Дисквалификация должностного лица

Статья на тему: "Дисквалификация должностного лица" с разъяснениями профессионалов. Мы постарались собрать весь тематический материал, обработать и разместить в удобном для чтения виде. На все вопросы вам ответит наш дежурный консультант.

Дисквалификация руководителя организации

«Отдел кадров», 2009, N 1

Статья 419 ТК РФ предусматривает возможность применения за нарушение трудового законодательства не только специфических видов наказаний, свойственных трудовому праву (выговор, увольнение с работы и иные дисциплинарные взыскания), но и привлечения виновных к административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. В последнее время широкое применение получило административное наказание в виде дисквалификации. Что такое дисквалификация, к кому она может применяться и за какие правонарушения, расскажем в данной статье.

Понятие дисквалификации

Статья 3.11 КоАП РФ устанавливает такую меру наказания, как дисквалификация, которая заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Дисквалификация может быть применена к:

  • лицам, осуществляющим организационно-распорядительные функции (например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий) ;
  • лицам, осуществляющим административно-хозяйственные функции (например, управление и распоряжение имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организации и ее подразделений, принятие решений о начислении заработной платы, премий, определение порядка хранения и движения материальных ценностей) ;
  • членам совета директоров;
  • индивидуальным предпринимателям;
  • арбитражным управляющим (лицо, назначенное арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Постановление Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (в ред. Постановления Пленума ВС РФ от 06.02.2007 N 7).
Там же.

Обобщив весь перечень, можно сказать, что дисквалификация может быть применена к физическим лицам (руководителю или иному лицу, участвующему в управлении организацией, действующему на основании доверенности), действующим в организациях любой формы собственности, являющихся юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судом. Если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (административное расследование), в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ постановление о дисквалификации выносится судьей районного суда, если дополнительных действий не проводится — мировым судьей.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Срок давности привлечения к данному виду ответственности установлен не позднее года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — года со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Основания применения дисквалификации

Дисквалификация может быть применена к руководителю только в том случае, если она предусмотрена в санкциях статей КоАП РФ. В частности, предусмотрена возможность дисквалификации за следующие правонарушения:

  • нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27);
  • фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12);
  • неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13);
  • ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21);
  • совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (ст. 14.22);
  • представление в ИФНС документов, содержащих заведомо ложные сведения (ч. 4 ст. 14.25);
  • невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства (ст. 19.5).

Рассмотрим подробнее нарушения законодательства о труде и охране труда, предусмотренные ст. 5.27 КоАП РФ:

  • отсутствие локальных нормативных актов или при их наличии содержание условий, ухудшающих положение работника по сравнению с трудовым законодательством;
  • нарушение оформления трудовых отношений (не заключаются письменные трудовые договоры, как требует ст. 67 ТК РФ, несвоевременное ознакомление работников с приказами, в частности, о привлечении к дисциплинарной ответственности (ст. 193 ТК РФ));
  • несоблюдение порядка ведения и хранения трудовых книжек (не производятся записи о приеме на работу, отсутствуют журналы учета и движения трудовых книжек и вкладышей к ним и т.д.);
  • необоснованное заключение срочных трудовых договоров при отсутствии обстоятельств, исключающих возможность заключения на неопределенный срок, подмена трудовых договоров гражданско-правовыми;
  • непредставление ежегодных оплачиваемых отпусков более двух лет подряд;
  • невыплата командировочных, компенсаций, окончательного расчета или неполная их оплата;
  • выдача заработной платы один раз в месяц, расчетные листки не выдаются.

Установлен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках».

Заметим, что количество норм трудового законодательства, которые может нарушить руководитель, очень велико и даже за незначительное нарушение инспектор ГИТ может поставить вопрос о дисквалификации. Обычно все-таки сначала руководителя привлекают к административной ответственности в виде штрафа.

Чаще всего перед судом ставится вопрос о дисквалификации за нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. Согласно п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» под аналогичным правонарушением, указанным в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда.

Не стоит думать, что, если аналогичные правонарушения совершены за время работы в разных организациях, руководителя нельзя дисквалифицировать. Кодекс об административных правонарушениях наступление ответственности не ставит в зависимость от места работы руководителя — главное, что оно совершено в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6).

Процедура дисквалификации

При обнаружении нарушений норм трудового законодательства первым делом органы, осуществляющие контроль (в нашем случае Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда), составляют протокол об административном правонарушении.

Внимание! Поступившие из правоохранительных, государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, а также сообщения и заявления юридических и физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, могут послужить поводом для возбуждения дела об административном правонарушении (ст. 28.1 КоАП РФ).

Протокол является основным документом, на основании которого судом может быть принято решение о дисквалификации. Его составляют немедленно при выявлении правонарушения в силу ст. 28.2 КоАП РФ. Необходимо обратить внимание на заполнение протокола. В нем должны быть указаны:

Читайте так же:  Когда и в каком возрасте нужно менять российский паспорт

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, его составившего, а также лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (при их наличии);
  • место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса или закона, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение.

Лицо, составившее протокол, в соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ должно его направить на рассмотрение в суд в течение трех дней с момента составления. По результатам рассмотрения дела судья выносит постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу.

Исполнение постановления суда

Статья 32.11 КоАП РФ устанавливает порядок исполнения постановления о дисквалификации, в соответствии с которым оно должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом. Таким образом, постановление суда о дисквалификации является поводом для расторжения трудового договора с руководителем (п. 8 ст. 83 ТК РФ). Если работодатель не исполнит решение суда, то его могут привлечь к уголовной ответственности в соответствии со ст. 315 УК РФ — в виде штрафа до 200 000 руб. или иного наказания, предусмотренного данной статьей.

В этом случае расторгать трудовой договор можно, если нельзя перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ч. 2 ст. 83 ТК РФ).

[1]

Если же дисквалифицированное лицо продолжает работать после вступления в силу постановления суда, то его можно привлечь к ответственности в силу ст. 14.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.

Как проверить нового руководителя?

Прежде чем заключить трудовой договор с новым руководителем, необходимо запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица, претендующего на данную должность. Данное действие нас обязывает выполнить п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ.

Вся информация о дисквалификации физических лиц хранится в реестре дисквалифицированных лиц , который ведется МВД России и МВД, УВД и ГУВД субъектов РФ. Порядок предоставления сведений определен Инструкцией о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утвержденной Приказом МВД РФ от 22.11.2006 N 957 «Об утверждении Наставления по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц и Инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах».

Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 N 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц».

Информация, содержащаяся в реестре, является открытой и содержит следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья КоАП РФ), наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
  • срок дисквалификации;
  • даты начала и истечения срока дисквалификации;
  • наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
  • сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
  • основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;
  • дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

Такие сведения предоставляются заинтересованным лицам за плату — 100 руб. Срок предоставления сведений, содержащихся в реестре, составляет пять дней с даты получения соответствующего запроса. Приведем образец запроса.

Запрос необходимо делать и потому, что заключение с дисквалифицированным лицом договора на управление юридическим лицом влечет наложение штрафа на организацию в размере до 100 000 руб. (ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ).

Если же организация заключила трудовой договор с руководителем, который оказался дисквалифицированным, такой договор подлежит прекращению ввиду нарушения установленных Трудовым кодексом правил заключения трудового договора по п. 11 ст. 77 ТК РФ. При этом необходимо учитывать, что, если правила заключения трудового договора были нарушены по вине самого работника вследствие представления им подложных документов, трудовой договор с таким работником расторгается по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ .

Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Дисквалификация должностных лиц

«Зарплата», 2007, N 8

В последнее время административное наказание в виде дисквалификации получило широкое применение. Что же такое дисквалификация и чем она грозит? Ответы на этот и многие другие вопросы вы найдете в статье.

Дисквалификация как вид административной ответственности

Что такое административная ответственность? Это вид юридической ответственности, которую применяют к лицу, совершившему правонарушение. Основанием для административной ответственности является наличие административного правонарушения, которое согласно ст. 2.1 КоАП РФ является противоправным виновным действием (бездействием) физического или юридического лица.

Кого можно привлечь к административной ответственности?

Кроме граждан и организаций к административной ответственности может быть привлечено должностное лицо. Его ответственность наступает в случае неисполнения своих служебных обязанностей.

Кто относится к должностным лицам применительно к административным правонарушениям, определено в ст. 2.4 КоАП РФ. Это руководители, главные бухгалтеры (бухгалтеры), индивидуальные предприниматели и другие лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях (независимо от формы собственности).

К должностным лицам применяют различные виды административных наказаний, но наиболее серьезным является дисквалификация. Этот вид ответственности впервые был предусмотрен в новом КоАП РФ, вступившем в силу с 1 июля 2002 г.

Читайте так же:  Льготы военным пенсионерам перечень и получение

Что такое дисквалификация?

Определение дисквалификации приводится в ст. 3.11 КоАП РФ — это лишение физического лица следующих прав:

  • занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица;
  • входить в совет директоров (наблюдательный совет);
  • вести предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом;
  • осуществлять управление юридическим лицом.

Основания дисквалификации

Перечень нарушений, за которые можно дисквалифицировать, приведен в таблице на с. 133.

Рассмотрим подробно ст. 5.27 КоАП РФ, в которой установлена ответственность за нарушения законодательства о труде и охране труда.

Что считать аналогичным нарушением, за которое можно дисквалифицировать? КоАП РФ не раскрывает это понятие. Например, представители трудовой инспекции могут посчитать аналогичными такие нарушения, как неоплата листков нетрудоспособности и отсутствие трудового договора с совместителем.

Однако судьи не поддерживают контролеров. Об этом свидетельствует Постановление Верховного Суда РФ от 28.02.2006 N 59-ад06-1. Судьи сослались на п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5. В нем сказано, что под аналогичным правонарушением (в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ) следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда. Например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного работника, а позднее — при увольнении другого работника.

Описание процедуры

Для назначения наказания в виде дисквалификации необходимо соблюсти определенные правила.

Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении

Вопрос о дисквалификации не возникает просто так. Существует несколько поводов к возбуждению дела об административном правонарушении. Они перечислены в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.

Во-первых, если должностные лица, уполномоченные составлять протоколы, обнаружили данные, которые указывают на наличие административного правонарушения. Например, протоколы за нарушение законодательства о труде и охране труда вправе составлять должностные лица Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда. Об этом говорится в пп. 16 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

Во-вторых, при поступлении материалов из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, если такие материалы содержат данные, которые указывают на наличие административного правонарушения.

Третьим поводом для возбуждения дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации. Исключение из данного правила составляют административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении

Основным документом, на основании которого принимают решение по делу об административных правонарушениях, является протокол. В нем фиксируют сведения о совершенном правонарушении и данные лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Протокол составляют в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ. В частности, в нем должны быть указаны:

  • дата и место составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения.

Протокол подписывает составившее его должностное лицо. Также свою подпись должен поставить законный представитель юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа в протоколе делается соответствующая запись.

Решение суда о дисквалификации

Административное наказание в виде дисквалификации может назначить только суд. Об этом говорится в ст. 3.11 КоАП РФ.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, обязано направить его судье в течение суток (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судья выносит постановление (решение) о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Примечание. Что считать длящимся нарушением

В ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ указано, что должностное лицо могут дисквалифицировать не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — не позднее одного года со дня его обнаружения. Например, в случае нарушения законодательства о труде и охране труда длящимся нарушением считается непрерывное осуществление единого состава противоправного деяния. Например, невыплата компенсации за неиспользованный отпуск сопряжена с длительным невыполнением организацией возложенных на нее обязанностей, следовательно, такое нарушение является длящимся. Исполнение этой обязанности работодателем прекращает правонарушение.

Исполнение решения суда о дисквалификации

Дисквалификацию устанавливают на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ). Постановление суда о дисквалификации, вступившее в законную силу, обязывает работодателя расторгнуть трудовой договор с дисквалифицированным лицом. Об этом говорится в п. 8 ст. 83 Трудового кодекса. Если работодатель не исполнит постановление суда и не расторгнет трудовой договор, его ждет уголовная ответственность в соответствии со ст. 315 Уголовного кодекса. Наказание ждет и само дисквалифицированное лицо в случае неисполнения судебного постановления. Если такой работник в течение срока дисквалификации занимается деятельностью по управлению юридическим лицом, это влечет наложение административного штрафа в размере 5000 руб. согласно ч. 1 ст. 14.23 Кодекса об административных правонарушениях.

Реестр дисквалифицированных лиц

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ компания, прежде чем принять на работу руководителя, должна запросить в МВД России информацию о том, не является ли кандидат на вакантную должность дисквалифицированным лицом. Такая возможность появилась с 1 апреля 2007 г. (Приказ МВД России от 22.11.2006 N 957). Реестр дисквалифицированных лиц формируют и ведут МВД России и министерства внутренних дел, управления (главные управления) внутренних дел субъектов РФ. Получение информации из реестра обойдется в 1 МРОТ (100 руб.). Так сказано в п. 4 Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N 805 о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц.

Отметим, что юридическое лицо за заключение с дисквалифицированным лицом договора может быть подвергнуто административному штрафу в размере до 100 000 руб. (основание — ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ).

Читайте так же:  Приказ на выплату единовременного пособия при рождении ребенка

Какие сведения хранятся в реестре

Реестр состоит из поступающих из судов общей юрисдикции и арбитражных судов постановлений судей о дисквалификации должностных лиц. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой.

В реестре содержатся следующие сведения о дисквалифицированном лице:

  • фамилия, имя, отчество, год и место рождения, место жительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья КоАП РФ);
  • срок дисквалификации;
  • даты начала и истечения срока дисквалификации.

После внесения в реестр сведений о дисквалифицированном лице в десятидневный срок управление МВД направляет сведения о нем в те федеральные органы исполнительной власти, должностные лица которых в соответствии с КоАП РФ уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях. В частности, в Федеральную инспекцию труда, органы внутренних дел (милицию), Федеральную налоговую службу.

Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет пять дней с даты получения соответствующего запроса.

Информация из реестра поможет избежать неблагоприятных налоговых последствий

Информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, будет важна всем организациям как для проверки своих потенциальных руководителей, так и для руководителей организаций-контрагентов. И дело не только в штрафных санкциях, установленных КоАП РФ. В случае обнаружения налоговыми инспекторами договоров, подписанных генеральными директорами, срок дисквалификации которых не истек, у организации могут возникнуть проблемы, связанные с подтверждением обоснованности применения налоговых вычетов по НДС. Поскольку в данном случае счет-фактура будет подписан неуполномоченным лицом.

Налоговые органы могут усомниться в достоверности данных компаний и отказать в обоснованности расходов по налогу на прибыль. В обоих случаях то, что налогоплательщик не проявил достаточную степень осмотрительности при выборе контрагента, хотя должен был и имел возможность это сделать, будет аргументом налоговых органов в суде. Кроме того, сделки могут быть признаны недействительными в связи с подписанием неуполномоченным лицом. Последствия таких действий могут быть крайне неблагоприятными.

Должностное лицо дисквалифицировано за участие в картеле

Вступило в законную силу решение Арбитражного суда города Москвы о привлечении генерального директора ООО «Компания ФИЛАКС» к административной ответственности в виде дисквалификации сроком на один год.

Ранее Московское областное УФАС России установило в действиях ООО «ТИРИОН» и ООО «Компания ФИЛАКС» картельный сговор, результатом которого являлось поддержание цен при совместном участии в электронных аукционах.

За это нарушение компании понесли ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, в виде административных штрафов.

Учитывая тяжесть и степень общественной опасности установленного нарушения, Московское областное УФАС России обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении генерального директора ООО «Компании ФИЛАКС» к административной ответственности в виде дисквалификации.

Арбитражный суд города Москвы поддержал позицию Московского областного УФАС России и вынес решение о дисквалификации генерального директора ООО «Компания ФИЛАКС» сроком на один год.

«Борьба с картелями является одним из приоритетных направлений деятельности антимонопольной службы. Решение Арбитражного суда г.Москвы о дисквалификации должностного лица за участие в картельном сговоре является прецедентом в области противодействия картелям и иным антиконкурентным соглашениям. Применение нормы в виде дисквалификации должно послужить наглядным примером для других участников рыночных отношений», — прокомментировал заместитель руководителя Московского областного УФАС России Алексей Азаренко.

Заместитель руководителя Московского областного УФАС России Сергей Муравьев обратил внимание, что это третий случай применения дисквалификации за нарушение антимонопольного законодательства в Московской области. В 2015 и 2016 году по заявлению Московского областного УФАС России за действия, ограничивающие конкуренцию, были дисквалифицированы два муниципальных чиновника. В настоящее время на рассмотрении суда находятся еще два заявления по которым возможна дисквалификация руководителей, уличенных в антиконкурентых соглашениях.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность.

[2]

Реестр дисквалифицированных лиц: чем опасен

Около 10 тысяч экс-руководителей компаний находятся в Реестре дисквалифицированных лиц, который еще называют черным списком ФНС. Эти руководители лишены права занимать «топовые» должности на срок от полугода до 3 лет. За какие правонарушения попадают в реестр дисквалифицированных лиц федеральной налоговой службы, чем грозит работодателю прием дисквалифицированного на руководящую должность? На эти и другие вопросы о реестре мы ответим в нашей статье.

В феврале 2014 года ФНС проинформировала общественность в письме № СА-4-14/2279 о том, что в России в сети Интернет в публичном доступе находятся данные о лицах, которые лишены права занимать управленческие должности на определенный судом срок. Этот открытый список дисквалифицированных руководителей получил название Реестра дисквалифицированных лиц. Реестр размещен на официальном сайте ФНС России, по заданным параметрам можно проверить нахождение или отсутствие в нем любого гражданина РФ. Реестр не является статичным, он постоянно пополняется новыми именами, одновременно из него исключаются данные о тех, у кого закончился срок дисквалификации.

9888 руководителей числятся в Реестре дисквалифицированных лиц (по данным на 06.12.2018 года).

Дисквалифицированные лица могут дорого обойтись

В армии руководителей примерно 10 тысяч дисквалифицированных «топов» — не такой уж и большой показатель. Вероятность столкнуться с дисквалифицированным руководителем оценивается многими как невысокая, поэтому нередко работодатели не проверяют своих будущих управленцев по Реестру дисквалифицированных лиц. А напрасно! Во-первых, за прием на работу дисквалифицированного лица предусмотрено прямое наказание «рублем», во-вторых, если компанией — вашим контрагентом руководит дисквалифицированное лицо, то вас могут ждать неприятности со стороны надзорных органов.

Читайте так же:  Приказ о предоставлении отпуска работнику

Какие последствия ждут тех, кто проигнорировал дисквалификацию:

  1. Если дисквалифицированное лицо управляет компанией в период срока дисквалификации, ему грозит административный штраф в размере 5 тысяч рублей.
  2. Если работодатель заключает с дисквалифицированным лицом договор (контракт) на управление юридическим лицом, то юрлицу грозит штраф в размере до 100 тысяч рублей.
  3. Если руководитель компании-контрагента окажется дисквалифицированным лицом, то вас могут обвинить в непроявлении должной осмотрительности при выборе контрагента. А это, в свою очередь, грозит проверкам со стороны надзорных органов, доначислением налога на прибыль и т.п. Также договор, подписанный дисквалифицированным лицом, может быть оспорен в суде.

[3]

За что и на сколько попадают в список дисквалифицированных лиц

Дисквалификация физлица – это вид административного наказания. Дисквалификация лишает управленца права находиться в исполнительном органе управления юрлица, входить в совет директоров или наблюдательный совет, занимать должность руководителя юрлица.

Решение о дисквалификации выносится мировыми судьями. Наказание за дисквалификацию предусмотрено сроком от 6 месяцев до 3 лет. Анализ Реестра дисквалифицированных лиц показывает, что чаще всего суды лишают права управлять предприятием на 1-2 года. Самое мягкое наказание – дисквалификация на полгода – встречается крайне редко. Самое строгое наказание – дисквалификация «по полной» на 3 года – встречается тоже не часто, но все же больше, чем дисквалификация на полгода.

За что чаще всего лишают права управлять предприятием:

  • Повторное или многократное нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Должностное лицо не предоставило сведения или предоставило заведомо ложные сведения об ИП или юридическом лице для внесения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
  • Должностное лицо нарушило законодательство о труде и об охране труда, если ранее это лицо уже подвергалось административному наказанию за аналогичное правонарушение.
  • Должностное лицо не выполнило в срок законное предписание (решение, представление, постановление) служб, осуществляющих государственный или муниципальный надзор и контроль.

Какие данные вносятся в Реестр дисквалифицированных лиц

В Реестре дисквалифицированных лиц содержатся следующие данные о дисквалифицированном лице:

  • ФИО, дата и место рождения дисквалифицированного лица,
  • должность дисквалифицированного лица,
  • название организации, в которой дисквалифицированное лицо совершило правонарушение,
  • статья КоАП РФ, по которой совершено правонарушение,
  • название структуры, составившей протокол об административном правонарушении,
  • ФИО и должность судьи, вынесшего постановление о дисквалификации,v
  • срок дисквалификации,
  • уточнение срока дисквалификации с конкретными датами «от» и «до».

Как проверить на дисквалификацию в «ручном» режиме

Реестр дисквалифицированных лиц находится в недрах сайта налоговой инспекции, получить информацию из него можно при помощи специального поискового сервиса сайта ФНС. Для этого в нем нужно указать данные физлица (ФИО, дату рождение, название организации, ИНН организации). В случае отсутствия реквизитов, выдается весь список дисквалифицированных лиц, который, к слову, обновляется ежедневно.

За электронные сведения из реестра дисквалифицированных лиц плата не берется, а вот данные на бумаге стоят 100 рублей. Получить бумажную справку об отсутствии дисквалифицированных лиц или же справку о внесении в реестр физлица нужно на основании запроса. Запрос может быть отправлен в электронном виде через сайт ФНС, представлен в налоговую лично или по почте в любую территориальную инспекцию.

На основании запроса в течение пяти рабочих дней налоговики должны подготовить документ. Это может быть справка об отсутствии в реестре дисквалифицированных лиц либо выписка из реестра.

Как проверить быстро и не обжечься на дисквалификации

Упростить процесс проверки лица поможет СБИС «Все о компаниях», который «автоматом» проверит на дисквалификацию. При необходимости факт проверки можно подтвердить отчетом о должной осмотрительности, который также можно подготовить с помощью СБИС.

А снизить риск попадания в число дисквалифицированных призван сервис СБИС Электронная отчетность. С ним сдача отчетности быстрее и проще, все предписания надзорных органов — на контроле. Подробнее обо всех возможностях системы СБИС вам готовы рассказать наши специалисты. Оставьте заявку на сайте и получите ответы на свои вопросы уже сегодня.

Все о дисквалификации руководителей

Одним из видов административного наказания является дисквалификация работника (подп. 8 п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ). Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление организацией в иных случаях (ст. 3.11 КоАП РФ).

Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет.При этом правом назначать данный вид административного наказания обладают только судьи. За административные правонарушения, влекущие дисквалификацию, лицо может быть привлечено к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ). За какие правонарушения предусмотрена дисквалификация должностного лица? Смотрите Таблицу 1.

Таблица 1. Административные правонарушения, влекущие дисквалификацию

Судебно-арбитражная практика

Наступление административной ответственности по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии или же за время работы в разных организациях (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда от 29.11.2006 г.).

В свою очередь под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях, следует понимать совершение такого же, а не любого нарушения ­законодательст­ва о труде и охране труда (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда 24.03.2005 г. № 5).

Читайте так же:  Что такое приватизация квартиры

После вступления в законную силу постановление о дисквалификации должно быть исполнено немедленно, путем прекращения лицом, привлеченным к административной ответственности, управления юридическим лицом (ст. 32.11 КоАП РФ).

В данном случае дисквалификация является основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 8 ст. 83 ТК РФ). Образец заполнения см. в Примере 1.

Пример 1

В этом случае увольнение допускается, если невозможно перевести данного сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую он сможет выполнять с учетом состояния своего здоровья (ст. 83 ТК РФ). Дело в том, что согласно законодательству дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью.

Прием на работу

При заключении договора на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом надо запросить информацию о наличии дисквалификации данного физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц (п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ).

В свою очередь заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела о дисквалификации, само является основанием для увольнения (ст. 84 ТК РФ). В этом случае основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных Трудовым кодексом правил заключения трудового договора (подп. 11 ст. 77 ТК РФ) (см. Пример 2).

Пример 2

Учтите, что трудовой договор прекращается, если невозможно перевести сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ст. 84 ТК РФ).

Реестр дисквалифицированных лиц

Заинтересованные лица вправе получить за плату информацию из указанного реестра в виде выписок о конкретных лицах (п. 3 ст. 32.11 КоАП РФ). Срок предоставления информации составляет 5 дней с даты получения федеральным органом соответствующего запроса (п. 7 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утв. постановлением Правительства от 11.11.2002 г. № 805, далее – Положение № 805). Образец заполнения запроса см. в Примере 3 . Отметим, что форма запроса утверждена приказом МВД именно в таком виде, и юристы не рекомендуют ее изменять во избежание отказа в предоставлении информации (приложение № 7 к Инструкции о порядке предоставления информации ­о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД РФ от 22.11.2006 г. № 957).

Уполномоченными органами, осуществляющими формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, являются МВД России и МВД, УВД (ГУВД) по субъектам РФ (п. 2 Положения № 805). Плата за предоставляемую из реестра информацию составляет 100 рублей (п. 4 постановления Правительства от 11.11.2002 г. № 805). Вместе с тем органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также гражданам в отношении себя информация предоставляется ­бесплатно (п. 4 Инструкции).

В зависимости от указанного в запросе порядка получения информации справки (п. 25 инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД России от 22.11.2006 г. № 957 – далее Инструкция):

  • выдаются заявителям на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при предъявлении доверенности;
  • направляются почтой в орган внутренних дел по месту обращения для вручения заявителю либо его доверенному лицу.

Пример 3

К указанному запросу прикладываются нотариально заверенные копии документов или выписки из документов, подтверждающих полномочия обратившегося с запросом лица, а также квитанция об оплате. При этом запросы, представленные с нарушением указанных требований, ­возвращаются без исполнения (п. 21 Инструкции).

В реестре указывают следующие сведения о дисквалифицированном лице (п. 3 Положения № 805):

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация, наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
  • срок дисквалификации;
  • даты начала и истечения срока дисквалификации;
  • наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
  • сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
  • основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;
  • дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

По истечении срока дисквалификации либо во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации указанные лица исключаются из реестра (п. 9 Положения № 805).

Видео (кликните для воспроизведения).

Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению организацией влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 14.23 КоАП). В свою очередь за заключение с этим лицом договора на управление организацией, а равно за неприменение последствий прекращения его действия наказывается юридическое лицо (штраф составляет до 100 000 рублей).

Источники


  1. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, Юрайт, 2010. — 384 c.

  2. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 752 c.

  3. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному Закону от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринемателей» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2014. — 286 c.
  4. Сборник постановлений пленума верховного суда СССР. (1924-1977 гг.) (комплект из 2 книг). — М.: Известия Советов народных депутатов СССР, 2016. — 822 c.
  5. Марчалис, Николетта Люторъ иже лютъ. Прение о вере царя Ивана Грозного с пастором Рокитой / Николетта Марчалис. — М.: Языки славянской культуры, 2017. — 870 c.
  6. Новицкий, И.Б. Римское право; М.: Гуманитарное знание, 2011. — 245 c.
Дисквалификация должностного лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here