Экологический налог в россии

Статья на тему: "Экологический налог в россии" с разъяснениями профессионалов. Мы постарались собрать весь тематический материал, обработать и разместить в удобном для чтения виде. На все вопросы вам ответит наш дежурный консультант.

В России планируется ввести экологический налог

Налоговый кодекс РФ предлагается дополнить новой главой, регламентирующей взимание данного налога.

Согласно проекту, налогоплательщиками экологического налога будут являться организации и физлица, в том числе ИП, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Объект налогообложения — негативное воздействие на окружающую среду в результате:

— выброса в атмосферный воздух стационарными источниками загрязняющих веществ, включенных в перечень;

— сброса в водные объекты сточных вод, содержащих вещества, включенные в перечень;

— образования, хранения, захоронения, накопления, размещения отходов производства и потребления каждого класса опасности.

Не является объектом налогообложения:

— негативное воздействие, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней;

— размещение отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

— накопление отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов.

Налоговые ставки устанавливаются по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления.

Сумму налога необходимо будет определять самостоятельно по результатам налогового периода (календарного года) по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие.

В течение налогового периода налогоплательщики, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, будут уплачивать в бюджет авансовые платежи.

Экологический налог заменит собой поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В пояснительной записке к проекту сообщается, что анализ поступлений от данного неналогового платежа свидетельствует о низкой его эффективности, что порождает необходимость финансировать государственные экологические программы за счет иных доходов.

Указывается, что введение экологического налога обосновывается необходимостью финансового обеспечения деятельности Правительства РФ, связанной с проведением государственной политики в области экологии, направленной на обеспечение условий для реализации гражданами конституционного права на благоприятную окружающую среду.

Новый экологический налог: кому и за что

Министерство финансов предложило заменить различные экологические платежи, такие как за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), экологические и утилизационные сборы одним единым налогом. Что это будет за налог и как с ним работать?

Определения экологического налога в НК РФ еще нет, однако уже разработан проект, по которому с 2020 г. в России может появиться еще один налог, который будет заменять различные экологические платежи. Сейчас эти платежи и называют экологическим налогом.

По мнению Минфина РФ, данная плата обладает признаками налога и должна быть включена в НК РФ. Отметим, что в ст. 24.5 закона «Об отходах производства и потребления» есть понятие «экологический сбор». Экологический сбор не является налогом, но платежи относятся к доходам федерального бюджета. Данный сбор уплачивают производители или импортеры товаров, которые подлежат утилизации после потери ими необходимых потребительских свойств.

Плательщиками нового налога будут признаваться все, кто осуществляет хозяйственную или иную деятельность, причиняющую вред окружающей среде. Сюда относятся не только юридические, но и физические лица. Освобождать от уплаты налога будут две категории плательщиков:

  1. те плательщики, у которых производство будет признаваться объектом 4 категории, т.е. не наносит или наносит не значительный вред окружающей среды;
  2. те организации, в ходе деятельности которых образуются лишь твердые коммунальные отходы. К ним относят биологический мусор, целлюлозу, отходы от нефтепродуктов.

Ставка экологического сбора считается из средних сумм издержек на сбор, транспортировку, обработку и, конечно, утилизацию изделия или единицы его массы. Налоговой базой может стать масса выбросов и сбросов веществ в атмосферу, водные объекты, массу образованных отходов производства и потребления.

Новый налог позволит увеличить поступления в бюджет за счет расчета платежа исходя из необходимых затрат бюджета на охрану окружающей среды. Проект экономического налога предусматривает, что налоговым периодом будет год, так же и отчетным. Подавать декларацию будут по истечении календарного года в ФНС по месту нахождения организации, а уплату не позднее 1 марта следующего года за налоговым периодом.

Так же проект предусматривает возможность уменьшения налога за счет расходов понесенных при проведении мероприятий, которые реально уменьшают негативное воздействие на окружающую среду. Для этого необходимо будет документально подтвердить расходы и эффективность мероприятия, после чего принять налоговый вычет. Величину ставок в первый год планируют установить в сравнении со ставками за негативное воздействие на окружающую среду, однако Министерство финансов сразу оговаривает, что ставки будут впоследствии учитывать инфляцию в стране.

Таким образом, между экономическим налогом и сбором есть следующие различия:

  1. Налог будет регулироваться НК РФ, а сборы общим налоговым законодательством, а также Постановлениями Правительства.
  2. Первое будет относится к доходам бюджета от налогов, а второе является неналоговым сбором.
  3. Поступления средств от налога будет расходоваться на разные цели, а в случае со сбором они использовались в конкретных целях.

Стоит отметить что во многих станах ЕАЭС экономический налог давно существует и является эффективным.

На данный момент экологический налог является лишь проектом и ранее чем с 1 января 2020 г. он не вступит в силу. Однако ввод нового налога позволит увеличить поступления в бюджет РФ за счет улучшения качества администрирования: ведь если экологические платежи станут налогом у организаций появится в первую очередь налоговая, а также административная и уголовная ответственность. В планах правительства поступления от налога будут идти на улучшение экологической ситуации в стране.

Также на данный момент существует проект Министерства природных ресурсов и экологии по повышению ставки экологического сбора. Проект предлагает установить новые ставки с 1 января 2019 г. При этом, если в действующем постановлении ставки сбора установлены для 36 групп товаров, то в новом документе ставки определены для 54 групп товаров и упаковки. Размеры новых ставок установлены в интервале от 3055 до 40 650 руб.

Читайте так же:  Госпошлина при разделе имущества супругов размер, как оплатить

Целесообразна ли замена платы за НВОС экологическим налогом?

suebsiri / Depositphotos.com

С 1 января 2020 года плата за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды») может быть заменена экологическим налогом. Подготовленный Минфином России законопроект 1 о дополнении Налогового кодекса соответствующей главой активно обсуждается экспертным сообществом – только на площадке ТПП РФ в октябре были проведены два посвященных этой теме мероприятия. Значительное количество замечаний и предложений по доработке законопроекта поступило в ходе его публичного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (завершилось 31 августа). Посмотрим, в чем министерство видит пользу замены платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата за НВОС) экологическим налогом и какие риски для предпринимателей, по мнению экспертов, такая механическая, по сути, замена может повлечь.

Обоснование необходимости введения налога

Весной текущего года, напомним, глава Правительства РФ Дмитрий Медведев поручил Минфину России совместно с Минэкономразвития России и другими заинтересованными органами исполнительной власти подготовить законопроект о включении в НК РФ неналоговых платежей, имеющих квазиналоговый характер (резолюция от 16 марта 2018 г. № ДМ-П13-10пр). Однако, как отметила директор Департамента доходов Минфина России Елена Лебединская в ходе состоявшегося 31 октября в ТПП РФ в рамках XIV Всероссийского налогового форума круглого стола, посвященного перспективам введения экологического налога, обсуждения этой темы на заседаниях специально созданной рабочей группы по вопросам неналоговых платежей показали нецелесообразность разработки единого рамочного закона, поскольку все взимаемые платы очень разные. Поэтому включение в НК РФ платежей, обладающих признаками налогов, будет происходить на основании отдельных федеральных законов, и законопроект об экологическом налоге – один из первых соответствующих проектов.

В сопроводительных материалах к законопроекту отмечается, что в настоящее время плата за НВОС взимается недостаточно эффективно, вследствие чего финансирование государственных экологических программ осуществляется за счет иных доходов федерального и региональных бюджетов. Введение экологического налога, по прогнозам Минфина России, позволит увеличить объем поступающих в бюджет платежей природопользователей, необходимых для реализации государственной политики в области экологии, за счет применения предусмотренных налоговым законодательством механизмов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.

Эксперты не отрицают наличия проблем в области администрирования платы за НВОС. Одна из них – неполнота базы данных о хозяйствующих субъектах, являющихся по закону ее плательщиками. Как отметил заместитель председателя Комитета МТПП по проблемам экологии и природопользования Владимир Аленцев, в одном из типовых субъектов РФ в прошлом году только 4% зарегистрированных предприятий и организаций представляли отчетность в Росприроднадзор и еще 7% – в региональное министерство экологии, таким образом, 89% юридических лиц находились вообще вне зоны контроля со стороны природоохранных структур. Таким образом, можно предположить, что замена платы за НВОС экологическим налогом действительно сможет повысить эффективность администрирования за счет более полного охвата потенциальных плательщиков (так как ФНС России обладает всей необходимой информацией о деятельности хозяйствующих субъектов), что, кстати, устранит и существующую несправедливость по отношению к ответственным природопользователям, добросовестно вносящим плату за НВОС, и наличия у налоговой службы инструментария для взыскания налогов.

Нюансы учета платы за НВОС в составе материальных расходов узнайте из материала «Плата за негативное воздействие на окружающую среду» Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Кроме того, неоднозначную реакцию экспертного сообщества вызвал обозначенный в сопроводительных материалах к законопроекту тезис о том, что введение экологического налога и его эффективное администрирование позволит увеличить объем поступлений в бюджет, поскольку, во-первых, стремление к увеличению общего размера взыскиваемых сумм не согласуется с главной задачей природоохранной деятельности в целом – минимизировать негативное воздействие на окружающую среду (при снижении воздействия общий объем платы за него тоже должен снижаться). Во-вторых, увеличение размера поступлений вовсе не гарантирует, что на природоохранные мероприятия будет направляться больше средств, поскольку никаких положений об обязательности их расходования именно на эти цели в законопроекте не содержится.

[2]

Возможные риски для плательщиков

Другое неблагоприятное для предпринимателей положение законопроекта касается зачета затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Действующим законодательством предусмотрено, что такие расходы лица, обязанного вносить плату за НВОС, вычитаются из суммы платы (п. 11 ст. 16.3 закона об охране окружающей среды). Согласно же законопроекту налогоплательщику будет предоставлено право уменьшить налог на размер произведенных в соответствующем налоговом периоде расходов, связанных с проведением мероприятий по снижению негативного воздействия, но предельная величина налогового вычета сможет составить не более 70% от суммы налога. По мнению генерального директора ООО «Юридический центр промышленной экологии» Дмитрия Мишукова, невозможность полного зачета понесенных затрат существенно снижает интерес предприятий к вложению значительных сумм в реализацию эффективных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Кроме того, в законопроекте указывается на обязательность зачисления в бюджет недоимок по плате за НВОС, образовавшихся до введения экологического налога, но ничего не говорится о возврате или зачете в счет будущего отчетного периода излишне уплаченных сумм. Тем не менее Минфин России, по словам Елены Лебединской, согласен с мнением профессионального сообщества о том, что переплаты должны учитываться при исчислении нового налога, и прямое указание на это должно появиться в законопроекте.

Стоит отметить, что Минприроды России предлагает изменить действующий порядок определения размера квартального авансового платежа, который заключается в том, что лицо, обязанное вносить плату за НВОС, по истечении каждого квартала уплачивает 1/4 суммы платы за НВОС за предыдущий год (п. 3 ст. 16.4 закона об охране окружающей среды), в связи с чем и возникают переплаты, так как объемы воздействия и, соответственно, платежная база в текущем и прошедшем годах могут существенно отличаться (например, если в прошлом году произошел сверхнормативный выброс загрязняющих веществ, а в этом году объем выбросов – в пределах нормы или и вовсе снизился в связи с модернизацией производства и т. д.). Законопроект 2 , предусматривающий три способа расчета авансовых платежей, в том числе на основе данных о фактически оказанном за прошедший квартал негативном воздействии, что в принципе исключает возможность возникновения излишне уплаченных сумм, по словам Романа Земцова, уже согласован со всеми заинтересованными ведомствами, и министерство рекомендовало Минфину России закрепить аналогичные способы расчета авансовых платежей (по налогу) в законопроекте об экологическом налоге.

Читайте так же:  Должностные обязанности официанта

Еще одно спорное положение законопроекта – необоснованное и даже дискриминационное, по мнению экспертного сообщества, – предусматривает, что объектом налогообложения не является негативное воздействие, оказываемое на окружающую среду при осуществлении деятельности, которая финансируется бюджетами всех уровней. «Зачем эта норма? Бюджетные учреждения в принципе являются объектами IV категории [оказывающими минимальное негативное воздействие на окружающую среду (ст. 2 закона об охране окружающей среды). – ГАРАНТ.РУ], с которых не взимается плата за НВОС. Если же речь идет о таких объектах, как госкомпании или ГУПы, может встать справедливый вопрос о конституционности положения, освобождающего их от налога», – отметил заместитель начальника Управления конституционных основ публичного права КС РФ Константин Байгозин.

Более того, в законопроекте указано, что плательщиками экологического налога могут быть признаны физические лица, что, по мнению экспертов, недопустимо, так как налог призван заменить плату за НВОС, а она взимается только с ИП и юридических лиц (п. 1 ст. 16.1 закона об охране окружающей среды).

***

Как видно, даже самые общие замечания экспертов к законопроекту весьма существенны. В настоящее время Минфин России дорабатывает его с учетом поступивших, в том числе во время обсуждения проекта на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, конкретных предложений: о приведении положений проекта в соответствие с новыми нормами закона об охране окружающей среды (в частности – вступающими в силу с 1 января 2019 и 1 января 2020 годов), уточнении терминологии, порядка определения налоговой базы и т. д., отметила Елена Лебединская. Обновленную редакцию проекта министерство планирует подготовить к концу текущего года, внести законопроект в Госдуму – в течение I квартала следующего года. Причем предполагая, что рассмотрение проекта нижней палатой парламента вряд ли будет простым и быстрым, разработчики допускают возможность переноса срока введения экологического налога на год, то есть на 1 января 2021 года.

1 Проект федерального закона «О внесении изменений части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/08-18/00083016).
2 Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 16.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/08/02-17/00062590).

Экологический налог в 2019 году

ekologicheskiy_nalog_v_2019_godu.jpg

Похожие публикации

Экологический налог в России в 2019 году не введен, законодательная инициатива по этому вопросу на сегодня оформлена в виде > проекта закона > , вносящего изменения в НК РФ. Если предложенные поправки будут приняты, новый формат взимания экологических платежей заработает с начала 2020 года. Суть предложения — в унификации подхода в расчетах с бюджетом по платежам, направляемым на сохранение благоприятной экологической ситуации.

Новый экологический налог

Минфин путем ввода в Налоговый кодекс очередной главы для нового вида налога стремится объединить в одном платеже плату за выбросы в атмосферу, сбросы в водные объекты, за размещение отходов производства и потребления. Эта мера призвана обеспечить высокую собираемость средств на решение экологических проблем. То есть, планируется не увеличить уровень фискальной нагрузки на налогоплательщиков, а трансформировать действующие сегодня сборы в налоговые поступления. Плюсы этого шага есть для всех участников взаимодействия:

государство получает больше гарантий в вопросах собираемости средств, так как ответственность за неуплату налога больше, чем в отношении неналоговых сборов;

для представителей бизнеса упрощается работа с законодательной базой за счет унификации подхода в расчетах с бюджетом и сосредоточении информации об алгоритме работы с фискальной системой в одном документе.

Экологический налог в 2019 году рассматривается как замена платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Объектом налогообложения будет выступать объем загрязнения в результате осуществления выбросов в воздух, в объекты водных ресурсов, при захоронении, накоплении или размещении отходных масс. Налог не будет взыскиваться за урон окружающей среде при проведении мероприятий, финансируемых из бюджетов разных уровней. Освобождение от налога предлагается ввести для процедуры накопления отходов с целью их дальнейшей утилизации или обезвреживания (льгота сохраняет актуальность в течение 11 месяцев со дня появления отходов).

Экологический налог предполагается рассчитывать отдельно по каждому объекту и источнику загрязнения, загрязняющему веществу. Налоговая база может быть представлена объемом выбросов в атмосферу, сбросов в водные объекты, показателями объема или массы фактически образовавшихся в налоговом периоде и размещенных отходов за вычетом материалов, направленных на переработку. При определении размера налоговой базы будут учитываться выделенные нормативы отходов и объемы превышения обозначенных лимитов.

Ставка экологического налога в 2019 году предлагается к вводу по дифференцированной шкале с привязкой к классу опасности отходных масс и виду загрязняющего вещества. Законопроектом предусматриваются тарифы налогообложения в рублях за каждую тонну по видам загрязняющих веществ – минимальная ставка равна 0,1 руб., а максимальные значения исчисляются в миллионах рублей за тонну. В зависимости от класса опасности, присвоенного отходам, предусмотрены ставки от 1,1 руб. (V класс для практически неопасных отходов добывающей промышленности) до 4643,7 руб. за тонну (отходы чрезвычайной опасности I класса). Если раздельный учет по видам отходов налогоплательщиком не ведется, ко всему объему образованных отходов применяется наибольшая ставка.

Проектом предусмотрен механизм индексации с 2021 года базовых ставок с учетом коэффициента-дефлятора, учитывающего уровень изменения потребительских цен. Если же речь идет о загрязнении территорий или природных объектов, находящихся под особой охраной, к ставкам налогообложения применяется особый корректирующий коэффициент, равный 2. Помимо этого, в законопроекте по экологическому налогу (в 2019 году еще не принятому) рассматривается комплекс других понижающих и повышающих коэффициентов, в частности:

при внедрении новейших технологий, действие которых направлено на минимизацию объема выбросов, коэффициент равен 0;

корректировка на 0,3 осуществляется при размещении своих отходов (в пределах лимитов) на собственных площадках;

Читайте так же:  Стоит ли брать кредит на машину

коэффициент 0,33 актуален при размещении отходных масс IV класса опасности, которые были получены в результате обезвреживания отходов II класса;

0,5 – если размещаются отходы IV или V класса опасности, которые были образованы при утилизации промышленных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;

0,67 – при размещении обезвреженных отходов II класса, которым присвоен уровень III класса опасности;

0,49 – при размещении отходов III класса, которые образованы после обезвреживания отходов IV класса;

1 – за выбросы или отходы в пределах соответствующих нормативов и лимитов;

25 – при превышении размера выделенных лимитов по размещенным отходам, а также при соблюдении временно разрешенных объемов выбросов, сбросов;

100 – за превышение нормативов выбросов и сбросов, действующих для объектов I и II категорий.

Налогоплательщики смогут воспользоваться налоговым вычетом путем уменьшения обязательства перед бюджетом на размер расходов, связанных с минимизацией негативного воздействия на окружающую среду, произведенных в налоговом периоде, но не более 70% от суммы налога за год.

Экологический налог (в 2019 году рассматривается лишь законопроект) — это налог с годовым налоговым периодом. Обязательства налогоплательщики должны будут исчислять самостоятельно по каждому объекту. В течение года необходимо вносить авансовые платежи (за исключением субъектов малого и среднего бизнеса) в размере ¼ от суммы налога за прошлый год – до 20 числа в первом месяце после истекшего квартала. Окончательное погашение обязательств за год должно производиться в срок до 1 марта (включительно). Организациям ежегодно придется подавать декларацию по налогу.

Плательщики экологического налога

Налог будут обязаны платить организации, ИП и физические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность в территориальных границах РФ с нанесением вреда окружающей среде путем образования отходов или через осуществление выбросов в воздух, сбросов в водные объкты.

Экологический налог в РФ по твердым бытовым отходам должны будут платить региональные операторы по обращению с коммунальными отходами.

Не являются налогоплательщиками лица, ведущие деятельность только на объектах IV категории (с соответствующим документальным подтверждением), или образующие лишь твердые коммунальные отходы.

Регистрация налогоплательщиков в ИФНС осуществляется с привязкой к месту нахождения объектов налогообложения, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Экологический налог в России в 2019

Видео (кликните для воспроизведения).

Минфин России подготовил новый законопроект, по которому в 2019 появляется новый экологический налог. Но если быть точнее, то в 2019 году планируется только рассмотрение разработанного законопроекта, а также внесение в него необходимых поправок. Если законопроект будет принят, то с 1 января 2020 года юрлица и физлица должны будут уплачивать экологический налог. Основной целью данных нововведений является улучшение экологических ситуаций, а также снижение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Внесение изменений в Налоговый кодекс будет дополнительным стимулом для бизнесменов внедрять новые технологии для снижения вреда в процессе своей деятельности природной среде. Для налогоплательщиков это станет возможностью снизить налоговые платежи, а значит и снизить воздействие на окружающую среду.

Кто должен платить экологический налог в России в 2019 году

Важно! Налогоплательщиками нового экологического налога являются юридические и физические лица, включая и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют в РФ, континентальном шельфе РФ, а также исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и иные виды деятельности, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Если в ходе хозяйственной или иной деятельности юридических и физических лиц, включая ИП, образуются отходы, то они являются налогоплательщиками экологического налога. Исключение составляют твердые коммунальные налоги. По твердым коммунальным отходам в качестве налогоплательщиков выступают региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы.

Кто не является плательщиком экологического налога

К организациям и физлицам (включая ИП), не являющимися плательщиками экологического налога относят:

  • осуществляющие деятельность только на объектах 4 категории, если данная категория подтверждается свидетельством о постановке на учет, как объекта, осуществляющего на окружающую среду негативное воздействие;
  • лиц, при хозяйственной деятельности которых происходит образование только твердых коммунальных отходов.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Порядок постановки на учет налогоплательщиков экологического налога

Постановка на учет плательщиков экологического налога осуществляется по месту нахождения того объекта, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Сделать это нужно в срок до 30 дней с даты постановки на госучет в области охраны окружающей среды. Под местом нахождения данного объекта считают территорию субъекта РФ. Порядок, по которому осуществляется постановка на учет как налогоплательщика экологического налога определяют федеральные органы исполнительной власти.

Что является объектом налогообложения

Под объектом налогообложения понимают негативное воздействие на окружающую среду, которое происходит при:

  • выбросе в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками (вещества, включенные в перечень загрязняющих веществ);
  • сбросе в водные объекты сточных вод веществ, включенных в перечень;
  • образовании, хранении, захоронении, накоплении, размещении отходов производства и потребления при любом классе опасности.

Что не является объектом налогообложения

В качестве объекта налогообложения не признаются:

  • негативное воздействие, которое производится при осуществлении деятельности, финансируемой за счет бюджета;
  • размещение отходов на объектах, не оказывающих негативное влияние на окружающую среду, если имеется соответствующее подтверждение;
  • накопление отходов для утилизации/обезвреживания в срок до 11 месяцев с момента из образования.

Налоговая база по экологическому налогу

По отдельно взятым объектам налогообложения каждый налогоплательщик самостоятельно определяет налоговую базу. База определяется по каждому стационарному источнику, который использовался в налоговом периоде по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень соответствующих веществ, по каждому классу опасности отходов производства и потребления.

Определяется налоговая база как объем или масса:

  • выбросов от стационарных источников, загрязняющих атмосферный воздух;
  • сбросов в водные объекты в результате использования воды (расчет производится как разница между объемами загрязняющих веществ в сточной воде и воде, взятой для использования);
  • образованных и размещенных отходов производства (потребления) за минусом отходов, использованных для переработки.

Определение налоговой базы производится на основании данных экологического контроля в области охраны среды в РФ:

  • по каждому стационарному источнику, который фактически использовался в налоговом периоде по отношению к каждому загрязняющему веществу;
  • по отходам каждого класса опасности.

[3]

Что учитывается при определении налоговой базы

Определяя налоговую базу учитывают объем или массу:

  1. Выбросов и сбросов загрязняющих веществ, производимых в пределах норм.
  2. Выбросов и сбросов загрязняющих веществ, производимых в пределах лимитов.
  3. Выбросов и сбросов загрязняющих веществ, превышающих нормативы 1 и 2 пункта.
Читайте так же:  Снилс для иностранца

Кроме того, при определении налоговой базы также учитываются лимиты по размещению отходов производства и потребления, а также их превышение.

Важно! Если определяется налоговая база по объектам налогообложения по которым установлены разные налоговые ставки, то определение налоговой базы происходит по каждому из них.

Порядок расчета и уплаты экологического налога

Важно! За налоговый период по экологическому налогу признается календарный год.

Размер налогового платежа налогоплательщик определяет самостоятельно по каждому объекту, который оказывает воздействие на окружающую среду. Расчет производится следующим образом: Налоговая база умножается на соответствующую налоговую ставку с учетом коэффициентов.

Расчет общей суммы налога производится по каждому налоговому периоду, как сумма налога, рассчитанная по отдельным объектам в пределах территории определенного субъекта РФ. На протяжении всего налогового периода плательщики налога производят уплату авансовых платежей в бюджет. Исключение составляют субъекты малого и среднего бизнеса. Расчет авансовых платежей производится поквартально следующим образом: ¼ часть от общей суммы налога, исчисленного за предыдущий налоговый период. По завершении налогового периода налогоплательщики уплачивают остаток суммы, исчисленной как разница общей суммы налога и авансовых платежей, уплаченных в налоговом периоде (Читайте также статью ⇒ Изменения по УСН в 2019 году).

Сроки уплаты экологического налога

Уплата налога по окончанию итогового периода производится в срок до 1 марта года, следующего за отчетным. Авансовые платежи (их уплачивают налогоплательщики, за исключением малого и среднего бизнеса) уплачивают в срок до 20 числя месяца, следующего за кварталом в размере ¼ части суммы налога, уплаченного за прошлый год.

Налоговая декларация

Важно! Налоговую декларацию по экологическому налогу представляют в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика в те же сроки, что и для уплаты налога.

Данные декларации по объемам негативного воздействия на окружающую среду подтверждают территориальные органы, уполномоченные в данной области. Данные органы каждый год предоставляют в налоговую сведения по объемам воздействия на окружающую среду по всем воздействия, по которым происходит исчисление налога.

Когда закон вступает в силу

Рассматриваемый закон вступает в силу с 2020 года, но не ранее 1 января года, следующего за временем принятия закона в силу, а также не ранее одного месяца с момента его официальной публикации. Недоимка, штрафы и пени, которые образуются на начало 2020 года по плате за загрязнение среды, будут зачисляться в федеральный бюджет, а также в бюджеты субъектов РФ в порядке и основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Что такое новый экологический налог, который хотят ввести в России?

Министерство финансов подготовило законопроект о введении экологического налога в России, который должен заменить платежи за выбросы, загрязняющие окружающую среду. Документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. «Политсибру» разбирался, зачем вводится новый налог, и кто попадет под его действие?

Кто будет платить налог?

Платить налог будут организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Не будут платить налог те организации и физические лица, которые работают исключительно на объектах, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Также налогом не будут облагаться организации, в результате деятельности которых образуются только твердые коммунальные отходы.

Что облагается налогом?

Налог будет взиматься за выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ, выброс в водные объекты и хранения и захоронения отходов производства.

Что не облагается налогом?

[1]

Не будет облагаться налогом воздействие на окружающую среду бюджетных учреждений; отходы, которые не оказывают негативного воздействия; отходы, которые утилизируют в течение 11 месяцев.

Кто и как будет определять негативное воздействие физ лиц?

Ставить на учет плательщиков налога будет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов

Когда будет введен налог?

Сейчас экологический налог – это лишь поправки к Налоговому кодексу РФ. В случае, если поправки будут приняты, он будет введен с 1 января 2020 года.

Зачем принимается налог?

Экологические программы в стране финансируются за счет доходов федерального и региональных бюджетов. Введение налога позволить увеличить поступления в бюджет России за счет применения к нарушителям уголовной, административной и налоговой ответственности.

Каков размер налога?

Для каждого вида воздействия на окружающую среду будут свои налоговые ставки. Они будут зависеть от вида загрязняющего вещества.

Эколог, руководитель группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса алтайского отделения ОНФ Алексей Грибков рассказал «Политсибру», что ранее в России действовала система, когда все платежи за экологические нарушения, загрязнения воды и воздуха и прочее собирались в отдельный фонд.

«Из этого фонда платежи тратились только на мероприятия по охране окружающей среды. Сейчас средства идут в бюджеты муниципалитетов. После введения экологического налога непонятно, куда будут уходить средства. Если штрафы пойдут в федеральный бюджет, то непонятно, будет ли из этого толк», — заключил Грибков.

По словам заведующего лабораторией барнаульского Института водных и экологических проблем Владимира Кириллова, сегодня в России уже есть экологические платежи, которые были введены в 1998 году.

«Предприятия вносят много разных платежей, одни — за использование недр, другие — за сброс сточных вод в водные объекты. Если предприятия превышают допустимую норму, они вынуждены платить за превышение лимита. По сути, этот налог на экологию уже есть, он в форме платежей. Только это надо упорядочить. Почему это важно? Потому что мы не знаем, куда идут собранные деньги. Мы заплатили, и все ушло в общий бюджет, а оттуда средства могут быть потрачены хоть куда. Я надеюсь, что после введения экологического налога деньги будут направляться в нужное русло», — рассказал эколог.

Возможно, в России появится экологический налог

tatisol/ Depositphotos.com
Читайте так же:  Сильные стороны телефонного юрконсалтинга

Минфин России опубликовал для публичного обсуждения проект Федерального закона «О внесении изменений части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Данным документом предполагается включить в НК РФ новый экологический налог, который заменит действующую в настоящее время плату за негативное воздействие на окружающую среду. По мнению Минфина России, указанная плата обладает признаками налога и может быть включена в НК РФ 1 .

Ведомство отметило, что экологический налог по сути представляет собой действующие платежи за сбросы, захоронение отходов, выбросы загрязняющих веществ и другие. Плательщиками нового налога планируется признавать организации, ИП, физлиц, которые осуществляют хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. А налоговой базой могут признать массу выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух, водные объекты, массу образованных отходов производства и потребления. Налоговым периодом по указанному налогу будет установлен календарный год. При этом сумму исчисленного налога за налоговый период налогоплательщики будут вправе уменьшить на фактически произведенные расходы по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

В каком отчетном периоде организация может учесть сумму экологического сбора? Узнайте из материала «Экологический сбор» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Финансисты отметили, что анализ динамики поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджетную систему РФ показал низкую эффективность взимания этого платежа. Кроме того, способы обеспечения исполнения обязанности по уплате фактически отсутствуют, а взыскание неуплаченных платежей происходит только в судебном порядке. Введение экологического налога, как ожидается, улучшит качество администрирования, и за счет этого увеличатся поступления в бюджет РФ.

Предполагается, что экологический налог будет применяться с 1 января 2020 года.

1 С текстом законопроекта «О внесении изменений части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/08-18/00083016).

Что такое новый экологический налог, который хотят ввести в России?

Министерство финансов подготовило законопроект о введении экологического налога в России, который должен заменить платежи за выбросы, загрязняющие окружающую среду. Документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. «Политсибру» разбирался, зачем вводится новый налог, и кто попадет под его действие?

Кто будет платить налог?

Платить налог будут организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Не будут платить налог те организации и физические лица, которые работают исключительно на объектах, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Также налогом не будут облагаться организации, в результате деятельности которых образуются только твердые коммунальные отходы.

Что облагается налогом?

Налог будет взиматься за выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ, выброс в водные объекты и хранения и захоронения отходов производства.

Что не облагается налогом?

Не будет облагаться налогом воздействие на окружающую среду бюджетных учреждений; отходы, которые не оказывают негативного воздействия; отходы, которые утилизируют в течение 11 месяцев.

Кто и как будет определять негативное воздействие физ лиц?

Ставить на учет плательщиков налога будет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов

Когда будет введен налог?

Сейчас экологический налог – это лишь поправки к Налоговому кодексу РФ. В случае, если поправки будут приняты, он будет введен с 1 января 2020 года.

Зачем принимается налог?

Экологические программы в стране финансируются за счет доходов федерального и региональных бюджетов. Введение налога позволить увеличить поступления в бюджет России за счет применения к нарушителям уголовной, административной и налоговой ответственности.

Каков размер налога?

Для каждого вида воздействия на окружающую среду будут свои налоговые ставки. Они будут зависеть от вида загрязняющего вещества.

Эколог, руководитель группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса алтайского отделения ОНФ Алексей Грибков рассказал «Политсибру», что ранее в России действовала система, когда все платежи за экологические нарушения, загрязнения воды и воздуха и прочее собирались в отдельный фонд.

«Из этого фонда платежи тратились только на мероприятия по охране окружающей среды. Сейчас средства идут в бюджеты муниципалитетов. После введения экологического налога непонятно, куда будут уходить средства. Если штрафы пойдут в федеральный бюджет, то непонятно, будет ли из этого толк», — заключил Грибков.

Видео (кликните для воспроизведения).

По словам заведующего лабораторией барнаульского Института водных и экологических проблем Владимира Кириллова, сегодня в России уже есть экологические платежи, которые были введены в 1998 году.

«Предприятия вносят много разных платежей, одни — за использование недр, другие — за сброс сточных вод в водные объекты. Если предприятия превышают допустимую норму, они вынуждены платить за превышение лимита. По сути, этот налог на экологию уже есть, он в форме платежей. Только это надо упорядочить. Почему это важно? Потому что мы не знаем, куда идут собранные деньги. Мы заплатили, и все ушло в общий бюджет, а оттуда средства могут быть потрачены хоть куда. Я надеюсь, что после введения экологического налога деньги будут направляться в нужное русло», — рассказал эколог.

Источники


  1. Речи советских адвокатов. — М.: Юридическая литература, 2014. — 172 c.

  2. Кони, А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала; М.: Современный гуманитарный университет; Издание 3-е, испр. и доп., 2011. — 150 c.

  3. Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Г.А. Торгашев. — М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2014. — 463 c.
  4. Бархатова, Е.Ю. Международное публичное право в вопросах и ответах; Кнорус, 2011. — 232 c.
  5. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 128 c.
  6. Подгорная, Л. И. Deutsche Geschichte in Biografien: Wissenschaft und Kultur / История Германии в биографиях. Наука и культура / Л.И. Подгорная. — М.: Каро, 2015. — 272 c.
Экологический налог в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here