Карьерный рост учителя

Статья на тему: "Карьерный рост учителя" с разъяснениями профессионалов. Мы постарались собрать весь тематический материал, обработать и разместить в удобном для чтения виде. На все вопросы вам ответит наш дежурный консультант.

Горизонтальная карьера педагога: обретение обшей значимости сделанного каждым

В 2009 году в методическом объединении учителей-логопедов ДОУ Советского территориального управления комитета образования администрации Волгограда стартовал фестиваль презентаций «Моё педагогическое кредо» (Приложение 1). Этапы фестиваля стали смотром убеждений, взглядов, основ мировоззрения участников МО. Ведь «credo», в переводе с латыни означает «верую». А профессия педагога невозможна без веры в идеалы, в лучшее будущее, в свои силы и силы своих учеников.

[1]

В последнее время, в связи с происходящими в обществе процессами гуманизации, актуализировалась проблема становления педагога, обладающего качественно новым мышлением. Появился профессионал, способный конструировать логику педагогических процессов, анализировать их целостные свойства. Характер нового мышления определяется личностными источниками: потребностями, влечениями, установками и ценностями самого педагога. А это значит, что особенную актуальность приобретают рефлексивные процессы и оценки.

Рефлексия — это процесс самопознания человеком своих внутренних психических состояний. Предполагает он особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость человека. У детей рефлексии почти нет, и у взрослого она не разовьётся, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы. Понятие рефлексии возникло в философии и означало оно процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Интересно, что Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагируясь от всего внешнего, телесного. А Локк отделял рефлексию от ощущения, трактуя её, как особый источник знания — внутренний опыт. В отличие от нашего внешнего опыта, основанного на свидетельствах органов чувств. Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой психологии интроспективной, позволяющей человеку заглянуть вглубь самого себя.

В социальной психологии существует несколько иная, более интересная и значимая для нас педагогов, членов одного образовательного учреждения, родителей обучающихся трактовка. Рефлексия здесь выступает в форме осознания действующим субъектом — лицом или общностью лиц — того, как они в действительности воспринимаются другими людьми или общностями. И рефлексия здесь — не просто знание или понимание человеком самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции, представления. А когда содержанием последних выступает предмет деятельности совместной и многолетней развивается особая форма рефлексии — отношения.

Интересна и трактовка рефлексии, как процесса удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов, содержанием коего выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.

Отечественные психологи отмечают, что для более глубокого понимания рефлексии её нужно рассматривать на сложных, многочисленных, реальных социальных группах, объединенных значимой совместной деятельностью, например, обучением и воспитанием детей. Это и есть педагогическая рефлексия.

Рассмотрим влияние педагогического опыта, стажа работы педагога на формирование его профессиональной позиции (Приложение 2). Рефлектируя, размышляя можно понять, что является главным для педагога на определённом этапе его карьеры, во взаимодействии с коллегами, с детьми и их родителями, что может окрылить его, подбодрить, дать ему почувствовать собственную значимость, ощутить свою неповторимость, индивидуальность. Эти размышления помогут нашему профессиональному сообществу наметить конкретные меры поддержки, в которых и молодые специалисты, и зрелые педагоги нуждаются и прямо, и косвенно.

Стаж работы от 1 до 5 лет характеризуется преобладанием знаний над умениями, концентрацией на собственных возможностях, склонностью к самоизменениям, открытостью всему новому, активным профессиональным поиском. Но одновременно, и преобладанием дисциплинарных мер воздействия на детей, неустойчивостью в своих педагогических оценках.

Конечно, для начинающего учителя важны эмоциональная поддержка, постоянное развитие уверенности в своих силах, акцент на собственных, пусть небольших, достижениях, в продвижении по избранной стезе. И ещё очень важно доверие, открытость в отношениях.

В период от 6 до 10 лет работы у педагога происходит формирование устойчивой профессиональной позиции, расширение и совершенствование методов обучения и воспитания, повышение значимости выбранной профессии.

Всякому педагогу на данном этапе необходима помощь в осознании и реальных ограничений, и своей «звёздности», за которыми следует значительное расширение позитивных личных возможностей.

В период от 11 до 15 лет работы педагоги обычно осознают противоречия между имеющимися возможностями и желанием профессиональных изменений. Возникают стереотипы в работе, одновременно расширяются коммуникативные умения.

Какова же реальная ценная поддержка для педагога на данном этапе? Это привлечение к наставнической и проектной деятельности, помощь в рефлексии достижений, расширение возможностей восприятия инноваций, привлечение к экспериментальной деятельности.

Психологи отмечают, что профессиональный период от 16 до 20 лет отмечается кризисом самосознания между «Я — реальным» и «Я — идеальным», возможным снижением профессионализма, формированием устойчивых механизмов защиты и, одновременно, ростом увлечённости работой.

И на этом этапе педагогам нужно больше самостоятельности, творчества. Необходима помощь в обобщении опыта работы, в распространении данного опыта среди коллег, с целью повышения самооценки педагога.

Стаж от 21 до 25 лет отмечается наибольшей увлечённостью работой, сформированностью профессионально значимых качеств, но, одновременно, критичностью и настороженностью во взаимодействии с другими специалистами. Важную услугу здесь призвана оказать опора на авторитет педагога, его опыт, привлечение к наставничеству молодых коллег.

Только добиваясь чего-то вместе, мы осознаём себя общностью. Совместно разрабатываемые проекты, участие в конкурсах различного ранга сближает учителя, его воспитанников и их родителей крепко и надолго, работает на авторитет педагога.

Утверждают, что срок работы с детьми более 25 лет грозит возникновением синдрома «эмоционального сгорания», невосприимчивостью ко всему новому, нарушением взаимодействия с коллегами и воспитанниками, психоэмоциональным перенапряжением.

Во-первых, и такому зрелому педагогу необходима помощь в анализе своих достижений, демонстрации этих достижений коллегам, родителям и детям, педагогическая рефлексия (Приложение 3).

Во-вторых, освоение и использование в работе новых технологий, методик (Приложение 4), технических средств обучения является мощным стимулом и гарантией достижения новых профессиональных высот.

В третьих, одним из механизмов предотвращения эмоционального выгорания педагога является правильное построение собственной педагогической карьеры (Приложение 5).

В японской системе треков существует понятие карьеры вертикальной и горизонтальной. Сделать в сфере образования вертикальную карьеру — это, значит, стать завучем, директором, методистом. В силу недостаточности ступеней вертикального роста, вопрос такой карьеры явно проблематичен. К тому же, многим не захочется лишать себя непосредственного общения с детьми.

В педагогике актуально сегодня «перемещение по горизонтальной плоскости». Логика здесь такова: сменяя участки работы, педагог лучше узнаёт всю структуру деятельности своего учреждения, расширяет профессиональный кругозор, спектр интересов и возможностей, повышает свою технологическую культуру, вносит коррективы, проектирует, ощущает себя нужным и значимым.

Вот как выглядит трековая схема в школе: педагог — член педсовета — участник методического совета — руководитель временной творческой группы — автор проекта — руководитель методического объединения — член психолого-медико-педагогического консилиума — инициатор проведения проблемных семинаров — член аттестационной группы, участник совета специалистов, да всего и не перечислишь.

Это не ново, скажет кто-то и будет прав. Новизна подхода в том, что данная перспектива — не обуза, а возможность применить свои силы с различных сторон, реализовать свой творческий потенциал, постоянно повышать свой профессионализм и мастерство, актуализируя тем самым качественную сторону инициативной общественной деятельности, обретая радостное и неустанное движение вперёд, предотвращая синдром «эмоционального выгорания».

Читайте так же:  Декретный отпуск для бабушки

Горизонтальную карьеру необходимо рассматривать как переход от индивидуальных достижений к обретению общей значимости сделанного каждым. И это является важным и для педагогического, и для родительского и для ученического сообществ (Приложение 6).

Методический совет, методическое объединение призваны быть творческими двигателями. Рассматривая проблемы, они генерируют идеи. Идея, помогающая решить проблему, должна заинтересовать учителя, который имеет опыт в работе с проблемой и, соответственно, должен иметь право трансформировать идею, предложенную советом и объединением. Спускаясь в массы, идея трансформируется, без этого она нежизнеспособна.

Именно каноны и догмы часто отпугивают людей творческих (Приложение 7). Заранее заданные шаблоны тормозят поиск и инициативу. И здесь самое главное последовательность. Не стыдиться самого себя. И шаг за шагом делать то, что считаешь нужным. Верить себе. Ведь ни для кого не секрет, что самостоятельность, инициативность и творческий поиск идут неразрывно рука об руку. Идут дорогой радости постижения, счастья приобщения, успешности воплощения — к горизонту!

Можно представить реальные победы, решения каких-либо трудных проблем в виде звёзд, сияющих во Вселенной. Сверкающие новыми гранями, более яркими оттого, что рождённые проблемами идеи трансформировались, преобразовались, мотивировали многих. Многих, хотя и не всех. Их потенциал почему-то недостаточно реализуется, не работает. Нет личной заинтересованности. Если педагог не захочет внедрять инновационную технологию, его никто не сможет заставить этого сделать. Или же всё сведётся к формальности. Как же пробудить личную заинтересованность? Возникло очень удачное сравнение методической сокровищницы, копилки с пещерой Али-бабы и сорока разбойников. Если мы все вместе сумеем извлечь драгоценные камни — идеи — на белый свет, то они своим сиянием озарят не зажженные звёздочки, заставят их сверкать вначале отражённым, а затем и ярким самостоятельным светом.

А поможет нам и нашим коллегам (Приложение 8) в этом фестиваль презентаций «Моё педагогическое кредо».

Карьера учителя или кара учителя

Как ни обидно, время, когда «учитель» – это звучало гордо, прошло. Сегодня представители одной из вечных профессий скорее не выбирают, а соглашаются на свою работу – они, молодые специалисты, не нашедшие себя в других областях. А может, это – одно из заблуждений, витающих около воспетой в искусстве и столь неоднозначной профессии?

Учительница первая моя

Согласно статистике, 16% российских женщин в детстве мечтали стать учителями. Однако соотношение полов в педагогических вузах показывает, что с течением времени многое меняется. Если по составу учеников школа в России – смешанная, то по составу учителей – фактически женская (86% к 14%), и дети, как утверждают социологи, получают женское образование. Любопытно другое: сочетания «женщина-учитель» и «мужчина-учитель» практически не встречаются в психолого-педагогической литературе, а ведь слово, обозначающее профессиональную принадлежность – «учитель», мужского рода. И немудрено – мужчины чаще выбирают активные профессии, где можно проявить себя и сделать карьеру. Какова же карьера у учителя?

Так называемая карьера

Карьера учителя предполагает два вектора: либо вырасти по административной линии, либо совершенствоваться в преподавательской работе. Выбор небогат, да и коридор узок: лишь один из 24-25 учителей когда-нибудь может стать директором школы. Безуспешно поискав себя на педагогическом поприще, многие через 2-5 лет уходят в другие сферы. Обидно, если учесть, что период наибольшей эффективности начинается у учителей после 8-10 лет преподавания.

Зарплата или нечто вроде

Основное определяющее уровень зарплаты учителя — это объем преподавательской нагрузки. Поэтому единcтвенный способ влиять на свой уровень благосостояния для педагога — это набирать максимально возможное число часов плюс искать дополнительный заработок (совместительство, репетиторство). На вопрос, почему учителям исторически так не повезло с зарплатой, ответить просто: оплата труда сотрудников – главная статья расходов в сфере образования. В экономических категориях этот уровень вполне приемлем: если люди готовы работать за такие деньги, то зачем платить больше? Но в категориях развития государства он недопустимо низок.
65% россиян считают профессию учителя непрестижной.

36% учителей считают свою работу стрессовой.

41 год — средний возраст российских педагогов.

1,5 млн учителей работают в сфере образования в России.

За последние 10 лет их число сократилось на 100000 человек.

Денег мало, нервов много

Одна из трудностей профессии учителя состоит в ее контактности. Пара сотен учеников или студентов, «пропущенные» за смену грозит нервными (а неровен час – и психическими) расстройствами от переизбытка общения. Вот почему педагоги бывают такие «звери», а среди преподавателей так много шизофреников.

[2]

Еще один отрицительный показатель — число выполняемых функций за смену. У большинства работающих россиян, помимо прямых служебных обязанностей, есть дополнительные нагрузки, отнимающие столько же времени, сколько основная работа. Согласитесь, задача учителя — учить детей, а не проводить родительские собрания, писать отчеты в департамент образования, планы и докладные записки (в вузах и школах США и Европы эти обязанности выполняют другие специалисты).

«Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом», — считал Сенека. Иногда кажется, что образовательная система будто специально устроена так, чтобы не дать учителям возможности получать удовольствия от работы и допустить появления выдающихся учителей.

Полуторная нагрузка, будучи нормой для учителя, предполагает 4-6 уроков в день плюс ежедневную подготовку к занятиям, внеурочную работу, совещания, «бумажную работу», дополнительную работу на стороне, коей занимаются не меньше трети всех педагогов. Не удивительно, что сегодняшний учитель часто напоминает промрабочего, замученного необходимостью изготавливать максимальное число деталей на станке. У него почти нет времени и финансовой возможности читать книги, ходить в театры, фитнес-клубы, хорошие парикмахерские (унылые прически учителей – первое, что бросается в глаза на педсобраниях), путешествовать, модно одеваться и иметь хобби.

Но настоящей «изюминкой» педагогических сложностей можно считать состав коллектива и его особенности: в однородном (как правило женском) коллективе процветают интриганство, зависть, злоба, подсиживание, которые нередко вынуждают талантливого человека искать новую работу. Возможно, Сенека был прав…

По остаточному принципу

Другой известный афорист Жак Барвэн сказал: «Учительство – не утраченное искусство, но уважение к учительству – утраченная традиция».

Конечно, подобная ситуация встречается не везде. В Британии, например, профессию педагога считают престижной и желанной, а 16% британских выпускников назвали преподавательскую деятельность областью, в которой они хотят делать карьеру. В России же распределение учителей происходит по остаточному принципу, а работа выпускников педагогических вузов не по специальности имеет массовый характер. При этом первыми в очереди на выход из сектора и получение альтернативной работы стоят те, чьи зарплатные претензии максимальны, а профессиональные позиции на региональном рынке труда наиболее конкурентоспособны. Как говорится, без комментариев.
Ежегодно в школах ждут 30000-32000 молодых специалистов. Нормальная возрастная сменяемость требует 45000-47000 молодых учителей, но это при условии, что пожилые учителя вовремя уходят на пенсию, чего не происходит.

5.3 Педагогическая карьера.

Слово карьера означает: а) продвижение в какой-либо сфере деятельности; достижение известности, славы, выгоды; б) род занятий, деятельности.

Понятно, что вершина в профессиональном развитии не обязательно есть занятие «начальствующих должностей» – директора, его заместителя, руководителя органов народного образования. Это, прежде всего, освоение вершин мастерства. В.А.Сухомлинский и А.С.Макаренко более известны как выдающиеся педагоги, внесшие огромный вклад в развитие педагогики, чем как руководители образовательных учреждений. Употребляя термин «педагогическая карьера», будем исходить из предположения, что профессиональный жизненный путь учителя – это, прежде всего, путь не по «должностям» и «постам», а по ступеням педагогического мастерства. Желание учителя претендовать на более высокий разряд или категорию не есть просто условие повысить заработанную плату, но и демонстрация возросшего его педагогического и методического мастерства.

Читайте так же:  Нужно ли менять загранпаспорт при смене фамилии после замужества

Студенты педагогического вуза должны понимать, что они ориентированы на будущую учительскую профессиональную деятельность, но это не значит, что они должны ждать это будущее. Живя сегодняшней жизнью, они должны помнить о том, что все им пригодится, когда они встанут за учительский стол, ибо заранее нельзя сказать, что потребуется учителю, когда он будет говорить со своими учениками.

Различают две ветви карьеры: вертикальную и горизонтальную. Вертикальная карьера – это служебный рост, который достаточно ограничен. Заместитель директора и директор школы – вот те ступени, которые возможны в школе. Возможно и дальнейшее продвижение в органы управления образованием, но этих высот достигают лишь немногие. Горизонтальная карьера – это рост профессионального мастерства, то, что невозможно отнять у человека. 44

Горизонтальная карьера весьма важна для педагога, поскольку он является менеджером, а педагогический менеджмент – это искусство управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся. Учитель как менеджер, ориентированный на профессиональный рост как на нечто более важное, чем служебная карьера или зарплата, не гонится за должностями, а учится. Ведь карьера – это знания, умения, желание профессионального роста.

Чему же должен учиться учитель? Во-первых, умению учиться. Профессиональный рост, создание карьеры – это не что иное, как процесс систематического накопления новых знаний, которые постоянно используются учителем в практике работы с учащимися. Во-вторых, умениям выбирать ясные и практически осуществимые цели учебно-воспитательной работы. В-третьих, умению дисциплинировать себя, добиваться поставленных целей.

Индивидуальные образовательно-профессиональные программы. Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулированно в профессиограмме или индивидуальной профессионально-образовательной программе. В этой программе содержатся идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя. Это программа личностного и профессионального развития. К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограмм. Практика показала, что профессиональные требования к личности учителя можно объединить в три основных комплекса: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету. В профессиограмме отражены не только идеализированные параметры, но и наличие или уровень сформированности необходимых качеств у конкретного учителя, а также сроки, в которые проходит фиксация уровня. Для фомирования необходимых качеств можно в профессиограмме указать пути и средства, с помощью которых будет проходить развитие учителя. Психологи рекомендуют указать также наличие педагогических способностей, на основе которых формируются профессиональные качества учителя. Профессиограмму можно представить в виде следующей таблицы:

Профессия педагог — достоинства и недостатки

Выбирать профессию учителя следует только тому человеку, который видит в педагогической деятельности свое подлинное призвание. Другим людям — в частности, тем, кто хочет поступать в педвуз из любви к какому-то предмету — работать в школе будет неинтересно и трудно

В этой короткой статье мы рассказываем всю правду о преподавательском деле. Не поленитесь прочесть ее. Возможно, она предостережет вас от фатальной ошибки или, напротив, поможет вам окончательно определиться со смыслом жизни.

Преимущества работы в школе

Учитель, на совесть выполняющий свою работу, — это, как правило, уважаемый человек. Его относительно высокий социальный статус определяется личностными достоинствами, а не уровнем получаемой зарплаты.

Десятки родителей доверяют педагогам самое ценное свое сокровище — ребенка. От того, насколько хорошо преподается тот или иной предмет, может зависеть вся дальнейшая судьба детей (не по примеру ли своего любимого учителя вы начали задумываться о поступлении в педуниверситет?). Характером и манерами наставника в значительной мере определяются ценностные ориентиры многих мальчишек и девчонок.

Педагогическая работа очень интересна — каждый день проходит по-новому, всегда есть простор для творчества.

Не стоит забывать и о таких приятных бонусах профессии, как относительно короткий рабочий день и долгий отпуск.

Если хотите получить более конкретно представлять условия трудоустройства учителей, ознакомьтесь с конкретными объявлениями о вакансиях для педагогов.

С какими проблемами сталкивается учитель?

Для краткости перечислим основные минусы специальности в виде списка:

  • постоянная психологическая перегрузка (факторов, провоцирующих ее, немало — шум, шалости детей, высокая ответственность);
  • необходимость все время осваивать новые стандарты и программы образования (сейчас эта сфера активно реформируется, инновации вводятся каждый год, и порою они очень радикальны);
  • неизбежная дополнительная работа на дому — составление планов, подготовка к урокам, проверка тетрадей;
  • работа в преимущественно женском коллективе;
  • обязательные курсы повышения квалификации, периодическая аттестация на протяжении всей жизни;
  • отсутствие очевидных перспектив карьерного роста (выше учителя — только директор, а он один на всю школу);
  • достаточно скромная зарплата.

Как видите, есть над чем задуматься. Окончательное решение — за вами.

карьера учителя

Возможен ли в школе карьерный рост учителя ?

23 декабря 2015 года на заседании Государственного Совета Российской Федерации, посвященного развитию системы общего образования, Президент России Владимир Владимирович Путин дал поручение: «Я прошу Правительство Российской Федерации разработать и внедрить общенациональную систему профессионального роста учителей».

Свежие комментарии

  • eduinspector к записи Как стать участником программы «Земский учитель»
  • eduinspector к записи Как стать участником программы «Земский учитель»
  • Rya к записи Как стать участником программы «Земский учитель»
  • Rya к записи Как стать участником программы «Земский учитель»
  • eduinspector к записи Защищаем права ребенка в школе

Свежие записи

Сайт использует файлы Cookie. Ознакомьтесь с Политикой конфиденциальности, что бы узнать подробности.

Если Вы не хотите, что бы файлы Cookie были использованы отключите их в своём веб-браузере.

Профессия учителя: только для самых самоотверженных женщин

Видео (кликните для воспроизведения).

Среди женщин очень популярна профессия учителя — пожалуй, самая древняя женская профессия. Её корни уходят во времена первобытно-общинного строя. В нашей стране целых 83% учителей составляют женщины и лишь 17% — мужчины. Многие считают учительский труд сложным и неблагодарным. Так ли это на самом деле? И как живётся современным учительницам в условиях нынешней системы образования? На все эти, а также на многие другие вопросы мы ответим прямо сейчас.

Должностные обязанности педагога, или на все руки мастерица

Казалось бы, что сложного в профессии учителя? Отчитал урок и свободен! Ах, если бы всё было так просто! Должностные обязанности современного педагога охватывают довольно широкую сферу:

  • Ведение уроков — это, конечно же, основной вид деятельности учителя.
  • Умение отыскать личностный подход к любому ученику. То же самое, кстати, касается и умения общаться с разными родителями.
  • Проверка тетрадей и дневников, заполнение журналов, составление календарных планов и отчётов.
  • Подготовка наглядных пособий, таблиц, схем, индивидуальных карточек — без них сложно провести хороший урок.
  • Участие в заседаниях педсоветов, методобъединений, творческих групп на уровне школы, района и области.
  • Регулярное проведение классных и родительских собраний.
  • Консультирование учеников и родителей по поводу успеваемости.
  • Классное руководство — этот «счастливый» лотерейный билет выпадает не всем, но многим.
  • Внеклассная работа по предмету.
  • Работа с одарёнными учениками, помощь в подготовке к олимпиадам и конкурсам.
  • Участие в разработке и апробации учебных и образовательных программ.
  • Приобщение детей к государственным законам и необходимости чётко их соблюдать.
Читайте так же:  Заявление о переносе отпуска на другой срок образец

Профессия учителя: перспективы и возможности карьерного роста

Перефразировав известную пословицу, можно сказать так: «Плох тот учитель, который не мечтает стать директором!». Конечно же, поначалу такие грандиозные планы покажутся тебе чем-то далеким и нереальным! Но со временем ты освоишься, повысишь уровень своего педагогического мастерства, в твоем портфолио появится множество грамот и наград, твои ученики будут занимать призовые места на олимпиадах, тебе присвоят звания и категории… Ну, что ж, самое время подумать о повышении!
Учитель может запросто стать завучем или директором школы, перейти на должность руководителя в ГорОНО или РОНО. А, возможно, тебе даже захочется открыть собственную частную школу.

Преимущества и недостатки профессии педагога

Любая профессия имеет свои положительные и отрицательные моменты. Работа учителя также не является исключением.
Преимущества педагогической деятельности:

  • Работу учителя можно смело назвать творческой. Она предполагает постоянное развитие самого педагога.
  • В свободное время учитель имеет возможность подрабатывать репетитором, а это неплохая прибавка к зарплате.
  • Учителя в школах находятся неполный рабочий день. Рабочее время зависит от количества уроков.
  • Двухмесячный отпуск, который всегда выпадает на лето.
  • Успехи своих учеников повышают твой авторитет, ты радуешься каждому их достижению, как своему собственному.
  • Тебя окружают молодые люди, полные сил и энергии. Ты заряжаешься от них позитивом и учишься смотреть на мир глазами современной молодёжи.
  • На 8 марта и День рождения ты получаешь как минимум цветы и коробку конфет. А это очень приятно!
  • Круг твоих знакомых растёт с каждым годом, а благодарные родители и бывшие ученики часто приходят на помощь там, где от тебя мало что зависит.

Но, к сожалению, у этой медали есть и обратная сторона, о которой тоже придётся сказать. Недостатки педагогической деятельности:

  • Маленькая зарплата.
  • Работа учителя связана с постоянным нервным напряжением, которое сказывается на здоровье.
  • За выполнением всех должностных обязанностей практически не остается свободного времени.
  • Много пустой бумажной писанины и неоплачиваемой общественной работы.
  • Повторение одного и того же из года надоедает до зубного скрежета.
  • Уровень отдачи от современных учеников — практически на нуле. К сожалению, лишь единицы стремятся получить хорошие знания.
  • Современный учитель имеет множество обязанностей, но почти не имеет прав.
  • Строгий дресс-код. Ты не можешь позволить себе появиться в короткой юбке или декольтированном топе не только в школе, но и в свободное от работы время. А вдруг тебя увидят ученики или старшие коллеги! То же самое касается и проведения досуга. Не дай бог тебе сделать что-то такое, что бросит тень на твою репутацию!
  • Ты работаешь на перспективу. Порой может пройти несколько лет, пока сорванец Сидоров из 6-Б превратится в воспитанного парня.
  • Трудно расставаться с учениками, которые были с тобой на протяжении многих лет.

Но всё это ничто по сравнению с чувством гордости, что ты смогла научить и воспитать хороших детей.

Финансовая сторона вопроса, или сколько получает среднестатистический педагог

Предлагаем твоему вниманию оценку средних зарплат учителя по крупным городам России:

  • Москва — от 25 до 40 тысяч рублей;
  • Санкт-Петербург — от 20 до 40 тысяч рублей;
  • Новосибирск — от 6 до 30 тысяч рублей;
  • Екатеринбург — от 8 до 25 тысяч рублей;
  • Нижний Новгород – от 10 до 20 тысяч рублей.

Подытоживая все вышесказанное, хочется сказать лишь одно: учитель — это не профессия, а образ жизни. Быть педагогом без осознания того, что это твоё призвание, просто невозможно.

Профессиональный и карьерный рост педагога

Современная система повышения квалификации работников образования развивается быстрыми темпами, постоянно улучшается и обновляется. Большинство студентов ориентируется на активность самого преподавателя, которая, в свою очередь, зависит от собственных карьерных целей, профессиональных задач и личных потребностей.

Определение карьерного роста

Карьерный рост определяется по-разному. Но в общем виде можно дать такое определение.

Карьерный рост – это преднамеренно выбранный и реализуемый работником путь должностного или профессионального продвижения, которое гарантирует профессиональное и социальное самоутверждение человека в соответствии с уровнем его квалификации.

В педагогической науке проблемы карьерного роста изучались Э. Шейном, М. В. Александровой, Д. А. Ашировым, В. Г. Поляковым, Б. З. Вульфовом, С. Д. Резником и другими учеными. Они достаточно обстоятельно разработали концепцию карьеры в менеджменте организации. Например, в 1971 -м году доктором Массачусетского института технологии Э. Шейном было внесено предложение рассмотрения карьеры в виде трехмерного конуса. Ученый отметил, что планирование карьеры представляет собой замедленный процесс становления профессиональной самоконцепции и самоопределения в определениях личных возможностей, талантов, умений, отношений с окружающими людьми и ценностей. Успешный карьерный рост зависит не только от побуждений и мотиваций той или иной личности, но и возможностей.

Еще совсем недавно отечественная педагогика не использовало понятие “карьера”. В основном это слово носило негативный характер. В последнее время отрицательное мнение о карьере стало пропадать. Сегодня человек, который “делает карьеру” рассматривается скорее как личность, имеющая ориентацию на реализацию профессионального потенциала.

Что это вертикальный и горизонтальный карьерный рост?

Долгое время удачной считалась только та карьера, которая подразумевала продвижение вверх. Однако для одного человека успех – это продвижение сообразно восходящим ступеням иерархии, для другого – вероятность творчества и мастерства в рамках занимаемой должности.

Потому сегодня понятие «карьера» в общем виде и в системе воспитания в частности понимается двусмысленно:

  1. Вертикальная карьера: предполагает продвижение вверх по служебной лестнице;
  2. Горизонтальная карьера: отражает продолжение профессиональных способностей преподавателя при отсутствии изменения его места в иерархии служебных должностей.

Некоторые исследователи считают, что горизонтальная и вертикальная карьеры представляют собой не только разные методы жизни в профессии, но и разные методы жизни в общем.

Профессиональный и карьерный рост по горизонтали сопровождается ощущением профессиональной самостоятельности, самоорганизованности и неисчерпаемости занимаемой должности.

Образец горизонтальной карьеры – это усвоение нетипичных для педагогов компетенций. Педагог иностранного языка создает собственный сайт в интернете, на котором общается со своими слушателями, тем самым он увеличивает свойство обучения предоставленного курса увеличения квалификации. Второй преподаватель осваивает новые технологии и становится создателем мультимедийного электронного учебника.

Горизонтальная карьера педагога может развиваться при конкретных организационно-педагогических критериях, к которым относятся:

  • Точка зрения руководителя;
  • Наличие внешних характеристик успеха перемещения в специальности (заслуги, результаты научно-исследовательской деятельности и другое);
  • Наличие адекватной системы оценки, ее сопоставление с ценностями определенного работника;
  • Помощь и стимулирование творчества;
  • Выработка рефлексивно-творческих качеств.

Сейчас, когда удачно выполняется государственная программа становления воспитания на 2011 — 2020 гг., раскрываются большие способности для преподавателей, которые не хотят уходить с любимой работы, искренне любят учить детей и понимают, как это делать умело. Осуществление представленной программы создает определенные условия для возможностей карьерного роста, к которым относится следующее:

  • Стимулирование преподавателей, деятельно внедряющих современные образовательные технологии;
  • Муниципальная помощь молодых и профессиональных преподавателей;
  • Одобрение наилучших преподавателей.

А это, между прочим, провоцирует преподавателей к освоению новейших способов методической работы, научному изучению, пониманию значимости собственной практической деятельности.

Читайте так же:  Договор подряда с физическим лицом образец

В последние годы значительно выросло число педагогов, которые решили заняться научно-исследовательской работой, что также способствует их карьерному продвижению. Конечно, пока данный критерий еще сравнительно небольшой в системе повышения квалификации, но все же существует заметный рост количества преподавателей, желающих нарастить собственную компетентность через научно-исследовательскую активность.

Это всего лишь некоторые возможности карьерного роста современных преподавателей. Естественно, имеются и другие пути генезиса карьеры в системе образования, поскольку карьеру необходимо рассматривать не только со стороны восхождения по административной лестнице, но и как вероятность становления успешным специалистом в своей деятельности.

Профессиональный рост

Если рассматривать карьерный рост преподавателя как динамический процесс, то нужно отметить, что он прямо связан с профессиональным ростом, как и личной готовностью к саморазвитию и самосовершенствованию в рамках собственной профессиональной деятельности.

Профессиональный рост учителя – это процесс развития, интеграции и осуществления в педагогическом труде профессионально важных личностных свойств и способностей, профессиональных знаний и умений; функциональное высококачественное преобразование человеком собственного внутреннего мира, что в результате приводит к сознательно новому способу жизни.

Главное значение в профессиональном росте имеет сам преподаватель, а также его ожидания, представления о своем рабочем будущем.

Сегодня карьера преподавателя требует особого внимания. Развивающемуся сообществу не все равно, кто будет работать с преподавателями: бесстрастный к занятию исполнитель или же стремящийся к большему выявлению собственного творческого потенциала профессионал. Именно это диктует необходимость исследований и реализации в образовательной сфере концепций, программ и моделей проектирования карьеры профессорско-педагогического состава ИПК, которые нацелены на помощь, сопровождение, побуждение и применение всех реальных навыков карьерного роста.

Выделяют следующие ступени профессионального роста преподавателя:

  • Педагогическая умелость;
  • Мастерство;
  • Творчество;
  • Новаторство.

Определение 4

[3]

Педагогическая умелость представляет собой ту базу мастерства преподавателя, при отсутствии которой невозможно обучать детей в школе. Педагогическая умелость основывается на необходимой теоретической и практической подготовке преподавателя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает совершенствоваться в школе.

Следующая ступень профессионального роста преподавателя – это педагогическое мастерство.

Педагогическое мастерство представляет собой высококачественную характеристику учебно-воспитательной деятельности учителя, то есть это доведенная до высочайшей степени совершенства учебная и воспитательная умелость.

Конечно, для выработки педагогического мастерства учитель обязан владеть всеми необходимыми природными качествами, твердым голосом, хорошим слухом, наружным обаянием и пр. Однако несмотря на принципиальный смысл природных и личных данных, способствующих успешной педагогической деятельности, главное значение имеют приобретенные свойства.

Значительной спецификой обладает и педагогическое творчество.

Педагогическое творчество включает в себя конкретные составляющие новизны, но зачастую эта новизна имеет отношение не сколько к выдвижению новейших мыслей и основ изучения и обучения, сколько к видоизменению методов учебно-воспитательной работы, их конкретной модернизации.

Высший уровень профессиональной деятельности учителя – это педагогическое новаторство. Оно включает в себя внесение и реализацию новых, современных мыслей, основ и методов в процесс обучения, значительно меняя и увеличивая их качество.

Портрет учителя мелом

Елена Анатольевна, в России 1 млн 200 тысяч учителей. Какой социальный портрет российского педагога? Чем он отличается от европейских коллег?

Елена Ленская: По данным последнего международного исследования TALIS, в котором Россия принимала участие, средний возраст наших учителей — 52 года. 85 процентов учителей — женщины. И это существенно больше, чем в среднем по странам, принимавшим участие в исследовании (68%). А в Японии, например, женщин в школах только 40 процентов. Молодых педагогов у нас примерно столько же, сколько и в среднем по странам-участницам исследования. А вот доля учителей от 50 до 59 лет — почти 30 процентов. Это гораздо выше, чем в других странах. Примерно 95 процентов учителей имеют педагогическое образование, и большинство преподает один предмет. В европейских странах 53 процента учителей ведут сразу несколько дисциплин.

За границей педагоги часто меняют работу. А ведь у нас в одной школе работают десятилетиями?

Елена Ленская: В среднем по странам учителя меняют место работы раз в десять лет. Но, скажем, в некоторых государствах, например в Японии, Сингапуре, проводится политика ротации, когда учителя обязательно должны сменить место работы, чтобы расширить свой опыт. Наши учителя опытнее своих коллег из других стран, их стаж выше 20 лет. Причем больше 15 лет они не меняли место работы. Рабочая неделя российского учителя длится 46 часов, в других странах — не более 38 часов. Треть рабочего времени занимает административная работа, прежде всего — написание отчетов. Наши учителя на это тратят 4 часа в неделю, в других странах — не больше 3 часов. Еще одно отличие российского образования: директора школ, как правило, ведут уроки в школе. А во многих странах Европы директора, скорее, менеджеры.

Минобрнауки предложило ступеньки для карьерного роста педагогов. В школах появятся новые должности: учителя-наставники, учителя-эксперты, помощники учителей. Что они будут делать?

Елена Ленская: Идея очень хорошая. Конечно, у учителей должна быть возможность делать карьеру. Карьера строится тогда, когда появляются новые интересные обязанности и растет зарплата. Минобрнауки предлагает три уровня и 12 ступенек для карьерного роста учителя. Они сейчас обсуждаются, прорабатываются. Если отбросить детали, в современной школе может быть два вида карьерного роста. Например, вертикальный, когда опытный учитель одновременно преподает и становится методистом-наставником для своих коллег. Или горизонтальный, когда в школе будут появляться учителя — специалисты, допустим, для организации работы с образовательными проектами в школе, которые будут помогать в этом своим коллегам. Учитель может быть специалистом по обучению детей мигрантов, учеников с ограниченными возможностями здоровья.

В разных странах развиваются разные модели карьерного роста. В Сингапуре, допустим, в школах есть и учителя-специалисты (горизонтальная карьера), и старший учитель, учитель-мастер, а это карьера по вертикали. В Англии очень хорошо зарекомендовали себя учителя-мастера, которые консультируют и тренируют других учителей.

Но у нас в школах уже были и методисты, и наставники. Возвращаемся к старому?

Елена Ленская: Наши методисты вещали, а не обучали. При этом результатов с них никто не требовал. Речь идет о другом — в школах появятся педагоги, которые смогут обучать своих коллег. Во многих европейских странах почти все будущие учителя средних школ — это выпускники бакалавриата по химии, физике, биологии. Потом они приходят либо на квалификационные курсы, либо в педагогическую магистратуру. Курсы могут быть от нескольких месяцев до двух лет, магистратура — два года или год.

Половина учебного времени приходится на практику в школе. Именно там будущие учителя получают самые важные знания и умения. Роль обучения на будущем месте работы так велика, что в Англии 60 процентов школ вообще отказались от изучения теории в университетах: и теория, и практика там осваивается в школе. Университеты недовольны — они теряют контроль над подготовкой студентов, определенные потери при этом подходе могут быть, но надо признать факт: во всем мире обучение учителей смещается в школу.

А наши эксперты, тем временем, предлагают ввести в педвузах пятилетнее образование, отказавшись от четырехлетнего бакалавриата. Как вам идея?

Елена Ленская: Я — за. Но этот год должен быть годом практики. Дело не в том, сколько учат студента. А в том — как и чему. В Англии педагогический бакалавриат длится вообще три года. В развитых странах, прежде чем попасть в школу, кандидат должен не только получить образование, но и пройти много ступенек. В Южной Корее учителями становятся лишь 30 процентов выпускников педагогических специальностей. Остальные годами ждут места. И я бы не сказала, что зарплаты в Южной Корее такие уж высокие. Но профессия учителя очень престижна. В Финляндии — то же самое. Там действует жесткая система подготовки и отбора учителей. Но если уж тебя взяли, то тебе доверяют, не дергают с проверками и отчетами.

Читайте так же:  Абсентеизм — что это

Известно, что финские ученики показывают одни из лучших результатов в Европе. Что надо поменять в программах российских педвузов, чтобы наши педагоги учили детей не хуже?

Елена Ленская: Программы в наших педвузах, к сожалению, не меняются годами. Причина — «диктат поставщика услуг», когда профессора читают не то, что надо будущим педагогам, а то, что знают сами. В вузах нужны занятия по «эмоциональной компетентности»: где будущих учителей учили бы правильно выражать свои эмоции, не срывать плохое настроение на других, правильно реагировать на всплески детских эмоций. Нужны курсы «конфликтной компетентности». В Москве, например, сейчас стремительно идет процесс объединения школ. И конфликтов возникает множество. Иногда в них втянуты родители, с которыми тоже надо искать общий язык. А главное — учителя должны уметь предотвращать и разрешать конфликты в детском коллективе, особенно это важно сейчас, когда в классах так много детей из разных этносов, разных культур.

Учителей надо учить критическому мышлению и объяснять, что на каждый вопрос может быть несколько правильных ответов. Еще одна важная тема для педагогов — так называемое формирующее оценивание, которое поддерживает интерес к учебе. Я преподавала в школе английский язык и знаю, как часто у нас отбивают желание учиться только потому, что оценивают не достоинства, а недостатки. Ребенок только начал говорить, а учитель уже загибает пальцы, считает ошибки. И ребенок думает не о том, что хочет сказать, а о том, как бы не сделать ошибку. Поэтому он скорее промолчит, чтобы не получить двойку. За то, что ребенок сумел высказать свою мысль и его поняли, всегда нужно ставить хорошую оценку!

Идет объединение вузов, которое часто касается и педуниверситетов. Может быть, крупные университеты смогут лучше готовить будущих педагогов?

Елена Ленская: Несколько лет назад у нас проводилось международное исследование TEDS, посвященное подготовке учителей математики, в классических университетах и пединститутах. Выяснилось, что большой разницы в качестве подготовки нет. Методические и математические задачи и те и другие выпускники решали примерно одинаково.

Знания инженера устаревают через три года. А как часто должен повышать квалификацию учитель?

Елена Ленская: Педагог должен учиться все время. Когда мы устанавливаем планку: надо пройти курсы через три года или через пять, педагоги воспринимают это как обязанность. Во многих развитых странах учителю выделяется от 5 до 18 дней в году на повышение квалификации, и директор обязан обеспечить учителю замену. У нас чаще всего учиться надо либо после уроков, либо в каникулы. На вопрос анкеты: «Что мешает повысить квалификацию?» наши учителя часто отвечали: «Семейные обязанности». Это говорит о том, что обучение шло за счет их личного времени. Европейские педагоги чаще говорят другое: «Должностные обязанности». Это значит, что им бывает трудно оторваться от учебного процесса, чтобы посетить занятие, приходится искать для этого удобное время.

Несколько лет назад появились ваучеры и сертификаты, с помощью которых можно было оплатить курсы повышения квалификации. Учителя сами могли выбирать, кому отнести деньги, которые выделило государство. Почему ваучеры не прижились, ведь хорошим университетам они были выгодны?

Елена Ленская: Не всегда даже в сильных университетах можно найти хорошие курсы для учителей. Выбор у учителя был не таким уж большим. Вторая причина — низкая стоимость этих ваучеров. Для получения качественной услуги денег, которые выделялись, не хватало. Вот если собрать десять ваучеров и обучить одного учителя — другое дело. Сейчас обсуждаются разные варианты повышения квалификации учителей. Она может идти в школах, институтах повышения квалификации, в вузах. Главное, чтобы учитель, который прошел подготовку, чувствовал, что получил что-то очень полезное и чтобы результат ощущали его ученики.

Михаил Пратусевич, директор Санкт-Петербургского президентского физико-математического лицея:

— Надо иначе оценивать педагогические вузы. Может быть, не так уж и важно, сколько докторов наук там работает. Гораздо важнее, чтобы студентов учили самые блестящие и талантливые педагоги, а педагогическая практика должна начинаться с первого курса.

В Московском педагогическом государственном университете на бакалавриате для бюджетников выделено 2290 мест. Еще 1505 мест получит магистратура. В прошлом году на платное отделение университет принял 1290 человек. В этом году ситуация будет примерно такая же. Дешевле всего для студентов-платников обойдется учеба на заочном отделении по специальности «педагогическое образование», «русский язык и литература» — 61 тысяча 700 рублей в год. Дороже всего «адаптивная физкультура» и «дизайн» — 220 тысяч рублей.

В вузе появится 11 новых специальностей, в том числе — тифлопедагогика, фундаментальная физика на английском языке, русский язык и специальная педагогика. За аттестат с отличием вуз даст абитуриентам дополнительно к ЕГЭ 5 баллов, за золотой значок ГТО 2 балла. Олимпиады и конкурсы, которые проводит вуз, могут добавить еще до 3 баллов.

Видео (кликните для воспроизведения).

В Московском городском педагогическом университете будет открыто более бюджетных 2500 мест в бакалавриате и магистратуре. На платном отделении в прошлом году было почти 1800 мест. Похожая цифра будет и в этом году. В топ-5 самых популярных специальностей входят: «лингвистика», «педагогическое образование», «востоковедение и африканистика», «психология», «специальное (дефектологическое) образование». Цена заочного обучения в бакалавриате от 60 тысяч рублей в год, в магистратуре — от 100 тысяч в год. Самая дорогая специальность в бакалавриате стоит 160 тысяч рублей в год, в магистратуре — 180 тысяч. За волонтерство и золотой значок ГТО вуз добавит к оценкам ЕГЭ 5 баллов, за сочинение — от 1 до 10 баллов, победители и призеры олимпиад могут получить от 7 до 10 баллов.

Источники


  1. Панов, А.Б. Административная ответственность юридических лиц. Монография / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2016. — 651 c.

  2. Медик, В. А. Заболеваемость населения. История, современное состояние и методология изучения / В.А. Медик. — М.: Медицина, 2016. — 512 c.

  3. Зашляпин, Л. А. Основы теории эффективной адвокатской деятельности. Прелиминарный аспект / Л.А. Зашляпин. — М.: Издательство Уральского Университета, 2015. — 568 c.
  4. Англо-русский юридический словарь с транскрипцией / ред. И.В. Миронова. — М.: СПб: Юридический центр Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2015. — 697 c.
  5. Пикалов И. А. Уголовное право. Особенная часть; Эксмо — Москва, 2011. — 560 c.
  6. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2013. — 248 c.
Карьерный рост учителя
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here