Нсот – что это

Статья на тему: "Нсот – что это" с разъяснениями профессионалов. Мы постарались собрать весь тематический материал, обработать и разместить в удобном для чтения виде. На все вопросы вам ответит наш дежурный консультант.

Что такое НСОТ?

Система оплаты работы сотрудников бюджетной сферы по Единой тарифной сетке, долгое время практиковавшаяся в нашей стране, показала свою неэффективность в образовательной отрасли.

Тарифный разряд, устанавливающийся за квалификацию и стаж педагога, не отражает результативность его работы, а значит, не стимулирует к эффективности и повышению качества.

Необходимо было реформировать систему оплаты труда работников образования, нужен был совершенно новый подход. Именно этот процесс продолжается в РФ и сегодня.

Как любое новое начинание, еще недостаточно опробованное на практике, новая система оплаты труда (НСОТ) содержит как плюсы, так и неожиданные подводные камни. Рассмотрим особенности этой системы, ее нормативную базу, проанализируем, как она вводится в бюджетных образовательных заведениях, рассмотрим ее положительные и отрицательные нюансы.

Что такое НСОТ

НСОТ расшифровывается как «новая система оплаты труда». Это инициатива, заменяющая принцип начисления трудового вознаграждения работникам образовательной отрасли с окладного (на основе Единой тарифной сетки) на дифференцированный подход.

При привычной системе зарплата работника бюджетной сферы рассчитывалась, исходя из оклада (тарифа), который соответствовал определенному квалификационному разряду по стажу и категории сотрудника. Результативность труда в каждый конкретный временной промежуток практически никак не влияла на размер заработной платы.

НСОТ декларирует иной принцип распределения зарплатных фондов: руководители получают единоличное право распоряжаться их распределением, назначая разные суммы в зависимости от количества и качества труда каждого сотрудника бюджетной сферы, поощряя более успешных и квалифицированных.

Средства на такие выплаты должны появиться за счет экономии фондов, а также путем расширения бюджетных ассигнований на федеральном уровне примерно на треть.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если временной объем работы бюджетника сохранялся на прежнем уровне, как и уровень его должностных обязанностей, то зарплата на основе НСОТ не может быть меньше, чем была по ЕТС.

Законодательные обоснования

Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.

В ст. 144 ТК РФ освещен порядок документального регламентирования системы оплаты и других условий труда на каждом уровне распределения бюджетных средств:

  • учреждения федерального уровня должны отражать этот порядок в колдоговорах, допсоглашениях к трудовым договорам или других локальных нормативных актах, предусмотренных федеральным законодательством;
  • в региональных госучреждениях – в тех же документах, но с учетом особенностей, принятых на законодательном уровне субъектов РФ;
  • на муниципальном уровне нужно будет учитывать тонкости местного самоуправления.

Этот закон фактически отдает приоритет в установлении системы оплаты труда непосредственно работодателю, то есть начальству бюджетного учреждения.

Принципы НСОТ в образовательной сфере

Новая система оплаты труда для образовательных учреждений, финансируемых из бюджета, построена на следующих основаниях.

  1. Зарплатный фонд учреждения формируется в соотношении с количеством обучаемых (финансы из бюджета выделяются на каждого обслуживаемого ученика).
  2. С учетом объема выделенных средств учебное заведение вправе само составить собственное штатное расписание.
  3. Весь оплатный фонд состоит из двух долей: базовой (гарантированной к выплате согласно тарифам и обычным компенсациям) и стимулирующей (ее распределяют по успехам, достижениям, загрузке, условиям труда работников).
  4. В учет выплат по стимулирующей части входят и те обязанности педагога, которые ранее составляли фактически не регламентируемую занятость, например, беседы с родителями учеников и их документальное оформление, проверка ученических работ, заведование специальными кабинетами и т.п.
  5. Размер оплаты, получаемой руководством, не должны превышать средней суммы з/п остальных сотрудников.

Стимулирующие выплаты по НСОТ

Часть зарплаты, как раз и составляющая суть НСОТ, должна выплачиваться дополнительно к гарантированным суммам в качестве вознаграждения за конкретные достижения и стимулирования к дальнейшим успехам.

ВАЖНО! Стимулирующие выплаты, в отличие от традиционных «премиальных», выплачиваются не за отсутствие нареканий и нормальное исполнение своих должностных обязанностей, а именно за достижения, особые результаты, повышенную эффективность.

Внутренними нормативными актами нужно четко регламентировать:

  • виды стимулирующих выплат;
  • критерии для их начисления;
  • размеры сумм и/или порядок расчета;
  • периодичность выплат (недельная, месячная, по итогам полугодия или года);
  • процедура оценки достижения заявленных показателей (директором при участии образовательных советов).

На обеспечение указанных выплат должно идти приблизительно 30% от всего фонда заработной платы, то есть это как раз та доля, на которую увеличиваются дотации из государственного бюджета в рамках введения НСОТ.

Как перейти на НСОТ

Для того, чтобы ввести новую систему оплаты, каждое бюджетное учреждение обязано внести изменения или принять новые нормативные акты, которые, по сути, регламентируют перемены в существенных условиях труда, а посему, требуют согласия самих сотрудников.

К СВЕДЕНИЮ! Если трактовать переход на НСОТ как изменение технологических условий или организации труда, тогда согласие работников получать не обязательно.

Для этого работодатель должен совершить ряд предусмотренных законом шагов.

  1. Письменно уведомить сотрудников об изменениях в двухмесячный срок.
  2. Если работник согласен работать в новых условиях, он должен выразить это письменно.
  3. Если бюджетнику условия не подходят, ему нужно письменно предложить вакансии, если таковые имеются в наличии, в том числе и из оплачиваемых ниже текущих, а также в других региональных подразделениях.
  4. При отсутствии вакансий или несогласия работника занять одну из них его увольняют по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
  5. С согласившимися сотрудниками заключается допсоглашения с прописанными в нем новыми условиями оплаты труда (они не должны быть хуже, чем старые): суммами выплат по окладу, компенсациям, надбавкам, стимулирующей части зарплаты.

Критика НСОТ

Весьма эффективная в теории, в процессе применения НСОТ обнаружила несколько крайне неприятных «подводных камней».

[1]

Задумывалось, что все средства, выделенные из бюджета, расходуются внутри самого учреждения, а те, что оказались сэкономленными, переходят в фонд оплаты труда, из которого и распределяются руководством в качестве стимулирующей части зарплаты.

На практике оказалось, что у руководства вместе с обязанностью распределения средств появляется почти неконтролируемая возможность увеличивать собственный размер зарплаты.

Это несложно сделать, уменьшая объем услуг, оказываемый учреждением, что естественно, негативно отражается на качестве работы. Можно манипулировать и базовой частью, установив «директорский» оклад значительно больше среднего по заведению, мотивируя тем, что многие сотрудники работают на 1,5 ставки.

НСОТ невольно поставила руководство учреждений и его персонал в позиции бизнес-партнеров с противоборствующими интересами, что не может не создавать определенной социальной напряженности.

Читайте так же:  Вынужденный простой по независящим причинам

Аккордная система оплаты труда

Система оплаты труда характеризует его расчетную единицу и способ, которым исчисляется размер трудового вознаграждения. Разные обстоятельства деятельности диктуют различные способы организации выплаты заработной платы.

Самые распространенные виды заработной платы – это сдельная и повременная. В некоторых случаях применяется особая разновидность сдельной системы – аккордная оплата труда.

  • В чем ее особенности,
  • когда выгоднее применять именно ее,
  • как начисляется вознаграждение, исходя из критериев этой системы,
  • и как ввести ее на предприятии

Логика аккордного вознаграждения за труд

На практике иногда труд организовывается таким образом, что ни сдельную, ни повременную систему оплаты труда в их полном виде применить невозможно. Например, трудится группа людей, выполняя установленный объем работы в заданный срок, причем специализация и квалификация сотрудников различна. Результат их труда получается комплексным.

Логично было бы применение сдельной оплаты, поскольку налицо подлежащий учету объем работы, но, в отличие от обычного применения сдельной системы, его нельзя произвольно увеличивать, как и изменять установленное время. Повременная система оплаты тут также неприменима, поскольку произведенный продукт прямо отражает количество вложенного труда, а отработанный час не сможет выступить в качестве учетной единицы.

Для таких видов деятельности существует аккордная система оплаты труда – подвид сдельного вознаграждения, когда заработанные деньги планируется выплатить совокупно за весь требующийся объем работы, выполненный за условленное время.

[3]

СПРАВКА! Можно сказать, что аккордная оплата – это сдельная, установленная для разнородной группы сотрудников, но может быть установлена и для одного сотрудника. Она регламентируется Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат труда и его оплаты в сельскохозяйственных организациях, утвержденных Министерством сельского хозяйства РФ 22 октября 2008 года.

Особенности аккордной системы

Данная разновидность исчисления з/п отличается такими критериями:

  • сумма потенциального заработка известна еще до того, как работы начнут производиться;
  • задание предусматривает конкретный объем работы;
  • труд жестко ограничен сроками;
  • в случае соблюдения сроков выплачивается вся плата или еще и дополнительное вознаграждение.

Когда целесообразно применять

Аккордную систему выплат стоит выбрать в случаях, когда нужно выполнить ряд действий в ограниченные сроки, это могут быть ситуации:

  • аврала;
  • необходимости спешного выполнения под угрозой санкций;
  • чрезвычайных обстоятельств, могущих вызвать проблемы с дальнейшим функционированием производства;
  • разовые объемы работ;
  • введение нового оборудования или технологического процесса и т.п.

ВАЖНО! Аккордная система носит стимулирующий характер, поэтому применяется, в основном, только временно и в особых ситуациях.

Чаще всего аккордную систему применяют на предприятиях, где можно точно учесть выполненный объем труда по разработанным нормативам трудозатрат. Это могут быть предприятия связи, промышленные организации, строительные компании, работа в некоторых отраслях сельского хозяйства, там, где используется ручной труд и т.п.

Состав аккордной оплаты

Заработная плата, предназначенная для группы (бригады) работников за заданный объем трудовых операций в установленный срок, состоит из таких компонентов:

  • оклад, тариф или установленная расценка за труд;
  • те или иные доплаты;
  • премиальные.

Заработок зависит в большей степени от первой составляющей, то есть от расценок на те или иные виды работ.

Аккордно-премиальная система

Выплата премий при такой системе осуществляется за выполнение заранее оговоренных условия премирования. Какие это будут условия, определяется индивидуально. Естественно, что должен наличествовать обязательный учет установленных показателей. Если группе не удалось достичь этих показателей или соблюсти условия (например, уложиться точно в отведенный срок), то деньги будут выплачены без премиальной составляющей.

Как распределить аккордный заработок внутри бригады

Сумма, выплаченная по окончании работы, предназначается для всех участников процесса. Она может быть распределена в зависимости от разных критериев:

  • по времени, в течение которого был занят каждый участник работы (распределение платы за труд);
  • согласно коэффициенту трудового участия (КТУ), который учитывает различные характеристики труда (так обычно распределяют премиальные и доплатные средства).

Как ввести аккордную систему

Поскольку применение этой системы носит временный (разовый или чрезвычайный) характер, то в бухгалтерских документах должно быть отражено, что в отношении группы работников заработная плата будет в течение указанного времени исчисляться по такой схеме.

Такого рода работы могут быть выполнены по срочным трудовым договорам (ст.95 ТК РФ), где будут оговорены:

  • виды действий;
  • срок исполнения (график работы должен быть непременно, даже если он не влияет на сумму вознаграждения);
  • расценки за работу.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если сотрудник, которого хотят привлечь к работе по такой системе, уже заключил с предприятием договор, то есть входит в штат, нужен будет внутренний перевод. Без него не обойтись: поскольку система оплаты труда – непременный элемент трудового соглашения, она должна быть отражена в трудовом договоре.

Документальное оформление

В одном из внутренних документов организации обязательно должен быть прописан порядок осуществления оплаты труда по аккордной системе, если ее планируют применять. Когда с рабочим или группой сотрудников будет заключаться срочный трудовой договор, то в нем обязательно должна быть ссылка на этот акт.

Чтобы начислить зарплату по аккордной системе, должны быть следующие документальные основания – бумага, отражающая суть аккордного задания и ход работ по его выполнению. В таком документе должны содержаться:

[2]

  • перечень всех видов выполненных работ;
  • их количественные и качественные показатели;
  • расценки на каждый вид деятельности;
  • общая сумма к выплате.

Такими документами в большинстве случаев являются наряды на аккордную работу и акты выполненных заданий.

ВНИМАНИЕ! В организации могут быть приняты свои стандарты оформления, но в некоторых отраслях для этой цели разработаны унифицированные формы документации, например, путевой лист для транспортной сферы, наряд на сдельную работу – в сельском хозяйстве, рапорт о работе механизмов – в строительстве и др.

Плюсы аккордной системы оплаты

Поскольку изначальный смысл любого трудового вознаграждения – это плата за достижение определенного результата, аккордная оплата как нельзя лучше способствует эффективному применению этого принципа.

Если в организации хорошо налажен учет результатов труда, нормирование грамотно спланировано, а контроль качества постоянный, то аккордная система гарантирует:

  • снижение нагрузки нормировщиков;
  • упрощение распределения объемов работы;
  • облегчение процесса приемки результатов труда;
  • экономия рабочего времени, материальных и энергетических затрат;
  • уменьшение себестоимости выработки;
  • более сплоченный коллектив работников;
  • значительное снижение предпринимательского риска, так как затраты на персонал всегда пропорциональны объемам труда.

Важно. Оплата труда.

В связи с повышением МРОТ до 5205 рублей и исполнением Указа Президента РФ № 597 от 07.05.2012г с 1 января 2013 года вносятся изменения в систему оплаты труда педагогических работников РТ

Для всех работников образования, всех типов учреждений устанавливается ставка I тарифного разряда в размере МРОТ (5205 руб.).

Вносятся изменения в Положение о новой системе оплаты труда (НСОТ):

I.По общеобразовательным учреждениям (НСОТ 13)

Читайте так же:  Нормальная продолжительность рабочего времени

С 1 января 2013 года увеличиваются выплаты за работу педагогом с 42% до 45% (для всех ПКГ 3-1, 3-2, 3-3, 3-4 отрасли образование).

II.По дошкольным образовательным учреждениям (НСОТ 7)

С 1 января 2013 года вводятся следующие надбавки:

  1. Фонд качества дошкольных учреждений образования с 15% увеличивается до 26%.
  2. Вводится надбавка педагогическим работникам (ПКГ 3-1 – 3-4) за специфику работы в ДОУ в размере 42%.
  3. Дополнительная надбавка за наличие категории распространяется на всех педагогических работников вне зависимости от образования (ПКГ 3-1 – 3-4) и устанавливается в следующих размерах:
    • высшая категория — 35%;
    • первая категория — 30%;
    • вторая категория — 25%.
  4. Надбавка за сложность и напряжённость (работа с детьми дошкольного возраста) по педагогическим работникам (ПКГ 3-1 – 3-4) и руководителям структурных подразделений (ПКГ 4-1 – 4-2) с 19% увеличивается до 38%.

III.По детским домам (НСОТ 5)

С 1 января 2013 года вводятся следующие надбавки:

  1. Фонд качества детских домов с 10% увеличивается до 20%.
  2. Вводится надбавка педагогическим работникам (ПКГ 3-1 – 3-4) за специфику работы в детском доме в размере 42%.
  3. Надбавка за работу в образовательных учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для должностей педагогических работников (ПКГ 3-1 – 3-4) с 12% увеличивается до 39%.

IV.По НПО, СПО (НСОТ 6)

С 1 января 2013 года вводятся следующие надбавки:

  1. Надбавка за специфику работы мастеров производственного обучения распространяется на всех педагогических работников отрасли образования и физической культуры и спорта (ПКГ 3-1 – 3-4 (2-1 — 2-4) и ПКГ 4-2) и устанавливается в размере 5%.
  2. Надбавка за специфику работы мастерам производственного обучения (ПКГ 3-3 и ПКГ 4-2 отрасль образование) устанавливается в размере 10%.

С 1 января 2013 года вводится надбавка за специфику работы в ВУЗе в размере 10% от должностного оклада и распространятся на всех педагогических работников отрасли ВУЗ и ДПО (ПКГ 1-1 и 2-1 – 2-6).

VI.по Дополнительному образованию и ДЮСШ (НСОТ 4)

С 1 января 2013 года вносится изменение в четырехразрядную тарифную сетку по оплате труда работников и вводится дополнительная выплата за квалификационную категорию. Она распространяется на всех педагогических работников отрасли образование (в доп. образовании) и физической культуры и спорта и образования (в ДЮСШ), т.е. ПКГ 3-1 – 3-4 и 2-1 – 2-3.

Дополнительные выплаты за квалификационную категорию рассчитываются по формуле:

— размер дополнительной надбавки за квалификационную категорию

Размер дополнительной надбавки за квалификационную категорию составляет:

— для работников, имеющих вторую квалификационную категорию, — 1,5%;

— для работников, имеющих первую или высшую квалификационную категории, — 3%.

НСОТ – что это

Новая система оплаты труда — способ начисления зарплаты работников бюджетной сферы, введённый в России с 1 декабря 2008 года. Новая система оплаты труда заменила единую тарифную сетку и позволила руководителям предприятий единолично распоряжаться фондом заработной платы и поощрять наиболее квалифицированных работников [1] . При этом реформа не подразумевает сокращения зарплаты, но предполагает увеличение федерального фонда заработной платы на 30 %.

Содержание

Состав зарплаты по НСОТ [ | ]

Зарплата делится на три части:

  • оклад,
  • компенсационные выплаты — доплата за совмещение должностей, замену и интенсивность работы
  • стимулирующие выплаты [2] — премии, денежные вознаграждения, выплата за выслугу лет.

Критики утверждают, что новая система оплаты труда не улучшила положения работников бюджетной сферы [3] . В результате реформы улучшили своё материальное положение главным образом руководители учебных заведений, которые смогли повысить зарплату до 50 % [4] , тогда как у некоторых рядовых учителей доход втрое уменьшился из-за нежелания директоров увеличивать стимулирующие выплаты [5]

Новая система оплаты труда

Новая система оплаты труда — способ начисления зарплаты работников бюджетной сферы, введённый в России с 1 декабря 2008 года. Новая система оплаты труда заменила единую тарифную сетку и позволила руководителям предприятий единолично распоряжаться фондом заработной платы и поощрять наиболее квалифицированных работников [1] . При этом реформа не подразумевает сокращения зарплаты, но предполагает увеличение федерального фонда заработной платы на 30 %.

Содержание

Состав зарплаты по НСОТ

Зарплата делится на три части:

  • оклад,
  • компенсационные выплаты — доплата за совмещение должностей, замену и интенсивность работы
  • стимулирующие выплаты [2] — премии, денежные вознаграждения, выплата за выслугу лет.

Критики утверждают, что новая система оплаты труда не улучшила положения работников бюджетной сферы [3] . В результате реформы улучшили своё материальное положение главным образом руководители учебных заведений, которые смогли повысить зарплату до 50 % [4] , тогда как у некоторых рядовых учителей доход втрое уменьшился из-за нежелания директоров увеличивать стимулирующие выплаты [5]

Напишите отзыв о статье «Новая система оплаты труда»

Примечания

  1. [www.edinros.ru/text.shtml?8/9793,110085 Новая система оплаты труда бюджетников работает без сбоев]
  2. [www.gazeta.ru/education/2008/09/19_a_2840241.shtml Преподаватели не останутся в окладе]
  3. [zhuravlev.info/a_201_-новая-система-оплаты-труда-медработников-себя-не-оправдывает& Новая система оплаты труда медработников себя не оправдывает]
  4. [www.vorle.ru/events/e15008132/ Новая система оплаты труда не оправдала ожиданий орловских учителей]
  5. [www.rg.ru/2008/10/22/reg-altaj/reforma.html В регионе оценили модернизацию образования: сбои есть, но позитива больше]
  • [www.lenta.ru/news/2008/12/01/payments/ Бюджетников перевели на новую систему оплаты труда]
  • [www.hse.ru/data/2012/11/27/1301434222/Andrushak_Novaya_sisyema_oplaty.pdf «Новая система оплату труда» — результаты социологического исследования]
Видео (кликните для воспроизведения).

: неверное или отсутствующее изображение

Для улучшения этой статьи желательно ? :
  • Обновить статью, актуализировать данные.

Отрывок, характеризующий Новая система оплаты труда

Видео (кликните для воспроизведения).

Пьер не знал того, что войска эти были поставлены не для защиты позиции, как думал Бенигсен, а были поставлены в скрытое место для засады, то есть для того, чтобы быть незамеченными и вдруг ударить на подвигавшегося неприятеля. Бенигсен не знал этого и передвинул войска вперед по особенным соображениям, не сказав об этом главнокомандующему.

Новая система оплаты труда

Новая система оплаты труда — способ начисления зарплаты работников бюджетной сферы, введённый в России с 1 декабря 2008 года. Новая система оплаты труда заменила единую тарифную сетку и позволила руководителям предприятий единолично распоряжаться фондом заработной платы и поощрять наиболее квалифицированных работников [1] . При этом реформа не подразумевает сокращения зарплаты, но предполагает увеличение федерального фонда заработной платы на 30 %.

Содержание

Состав зарплаты по НСОТ [ | ]

Зарплата делится на три части:

  • оклад,
  • компенсационные выплаты — доплата за совмещение должностей, замену и интенсивность работы
  • стимулирующие выплаты [2] — премии, денежные вознаграждения, выплата за выслугу лет.

Критики утверждают, что новая система оплаты труда не улучшила положения работников бюджетной сферы [3] . В результате реформы улучшили своё материальное положение главным образом руководители учебных заведений, которые смогли повысить зарплату до 50 % [4] , тогда как у некоторых рядовых учителей доход втрое уменьшился из-за нежелания директоров увеличивать стимулирующие выплаты [5]

Читайте так же:  Ответ на претензию потребителя и защита его прав

Новая система оплаты труда —>

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Новая система оплаты труда — способ начисления зарплаты работников бюджетной сферы, введённый в России с 1 декабря 2008 года. Новая система оплаты труда заменила единую тарифную сетку и позволила руководителям предприятий единолично распоряжаться фондом заработной платы и поощрять наиболее квалифицированных работников [1] . При этом реформа не подразумевает сокращения зарплаты, но предполагает увеличение федерального фонда заработной платы на 30 %.

Состав зарплаты по НСОТ

Зарплата делится на три части:

  • оклад,
  • компенсационные выплаты — доплата за совмещение должностей, замену и интенсивность работы
  • стимулирующие выплаты [2] — премии, денежные вознаграждения, выплата за выслугу лет.

Критики утверждают, что новая система оплаты труда не улучшила положения работников бюджетной сферы [3] . В результате реформы улучшили своё материальное положение главным образом руководители учебных заведений, которые смогли повысить зарплату до 50 % [4] , тогда как у некоторых рядовых учителей доход втрое уменьшился из-за нежелания директоров увеличивать стимулирующие выплаты [5]

НСОТ – что это

О видах и системах оплаты труда мы рассказывали в нашей консультации. А что такое НСОТ, как расшифровывается эта аббревиатура и где применяется, поясним в этом материале.

Что такое НСОТ

НСОТ расшифровать легко. Под аббревиатурой НСОТ скрываются новые системы оплаты труда. Эти новые системы были введены с 01.12.2008 Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 взамен Единой тарифной сетки (ЕТС) для следующих работников:

  • работники федеральных бюджетных и казенных учреждений;
  • работники федеральных государственных органов;
  • гражданский персонал воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Гарантии при переходе к НСОТ

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 установлено, что после введения НСОТ заработная плата указанных выше работников и гражданского персонала (без учета премий и иных стимулирующих выплат) не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. Но это при условии, что объем должностных обязанностей сохраняется и выполняются работы той же квалификации.

Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 утверждено также Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений. В нем, в частности, раскрываются общие вопросы установления размеров окладов, ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера работникам таких учреждений.

Новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений: мифы и реальность

Автор: М. Еремеев

НОВАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Идея реформирования системы оплаты труда возникла неслучайно, она была сопряжена с группой проблем:

  • уравниловка в окладах;
  • невыполнение стимулирующей функции;
  • устаревшая методология исчисления.

Все перечисленные проблемы «призвана» решить новая система оплаты труда. Как известно, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации с 1 декабря 2008 года принято решение об отмене для соответствующих работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей Единой тарифной сетки оплаты труда и о переходе на новые условия оплаты труда.

Основанием для ее отмены послужило ставшее уже неактуальным для нынешнего времени деление бюджетных работников на восемнадцать разрядов и низкий уровень оплаты труда первого разряда ставки, который был существенно меньше величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Российской Федерации. Таким образом, одна из проблем, с которой столкнулись руководители бюджетных учреждений, — низкая конкурентоспособность заработной платы бюджетников на рынке труда и, соответственно, отток работников в коммерческие структуры. Кроме того, Единая тарифная сетка не учитывала всех особенностей труда работников в различных сферах бюджетной деятельности, то есть получалось, что специалисты, работающие в различных отраслях и имеющие разный уровень квалификации, получают одинаковую заработную плату.

На протяжении последнего десятилетия зарплата бюджетникам начислялась согласно Единой тарифной сетке. Однако действующая система оплаты труда, по мнению чиновников и самих работников, не дает возможности повышать ее размер, так как она жестко регулируется на федеральном уровне и строго регламентируется законодательными актами. Всем гарантируются стабильные оклады, но при этом огромным недостатком является то, что они не стимулируют людей к повышению производительности труда и достижению лучших результатов своей работы.

С 1 декабря 2008 года федеральные бюджетные учреждения должны перейти на новую систему оплаты труда. Согласно Постановлению новая система оплаты труда отменяет жесткую тарифную сетку, и зарплата бюджетников будет зависеть от следующих факторов:,

— объема выполняемой работы;

— уровня образования, квалификации;

— профессиональных обязанностей работника;

— должностных требований и др.

Однако Правительством Российской Федерации должен быть утвержден базовый оклад для каждой квалификационной группы, а также определены дополнительные компенсационные и стимулирующие выплаты. Данные выплаты будут входить в систему оплаты труда и устанавливаться с учетом повышающих коэффициентов. Перечень выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях устанавливается в соответствии с перечнем компенсационных и стимулирующих выплат, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития. Размер и порядок осуществления выплат стимулирующего характера будут определяться руководителем учреждения и предусматриваться коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом. Размер данных выплат будет зависеть от сложности и напряженности работы, непрерывного стажа, а также от наличия звания или ученой степени работника. Премии работникам бюджетного учреждения будут выплачиваться в зависимости от своевременного и качественного выполнения своих трудовых обязанностей в целях материальной мотивации работников за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, проявление инициативы и творчества.

Новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений вводится с целью привлечения молодых специалистов, а также повышения качества услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями. Размеры должностных окладов будут определяться руководителем учреждения. Они будут устанавливаться с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, в зависимости от сложности и объема выполняемой работы.

Также хочется отметить, что система оплаты труда будет устанавливаться с учетом:

  • единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
  • единого тарифно-квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
  • государственных гарантий по оплате труда;
  • перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития;
  • перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития;
  • примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;
  • рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
  • мнения представительного органа работников.

Обратите внимание: должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате основного персонала возглавляемого им учреждения и может составлять до пяти размеров указанной средней заработной платы. К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано предприятие. Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя учреждения устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития.

Читайте так же:  Дополнительное соглашение об изменении оклада

Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10 — 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

Фонд оплаты труда работников учреждений формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

Выплаты компенсационного характера

Новой системой оплаты труда также предусмотрены выплаты компенсационного характера. Министерство здравоохранения и социального развития должно установить перечень видов таких выплат, а также стимулирующих надбавок. Данные выплаты будут устанавливаться в процентном отношении к должностным окладам по соответствующим профессиональным квалификационным группам или в абсолютных размерах.

Эти выплаты будут зависеть от таких факторов, как:

  • уровень профессиональной подготовки;
  • наличие высшей квалификационной категории или ученой степени;
  • сложность и объем выполняемой работы.

Конкретные размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера будут устанавливаться в коллективном договоре, соглашениях или локальном нормативном акте.

Заработная плата руководителя, его заместителей и главного бухгалтера также будет состоять не только из должностного оклада, но и из выплат компенсационного и стимулирующего характера. Данные выплаты будут устанавливаться таким же образом, как и для работников бюджетного учреждения, то есть в процентном отношении к окладам или в абсолютных величинах.

Выплаты стимулирующего характера будут производиться по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, из денежных средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации, утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития профессиональные квалификационные группы должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования.

На три квалификационных уровня разделены работники административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, на квалификационные уровни — профессорско-преподавательский состав и руководители структурных подразделений. Каждому квалификационному уровню соответствует одна-две должности профессорско-преподавательского состава и до двадцати должностей вспомогательного персонала.

Например, начальник лаборатории, помощник ректора и ассистент и преподаватель кафедры соответствуют первому квалификационному уровню, и их оплата труда немногим больше уборщицы. То есть до двадцати должностей интегрированы в одну квалификационную группу, в которой не учтены индивидуальные отличия работников, уровень обязанностей и характер выполняемых работ.

Постановление Правительства Российской Федерации № 583, регламентирующее переход на новую систему оплаты труда, было опубликовано в Российской газете 13 августа 2008 года в № 171 (4728), а уже в № 177 (4734) публикуются ответы на вопросы читателей заместителя министра здравоохранения и социального развития Александра Сафонова.

Так, на вопрос читателя: «Не получится ли так, что начальники будут злоупотреблять новым правом и «награждать приличной» зарплатой лишь любимчиков?», отвечает: «…Ведь зарплата самого руководителя будет напрямую зависеть от средней заработной платы всего персонала». А что же мешает поднять уровень средней оплаты труда следующим образом — сократить несколько должностей и повысить зарплату оставшимся работникам, но на пятьдесят процентов.

Проиллюстрируем ситуацию. В больнице три врача одной специальности получают зарплату в двадцать тысяч рублей, средняя зарплата — двадцать тысяч рублей, а фонд оплаты труда — шестьдесят тысяч рублей; сокращаем одну должность, оставшиеся двое
получают по двадцать пять тысяч рублей, средняя зарплата — двадцать пять тысяч рублей, а фонд оплаты труда — пятьдесят тысяч рублей, то есть экономится десять тысяч рублей. А руководитель данного учреждения получает сто двадцать пять тысяч рублей, то есть в пять раз больше средней зарплаты, против ста тысяч, которые он мог получать, если бы у него работали три врача.

Подобную ситуацию можно наблюдать в некоторых лечебных заведениях Саратовской области. Кабинетов врачей одной специальности насчитывается до восьми-десяти, а принимают один-два специалиста, и у дверей их кабинетов — очередь ни в чем не повинных пациентов.

В том же номере, где опубликовано интервью, — подавляющее большинство вопросов, касающихся критериев эффективности работы бюджетника, которые должно установить само учреждение, следуя инструкциям министерств и ведомств. Многие бюджетные учреждения устанавливают размер стимулирующих выплат до двадцати процентов от оклада, тем самым, предполагая, что повышают эффективность работы.

Некоторые учреждения формируют критерии оценки: за определенное количество печатных работ — определенный размер стимулирующей выплаты. А если преподаватель опубликует несколько монографий, свыше десятка статей?

Очевидно, что разработчики новой системы оплаты труда опирались на идеи, выдвинутые Р.И. Хендерсоном, но не проработали механизм внедрения в отечественную практику. На наш взгляд, новая система оплаты труда в существующем виде не способна стимулировать эффективность работы бюджетников, а ведь это ее главная цель. Нужна другая система оценки показателей, критериев эффективности работы, основанная на анализе значимости видов работ. Да, это не дешевый и не легкий путь, нужно ввести новую штатную независимую единицу, обучить ее подобной методике, привить лояльность к ней всех работников учреждения, внедрить сопутствующие методики, например, программу проверки плагиата.

Наш университет предлагал подобную методику, основанную на международном опыте, Правительству Саратовской области для внедрения новой системы оплаты труда работников муниципальных учреждений. Но, видимо, значимость фактора — цена — имела больший приоритет. Мы также понимаем руководителей бюджетных учреждений — они обязаны выполнять приказы министерств и ведомств.

Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы

Я учитель физики в средней школе. Пару лет назад ушла в декрет и вот возвращаюсь на работу. За время моего отсутствия была изменена система оплаты труда бюджетников, что, естественно, коснулось образовательной сферы. По каким принципам теперь будет начисляться з/п? Ответ на этот и на иные вопросы, можно получить в данной статье. Прочитав ее, вы узнаете:

  • В чем заключается новая система оплаты трудовой деятельности?
  • Законные обоснования;
  • Особенности и правила новой системы оплаты в образовательной области;
  • Поощрительные и стимулирующие перечисления;
  • Порядок перехода на НСОТ;
  • Положительные факторы и недостатки.

Общая информация

Используемая до недавнего времени система начисления з/п бюджетникам, которая осуществляется по единой стандартной тарифной сетке, показала свою несостоятельность и неэффективность.

Тарифный план, который устанавливается за квалификацию и наработанный стаж, не показывает результативность рабочего процесса. Соответственно никак не побуждает повышать качество трудовой деятельности и ее эффективность.

Это стало причиной проведения реформы в системе начисления з/п. Потребовался новый более грамотный подход. Данный процесс был запущен в 2008 году и не прекращается по сей день.

НСОТ или новая система оплаты труда, как любые изменения и начинания, характеризуется, как преимуществами, так и недостатками. Последние выражаются в виде подводных камней. Стоит изучить преимущества и минусы более подробно.

Читайте так же:  Как оформить наследство на дом и землю

НСОТ – что это?

Главным изменением, которое принести НСОТ, является переход с окладной системы оплаты трудовой деятельности на дифференцированный подход!

Ранее з/п педагогов рассчитывалась по окладу. Он соответствовал квалификационному разряду, наработанному стажу и официальной категории учителя или воспитателя. При данной оплате результативность труда не влияла на з/п.

Новая система подразумевает совершенно иные условия распределения зарплатного фонда. Директора образовательных учреждений наделены правом полностью распоряжаться поступившими средствами. Благодаря этому можно оплачивать труд педагогов, опираясь на такие факторы, как:

  1. Количество отработанного времени.
  2. Качество трудовой деятельности.

Руководитель имеет возможность поощрять сотрудников, которые характеризуются, как более квалифицированные и успешные!

Главные законодательные обоснования

Переход с окладов на НСОТ впервые был осуществлен летом 2008 года. Основанием для этого является правительственное постановление!

Это официальный документ, где подробно прописаны ответы на вопросы, напрямую касающиеся обновленного подхода к з/п педагогов. Подробности по новому положению отражены также в ст. 144 ТК. Здесь прописан порядок оформления и регулирования новой системы.

Описаны все уровни и правила грамотного распределения средств от государства. Вот основные категории учреждений и условия проведения отчетности для них:

  1. Учреждения общего федерального уровня. Заполнение коллективных и дополнительных соглашений, прилагаемых к трудовым официальным договорам. Обязательно оформляются локально установленные нормативные акты, установленные на том же уровне федерации.
  2. Региональные государственные учреждения. Оформляются те же документы, но уже с принятием некоторых особенностей, которые характерны для субъектов РФ на официальном уровне закона.
  3. На общегородском уровне. Здесь в обязательном порядке учитываются тонкости, связанные с местным управлением.

Новый закон и НСОТ доверяет начисление з/п начальнику образовательного учреждения.

Главные принципы и правила НСОТ

Принятая новая система начисления з/п специалистам сферы образования выстраивается на:

  • Главный зарплатный фонд каждого учреждения складывается в полном соотношении с общим количеством учеников или студентов. То есть средства выделяются строго на каждого обучаемого отдельно;
  • На основании суммы выделенных средств учреждение может самостоятельно составлять расписание;
  • Фонд средств, предназначенных для з/п педагогов состоит из двух главных частей – базовая и стимулирующая;
  • Размер з/п, которая получается руководством, не должна быть выше средней суммы з/п, что получают остальные работники.

Особое внимание заслуживает распределение суммы на базовые и стимулирующие доли. В первом случае речь идет о гарантированных выплатах, основанным на принятых тарифах и разных компенсациях. Что касается стимулирующей части, то она распределяется по таким факторам:

  • Достижения;
  • Успех в работе;
  • Загрузка в течение дня;
  • Общие условия труда.

Из стимулирующей части денежных средств выделяются деньги, положенные за специальные обязанности сотрудника, относящиеся к не регламентированной занятости. Сюда можно отнести такие виды деятельности, как:

  1. Беседы и воспитательные разговоры с родителями.
  2. Оформление разных документов.
  3. Проверка работ, выполненных учениками.
  4. Заведование кабинетами.

Правила начисления поощрительных сумм

Как уже отмечалось выше, стимулирующая часть з/п выплачивается исключительно в виде дополнения к обычным гарантированным суммам. Это особое денежное поощрение за достижения, которые побуждают сотрудников к последующим успехам.

Стимулирующие перечисления нельзя получить за простое отсутствие замечаний. Это исключительно поощрение особой эффективности и положительных результатов!

Выплаты такого плана регламентируются официальными актами. Здесь фиксируются такие моменты, как:

  • Категории перечислений;
  • Основания для поощрения;
  • Назначенная сумма и метод ее получения, то есть расчеты;
  • Периодичность перечислений – месячная, недельная, годовая или полугодовая;
  • Главные моменты оценки зафиксированных показателей.

На стимулирующие выплаты руководитель должен выделить примерно 30% от фонда. Это тот объем, ровно на который увеличиваются доплаты из бюджета, актуальные в рамках НСОТ.

Порядок перевода учреждения на НСОТ

Для введения НСОТ, бюджетная организация должна внести специальные изменения и установить соответствующие акты. Документы регламентируют принятые перемены в условиях трудовой деятельности и требуют согласия сотрудников.

Если перевод на НСОТ осуществляется в качестве изменения общих технологических условий и особенностей организации трудовой деятельности, согласие работников получать не нужно!

В процессе принятия изменений работодатель обязан осуществить следующие манипуляции:

  1. Письменное уведомление сотрудников. Это нужно сделать в двухмесячный срок от вводимых изменений.
  2. Если сотрудник образовательного учреждения дает согласие на работу в обновленных принятых условиях, он должен подтвердить это в письменной форме.
  3. Если по какой-то причине условия не подходят, сотруднику нужно предложить иные вакансии. Здесь могут быть предложения с более низкой оплатой труда и должности в иных региональных учреждениях.
  4. Если для сотрудника не нашлось подходящего места или он отказывается от всех предложенных вариантов, его увольняют по п. 7, ч. 1, ст. 77 ТК.

Если человек дает согласие, с ним заключается дополнительное официальное соглашение. В документе прописываются:

  • Новые условия начисления з/п, которые не должны быть хуже прежних;
  • З/п по окладу;
  • Разные компенсации;
  • Поощрительные надбавки;
  • Размер стимулирующей части з/п.

Подводные камни НСОТ

Новая система начисления з/п оказалась эффективной больше в теории, чем на практике!

Именно по этой причине она до сих пор дорабатывается. Причина в том, что постоянно обнаруживаются разные «подводные камни».

Согласно теории, средства, направленные из бюджета и сэкономленные руководством, должны быть переведены на стимулирующую долю. На практике же получается, что недобросовестные руководители приобрели для себя возможность бесконтрольно увеличивать размер собственной з/п.

Если руководитель не отличается добросовестностью, начислить себе завышенную сумму не составит труда. Как показала практика, пойти можно одним из двух путей:

  • Уменьшить объем услуг, которые оказывает учреждение, снижая тем самым общее качество образовательной деятельности;
  • Манипулирование базовой частью средств. Например, устанавливает директорский оклад, сделав его выше среднего. Данный шаг обосновывается установкой для работников на 1,5 ставки.

НСОТ сегодня невольно поставила руководителей учреждений и сотрудников в позицию обычных партнеров по бизнесу, у которых присутствуют противоборствующие интересы. Это автоматически создает определенную социальную напряженность.

Именно в этом направлении работают государственные власти, постоянно совершенствуют НСОТ бюджетникам.

Источники


  1. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.

  2. Розен, Александр Последние две недели. Прения сторон / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Москва, 2016. — 528 c.

  3. Могилевский, С.Д. Общества с ограниченной ответственностью / С.Д. Могилевский. — М.: Дело; Издание 3-е, доп., 2013. — 528 c.
  4. Пиголкин, Ю.И. Морфологическая диагностика наркотических интоксикаций в судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицина, 2015. — 392 c.
  5. Хаин, В.Е. История и методология геологических наук. Гриф УМО по классическому университетскому образованию / В.Е. Хаин. — М.: Академия (Academia), 2012. — 409 c.
  6. Панов, А. Б. Административная ответственность юридических лиц / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2013. — 192 c.
Нсот – что это
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here