Ключевые компетенции педагога

Статья на тему: "Ключевые компетенции педагога" с разъяснениями профессионалов. Мы постарались собрать весь тематический материал, обработать и разместить в удобном для чтения виде. На все вопросы вам ответит наш дежурный консультант.

Профессиональная компетентность учителя

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
  2. Исследовательская деятельность;
  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  4. Различные формы педагогической поддержки;
  5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
  6. Трансляция собственного педагогического опыта;
  7. Использование ИКТ и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности — процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга (не контроля!), к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.

Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

Компетенция и компетентность

Что такое определение компетенции?

Компетенция – это область вопросов, в которой человек осведомлен и обладает определенными знаниями, опытом.

Определение компетенции в педагогике – это интегрированный результат овладения содержанием образования, выраженного в готовности ученика применить усвоенные знания, навыки, умения, способы деятельности определенных жизненных ситуаций для решения теоретических и практических задач.

Компоненты компетенции

Что такое компетенция в образовании? Это интегральный результат взаимодействия компонентов:

  • мотивационного, который выражен наличием глубокой заинтересованностью в определенном виде деятельности, наличием личностных смыслов для решения определенной задачи;
  • целевого, связанного с умениями выстраивать реальные личные цели, составлять планы, проекты, формировать определенные действия, поступки для достижения желаемого результата;
  • ориентационного, который предусматривает учет деятельности;
  • функционального, предполагающего применение знаний, умений, способов деятельности, информационной грамотности как основу для формирования собственных вариантов действий, принятия решений;
  • контрольного, заключающегося в имеющихся четких измерителях процесса деятельности и его результатов, совершенствования действий согласно цели;
  • оценочного, имеющего связь с самоанализом и адекватной оценкой.

Замечание 1

При наличии данных компонентов в структуре общей компетенции имеется тесное их переплетение между собой. Имеющийся компонент оказывает влияние на развитие других.

Компетентность

Знание человеком соответствующей компетенции – это компетентность в педагогике. Компетенция рассматривается в качестве заданной нормы образовательной подготовки, в компетентность – качество личности, необходимое для плодотворной и эффективной деятельности в определенной области.

Читайте так же:  Нюансы раздела кредита при разводе

Главной особенностью компетенции как педагогического явления являются не специфические предметные знания и абстрактные общепредметные мыслительные операции, а определенные жизненные навыки и умения, в которых нуждается человек.

Компетентно-ориентированное образование

ЮНЕСКО, Совет Европы, ЮНИСЕФ, ПРООН, и другие организации занимаются проблемой компетентно-ориентированного образования.

Многие европейские страны изменяют программы обучения, направленные на создание базы для достижения учащимися определенных компетенций. Со временем появляется необходимость в определении ограниченного списка компетенций, являющихся ключевыми. Такой примерный список локализован понятиями:

  • изучение;
  • процесс продумывания;
  • поиск;
  • сотрудничество;
  • адаптация;
  • принятие за дело.

Единых определения и перечня ключевых компетенций не существует. Это обуславливается рассматриванием компетенции в качестве заказа общества на подготовку граждан.

Умения учиться как основная компетенция в педагогике

Умение учиться способно запрограммировать личный опыт на самостоятельное обучение. Ребенок, умеющий обучаться самостоятельно, предопределен для индивидуальной и творческой работы.

Предложенная педагогическая компетенция – это предположение наличия:

  • самостоятельного определения учащимся цели учебно-познавательной деятельности или принятия цели, предложенной учителем;
  • четкого планирования деятельности;
  • организации времени и работы для достижения поставленных целей;
  • нахождения и отбора нужных знаний, способов, которые помогут в решении задач;
  • последовательности выполнения действий, приемов и операций;
  • осознания своей деятельности и ее совершенствование;
  • владения умениями, навыками самоконтроля и самооценки.

Профессиональная компетентность педагога

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Начнем с раскрытия содержаний основных понятий, ибо, как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений».

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности».

Проблема профкомпетентности активно изучается и отечественными учеными. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности [Пугачев, 2000]. В педагогике данную категорию рассматривают либо как производный компонент от «общекультурной компетентности» (Н.Розов, Е.В.Бондаревская), либо как «уровень образованности специалиста» (Б.С.Гершунский, А.Д.Щекатунова). Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством [Чошанов, 1996].

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в развитии и воспитании.

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

  1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
  2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.
  3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…».

Педагог 21 века – это:

-Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
-Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
-Умеющий организовать рефлексивную деятельность;

Профессиональная компетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.

Читайте так же:  Серии трудовых книжек по годам выпуска

Профессиональная компетентность – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.

Наряду с понятием профессиональной компетентности существует такое понятие как развитие профессиональной компетентности.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности: 1. самоанализ и осознание необходимости; 2. планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения); 3. самопроявление, анализ, самокорректировка. Формирование профессиональной компетентности — процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

  1. Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученныеv знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
  2. Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.
  3. Информационная компетентность – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.
  4. Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений. Основными компонентами профессиональной компетентности преподавателя являются:

  • социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;
  • персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;
  • специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
  • экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

Профессиональная компетентность преподавате­ля включает в себя предметную, психолого-педагогическую и методическую составляющие.

Предметная компетентность включает:

  • знания в области преподаваемой дисциплины;
  • ориентацию в современных исследованиях по преподаваемой дисциплине;
  • владение методиками преподавания дис­циплины (умение ориентироваться в разнообра­зии различных методов и приемов обучения);
  • использование современных педагоги­ческих технологий обучения.

Психолого-педагогическую компетентность мы

  • владение базовыми психолого-педагоги­ческими знаниями и умениями, обусловливаю­щими успешность решения широкого круга вос­питательных и образовательных задач;
  • умение выявлять индивидуальные способ­ности студентов и строить образовательный про­цесс с их учетом;
  • умение выявлять пробелы в знаниях и уме­ниях студентов, реализовать индивидуальные способы работы по ликвидации пробелов;
  • умение устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения со студентами, коллегами, родителями;
  • умение создавать благоприятный микро­климат в педагогическом коллективе.

Методическая компетентность это:

  • умение планировать, отбирать, синтезиро­вать и конструировать учебный материал;
  • умение организовывать различные формы занятий;
  • умение реализовывать деятельностный под­ход к обучению и умение организовать учебную работу студентов;
  • умение применять инновационные техно­логии обучения;
  • квалифицированное применение здоровь­есберегающих технологий обучения;
  • умение использовать приемы педагогиче­ской техники при формировании ключевых компетенций студентов;
  • умение организовывать самостоятельную ра­боту на занятиях и во внеурочной деятельности.

Подводя итог вышесказанного:

  • Совет первый: Компетентный преподаватель знает и любит свою дисциплину, любит свою работу.
  • Совет второй: Компетентный преподаватель владеет разнообразными методами обучения.
  • Совет третий: Компетентный преподаватель умеет вызвать и удержать интерес обучающихся, соизмеряет темп обучения с темпом усвоения знаний, управляет их вниманием.
  • Совет четвертый: Компетентный преподаватель имеет четкую, заранее оговоренную систему контроля, объективно оценивает знания.
  • Совет пятый: Компетентный преподаватель уважает обучающихся, умеет поставить себя на его место.
  • Совет шестой: Компетентный преподаватель — человек разносторонний, обладает артистизмом и чувством юмора.
  • Совет седьмой: Компетентный преподаватель имеет личную концепцию обучения и постоянно развивается.
  1. Кушин В.С. Общие основы педагогики. — Р-н/Д.: Март, 2002.
  2. Педагогическая энциклопедия. Т.3. Н-СН. — М.: Советская энциклопедия, 1996. — 879 с.

[2]

Профессиональные компетентности педагога/учителя

Профессиональная компетентность как приоритетная характеристика специалиста, оказывается в фокусе пристального внимания педагогической науки последних десятилетий. В России в период 1970 ‒ 1990 годов разрабатываются различные классификации компетенций, признанные педагогической общественностью. Разработке теоретико-методологических оснований подготовки будущего учителя, становления его как компетентного специалиста-профессионала посвящены работы Н.М. Борытко, Е.В. Бондаревской, В.И. Данильчука, А.А.Деркача, В.И. Загвязинского, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, О.Е. Лебедева, А.К. Марковой, Г.В. Мухаметзяновой, Н.В. Мясищева и многих других известных в науке педагогов и психологов.

Вне всякого сомнения, основу профессионально-педагогической компетентности составляют знания как ее когнитивный (гносеологический) компонент.Овладение знаниями помогает педагогу эффективно достигать результатов деятельности в соответствии с принятыми профессиональными и социальными нормами, стандартами, требованиями. «Быть компетентным — значит знать, когда и как действовать» (П. Вейлл). В понимании компетентности следует различать знания как информацию или простые сведения о чем-либо объективно существующем и наблюдаемом (Волга впадает в Каспийское море) и знание как форму существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека (геометрическая точка не имеет измерений). В таком понимании знание становится основой компетентности специалиста, компонентом его профессиональной деятельности, «живым знанием». Компетентность как «живое знание» в структуре профессиональной деятельности педагога обеспечивает ее эмоциональный компонент, активизирующий и повышающий профессиональный потенциал учителя.

Читайте так же:  Что делать, если в водительском удостоверении допущена ошибка

Компетентность как единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению профессиональных функций характеризует не только деятельность, но и самого педагога как ее субъекта в его самостоятельном, ответственном, инициативном взаимодействии с миром. Благодаря этому свойству компетентность интегрирует профессиональные и личностные качества педагога, направляет их на овладение знаниями и целенаправленное применение в прогнозировании, планировании и реализации деятельности, активизирует педагога в развитии собственных способностей, в стремлении к самореализации в социально полезной деятельности, обеспечивает его профессиональное становление уже в период обучения в вузе.

Наиболее полно поиск оснований профессиональной компетентности труда учителя осуществлен А.К. Марковой. По её мнению профессионально компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании». Она выделяет доминирующий блок профессиональной компетентности учителя, его интегральные характеристики:

профессиональные (объективно необходимые) педагогические знания (гностический компонент)’,

профессиональные педагогические позиции, установки учителя, требуемые в его профессии (ценностно-смысловой компонент);

— объективно необходимые профессиональные педагогические умения (деятельностный компонент)’,

—личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями (личностный компонент).

На наш взгляд, оригинальным является определение Н.В. Кузьминой, которая считает, что профессиональная компетентность педагогаэто его«способность превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирования личности учащегося с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы».

[3]

В.И. Загвязинский выделяет профессиональные компетенции в педагогической сфере в соответствии с выполняемыми педагогами функциями.

предметник
Видео (кликните для воспроизведения).

педагог: его функции психолог

и компетентности менеджер

Все его роли (функции) реализуются в единой деятельности, требующей соответствующих компетенций. Раскроем их содержание.

* Предметная компетентность — в сфере учительской специальности, т.е. специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины; достижения, способы постижения перспективы, методология науки.

* Методическая компетентность в области педагогических способов формирования знаний, умений учащихся; подходы, методы конструирования учебного процесса и контроля за его результатами.

* Психологическая компетентность – понимание внутренних механизмов убеждения, возрастных и индивидуальных закономерностей развития личности; владение способами их формирования и регулирования, способами продуктивного общения, работы в коллективе.

* Менеджерская компетентность – умение предвидеть, проектировать и управлять процессом обучения и воспитания, достижение взаимопонимания и взаимосодействия субъектов образования.

* Воспитательная компетентность. В нее входят социально-коммуникативная, ценностно-мировоззренческая, личностно-валеологическая компетентности; (воспитывающий потенциал предмета науки и сферы деятельности являются в данном случае средством реализации указанных компетентностей).

* Исследовательская компетентность обязательная для вузовского педагога, но все более входящая в орбиту деятельности творческого педагога, причастного к процессам обновления дошкольного, школьного и высшего образования. Включает владение методологической культурой, методами и методиками исследовательского поиска.

Кроме того, профессиональная компетентность предполагает целый спектр личностных качеств. Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, эмоциональную, этическую, социальную и поведенческую. Следовательно, она всегда личностно окрашена качествами конкретного человека.

Анализируя представленные определения, можно сделать вывод, что профессионально-педагогическая компетентностьинтегральная профессионально-личностная характеристика учителя, определяющая его готовность, способность выполнять профессионально-педагогические функции, в соответствии с принятыми в социуме в настоящий момент нормами и стандартами.

Ученые и учителя-практики стали четко разделять понятия компетенции и умения: умения представляются как компетенции в действии, а компетенция — это то, что порождает умение. Поэтому в настоящее время профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. Профессиональная компетентность педагога включает умения системно воспринимать многоплановую педагогическую реальность и системно в ней действовать. Эти свойства обеспечивают возможность целостного, структурированного видения логики педагогических процессов, понимания закономерностей и тенденций развития педагогической системы, облегчают конструирование целесообразной деятельности.

С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений:

гностические умения – познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;

идеологические умения – социально-значимые умения проведения политико-воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды педагогических знаний;

аналитические умения — обобщенное умение педагогически мыслить, которое, в свою очередь, состоит из ряда частных умений: расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.); осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами; находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать педагогическое явление; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения;

дидактические умения – общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов, средств и технологий обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;

Читайте так же:  Порядок проведения служебной проверки в мвд

организационно-методические умения – умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности обучающихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;

коммуникативно-режиссерские умения – общепедагогические умения, включающие перцептивные (перцепция социальная – понимание и оценка людьми других людей, самих себя), экспрессивные (методы показа, проявления своих чувств), суггестивные (от лат. suggestion – «внушение»), ораторские умения и умения в сфере педагогической режиссуры; коммуникативные умения учителя-воспитателя, которые структурно могут быть представлены как взаимосвязанные группы умений общения (вербального), умений и навыков педагогической техники;

прогностические умения – общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива обучающихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом; педагогическое прогнозирование требует от учителя овладения такими прогностическими методами, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполирование и др.;

рефлексивные умения – способность к рефлексии, позволяющей разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки и в конечном итоге деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям; способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация;

организационно-педагогические умения – общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности личности обучающихся;

общепрофессиональные умения – умения чтения и составления чертежей, схем, технических диаграмм, выполнения расчетно-графических работ, определения экономических показателей производства;

конструктивные и проективные умения – интегративные умения разработки технологических процессов и конструирования технических устройств, разработка учебной и технико-технологической документации, выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих тестов; триада «анализ — прогноз — проект» предполагает выделение специальной группы проективных умений, проявляющихся в материализации результатов педагогического прогнозирования в планах обучения и воспитания, в конкретных проектах их выполнения;

технологические умения – количественные умения анализа производственных ситуаций, планирования, рациональной организации технологического процесса, эксплуатации технологических устройств;

производственно-операционные умения – общетрудовые умения по смежным профессиям; узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной отрасли производства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Компетенция в педагогике: определение и компоненты

Компетенция – это некоторые вопросы, в которых человек осведомлен, имеет знания и определенный опыт.

Понятие компетенции

В педагогике определение «компетенция» – это интегрированный результат владения содержанием образовательного процесса, выражаемым в готовности учащихся применять знания, навыки и умения. Также умение применять способы деятельности в разных жизненных ситуациях с целью решения теоретических и практических задач.

Компоненты компетенции

Компетенция – интегрированный результат взаимодействия нескольких компонентов:

  • Мотивационного – выражается в заинтересованности в деятельности и наличии личных смыслов для решения задач;
  • Целевого – связано с умением ставить личные цели, умение конструировать действия и поступки;
  • Ориентационного – предусматривает учет внешних и внутренних уровней деятельности;
  • Функционального – для формирования собственных моделей действий и принятия решений используются знания, умения, способы работы, информационная грамотность;
  • Контрольного – наличие точных измерителей деятельности и ее результатов;
  • Оценочного – самоанализ и адекватная оценка.

Замечание 1

Эти компоненты тесно связаны между собой. Каждый из них влияет на развитие иных деталей.

Компетентность

Компетентность – это понятие применяется к знаниям человека соответствующей компетенции. Если компетенция в педагогике – это заданная норма образовательной подготовки, то компетентность – качество личности, нужное для качественной, эффективной работы в определенной области.

Особенность компетентности в педагогике – это не специфические предметные знания и абстрактные общепредметные мыслительные операции, а конкретные жизненные навыки и умения.

Компетентно-ориентированные образование

Над компетентно-ориентированным образование работают международные организации – ЮНЕСКО, ЮШСЕФ, ПРООН, Совет Европы, Организация европейского сотрудничества и развития и т.д.

Европейские страны совершенствуют программы обучения, для создания базы для достижения учениками определенных компетенций. Создается ограниченный набор этих качеств, которые и выступают ключевыми для личности. Был составлен приблизительных список из основных компонентов – изучать, думать, искать, сотрудничать, адаптироваться, приниматься за дело. Однако единый перечень организации еще не составили, и это будет сложно сделать. Компетенции выстраиваются от потребностей общества на подготовку граждан.

Компетенция в педагогике – это умение учиться

Способность к обучению проецирует личный опыт самостоятельного обучения. Ребенок, самостоятельно обучающийся, запрограммирован на свободную и легкую работу в будущем. Такая компетенция ученика подразумевает такие моменты:

  • Учащийся сам определяет цель учебно-познавательной деятельности или принимает задачи от педагога;
  • Планирует свою работу;
  • Формирует деятельности для достижения результат;
  • Находит и обрабатывает знания и способы решения проблем;
  • Последовательное выполнение задач;
  • Совершенствует работу;
  • Развивает навыки самоконтроля и самооценки.

Развитие компетентности современного учителя

Дата публикации: 13.01.2016 2016-01-13

Статья просмотрена: 419 раз

Библиографическое описание:

Бердибеков П. К., Холбаева Г. А., Турсунова Н. Э. Развитие компетентности современного учителя // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 770-772. — URL https://moluch.ru/archive/106/25067/ (дата обращения: 08.12.2019).

Читайте так же:  Исковое заявление на раздел имущества

В работе описывается поиск и внедрение эффективных инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, в практику воспитания и формирования личности учителя.

Ключевые слова: компетентность, учитель, технология воспитания, инновации, профессионал, педагогика, знание.

Внедрение новых современных информационных технологий ставят перед наукой и практикой задачу существенных изменений в системе образования. Соответственно, изменения в образования делают необходимым повышение квалификации и профессионализма учителя и его профессиональной компетентности. В Национальной программе по подготовке кадров провозглашен приоритет профессионального образования и воспитания, повышения их качества. Для этого необходимо активизировать поиск и внедрение эффективных инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, в практику воспитания и формирования личности учителя.

Рассмотрим несколько сформулированных учеными определений понятия профессиональной компетентности учителя:

Компетентность-это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности общении развитии (саморазвитии) личности [3].

Компетентным считается такой труд учителя, к котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяется также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств-с другой [2].

Компетентность-это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса [4].

Компетентность-это совокупность профессионально-педагогических компетенций [1].

Профессиональная компетентность учителя-это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Поэтому Учитель с большой буквы-одаренный педагог, настоящий профессионал. Стиль современного учителя-совместное творчество с учениками. Он-исследователь, наблюдатель, организатор воспитывающейся и развивающейся детской среды. Основная цель современного педагога-подготовка разносторонне развитой личности гражданина страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.

Таким образом компетентность современного учителя-это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творческое отношение к процессу обучения, оптимальное использование средств, приемов, методов обучения), искусства (актерство и ораторство). Неслучайно в настоящий время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя. Для развития профессиональной компетентности прежде всего нужна самостоятельная работа над собой, так как она способствует формированию следующих профессионально значимых умений:

Планирование деятельности, постановка целей, выявление трудностей и поиск путей их преодоления, организация учебной и внеучебной работы, разумное распределение времени и индивидуальный подход к каждому ученику.

Видео (кликните для воспроизведения).

Профессиональное становление педагога имеет первостепенную важность в развитии общества в целом: личность педагога так же, как и его профессиональные знания, является ценностным капиталом общества. Учитель способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому. Поэтому каждый современный учитель должен заниматься самообразованием. А самообразование связано непосредственно с личностью педагога, отсутствием или недостатком у него теоретических знаний, ибо общеучебные умения являются инструментом овладения любым учебным материалом.

На сегодняшний день становится очевидным, что из простой суммы «сложить» компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение. Труд учителя напоминает труд чеканщика. Как у настоящего мастера нет одинаковых работ, так и у настоящего учителя не должно быть стремления сделать своих учеников одинаковыми. Следовательно, задача учителя заключается в том, чтобы ученику на уроке всегда было интересно, чтобы хотелось учиться непрерывно. Анализируя приведенные выше определения, можно сделать вывод, что профессионально-личностная характеристика учителя, определяющая его готовность, способность выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми нормами и стандартами.

  1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5.
  2. Маркова, А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя [Текст] / А. К. Маркова // Советская педагогика. — 1990. — № 8. — с. 12–16
  3. Митина Л. М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога [Текст] / Л. М. Митина. — М.: Сентябрь, 1999. — 192 с.
  4. Aдольф В. A. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога: Информатика и образование, 2006 № 1 с:2–8.

Источники


  1. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов вузов / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2014. — 256 c.

  2. Миронов, Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Иван Миронов. — М.: Книжный мир, 2015. — 672 c.

  3. Троицкий, Н. А. Корифеи российской адвокатуры: моногр. / Н.А. Троицкий. — М.: Центрполиграф, 2015. — 416 c.
  4. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 1. — Москва: Высшая школа, 2016. — 251 c.
  5. Николаева, Т.П. Деятельность защитника на судебном следствии / Т.П. Николаева. — М.: Саратов: Саратовский Университет, 2013. — 574 c.
  6. Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. — М.: Академия, 2008. — 208 c.
Ключевые компетенции педагога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here