеко не полностью находятся в правовом поле страны. Рынок капитала находится последние годы в кризисе, рынок труда не развит. Не являются секретом растущая степень износа основных производственных фондов и низкая загрузка производственных мощностей во многих отраслях.

Препятствуют развитию конкуренции такие факторы [3]:

– нерациональная структура производства;

– технологическое отставание ряда отраслей;

– влияние монопольных структур;

Добавлю, что полноценная рыночная инфраструктура скорее отсутствует, а предприятия малого бизнеса присутствуют в недостаточном количестве. Наиболее развиты конкурентные отношения в легкой, химической и нефтехимической промышленности, машиностроении. Причём конкурентами нередко выступают иностранные компании.

Рассмотрю также место РФ в международных рейтингах [2].

Место России в «Индексе глобальной конкурентоспособности» улучшилось: 38-е по итогам 2017 года. По ведению бизнеса — 40-е. В «Рейтинге стран мира по уровню научно-исследовательской активности» — 15-е (в 15 раз ниже США и в 6,4 раза — Китая), в «Рейтинге стран мира по Индексу инноваций» — 45-е.

В свою очередь, аналитический центр при правительстве России в 2017 году на основании опроса предпринимателей сделал выводы о падении уровня конкуренции в стране в течение последних трёх лет. При этом 2/5 опрошенных заявили, что главный виновник монополизации экономики — государство (из-за своих антиконкурентных действий).

По мнению 41 % опрошенных, ключевой фактор конкурентоспособности — низкие цены на продукцию, за ними идет высокое качество (19 %). Отмечу снижение доли респондентов, считающих конкуренцию высокой — 48 %. На сегодняшний день невозможно однозначно ответить на вопрос, является ли это следствием режима санкций и антисанкций. И ещё один вопрос, на который сложно ответить однозначно, исходя только из официальных данных: существующая конкуренция — насколько она вписывается в существующее законодательное поле, насколько она честная. А от этого зависит очень много — не только доверие зарубежных партнёров и обеспечение работой судебных органов.

К сожалению, несмотря на наличие положительных примеров и практик ещё остаётся большое количество не решённых проблем, тормозящих развитие конкуренции. Некоторые из них усиливаются, несмотря на предпринимаемые правительством меры. Например, за последние три года количество унитарных предприятий в нашей стране увеличилось почти вдвое. Большинство из них работают на конкурентных рынках, не давая развиваться более эффективным коммерческим компаниям. Еще одна серьёзная проблема на пути развития конкуренции — очень высокий процент закупок компаний с государственным участием у единого поставщика.

Читайте так же:  Взыскание долга по расписке через суд

Наличие этих проблем приводит к тому, что в России уже несколько лет не происходит значительных сдвигов в сторону оздоровления и развития конкуренции.

Рассмотрю первоочередные задачи по развитию конкуренции в РФ.

В целях создания условий для развития конкуренции необходимо добиться активизации процессов малой приватизации, то есть приватизации неэффективно используемого имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.

Значимым импульсом к сокращению доли государственного участия в экономике может стать развитие так называемой инициативной (заявительной) приватизации недвижимого имущества для небольших имущественных комплексов. Как правило, такие объекты остаются неприватизированными из-за необходимости осуществления значительных (по сравнению со стоимостью продажи имущества) бюджетных затрат на оформление документов (кадастрирование, оценка).

В целях сокращения расходов бюджетов всех уровней целесообразно предусмотреть возможность оформления объектов за счет третьих лиц (заявителя или юридических лиц, привлекаемых для осуществления функций продавца) с последующей компенсацией затрат за счет покупателя. Инициативная приватизация должна проводиться на условиях полной прозрачности и конкурентности процедуры, определения рыночной стоимости объектов при формировании начальной цены, а также в ограниченные сроки.

Повышению прозрачности и эффективности работы в сфере приватизации государственного и муниципального имущества будет способствовать формирование единого реестра государственного и муниципального имущества.

Правительству Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации необходимо также провести анализ и организовать работу по устранению существующих барьеров для развития конкуренции на территории субъектов Российской Федерации, которые установлены нормативными правовыми актами федерального уровня или возникают в силу действий (бездействия) федеральных органов власти, а также устранить существующие в законодательстве Российской Федерации избыточные ограничения на приватизацию объектов, относящихся к государственной и муниципальной формам собственности.

Правительству Российской Федерации необходимо дать регионам четкие ориентиры для проведения анализа эффективности использования государственного имущества и в этих целях разработать: рекомендации по проведению мероприятий в целях ускорения процесса сокращения доли участия государства, муниципальных образований в сферах (отраслях) экономики (видах деятельности); методику формирования критериев эффективности использования государственного и муниципального имущества.

Это позволит обеспечить единые подходы к процессам управления имуществом на федеральном и региональном уровне. При необходимости эти подходы должны быть транслированы на уровень местного самоуправления.

На уровень регионов также необходимо постоянно транслировать лучшие практики по проведению торгов в электронной форме.

Субъектам Российской Федерации должна быть дана возможность воспользоваться опытом и компетенциями юридических лиц, привлекаемых для организации продажи и (или) осуществления функций продавца федерального имущества.

Необходимо и дальше продолжить работу по сокращению количества ГУП и МУП в конкурентных секторах экономики. В этих целях субъектам Российской Федерации в ближайшие годы необходимо: провести работу по приватизации и (или) ликвидации государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации, основанных на праве хозяйственного ведения, за исключением унитарных предприятий, которые не подлежат приватизации в соответствии с федеральными законами, с учетом рекомендаций Правительства Российской Федерации по проведению мероприятий в целях ускорения процесса сокращения доли участия государства, муниципальных образований в сферах (отраслях) экономики (видах деятельности) на основе критериев эффективности использования государственного и муниципального имущества; осуществить отчуждение (приватизацию) принадлежащих субъекту Российской Федерации долей и акций в хозяйственных обществах, осуществляющих деятельность на конкурентных товарных рынках.

На уровень субъектов Российской Федерации должны быть в полной мере транслированы решаемые на федеральном уровне задачи по отчуждению (приватизации) непрофильных активов хозяйственных обществ, акции (доли) в которых принадлежат субъекту Российской Федерации.

В рамках усиления мер поддержки малого и среднего бизнеса целесообразно нормативно закрепить перечни товаров (работ, услуг), закупка которых для государственных и муниципальных нужд, для нужд организаций, акции (доли) в которых принадлежат Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям,

Требуется создать систему контроля выполнения федеральными органами исполнительной власти плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации, а также контроля достижения органами государственной власти субъектов Российской Федерации ключевых показателей развития конкуренции, предусмотренных региональными «дорожными картами» по развитию конкуренции.

В этих целях необходимо решить следующие задачи:

– создать объективный, публичный рейтинг развития конкуренции в субъектах Российской Федерации на основе оценки достижения в регионах ключевого показателя развития конкуренции — минимальной доли присутствия организаций частной формы собственности в отраслях (сферах) экономики (виде деятельности) на территории субъектов Российской Федерации;

– ввести в систему оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации показатель, предусматривающий оценку достижения в субъекте Российской Федерации ключевых показателей развития конкуренции, что будет влиять на величину ежегодного поощрительного гранта, получаемого регионом;

– сформировать иные финансовые стимулы к развитию конкуренции на конкретных товарных рынках;

– предусмотреть требование по максимальной открытости работы органов власти по содействию развитию конкуренции и применение мер дисциплинарной и административной ответственности к должностным лицам, ответственным за невыполнение «дорожных карт» по развитию конкуренции;

– работу по развитию конкуренции необходимо закрепить как обязательный элемент управленческой деятельности, использование проконкурентных подходов при решении задач социально-экономического развития должно войти в повседневную практику деятельности органов власти всех уровней.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для этого требуется проводить постоянный мониторинг состояния конкурентной среды и на основе анализа проделанной работы, достигнутых результатов развития конкуренции на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, периодически, не реже чем через каждые 5 лет, осуществлять актуализацию программных документов государственной политики по развитию конкуренции.

Источники


  1. Мурадьян, Э. М. Ходатайства, заявления и жалобы (обращения в суд) / Э.М. Мурадьян. — М.: Юридический центр Пресс, 2015. — 446 c.

  2. Иконы из собрания Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. — М.: PeNates-ПеНаты, Московская Православная Духовная Академия, 2015. — 32 c.

  3. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Омега-Л, 2012. — 608 c.
  4. Витрук, Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. — М.: Норма, 2017. — 391 c.
  5. Ведихин, А. Forex от первого лица. Валютные рынки для начинающих и профессионалов / А. Ведихин. — М.: Омега-Л, 2005. — 428 c.
  6. Вышинский, А. Я. А. Я. Вышинский. Судебные речи / А.Я. Вышинский. — М.: Государственное издательство юридической литературы, 2017. — 564 c.
Отсутствие конкуренции негативно сказалось на качестве продуктов в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here