Отличия уголовных преступлений от административных правонарушений

Статья на тему: "Отличия уголовных преступлений от административных правонарушений" с разъяснениями профессионалов. Мы постарались собрать весь тематический материал, обработать и разместить в удобном для чтения виде. На все вопросы вам ответит наш дежурный консультант.

Отличия преступления от иных правонарушений

Отличия преступления от административных правонарушений

Сложность разграничения административного правонарушения от иных правонарушений обусловлена наличием ряда общих признаков, присущих всем типам правонарушения. Все они являются опасными или вредными для общества и государства, и все они нарушают те или иные нормы, но они различаются по иным существенным признакам.

По основному признаку — степени общественной опасности все правонарушения делятся на:

  • 1. преступления (меньшая степень опасности — административное правонарушение);
  • 2. проступки.

Преступление — это деяние, закрепленное уголовным законом, за нарушения которого следует уголовно-правовая ответственность. Уголовно-правовая норма — это норма, которая закрепляет ответственность за правонарушения, которые представляют большую общественную опасность для общества (умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (ст. 309), нарушения правил дорожного движения или эксплуатации автодорожных транспортных средств (ст.317), по УК РБ.

Административное правонарушения — деяние, запрещенное административным законодательством. Эти правонарушения, которые представляют меньшую общественную опасность, чем уголовное преступление. Одни и те же деяния могут расцениваться как более или менее опасные, и, следовательно, признаваться преступлениями или административными правонарушениями.

Административное правонарушения, занимает промежуточную позицию, между преступлениям и проступком. По субъекту административная ответственность распространяется на всех лиц находящихся на территории РБ, В то время как, ответственность за проступок распространяется в рамках какой-либо организации. Правонарушения, менее опасно для общества, чем преступления.

Бывают различные жизненные ситуации, в которых человек не может поступить иначе в силу каких-либо обстоятельств. Поэтому необходимо понимать, какие последствия будет иметь его поступок и четко понимать основные отличия преступления от правонарушения.

Правонарушение — это деяние, направленное на нарушение общественного порядка, причинение морального и материального ущерба, не выполнение установленных предписаний и игнорирование запретов. Любое правонарушение имеет конкретные характеристики: совершается некоторым лицом в определенном месте, противоречит имеющемуся закону и четко определяется по данным признакам.

Объектами правонарушения могут быть какие-либо социальные интересы.

Основным объектом преступления являются общественные отношения. А также интересы личности, любые формы собственности, конституционный строй, безопасность и окружающая среда.

Степень общественной опасности является главным критерием при разграничении правонарушения и преступления. Эта граница достаточно условная и подвижная. Одно и то же действие может быть классифицировано и как правонарушение, и как преступление. Чем больший вред был нанесен объекту посягательства, тем больше вероятности рассмотрения данного проступка при помощи Уголовного кодекса.

Правонарушения включают в себя невыполнение норм, предусмотренных любыми законами и нормативными актами. Регулируются при помощи Административного кодекса. Отличительной особенностью преступления является то, что противоправные действия регулируются уголовным законодательством. Вред, который наносится преступлением или правонарушением, имеет негативное социальное воздействие, а значит следствием такого поступка должно быть наказание.

Только преступления предполагают уголовное наказание, назначенное решение суда, и как следствие — наличие судимости у субъекта.

При правонарушении меры воздействия не настолько жесткие. Это могут быть штрафы, общественные работы и даже арест, но все это не предполагает судимости. За преступление подросток может быть судим при достижении 16 лет, но в некоторых случаях допускается привлечение к ответственности и с 14. Административная ответственность наступает с 16 лет. До этого за правонарушение ребенка ответственны его родители.

Таким образом, отличие преступления от правонарушения заключается в следующем:

  • — Наивысшая степень общественной опасности является преступлением.
  • — Судимость наступает только при совершении преступления.
  • — Правонарушение регулируется Административным кодексом, а преступление — Уголовным.

Отличие административного правонарушения от преступления

1. Административное правонарушение обладает меньшей, по сравнению с преступлением, степенью общественной опасности и причиняет меньший вред охраняемым законом интересам.

2. Ответственность предусмотрена в различных правовых актах – КоАП РФ и УК РФ.

3. Наказание за совершение административного правонарушения имеют право назначить 67 органов (глава 23 КоАП), за совершение преступления – только суд.

4. Назначение наказания за совершение преступления влечет судимость, административное наказание такого последствия не имеет.

5. Субъектами административного правонарушения являются физические лица (с 16 летнего возраста), а также юридические лица. Субъектами за совершения преступлений являются только физические лица (с 16 , а в исключительных случаях с 14 лет).

6. Административное наказание (по общему правилу) не может быть наложено по истечении 2-х месячного срока с момента совершения административного правонарушения, либо его обнаружения. Сроки давности привлечения к уголовной ответственности за совершение преступления исчисляются годами.

Вопрос 3

Категории преступлений (ст. 15 УК РФ).

В зависимости от характера и степени общественной опасности УК РФ подразделяет деяния на преступления небольшой, средней тя­жести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

К преступлениям небольшой тяжести относятся умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказа­ние, предусмотренное уголовным законодательством, не превышает 2 лет лишения свободы. Это, например, побои (ст. 116 УК РФ), оставле­ние в опасности (ст. 125 УК РФ) и др.

Преступлениями средней тяжестипризнаются умышленные дея­ния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотрен­ное УК РФ, не превышает 5 лет лишения свободы, а также неосторож­ные деяния, за которые может быть назначено более двух лет лишения свободы. В данную группу преступлений входят: причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ), кража (ч. 1 ст. 158 УК РФ), нару­шение авторских и смежных прав (ч. 2 ст. 146 УК РФ) и т.д.аа

Тяжкие преступления — умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законодательством, не превышает 10 лет лишения свободы, К таким преступлениям относятся: массовые беспорядки (ч. 1 ст. 212 УК РФ), разбой (ч. 1 ст. 162 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ч. 1, 2 ст. 111 УК РФ) и пр.

Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные дея­ния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лише­ния свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание. Это, например, убийство (ст. 105 УК РФ), терроризм (ч. 1 ст. 205 УК РФ), бандитизм (ст. 209 УК РФ), государственная измена, (ст. 275УК РФ), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного uоргана (ст. 317 УК РФ) и т.д.

Читайте так же:  В пдд внесут электросамокаты и сигвеи

Категория преступления учитывается при:

1) освобождении от уголовной ответственности;

2) назначении осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения;стадии

3) назначении наказания по совокупности преступлений;

4) условно-досрочном освобождении от отбывания наказания;

5) погашении судимости и др. Основные отличительные признаки преступления от правонарушителя — степень общественной опасности и характер противоправности. Основным показателем, определяющим степень общественной опасности совершенного деяния, является причиненный вред. Его величина позволяет отграничить преступление и другие правонарушения. Например, самоуправство, причинившее существенный вред гражданам пи организациям, квалифицируется по ст. 330 УК РФ, а при отсутствии существенного вреда — по ст. 7.1 КоАП РФ.

Субъективными обстоятельствами, определяющими степень обще­ственной опасности, которые могут повлиять на отнесение деяния к числу правонарушений, являются форма вины, мотив и цель.

Нередко одни и те же общественные отношения охраняются раз­личными отраслями права. Например, безопасность движения на транс­порте, общественный порядок и другие отношения регламентируются как уголовным, так и административным правом. В этом случае глав­ным признаком, по которому будет осуществляться отграничение пре­ступления от иных правонарушений, является степень общественной опасности.

Преступление — уголовно-противоправное общественно опасное деяние. Остальные правонарушения предусматриваются другими нор­мативными актами: Гражданским кодексом, Кодексом об администра­тивных правонарушениях, Трудовым кодексом, Таможенным кодексом, подзаконными нормативными актами и т.д.

Только совершение преступления влечет за собой такие серьез­ные последствия, как уголовное наказание и судимость. За другие правонарушения назначаются менее строгие санкции (штраф, возмещение вреда и т.д.). По субъектам, которые решают вопрос о наказа­нии за преступление или иное правонарушение, можно сказать, что уголовное наказание может быть вынесено только судом в обвинительном приговоре, а привлечь к ответственности за иные правонарушения правомочен не только судебный орган, но и иное компетент­ное должностное лицо (например, инспектор ГИБДД за нарушение правил дорожного движения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8467 —

| 8063 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Чем отличается преступление от административного правонарушения?

В повседневной жизни нередко происходят различные нарушения норм права. Они могут касаться норм налогового, трудового, административного и других его отраслей. Иногда эти нарушения именуют преступлениями и путают с административными правонарушениями.

О преступлении

В уголовном праве выработано понятие преступления, которое означает совершение противоправного деяния, за которым следует наказание, предусмотренное уголовным кодексом. Из самого этого понятия следует, что таким образом переступается предел нормального поведения. Из всей массы различных правонарушений преступление выделяется тем, что оно запрещено уголовным законом. Его нарушение предполагает ответственность в виде уголовного наказания. При этом преступление должно представлять высокую опасность для общества, существенно нарушать существующий правопорядок. Лицо его совершившее должно быть признано виновным. Это сложное социальное явление, изучением которого во многих странах занимаются ученые-криминологи.

Уголовное право относит преступление к деяниям человека, которое может выражаться в конкретном противоправном действии, или в виде бездействия.

Принципиальным здесь является причинение физического, морального или имущественного ущерба. Преступными могут признаваться препятствия нормальной работе предприятий, нанесение ущерба окружающей среде и пр. Понимание преступления как деяния означает, что им может признаваться только акт человеческого поведения, а не мысли или убеждения. Однако внешние выражения этих убеждений и мыслей в виде призывов к насилию, оскорблений и клеветы могут признаваться преступными. Преступление должно быть расследовано.

Деяние признается преступным, если оно представляет опасность для общества, государства и личности, причиняют им вред или создают угрозу таких действий. Такая опасность является признаком, отграничивающим преступление от прочих правонарушений, которые могут быть вредны, но общественной опасности не представлять. Уголовным правом предусматриваются деяния, которые формально являются преступлениями, но не могут признаваться преступными в силу определенных обстоятельств. Преступление может признаваться таковым, если лицо, его совершившее действовало умышленно, либо из преступной неосторожности. В таком случае оно признается виновным.

Об административном правонарушении

К административным правонарушениям также относятся виновные деяния физического или юридического лица. При этом может происходить нарушение общественной нравственности и порядка, покушение на собственность, нарушение нормативных актов в сфере охраны здоровья, экологии, транспорта и пр. Законодательство об административных правонарушениях предполагает за это административную ответственность. Как и в уголовном преступлении, административное правонарушение должно содержать признаки действия или бездействия нарушающего административное и иные отрасли права. Правонарушитель действует по неосторожности или умышленно. За это он привлекается к административной ответственности.

Основным признаком является отсутствие большой общественной опасности и нанесения существенного вреда обществу. В странах СНГ кодексами об административных правонарушениях содержатся понятия таких нарушений права, предусматриваются условия привлечения к ответственности.

Специальными статьями определяется ответственность отдельных лиц, в частности:

  • Собственников автомашин и других средств транспорта.
  • Владельцев и собственников объектов недвижимого имущества.
  • Иностранцев, лиц без гражданства.
  • Лиц, находящихся на военной службе.
  • Должностных лиц.
  • Юридических лиц и пр.

Административным правом определяются понятия невменяемости, крайней необходимости, условия освобождения от ответственности в силу малозначительности нарушения.

Чем они отличаются

Преступление и правонарушения относятся к категории противоправних деяний. Однако они имеют существенные отличия:

  1. Преступление представляет собой деяние, наивысшую общественную опасность. Опасность административных правонарушений существенно менше.
  2. Преступление является нарушением уголовного права и конкретно указывается в уголовном кодексе. Административное правонарушение означает нарушение других отраслей права и описывается в кодексе об административных правонарушениях.
  3. Наказание лица, совершившего преступление, обычно предусматривает лишение свободы и другие серьезные санкции по приговору суда. Такое лицо считается судимым За совершение административного правонарушения обычно накладывается штраф. Понятия судимости в таком случае нет.
  4. Возраст, с которого можно привлекать к уголовной ответственности, выше, чем у лиц, которых привлекают к административной ответственности.
  5. Преступление предполагает посягательство на собственность, интересы личности, конституционный строй и безопасность. Административное правонарушение связано обычно с социальными интересами, нарушением предусмотренных законодательством запретов и предписаний, причинением ущерба людям и организациям.
Читайте так же:  Помощь социального адвоката в москве

Отличие административного правонарушения от преступления

В судебной практике существуют два различных понятия, характеризующих тяжесть антиобщественного деяния, за которыми следует тот или иной вид наказания – это административные и уголовные правонарушения. Довольно часто далёкие от юриспруденции люди считают эти слова синонимами и даже тождественно равными по смыслу. Однако это вовсе не так и между двумя базовыми понятиями существует огромная разница. Презентация всех отличий между данными понятиями приведена ниже.

Что такое правонарушение

Правонарушение можно охарактеризовать как противоправное деяние, направленное против личности, имущества, а также подрывов установленных государством запретов и ограничений. Данные деяния не представляют собой опасность для общества, поэтому для их описания юристы часто используют термин «общественная вредность».

Нарушение ПДД пешеходом.

Таким образом, лица, совершающие правонарушение, не являются социально-опасными элементами и не могут быть осуждены в полном смысле этого слова с изоляцией от общества через тюремное заключение на длительный срок. Все правонарушения являются административно-наказуемыми противозаконными действиями, наказания за которые регламентируются КоАП РФ и предоставляют собой достаточно мягкие меры дисциплинарного воздействия, такие, как:

  • Наложение денежного взыскания в виде штрафа с суммой, ограниченной тяжестью нарушаемой статьи Кодекса для водителей, должностных лиц, представителей индивидуального предпринимательства, различных сфер малого, среднего или крупного бизнеса, а также простых граждан.
  • Административный арест на срок до 15 суток за повторяющиеся нарушения и особо тяжкие статьи, требующие повышенных мер по пресечению незаконной активности.
  • Исправительные работы до 150 часов, предназначенные прежде всего для лиц, посягающих на сохранность чужой частной или государственной собственности.
  • Лишение права заниматься тем или иным видом деятельности за нарушения, совершённые при занятии данной деятельностью (к данным мерам относятся лишение водительского удостоверения, приостановка или отзывы лицензий на право осуществления того или иного вида деятельности и т. д.).

Дела, связанные с административным делопроизводством, при особой тяжести правонарушения могут быть переквалифицированы в уголовную плоскость и переименованы в преступления.

Административное наказание может быть применено в том числе и к несовершеннолетним после 14 лет. Поэтому даже подростковое мелкое хулиганство подразумевает наложение дисциплинарных мер.

Что такое преступление

Преступление в судебной практике определяется, как общественно-опасное деяние, наступление ответственности за которое обусловлено статьями Уголовного Кодекса РФ и требует изоляции от общества лица, его совершившего.

.Обратите внимание! Преступление всегда посягает на жизнь и здоровье граждан, сохранность ценного имущества и целостность правовых устоев государства. По сравнению с КоАП, противоправные действия, описанные в УК, имеют гораздо более тяжкий характер и внутри себя подразделяются на три основных степени тяжести.

В случае отсутствия состава криминального деяния лицо либо освобождается от несения ответственности в соответствии с УК с дальнейшим признанием права на реабилитацию, либо статья переквалифицируется в административное правонарушение с вытекающими из неё дисциплинарными взысканиями.

Уголовное правонарушение можно отличить от административного путём назначения минимального возраста подсудимого – от 16 лет.

Чем административное правонарушение отличается от преступления?

Принципиальное отличие административного правонарушения от преступления в кратком изложении заключается в следующих признаках:

  • В части посягательства на жизнь и здоровье человека. В то время, когда для попадания под статью УК необходимо прямое воздействие на личность оппонента в части нанесения телесных повреждений различной тяжести и других воздействий, вызывающих опасные для жизни ситуации, административные правонарушения подразумевают собой создание особых условий, при которых жизнедеятельность и нормальное функционирование организма человека ограничены (например, загрязнение атмосферы, воды, неправильное ношение зарегистрированного оружия, вождение автомобиля в нетрезвом виде и т. д.).

Наложение штрафа сотрудником ГИБДД.

  • В случае воздействия на чужое имущество. В уголовной практике основными статьями, описывающими посягательство на непринадлежащее по закону обвиняемому лицу имущество, являются «кража, «грабёж», «разбой» или «умышленная порча чужого имущества». Все они характеризуют антиобщественное деяние, связанное с завладением или уничтожением чужой собственности лицом, осознающим конечный результат действия и ставящего перед собой цель получить его. При рассмотрении похожих статей КоАП подобная цель не является причиной совершения правонарушения, а результат достигается в силу неосторожности, халатности или нарушения принятых норм по обеспечению безопасности. Для примера можно описать такие ситуации, как уничтожение имущества из-за неосторожного обращения с огнём или пренебрежение правилами перевозки грузов, повлекшее их уничтожение, оставление поста охраны, послужившее поводом к хищению чужого имущества третьими лицами и т. д.
  • При посягательстве на принятые государством нормы общественного поведения. В уголовной практике преступлением считаются такие деяния, которые подрывают морально-правовые устои государства и являются общественно-опасными деяниями. К данным статьям относятся «экстремизм», «публичный призыв к нарушению Конституции и статей гражданского и уголовного Кодексов», «разжигание межрелигиозной, расовой или национальной вражды», что является очень серьёзным преступление против государства, за что в некоторых странах и вовсе подразумевается высшая мера наказания. В административном Кодексе также имеется похожая статья, при нарушении которой прямое антиобщественное влияние на законы не может быть установлено (например, «несанкционированное использование государственной символики»).

Приговор суда по уголовному делу.

При вынесении наказания за административные правонарушения чаще всего все факты нарушения и доказательства по делу достаточно просты, что обязывает рассмотреть даже самый сложный процесс в предельный срок 3 месяца при передаче материалов в суд.

В случае возбуждения уголовного дела за совершённое преступление перед вынесением приговора могут пройти годы, а в отдельных случаях – десятки лет, так как вынесение наказания, связанного с лишением свободы на длительный срок, является несомненным ограничением конституционных прав человека, на что должны быть веские обуславливающие факторы, не допускающие ошибок и несправедливого назначения наказания.

Важно! Самая главная особенность различия между преступлением и правонарушением заключается в том, что за совершённый

административный проступок в соответствии с КоАП наказание может быть инициировано многими представителями правоохранительных органов, в частности, ГИБДД, МВД, Роспотребнадзором, МЧС, таможенными службами и прочими государственными ведомственными структурами, в том числе и судебными инстанциями. За совершённое же преступление ни один из перечисленных институтов по охране прав и свобод человека, собственности и государственных устоев не может назначить наказание, что приводит к тому, что любая личность может быть осуждена только по приговору суда при полном доказательстве вины подсудимого.

Читайте так же:  Готовим документы для продажи квартиры – полный список и практические советы

Также разница между административным и уголовным правонарушением состоит в том, что в КоАП прописаны относительно конкретные случаи противоправных деяний, при наступлении которых вина правонарушителя никогда не оспаривается и не имеет смягчающих факторов, то есть либо нарушил закон, либо нет.

При делопроизводстве в уголовной плоскости некоторые статьи УК имеют смягчающие факторы, которые снижают срок тюремного заключения или и вовсе заменяют его на условный. Так, например, умышленное убийство является тягчайшим преступление против человека, но в то же время непредумышленное лишение человека жизни при ненадлежащем уходе во время медицинского лечения или в состоянии аффекта, когда человек просто не мог себя контролировать в силу различных внешних факторов, являются обстоятельствами, смягчающими вину подсудимого.

Работа следователя над преступлением.

Вне зависимости от трактовки правонарушения под УК или КоАП, они значат совершение антиобщественных деяний, за которые личность несёт ответственность, и каждый человек в мире должен стремиться не нарушать законы, принятые в государстве, гражданином которого он является.

В чем сходство и различие административных правонарушений и преступлений

Что ты хочешь узнать?

Первое сходство в том, что они защищают правопорядок.
Во-вторых, они установлены федеральными законами.
В-третьих, они применяются за виновные противоправные действия (правонарушения).
В-четвертых, законодательством закреплены процедуры применения карательных санкций и полномочия субъектов, которые вправе делать это.
В-пятых, их применение к виновному влечет для него неблагоприятные последствия, а также состояние наказанности в течение установленных федеральными законами сроков.

Преступления от проступков (административных, дисциплинарных) отличает ряд свойств. Первичные отличия — это общественная опасность и вид противоправности. Конечно, прежде всего учитывается материальный критерий — уровень причиненного обществу вреда. А на основе такой оценки решают вопросы о виде противоправности: уголовной, административной, дисциплинарной.

Вторичные критерии различий действуют после того, как решен вопрос о виде противоправности. Речь идет о разных процессуальных нормах, различии между уголовными, админи-стративными и дисциплинарными санкциями, состоянии суди мости или административной (дисциплинарной) наказанности и других вторичных признаках.

Пути решения проблем отличия административных правонарушений от уголовных преступлений

Ранее отмененная статья 188 УК РФ «Контрабанда» предусматривала наказание за незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в крупном размере. Сейчас это наказание перетекло в сферу административной ответственности, а уголовная ответственность за данное преступление не предусмотрена.

Статья 226.1 УК РФ расположена в группе «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», но, на мой взгляд, эту статью стоит разделить на несколько, одной из которой будет статья «Контрабанда особо ценных диких животных, растений и водных биологических ресурсов» и будет отнесена к группе «Экологические преступления». Думаю, законодателю было бы целесообразней назначить достойное наказание за такое преступление, что бы у людей пропадало желание нарушать закон, так как преступлений по факту контрабанды особо диких животных и растений в современном мире огромное количество и с этой контрабандой нужно бороться, так как если оставить на своих местах, то популяция редких и ценных животных и растений уменьшится или вовсе исчезнет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Все вышесказанное является пробелом в законодательстве. По моему мнению,необходимо создать отдельную главу в УК РФ предусматривающую ответственность за контрабанду и внести в нее статьи касаемо незаконного перемещения товаров и транспортных средств, культурных ценностей, металлов, драгоценных камней, леса, диких животных их частей и дериватов и многое другое и для каждого объекта назначить индивидуальную меру наказание.

Так же существует проблема неправильной квалификации нарушения и отнесение административных правонарушений к уголовным и наоборот. Наказания в КоАП РФ не настолько жесткие, как в УК РФ, поэтому важно назначить правильное наказание.

В УК РФ появилась грань крупного размера и особо крупного размера, т.е. к примеру, если лицо перемещало алкогольную продукцию в особо крупном размере, предварительно незадекларировав ее, то наступает уголовная ответственность. В каждой статье УК РФ, касаемо нарушений в таможенной сфере, в примечании есть грань, от которой и наступает ответственность. Это существенный плюс в уголовном законодательстве.

Для того, чтобы было легче квалифицировать нарушения, на мой взгляд, было бы целесообразно внести некие поправки в УК РФ, создать главу, посвященную таможенным преступлениям, добавить статьи, которые есть в КоАП РФ, но не урегулированы УК РФ.

Таким образом, если будут решены данные проблемы, исчезнут проблемы отличия уголовных преступлений от административных правонарушений, исчезнут некие пробелы в законодательстве, в плане ответственности за нарушения в таможенной сфере, будет меньше судебных разбирательств касаемо данного вопроса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день в Российской Федерации прослеживается тенденция интенсивного расширения внешней экономической деятельности. С каждым годом число участников ВЭД возрастает, что приводит к более активному ввозу на таможенную территорию ЕАЭС и вывозу из нее товаров. Нередко данные процедуры на территории Российской Федерации носят незаконный характер, ведь с увеличением числа участников ВЭД возрастает число совершаемых административных правонарушений и уголовных преступлений.

Совершение административных правонарушений и уголовных преступлений в таможенной сфере на современном этапе – достаточно частое явление, которое может существенно подорвать экономику страны, и именно поэтому таможенные органы должны выявлять их совершение и своей эффективной работой уменьшать количество таких нарушений.

Целью ВКР являлось изучение таможенных правонарушений и уголовных преступлений в таможенной сфере.

Для достижения поставленных целей в работе была отражена теоретическая база рассматриваемой юридической категории, а именно категория административных правонарушений и уголовных преступлений, а так же ответственность за совершения нарушений таможенных правил, были выявлены проблемы в изучаемой сфере деятельности, были предложены пути решения выявленных проблем.

Говоря об отличии административных правонарушений от уголовных преступлений в таможенном деле, можно еще раз подытожить, что они являются разными понятиями. И различие их зависит от вреда, тяжести и последствий совершенного деяния, от правовой нормы, в которой это нарушение фиксируется и которое предусматривает справедливое наказание. Таким образом, таможенное правонарушение характеризуется как противоправное виновное деяние физического или юридического лица, посягающее на правила таможенного регулирования, установленные таможенным законодательством ЕАЭС и Российской Федерацией, за которое в соответствии с КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Таможенное преступление – это предусмотренное уголовным законодательством общественно опасное виновное деяние, посягающее на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС или границу Российской Федерации, порядок их таможенного оформления и таможенного контроля, а также на порядок взимания и уплаты таможенных платежей.

Читайте так же:  Можно ли уменьшить возникший долг по алиментным выплатам

Таким образом можно сделать вывод, что задачи, поставленные при написании ВКР решении, а главная цель достигнута.

«Уголовное правонарушение», «преступление», «уголовный проступок», «административное правонарушение», «административный проступок», «дисциплинарный проступок»: схожесть и различия (Хавронюк Н.И. д. ю. н., профессор)

«Уголовное правонарушение», «преступление»,
«уголовный проступок», «административное правонарушение», «административный проступок», «дисциплинарный проступок»:
схожесть и различия

Все эти виды правонарушений — публично-правовые деликты. В этом их схожесть. Но очень плохо, когда из-за их схожести эти деликты смешивают. Это влечет за собой или 1) нарушение прав человека или 2) невозможность нарушенные права надлежащим образом защитить.

Первое отличие (уголовных правонарушений — от всех иных), на которое я хочу обратить внимание, это то, что в отличие от административных и дисциплинарных, уголовные правонарушения все больше дрейфуют в сторону приватного, частного права.

В последнее время в уголовном законе — все больше приватно-правовых начал:

а) увеличивается количество дел частного обвинения;

б) возникают все новые основания для выхода из конфликта путем примирения сторон: освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением; соглашение с потерпевшим;

в) вводятся понятия медиации (медиатор — посредник, примиритель) , фасилитации (фасилитатор — тот, кто помогает другим понять общую цель в процессе дискуссии, не защищая ни одну из позиций или сторон).

[3]

Почему это происходит? Потому, что уголовно-правовой конфликт — самый опасный из правовых конфликтов, и ему специалисты уделяют наибольше внимания, глубже изучают способы его:

— урегулирования и предупреждения;

— разрешения и трансформации.

В демократическом государстве любой человек (так же, как и любой коллективный субъект — предприятие, политическая партия, общественная организация) является субъектом всевозможных правоотношений и в большинстве случаев сам способен разрешить возникший в результате их осуществления правовой конфликт, действуя, в том числе и в роли потерпевшего.

Главное для него — восстановить свое право в случае его нарушения, создать условия для того, чтобы это право больше не нарушалось, получить полное возмещение материальных и моральных затрат, — т.е. полную сатисфакцию (удовлетворение).

Понятно, что в редких случаях такое удовлетворение у физического или юридического лица возникает от того, что в отношении правонарушителя реализована лишь такая цель наказания, как кара. Как правило, это случаи совершения насильственных и некоторых других преступлений, обязательным признаком которых является потерпевший.

Пример из судебной практики. Муж избил жену, сломал ей руку — она обратилась к прокурору, возбудили уголовное производство, осудили мужа к штрафу — из семейного бюджета заплатили государству штраф. Жена удовлетворена? Вопрос риторический.

Таким образом, доля регулятивного и охранительного публичного права уменьшается и фактически охранительное публичное право начинает распространяться лишь на правоотношения, связанные с:

— преступлениями против международного правопорядка, интересов государства и совместных интересов человека, общества и государства;

Лишь в этих случаях правовые конфликты непосредственно касаются государства.

Второе отличие (преступления от уголовного проступка). Суть уголовного правонарушения состоит в том, что в советской традиции именовалось и сейчас во многих правовых системах продолжает именоваться «общественной опасностью».

Она, как известно, определяется:

а) объектом посягательства (объект посягательства при совершении: — уголовных правонарушений — очень широк; — административных проступков — порядок государственного управления, администрация; — дисциплинарных проступков — трудовые, служебные и схожие обязанности) а также: — предметом посягательства и личностью потерпевшего;

б) тяжестью последствий (смерть человека, вред его здоровью, размер материального ущерба и т.п.), — а если последствия не предусмотрены, то:

— созданием опасности наступления тяжких последствий;

— опасностью самого по себе деяния, способа его совершения, примененных при его совершении средств, орудий, либо местом, либо временем его совершения;

в) формой вины — чем более тяжкими являются последствия, тем меньше, как правило, мы говорим об обязательности умысла;

[1]

г) свойствами субъекта. Принцип тут такой: чем выше требования к субъекту, чем более широк круг его обязанностей и прав, тем в большем количестве случаев он может быть привлечен к уголовной ответственности по сравнению с обычным лицом — общим субъектом.

Например, не являются уголовно наказуемыми такие деяния общего субъекта, как:

— воспрепятствование законной деятельности общественных объединений;

— вмешательство в законную деятельность представителей работников;

— финансирование политической партии и т.д.

Так вот, отличие преступления от уголовного проступка, как правило, — в степени общественной опасности (хулиганство — мелкое хулиганство, причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью — причинение по неосторожности легкого вреда здоровью), но иногда и в их характере (разглашение государственной тайны — разглашение бухгалтерской или налоговой тайны).

Основной смысл выделения категории уголовных проступков в том, чтобы быстро разрешить конфликт в упрощенном процессуальном порядке и удовлетворить интересы всех сторон конфликта.

Поэтому, на все деяния, которые не характеризуются тяжкими последствиями или действительно серьезной внутренней опасностью, следует посмотреть с точки зрения того, можно ли их перевести в категорию проступков?

То есть — карать за них несильно, но стремительно.

Третье отличие (административного правонарушения от административного проступка). Многообразие форм административных правонарушений не позволяет все их отразить в одном кодексе. Несмотря на то, что КоАП и его аналоги и так во всех постсоветских и не только государствах — самый большой по объему, все равно охватить им все административные правонарушения не удается.

а) в КоАП содержится перечень лишь наиболее типичных административных правонарушений. Это — «административные проступки».

б) в Украине принят КАС и создана система административной юстиции.

Ее задача — обеспечить возможность защиты прав и интересов физических и юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны субъектов осуществления властных управленческих функций, т.е. от административных правонарушений.

В случае удовлетворения административного иска суд может, в частности:

— признать противоправным решение субъекта властных полномочий, действия или бездеятельность;

— обязать ответчика совершить определенные действия или удержаться от них;

Читайте так же:  Должностные обязанности дворника

— взыскать с ответчика средства;

— временно запретить отдельные виды или всю деятельность объединения граждан и ликвидировать объединение граждан;

— принудительно выдворить иностранца или лица без гражданства из страны;

— признать наличие или отсутствие компетенции (полномочий) субъекта властных полномочий.

Пример — ст. 74 проекта КоАП. Можно наказать штрафом, но проблема так и не будет решена.

Но административный суд не может наложить санкции в виде штрафа или лишения права заниматься определенной деятельностью.

Эти санкции имеют в основном карательный характер, а их целями являются воспитание правонарушителя и превенция.

Таким образом, вместе с КАС (но не вместо него — как это было в советской традиции) может действовать и Кодекс об административных проступках.

Иными словами, сегодня все правовые конфликты в сфере гос. управления следует разрешать совокупностью инструментов:

1) свои права гражданин должен защищать в административном суде, — а если суд установит нарушение закона, причиной которого было злоупотребление, превышение власти, бездействие власти или служебная халатность конкретного представителя власти, то

2) сам суд или сторона истца должны поставить вопрос перед компетентным органом об уголовной, административной и/или дисциплинарной ответственности такого представителя власти. Эта ответственность должна реализовать две цели — покарать виновное лицо за содеянное и предотвратить возможность совершения им и другими представителями власти подобных актов поведения в будущем.

Уголовная ответственность соответствующего представителя власти не исключает привлечение его к дисциплинарной ответственности — и наоборот. При этом увольнение с работы или отстранение от должности может быть как уголовной, так и дисциплинарной санкцией.

Ответственность же за административные проступки должна наступать в случаях, когда субъекты (юридические лица, должностные лица, граждане-предприниматели и в некоторых случаях простые граждане, — напр. по делам о несоблюдении ПДД), обязанные по закону исполнять определенные правила, порядки, режимы, установленные с целью управления государством, — нарушают их.

Четвертое отличие (уголовного проступка — от административного). Сутью (т.е. характером) административного проступка является посягательство лишь на один объект — на систему государственного управления.

В советской доктрине уголовные и административные проступки не различались.

Именно поэтому и вышло так, что:

— часть (десятки) составов уголовных проступков, не имеющих никакого отношения к гос. управлению, содержится в КоАП и массе других законов;

— часть составов административных проступков содержится в УК.

Соответственно, за управленческие нарушения применяются УГОЛОВНЫЕ наказания, а за уголовные проступки — административные штрафы и т.п.

Определяющую роль в процессе идентификации правонарушения имеют два последних критерия — природа проступка и наказание (санкция) за него, а не его название или название НПА, в котором он определен.

Если мы хотим демократический КоАП — должны оставить в нем лишь нарушения режимов, а не прав человека (обективная сторона), лиц, обязанных их соблюдать (субъект нарушения) и административные органы, а не суд (субъект рассмотрения).

Все, что касается прав человека — в закон об УГОЛОВНЫХ проступках.

Наконец, пятое отличие (дисциплинарных проступков — от уголовных и административных). Не являются ни административной, ни уголовной санкцией дисциплинарные взыскания и другие меры, которые применяются административным органом: 1) относительно его сотрудников и 2) в связи с их поведением по службе (работе).

Субъектами дисциплинарных проступков являются:

— работники, в том числе со специальным статусом (например, полицейские, судьи, прокуроры, адвокаты), а также:

— лица, находящиеся под стражей и осужденные;

— ученики, слушатели, студенты некоторых учебных заведений.

При этом советская традиция не уделяла достаточного внимания правовому регулированию дисциплинарной ответственности — и этот недостаток сохраняется.

[2]

Проблемы состоят в том, некоторые указанные лица:

1) несут дисциплинарную ответственность за деяния, за которые все иные лица несут административную ответственность (например, военнослужащие или прокуроры, судьи). Такой подход нарушает принцип равенства всех перед законом, поскольку дает возможность этим лицам избегать более тяжких взысканий;

2) несут дисциплинарную ответственность как дополнительную к уголовной или административной — за уголовные и административные правонарушения. Как правило, санкция в этих случаях абсолютно определенная и предусматривает лишь освобождение от должности. Так, согласно ч. 2 ст. 22 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» лица, привлеченные к уголовной/административной ответственности за определенные коррупционные правонарушения, подлежат освобождению от должности;

3) несут уголовную ответственность за деяния, за которые все иные лица несут административную или дисциплинарную ответственность. Например, в ст. 390 УК Украины — за систематическое нарушение общественного порядка или правил проживания лиц, осужденных к ограничению свободы. Это противоречит положениям Конституции о равенстве перед законом.

4) дисциплинарные взыскания иногда более тяжкие, чем наказания за преступления:

— для государственных служащих: освобождение от должности государственной службы (статьи 52 и 53 Закона «О государственной службе»);

— для адвокатов: лишение права на занятие адвокатской деятельностью с последующим исключением из Единого реестра адвокатов Украины (статьи 31-35 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»);

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, в зависимости от категории субъекта диапазон дисциплинарных взысканий достигает от такого легкого, как устное замечание и до таких суровых, приближенных к уголовным наказаниям, как принудительные работы, увольнение от службы или работы, лишение определенных прав и даже арест.

Источники


  1. Галахова, А. В. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под редакцией В.М. Лебедева, А.В. Галахова. — М.: Городец, 2015. — 367 c.

  2. Гусева, Т. А. Государственная регистрация юридических лиц (+ CD-ROM) / Т.А. Гусева, А.В. Чуряев. — М.: Деловой двор, 2008. — 232 c.

  3. Сборник постановлений пленума верховного суда СССР. (1924-1977 гг.) (комплект из 2 книг). — М.: Известия Советов народных депутатов СССР, 2016. — 822 c.
  4. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 304 c.
  5. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 226 c.
  6. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Под редакцией И.Л. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 528 c.
Отличия уголовных преступлений от административных правонарушений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here