Конфликт интересов на государственной службе — понятие, примеры

Статья на тему: "Конфликт интересов на государственной службе — понятие, примеры" с разъяснениями профессионалов. Мы постарались собрать весь тематический материал, обработать и разместить в удобном для чтения виде. На все вопросы вам ответит наш дежурный консультант.

Конфликт интересов на государственной службе

Предотвращение и разрешение конфликтов интересов среди должностных лиц государственной службы как один из важных механизмов в сфере борьбы с коррупцией. Формирование устойчивой культуры управления в организации. Отличие конфликта от трудового спора.

Рубрика Психология
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 02.03.2018
Размер файла 8,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

Филимонов Вячеслав Васильевич, бакалавр, студент

Башкирский государственный аграрный университет

В статье даётся понятие «конфликта интересов», раскрывается его отличие от трудового спора, указываются меры, способные предотвратить и урегулировать такой конфликт.

Служение интересам общества — это основополагающая задача правительств и государственных учреждений. Граждане ожидают от должностных лиц государственных органов честного, справедливого и непредвзятого выполнения своих служебных обязанностей. Общество все чаще ожидает, что правительства обеспечат условия, при которых частые интересы, деловые и иные связи государственных чиновником не смогут скомпрометировать механизм принятия государственных решений или подорвать авторитет системы государственного управления. Требования общества к государственным органам постоянно растут, поэтому неэффективно разрешенные конфликты интересов со стороны государственных чиновников способны поколебать доверие граждан к институтам государственной власти.

Предотвращение и разрешение конфликтов интересов среди должностных лиц государственной службы являются одним из важных механизмов в сфере борьбы с коррупцией.

Термин «конфликт интересов» распространяется на публичные служебные отношения в сфере публичного управления и вызвано необходимостью предотвращения влияния на государственного служащего каких-либо частных интересов, могущих оказать влияние на исполнение его должностных обязанностей.

Под термином «конфликт интересов» понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей. [1] конфликт трудовой спор управление

Данный фактор может спровоцировать столкновение интересов государственного учреждения либо государства, а также граждан, организаций, общества, на другой стороне будет личный интерес должностного лица в образе государственного или муниципального служащего. Следует отграничивать конфликт интересов от служебного спора, так как на основании последнего разрешаются трудовые правоотношения.

Под личной заинтересованностью мы понимаем возможность получить доход, который выражен в денежной или натуральной форме, в виде материальной выгоды, как для госслужащего, так и для членов его семьи, либо третьих лиц.

Также действующим законодательством на госслужащего возложена обязанность принимать действенные меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.[2]

В случае возникновения конфликта интересов госслужащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного руководителя, а также представителя нанимателя.

Для предотвращения и урегулирования таких ситуаций непосредственным или вышестоящим начальником государственного служащего принимаются меры по отводу, которые заключаются в изменении должностного или служебного положения вплоть до отстранения от исполнения должностных обязанностей. Кроме этого госслужащий может принять самостоятельные меры, выражающиеся в самоотводе или в отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. [3]

Под определение «конфликта интересов» подпадает большое количество типичных ситуаций, в которых служащий может оказаться в процессе выполнения своих служебных обязанностей. Учитывая множество частных интересов, предоставить полный перечень таких ситуаций не представляется возможным.

Однако мы отметим ключевые сферы, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным. Это в частности:

· выполнение определённых функций государственного управления в отношении родственников или лиц, в отношении которых имеется личная заинтересованность государственного служащего;

· выполнение иной оплачиваемой работы, кроме (преподавательской, научной или творческой деятельности);

· владение ценными бумагами, банковскими вкладами;

· получение ценных подарков и услуг;

· имущественные обязательства и судебные разбирательства;

· взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;

· явное нарушение установленных запретов.

Непринятие служащим, а также руководителем, которому стало известно о наличии у подчиненного личной заинтересованности, мер по его предотвращению или урегулированию, считается коррупционным правонарушением, которое влечёт утрату доверия с последующим увольнением виновного лица.

Поэтому, считаем важным принимать, действенные меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

В этой связи необходим действенный контроль и надзор по исполнению законодательства о противодействии коррупции в сфере урегулирования конфликта интересов на государственной службе.

Институциональные меры, такие как положительный внешний аудит или проверки, могут играть важную роль в управлении конфликтными ситуациями. Могут оказаться эффективными и другие меры, в том числе ограниченное или полное обнародование раскрытых интересов и/или формирование устойчивой культуры управления, поддерживающей добропорядочность.

1. Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции» от 25.12.2008;

2. Федеральный закон № 79 «О государственной гражданской службе» от 27.07.2004;

3. Федеральный закон № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие конфликта как динамически сбалансированного воздействия, осуществляемого двумя или более субъектами на основе несовпадения интересов, целей, методов и способов их достижения. Разнообразие природы конфликтов, особенности их протекания и разрешение.

реферат [31,6 K], добавлен 12.01.2015

Причины возникновения конфликтов в ДПС ГИБДД Зеленогорска; раскрытие их типологии, динамики и структуры. Мероприятия, направленные на выработку профессионально-важных качеств сотрудников для конструктивного взаимодействия с участниками дорожного движения.

дипломная работа [188,5 K], добавлен 26.06.2013

Характеристика истории и современных тенденций зарубежной конфликтологии. Отличие конфликта от противоречия. Биологические основы и типы агрессивного поведения людей. Сложность выявления потребностей и интересов участников конфликта. Понятие эскалации.

контрольная работа [37,6 K], добавлен 12.12.2010

Процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личностную значимость для участников конфликта, и гармонизация их взаимоотношений как разрешение спора. Анализ руководителем организации субъективных мотивов ссоры и примирение сотрудников.

реферат [24,9 K], добавлен 09.02.2011

История и современные тенденции зарубежной конфликтологии. Определение конфликта, его отличие от противоречия. Основные структурные элементы конфликта. Биологические основы и типы агрессивного поведения людей. Выявление интересов участников конфликта.

контрольная работа [46,4 K], добавлен 08.03.2008

Читайте так же:  Жалоба в прокуратуру на работодателя - как написать

Изучение сущности и видов конфликта — столкновения противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезных разногласий; споров, грозящих осложнениями. Анализ причин конфликтов — конфликтогенов. Особенности межличностного и внутриличностного конфликта.

контрольная работа [27,7 K], добавлен 02.06.2010

Значение терминов «конфликт» и «социальный конфликт». Сигналы и причины социального конфликта. Основные типы конфликтной ситуации. Прогнозирование, предупреждение, развитие, динамика и разрешение социальных конфликтов. Характер и выбор стратегии.

курсовая работа [59,4 K], добавлен 05.12.2013

Конфликты и причины их возникновения. Основы и фазы развития конфликта и его последствия. Совершенствование взаимоотношений между сотрудниками и администрацией организации. Результативность управления, предотвращение и разрешение конфликта в организации.

курсовая работа [108,0 K], добавлен 25.12.2010

Межличностные конфликты в организации. Сущность конфликта, его типы и функции. Этапы развития конфликта. Наиболее типичные причины межличностных конфликтов. Анализ причин межличностных конфликтов на предприятии. Разрешение конфликтов.

курсовая работа [651,0 K], добавлен 26.10.2006

Социально-психологическая характеристика конфликтов. Определение понятия «конфликт», природа социального конфликта. Типы конфликтов и способы поведения в них. Периоды и этапы развития конфликта. Диагностика конфликтов. Разрешение конфликтных ситуаций.

курсовая работа [757,4 K], добавлен 16.12.2008

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Конфликт интересов на государственной службе — понятие, примеры

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Методика Генеральной прокуратуры РФ «Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе. Памятка для служащих»

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

При этом может возникнуть противоречие между личными интересами государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

[2]

ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ — это возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера или каких-либо выгод/преимуществ как непосредственно самим служащим, так и состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родственники, друзья, знакомые и т.д.).

СЛУЖАЩИЙ ОБЯЗАН принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий обязан в письменной форме уведомить представителя нанимателя/работодателя.

В случае, если служащий владеет ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать их в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАНИМАТЕЛЯ/РАБОТОДАТЕЛЬ, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ и УРЕГУЛИРОВАНИЕ конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также может состоять в изменении должностного или служебного положения вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

НЕПРИНЯТИЕ государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Жесткость такой санкции обусловлена недопущением причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации и представляется оправданной с учетом последствий неурегулированного конфликта интересов.

За непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов служащие могут быть привлечены к следующим видам ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:

— увольнение в связи с утратой доверия;

— предупреждение о неполном должностном соответствии;

При решении вопроса о привлечении служащего к дисциплинарной ответственности должны учитываться характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть и обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ осуществляют надзор за исполнением федерального законодательства, в том числе законодательства о противодействии коррупции.

В частности, в рамках надзорной деятельности прокурорами выявляются факты конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

Так, в 2016 году прокурорами выявлено 2,5 тыс. нарушений антикоррупционного законодательства, связанных с неурегулированием конфликта интересов.

В целях их устранения прокурорами внесено более 1 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых 728 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, в том числе 56 государственных, муниципальных служащих и иных должностных лиц уволено в связи с утратой доверия.

В 2016 году за нарушения, связанные с неурегулированием конфликта интересов, по представлениям прокуроров привлечены к дисциплинарной ответственности следующие должностные лица:

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ РЯД КЛЮЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ, В КОТОРЫХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫМ.

— выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;

— нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера;

— участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность;

— заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего;

— предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов;

— владение служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций).

Читайте так же:  Что делать, если муж год не платит алименты

Анализ показал, что во всех случаях конфликт интересов обусловлен определенными действиями (бездействием) чиновников в отношении аффилированных к ним лиц как физических, так и юридических. В основном выявленные факты связаны с возможностью оказания преференций себе либо близким родственникам.

Примеры ситуаций конфликта интересов

Выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Руководителем Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия было рассмотрено несколько дел об административных правонарушениях в области связи и информации, совершенных ее супругом, который являлся руководителем направления республиканского филиала одного из крупнейших сотовых операторов России. В нарушение закона мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов чиновница не приняла и, имея личную заинтересованность в разрешении данных дел, самоотвод не заявила. В итоге по каждому из дел назначила нарушителю минимальные наказания в виде предупреждений. По требованию Генеральной прокуратуры приказом Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации чиновница была уволена в связи с утратой доверия.

Нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера.

Главой администрации городского округа Челябинской области на должность руководителя одного из муниципальных унитарных предприятий принят тесть (отец супруги), которому главой органа местного самоуправления установлены оклад, размер стимулирующих и иных выплат, включая премии. После вмешательства прокурора, по результатам заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов глава администрации привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора, его родственник — директор МУП уволен.

Участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность.

По представлению прокуратуры Ивановской области уволена в связи с утратой доверия начальник управления по делам наружной рекламы администрации города в связи с наличием у нее конфликта интересов, связанных с участием в коммерческих организациях, осуществляющих деятельность в сфере рекламы.

Заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего.

После вмешательства прокуратуры Ульяновской области мер по утрате доверия освобожден от должности заместитель главы администрации муниципального образования, который не принял мер к урегулированию конфликта интересов в связи с участием в качестве заместителя председателя контрактной службы в проведении аукциона на ремонт водозаборной скважины, победителем которого был признан его родной брат — директор общества с ограниченной ответственностью.

Предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов.

Житель Пензенской области путем предоставления в областное Управление по развитию предпринимательства подложных документов получил как индивидуальный предприниматель государственную поддержку (грант) в сумме 300 тыс. рублей на развитие предпринимательской деятельности. Как установлено в ходе расследования уголовного дела (возбужденного по ч. 3 ст. 159 УК РФ по факту мошенничества), предпринимательскую деятельность он не осуществлял, в уполномоченный орган представил фиктивные договоры по ремонту автомобилей муниципального бюджетного учреждения. Выяснилось, что данные фиктивные договоры были подписаны по указанию начальника Управления социальной защиты населения администрации района, которая являлась матерью указанного индивидуального предпринимателя. После вмешательства прокурора чиновница уволена с муниципальной службы в связи с утратой доверия.

Прокуратурой Костромской области установлен конфликт интересов в деятельности главы муниципального района, повлекший злоупотребление служебным положением в целях получения выгоды в виде имущественных прав для своего сына. В нарушение требований земельного законодательства, предусматривающего порядок организации и проведения торгов по продаже земельных участков, глава района, действуя из корыстных целей, заключил договор купли-продажи земельного участка по выкупной цене чуть более 100 тыс. руб. со своим сыном, в результате чего земельный участок стоимостью не менее 700 тыс. руб. выбыл из распоряжения муниципального образования. По материалам прокурорской проверки в отношении чиновника возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 285 УК РФ, судом он отстранен от занимаемой должности.

Владение служащим ценными бумагами, банковскими вкладами.

Председатель Комитета градостроительства и архитектуры Вологодской области и его заместитель на протяжении нескольких лет принимали решения об использовании бюджетных средств в интересах связанных с ними коммерческих структур. При этом они не указали сведения о вхождении себя и членов своих семей в состав учредителей и владельцев долей в уставных капиталах этих организаций, а также не приняли мер к урегулированию конфликта интересов. По результатам рассмотрения представления прокурора должностные лица уволены губернатором области в связи с утратой доверия.

Заключение

Как показывает практика, в основе любого коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления и обладающих в связи с предоставленными им государством полномочиями соответствующим влиянием, которое может быть использовано ими в личных интересах, в том числе вопреки интересам государства.

Основой правового регулирования конфликта интересов в любой сфере правоотношений является установление обязанности принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

В связи с этим стоящие перед органами прокуратуры задачи по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в части урегулирования конфликта интересов на государственной службе представляют особую актуальность.

Обзор документа

Видео (кликните для воспроизведения).

Генпрокуратура РФ разработала памятку для служащих о конфликте интересов на государственной и муниципальной службе.

Так, служащий обязан не допускать любую возможность возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий должен письменно сообщить представителю нанимателя/работодателю.

Если служащие не принимают меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, то они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

Указаны ситуации, в которых конфликт интересов наиболее вероятен. Во всех случаях конфликт обусловлен определенными действиями (бездействием) чиновников в отношении аффилированных к ним физ — и юрлиц. В основном выявленные факты связаны с оказанием преференций себе либо близким родственникам.

Приведены примеры ситуаций конфликта интересов.

Читайте так же:  Серии трудовых книжек по годам выпуска

Понятие конфликт интересов на государственной гражданской службе, формы и методы их регулирования

Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Федеральный закон от 25.12. 2008 №273 «О противодействии коррупции»: Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства

Федеральный закон «О противодействии коррупции» в определении сущности конфликта интересов содержит следующие новеллы:

Во-первых, конфликтом интересов должна считаться ситуация, связанная с влиянием личной заинтересованности государственного или муниципального служащего на надлежащее исполнение им не только должностных (то есть, по конкретной должности), но и общих служебных обязанностей.

Во-вторых, Закон подчеркивает, что личная заинтересованность государственного и муниципального служащего может быть не только прямой, но и косвенной. Однако достаточно сложно сказать, что понимают законодатели под косвенной личной заинтересованностью.

Новеллой Закона является также распространение института урегулирования конфликта интересов на все виды государственной службы, в том числе правоохранительную и военную, а также на муниципальную службу.

В процессе исполнения своих должностных полномочий, предусмотренных нормативными правовыми актами, государственные служащие, взаимодействуя с гражданами, социальными группами обеспечивают следующие интересы государства, общества и личности:

1. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

2. Равноправие и полноправие граждан;

3. Реализация принципа гуманизма, заключающегося в признании человека высшей ценностью.

ПРОЯВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ:

— сущность интереса охватывает две стороны явлений: объективную и субъективную характеристики носителя;

— интерес более чем где-либо локализован в системе распределительных отношений в обществе;

— Интерес проявляется во всех формах общественного сознания: политической, экономической, социальной, правовой;

для формирования интересов большое значение играет мораль, которая выполняет согласующую роль между общественными и личными, общественными и государственными потребностями и выступает соответствующим регулятором поведения и практических действий конкретного человека.

Вокруг должности государственного служащего формируются следующие субъекты интересов:

государство в лице органов власти, призванных эффективно исполнять государственные функции;

— общество в лице различных общественных институтов, защищающих свои интересы;

— граждане, в том числе объединённые политическими, экономическими, социальными и другими интересами в соответствующие группы;

— государственные гражданские служащие и муниципальные служащие, которые по своему должностному положению обязаны соблюдать государственные и общественные интересы.

Отклонение от соблюдения этих требований расцениваются как нарушения и преследуются в дисциплинарном, административном или уголовном порядке.

Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 ст. 16 настоящего ФЗ*, а также для граждан и организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

*близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

В ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» выделяются два субъекта предотвращения и урегулирования конфликта интересов:

— государственный (муниципальный) служащий

— и представитель нанимателя.

Применительно к государственным и муниципальным служащим законодатель в связи с этим закрепляет две основные обязанности:

— — принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;

— — уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Конфликт интересов, сопряжённый с организационными процессами органов власти и управления:

— наличие конфликта интересов между надлежащим исполнением обязанностей государственным служащим и его ориентацией на отчётные показатели;

— возникающие противоречия между административными регламентами, должностными инструкциями, с одной стороны и плановыми показателями – с другой стороны;

— наличие личных конфликтов, связанных с возможностью получения выгоды от исполнения возложенных в соответствии с правовыми актами служебных обязанностей;

[3]

— наличие конфликта интересов, связанных с незащищённостью государственных служащих в случае возложения неправомерных поручений;

— не качественная и не эффективная организация административного учёта и контроля.

УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

— расплывчатость и неопределенность, а также дублирование функций и полномочий государственных органов, их структурных подразделений;

— недостаточное информирование о деятельности органов государственной власти;

— противоречия между нормативными правовыми актами органов власти различного уровня, включение в них положений, способствующих созданию условий для коррупционного поведения;

— пробелы в правовом регулировании, чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества, вторжение в компетенцию других органов власти;

— разрыв между законодательно установленными принципами государственной службы, порядком поступления на нее и прохождением и реальной управленческой и кадровой политикой в органе государственной власти;

— отсутствие реальной ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, надлежащего контроля за исполнением госслужащими должностных обязанностей;

— необъективность и неэффективность системы оплаты труда;

— отсутствие реальной защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность.

Предпосылки конфликта личных интересов

— Использование служебного положения для лоббирования чьих-либо интересов;

— использование ресурсов своей или курируемой организации в личных целях;

— использование конфиденциальной и служебной информации в корыстных целях;

— использование служебного положения в интересах личного предпринимательства либо своих родственников;

Читайте так же:  Расчет алиментов по средней заработной плате в рф

— наличие в служебных полномочиях возможностей для принятия субъективного решения, отражающего личные интересы;

— возможность трудоустройства после ухода с государственной или муниципальной службы в организацию, которой могут быть выделены государственные заказы либо оказывалось другое содействие со стороны государственного служащего;

— возможность получения взятки за принятие конкретных решений, выгодных для конкретного лица вопреки интересам государства;

— возникновение конфликта интересов при работе по совместительству;

— получение подарков от частных лиц и организаций;

— предрасположенность к девиантному поведению государственного служащего, в частности, к таким проявлениям можно отнести мошенничество, воровство и другие противоправные действия, совершаемые должностным лицом.

Основные проявления конфликта интересов:

нарушение основных принципов государственной службы;

— невыполнение первостепенных обязанностей гражданского служащего, в том числе неисполнение или ненадлежащее исполнение им должностных обязанностей;

— несоблюдение прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства;

— несоблюдение действующего законодательства, нарушение ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, в том числе установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции»;

— несоблюдение основных требований к служебному поведению гражданского служащего;

— завышенные социальные притязания и предпочтения, ценностные установки;

— дисбаланс между материальными возможностями и финансовыми ожиданиями;

— несоответствие между профессиональным уровнем и должностным положением государственного служащего.

Выявление конфликтной ситуации может производиться путем:

— анализа заявлений госслужащих об обращении к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

— рассмотрения сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых госслужащими;

— рассмотрении уведомлений о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения;

— АНАЛИЗА служебных записок, обращений граждан и организаций, в том числе в электронном виде;

— публикаций в средствах массовой информации.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

Конфликт интересов на государственной службе

Окружающие люди часто замечают конфликты интересов на государственной службе у коллег. Однако проблемы формируются, когда такие ситуации имеют скрытый характер. Своевременное выявление предотвращает снижение репутации не только в отношении одного человека, но и системы в целом.

Расшифровка понятия

Конфликт интересов на государственной службе — понятие, включающее получение личной выгоды за счет влияния на процессы по принятию решений. Ставя во главу угла собственный или интерес лиц с родственными связями, служащий организации наносит ущерб обществу и/или компании.

Данная проблема актуальна в отношении не только частного предпринимательства, но и в кругу муниципальных предприятий. Законы Российской Федерации и нормативно-правовые акты концернов устанавливают требование в разрешении таких случаев. При этом проблема остро стоит в предотвращении конфликта интересов на государственной службе у чиновников. Мероприятия по борьбе и процедура урегулирования закреплены в ФЗ № 273.

Сфера распространения

Случаи с конфликтами интересов распространены в большинстве сферах жизни человека. Подобные ситуации случаются в личной жизни, образовании, быту, а также на работе. Наглядные примеры представлены между однокурсниками ВУЗа или одноклассниками школы, среди служащих различных организаций. Не обходит стороной явление различные сообщества. Примечательно, что возникновение таких ситуаций необязательно указывает на негатив.

Признаки и виды

Термин «конфликт» происходит от латинского и имеет корень — «столкновение». Иными словами — возникновение ситуации, при которой двое или несколько лиц из одной группы проявляют претензии на объект. Это влечет к пересечению не только интересов, но и ответственности.

Столкновение потребностей на владение одним объектов подразделяют на два вида:

  1. Личный. Работник в ходе исполнения обязанностей попадает в ситуацию, где личное желание сталкивается с общественной или организационной задачей. К примеру, у служащего стоит план по сдаче проекта. Однако, невзирая на риск пропустить сроки сдачи, человек стремится пораньше уйти домой.
  2. Организационный. В данном контексте компания ставит во главу угла получение выгоды, не смотря ни на что. При этом происходит разрыв договоров с государственными, муниципальными предприятиями. Однако в такой ситуации организация уже не способна оказывать беспристрастно услуги. Ответственным лицом признается руководитель компании, либо другие сотрудники, принимающие решения.

Стандартные случаи столкновения профита и методы урегулирования

Минздравсоцразвития Российской Федерации провело несколько исследований, а также анализ по выявлению конфликтов интересов на государственной службе. Проанализировав полученные сведения о деятельности комиссии за 11 год, были опубликованы результаты о распространенных случаях.

[1]

Так, наиболее часто возникают столкновения потребностей на фоне:

  • мероприятий и решений, принимаемых в отношении близких лиц с родственными узами, партнеров и товарищей;
  • деятель, трудящийся в муниципалитете, выполнял другие работы и платные услуги, в т. ч. получение привилегий, даров;
  • нахождение в собственности ценных бумаг, банковских вкладов и т. п.;
  • трудоустройство после расторжения трудового контракта с муниципальным учреждением;
  • выполнение отдельных обязанностей, в т. ч. контроль в области закупок продукции;
  • нарушение введенных законодателем ограничений;
  • другое.

Подчиненность или подконтрольность лиц, с родственными узами

Конфликт интересов на государственной службе на примере получения выгоды у сотрудника муниципального предприятия. Так, работник предприятия может трудиться в отделе кадров и принять решение в оформлении на работу своего родственника. Безусловно, здесь речь может идти и в отношении иных лиц, от которых служащий теоретически способен получать прибыль.

Человек входит в состав комиссии, рассматривающей кандидатов на должность. Одним из соискателей является его друг или брат. У сотрудника предприятия есть обязанность — выполнять функции по подбору штата и принимать решение в трудоустройстве.

В качестве меры предупреждения столкновения потребностей гражданин обязан направить уведомление в письменном формате. В заявлении нужно обрисовать проблему и изъявить просьбу об отстранении в данном случае от выполнения обязанностей по службе. Вышестоящий руководитель обязан удовлетворить просьбу работника.

Обращение должностного лица или его родни в госорган, в котором человек трудится

Например, родственник сотрудника предприятия направил жалобу на действия или бездействие чиновника, который является братом. Однако претензия не была рассмотрена по существу. Если в ходе проверки устанавливается, что работник знал о заявителе и их связях, но не выполнил обязанностей, лицо привлекут к ответственности.

Столкновение на фоне выполнения надзорных функций

В качестве предупреждения конфликтов интересов на государственной службе по закону работнику рекомендуется:

  • в ходе выполнения обязанностей по надзору воздерживаться от советов по устранению нарушений;
  • направлять уведомление о снятии обязанностей в письменной форме;
  • действовать в соответствии с положениями Федерального закона № 273.
Читайте так же:  Горячая линия юридической помощи – круглосуточно и совершено бесплатно

Выполнение другого оплачиваемого труда

Конфликт интересов на государственной службе, это ситуация, при которой непосредственно сотрудник или его близкие люди планируют предоставление услуг фирме. То есть заключается отдельный договор на выполнение услуг.

Такая ситуация не критична, но требует составления уведомления на имя руководителя организации. При этом вышестоящий коллега не может заставить аннулировать контракт. Руководитель подразделения уполномочен рекомендовать отказать от исполнения таких обязанностей.

В собственности находятся ценные бумага, вклады, паи

Если у сотрудника предприятия имеются ценные бумаги, принадлежащие этой компании, то следует уведомить руководство об их наличии. Кроме того, работник обязан совершить такие же действия, если бумаги или вклады зарегистрированы на имя его родственников.

Мера урегулирования заключается в делегировании управления активами другому лицу. Дополнительно предприятие может инициировать рассмотрение вопроса на тему отчуждения. Кроме того, примеры столкновения интересов происходят, если гражданин имеет банковский вклад. При этом осуществляются управленческие функции в отношении учреждении.

Область закупки товаров, выполнение услуг

Порядок урегулирования конфликтов интересов на государственной службе закреплен в ст. 11 ФЗ № 273. Так, вышестоящие коллеги обязаны совершить следующие действия:

  1. Комиссия по закупкам продукции устраняет участника аукциона или торгов в принятии решения о поставщике.
  2. Если государственный контракт заключен после обнаружения столкновения потребностей, то договор аннулируется.

Порядок получения подарков и действия сотрудника

Подарки, врученные представителями организации или гражданскими лицами, госслужащему — предмет спорной ситуации. Конфликт интересов разрастается, если в текущем моменте сотрудник принимает решение в отношении компании. В качестве предотвращения патовой ситуации законодатель рекомендует отказаться от принятия благ.

Исполнение отдельных функций госуправления в отношении родственников и/или других лиц, в отношении которых есть личный профит у госслужащего

Личная заинтересованность государственного служащего заключается в возможности приобретения выгоды в ходе выполнения обязанностей по работе. В Федеральном законе такие действия расцениваются, как необоснованное обогащение.

Примечательно, что работник предприятия осуществляет такие манипуляции не только в качестве выгоды для себя, а также:

  • отца и/или матери;
  • мужа или жены;
  • ребенка;
  • братьев, сестер;
  • компаний, с которыми сотрудник имеет какие-то связи.

Споры по имущественным обязательствам и разбирательством в суде

Для урегулирования конфликта интересов на государственной службе по вопросам судебных разбирательств рекомендуется:

  • погасить задолженность, аннулировать контракт, а также другие действия по разрешению имущественных споров;
  • служащему следует уведомить руководителя.

Отношения с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с муниципальной службы

Руководителю должностного лица рекомендуется провести анализ отношений между сотрудником и бывшим работодателем. В случае высокого риска развития столкновения профита в ходе исполнения должностных функций, данного служащего необходимо отстранить. При этом работник может продолжать трудиться, но выполнение обязанностей в отношении бывшего места работы должны быть прекращены.

Нарушения запретов, установленных в законе

Государственным работникам воспрещено публиковать и применять информацию, полученную в ходе выполнения управленческих функций. Согласно положениям Федерального закона Российской Федерации № 273 запрещено разглашение тайных сведений, в т. ч. неконфиденциальных данных. Если на информацию наложен временный запрет, то сотрудник должен отказаться от использования ее в личных целях.

Шаблон уведомления

Документ составляется в письменной форме. При формировании уведомления служащий обязан придерживаться установленного образца и делового стиля.

  1. Подается на имя руководителя с указанием полного именного формуляра.
  2. В центральной части прописывается наименование документа — «Уведомление о конфликте интереса на государственной службе».
  3. В основном части текста указывают реквизиты сотрудника организации — фамилия, имя, отчество, должность.
  4. Детальное описание ситуации, при которой есть высокий риск развития столкновения потребностей или повод для получения личной выгоды. К примеру, это может быть подписание контракта с компанией, оказывающей услуги госучреждению. При этом во главе фирмы стоит родственник уполномоченного лица.
  5. Отдельно указывается согласие или отказ от присутствия при рассмотрении комиссии данного вопроса для урегулирования столкновения.
  6. В конце заявления работник проставляет — дату, подпись, расшифровку (фамилии, инициалы).

Методы урегулирования конфликтов по интересам

Сотрудник предприятия вправе использовать рекомендации, установленные в статье 11 ФЗ № 273. Дополнительно разрешается использовать другие методы предупреждения и урегулирования столкновения профита в ходе службы.

К таким мероприятиям относятся:

  1. Самостоятельно оформить отвод в добровольном порядке.
  2. Отказаться от получения выгоды, которая стала причиной развития ситуации.
  3. Передать ценные бумаги другому лицу для управления либо инициировать процедуру отчуждения.
  4. Написать отказ от исполнения другого оплачиваемого труда.
  5. Отказаться от приобретения услуг у граждан или компаний, в отношении которых работник исполняет функции надзора, если это противоречит ФЗ № 273.
  6. Не использовать полученные сведения в ходе исполнения должностных функций. Сохранять конфиденциальность во всех ситуациях, установленных в законодательстве.
  7. Написать заявление о переводе на другую должность или сделать самоотвод в качестве выполнения функций в отношении компании. Здесь учитывается увольнение сотрудника и трудоустройство в другой организации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, госслужащие обладают необходимыми инструментами и рекомендациями для предотвращения столкновения профита на работе. Действуя согласно ФЗ № 273, работник организации способен противодействовать коррупции.

Источники


  1. Ведихин, А. Forex от первого лица. Валютные рынки для начинающих и профессионалов / А. Ведихин. — М.: Омега-Л, 2005. — 428 c.

  2. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. — М.: Интерстиль, 1999. — 384 c.

  3. Хачатуров, Р. Л. Общая теория юридической ответственности: моногр. / Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр, 2017. — 965 c.
  4. Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения / В.Е. Чиркин. — М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 392 c.
  5. Яковлев, Я.М. Половые преступления; Душанбе: Ирфон, 2013. — 450 c.
  6. Савюк, Л.К. Правоохранительные и судебные органы / Л.К. Савюк. — М.: ЮРИСТЪ, 2013. — 464 c.
Конфликт интересов на государственной службе — понятие, примеры
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here