Что такое органы местного самоуправления полномочия и обязанности

Статья на тему: "Что такое органы местного самоуправления полномочия и обязанности" с разъяснениями профессионалов. Мы постарались собрать весь тематический материал, обработать и разместить в удобном для чтения виде. На все вопросы вам ответит наш дежурный консультант.

Основные полномочия органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципального образования принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений и городских округов.

К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки.

К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.

Вышеуказанные полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления муниципальных образований органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

См. комментарии к статье 17 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ

1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями:


1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ в пункт 3 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

4.1) утратил силу с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 191-ФЗ часть 1 статьи 17 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4.2

4.2) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении»;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ часть 1 статьи 17 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4.3, вступающим в силу с 1 января 2013 г.

4.3) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 4.4 с 10 ноября 2017 г. — Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 299-ФЗ

[3]

4.4) полномочиями в сфере стратегического планирования, предусмотренными Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 10 ноября 2017 г. — Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 299-ФЗ

6) организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 456-ФЗ в пункт 6.1 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

6.1) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ пункт 7 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 марта 2015 г. N 63-ФЗ в пункт 8.1 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона внесены изменения

8.1) организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, организация подготовки кадров для муниципальной службы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об образовании и законодательством Российской Федерации о муниципальной службе;

Читайте так же:  Лизинг рабочего персонала – что это такое

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ часть 1 статьи 17 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 8.2

8.2) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

Информация об изменениях:

Часть 1.1 изменена с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 463-ФЗ

1.1. По вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, указанные полномочия могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.

Организация благоустройства и утверждение правил благоустройства на территориях городов федерального значения в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 494-ФЗ в часть 1.2 статьи 17 настоящего Федерального закона внесены изменения

1.2. Законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

Не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 8 части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ

2. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений, предусмотренных пунктами 7.1 — 9, 15 и 19 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, вопросов местного значения муниципальных, городских округов, городских округов с внутригородским делением, предусмотренных пунктами 7.1 — 11, 20 и 25 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, вопросов местного значения внутригородских районов, предусмотренных пунктами 4, 8 и 10 части 1 статьи 16.2 настоящего Федерального закона.

К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки.

К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 454-ФЗ статья 17 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.1, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

2.1. Органы местного самоуправления муниципальных образований в случае включения в их границы территорий, ранее входивших в закрытые административно-территориальные образования, в отношении которых Президентом Российской Федерации принято решение о преобразовании или об упразднении, в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-I «О закрытом административно-территориальном образовании», ведут учет граждан, сохранивших право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами указанных территорий, определяют размер указанной выплаты, осуществляют контроль за соблюдением гражданами условий ее получения, а также имеют право оплачивать стоимость проезда граждан и членов их семей от прежнего места жительства до нового места жительства и стоимость провоза багажа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ в часть 3 статьи 17 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Информация об изменениях:

Статья 17 дополнена частью 4 с 29 апреля 2018 г. — Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 83-ФЗ

Глава 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления (ст.ст. 34 — 42)

Глава 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления

>
Органы местного самоуправления
Содержание
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Полномочия местного самоуправления

Автор: Ирина Нестерова ✔ 04.07.2018

Нестерова И.А. Полномочия местного самоуправления // Энциклопедия Нестеровых

Местное самоуправление в системе государственной власти наделено полномочиями, которые направлены на выполнение основных функций МСУ.

Понятие и виды полномочий

Сам термин «полномочия местного самоуправления» заложен в Конституции Российской Федерации, а если быть точным, то в статье 132.Данная статья гласит, что «. органы местного самоуправления обладают полномочиями по самостоятельному решению вопросов местного значения, а также могут наделяться государственными полномочиями [1]».

Полномочия – это права, которыми наделен каждый уровень власти и управления для выполнения возложенных на него функций, но одновременно это и обязанность выполнять данные функции [2].

C опорой на данное определение можно утверждать, что под полномочиями принято принимать права которые совмещены с обязанностями. Однако полномочия нельзя рассматривать отдельно от компетенции. Нехватка полномочий отрицательно скажется на компетенциях и наоборот. В свете соотношения полномочий и компетенций следует обратиться к термину из европейского права «субсидарсность». Субсидарность или, иначе говоря, «принцип субсидиарности» подразумевает, что все вопросы, которые могут быть решены на нижнем, максимально приближенном к населению, уровне управления, должны быть закреплены за этим уровнем [3].

Читайте так же:  Депутаты одобрили возможность досрочного получения пенсий

На верхнем уровне управления в компетенции власти входит рассмотрения тех вопросов, решение на нижнем уровне которых либо вовсе невозможно, либо малоэффективно. Если деятельность нижнего уровня приносит вред, то вмешательство становится обязательным.

Упомянутая ранее статья 132 Конституции РФ регламентирует полномочия органов местного самоуправления. Согласно положениям статьи 132 органы МСУ в праве самостоятельно реализовывать следующий перечень полномочий:

  • управление муниципальной собственностью,
  • формирование, утверждение и исполнение местного бюджета,
  • установка местных налогов и сборов,
  • реализация охраны общественного порядка,
  • решение иных вопросов местного значения.

Согласно ст. 132 Конституции, в спектр полномочий органов местного самоуправления входят некоторые государственные полномочия. Эти самые полномочиями, реализуются при полном соответствующем финансировании.

Перечень ключевых полномочий

В Федеральном законе 2003 г. № 131-ФЗ предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления установлены с опорой на систему утвержденных положений. Прежде всего, это те вопросы местного значения, которые относят к сфере влияния МСУ. Они сформулированы на базе деления муниципальных образований на типы, а именно:

  • вопросы местного значения поселения,
  • вопросы местного значения муниципального района,
  • вопросы местного значения городского округа.

Для всех муниципальных образований имеет место общий перечень вопросов, к которым можно смело отнести следующее:

  • формирование, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов,
  • контроль за исполнением бюджетов,
  • установление, изменение и отмена закрепленных за данным уровней местных налогов и сборов,
  • владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом [2].
Видео (кликните для воспроизведения).

Все иные местные вопросы решаются в соответствии с полномочиями поселений и муниципальных районов. Что касается городских округов, то весь перечень вопросов местного значения находится в сфере влияния.

Органы Местного самоуправления поселений решают широкий круг вопросов, которые связаны с повседневным жизнеобеспечением населения. К примеру, именно местные власти занимаются вопросом обеспечения малоимущих граждан жилыми помещениями в полном соответствии с нормами действующего законодательства. Также к числу полномочий органов МСУ поселков относят:

  • организацию в границах поселения тепло- и водоснабжения населения,
  • обеспечение первичных мер пожарной безопасности,
  • создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры,
  • организация благоустройства и озеленения территории,
  • планирование застройки поселений,
  • организация освещения улиц,
  • установки уличных указателей и т. п.

Ряд аспектов перенесены в сферу «вопросы местного значения» и успешно решаются местными властями. Разграничение между полномочиями поселения и полномочиями муниципального района выглядит примерно следующим образом: что в границах поселения за их решение отвечает поселение, а за межпоселенческие вопросы – муниципальный район.

[1]

В качестве примера можно привести организацию транспортного обслуживания населения. Так, в границах поселения вопросы с транспортом решает поселение, а муниципальный район решает проблемы организацияи транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

В настоящее время активно используется градация поселений по уровню загруженности теми или иными полномочиями. К уровню поселения отнесены:

  • организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора,
  • организация библиотечного обслуживания населения,
  • организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

К уровню муниципального района относится:

  • организация утилизации и переработки бытовых отходов и мусора,
  • организация библиотечного обслуживания поселений,
  • содержание межпоселенческих мест захоронения и организация ритуальных услуг и т. д.

Полностью на уровень муниципального района вынесены вопросы, решение которых требует наличия развитой инфраструктуры крупных затрат на ее поддержание. К ним относятся:

  • организация общественного порядка,
  • предоставление начального и общего образования, дошкольного образования, отдыха детей в каникулярное время,
  • предоставление основных видов медицинской помощи, организация и осуществление экологического контроля территории, и ряд других.

Однако не следует забывать, что в сфере образования полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса возложены на органы государственной власти субъектов РФ. Это сделано для избежания халатности на местах, снижения коррупции и воровства муниципальных властей.

Теперь рассмотрим полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Они представлены на рисунке ниже.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

Рассмотрев полномочия органов местного самоуправления можно с уверенность утверждать, что вся система нуждается в реформировании. Необходимо усиливать вертикаль власти. Только сильный контроль позволит снизить уровень разгильдяйства и воровства на местном уровне.

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ
  3. Бобылева Е.А. Принцип субсидиарности в праве Европейского Союза // Актуальные проблемы российского права №. 2008 г. Стр.437-449

Компетенция органов местного самоуправления. Функции органов местного самоуправления

В настоящее время определение компетенции местных органов управления считается одной из основных проблем организации деятельности власти местного значения для формирования правовой базы. Более того, эффективность работы всей управленческой системы зависит от того, насколько рационально распределены компетенции между ее уровнями.

Понятие компетенции органов местного самоуправления

Под учреждениями местного управления следует понимать структуры муниципальной (местной) власти публичного характера, которые осуществляют определенные полномочия в интересах социума данного образования. Основной целью здесь выступает реализация функционала местного самоуправления, которое служит формой превращения в жизнь народной власти. Важно отметить, что представленные структуры наделяются соответствующим функционалом.

Читайте так же:  Сокращенная рабочая неделя по трудовому кодексу

Компетенцию органов местного самоуправления целесообразно рассматривать как совокупность функций, установленных нормативами муниципального права. Необходимо дополнить, что они нужны для самостоятельного решения структурами местной власти вопросов, которые связаны с их ведением. Соответственно, данные вопросы обусловлены задачами, присущими местному управлению. Таким образом, компетенция органов местного самоуправления является сложнейшей правовой категорией, структура которой состоит из прав и полномочий (обязанностей), а также предметов ведения.

Права и обязанности

Стоит учитывать, что права и обязанности структур местного управления имеют тесную взаимосвязь с предметами их ведения. Так, если при определении данных предметов актуальным становится ответ на вопрос, в каких сферах жизни местного общества орган является компетентным, то обязанности и права характеризуют границы возможностей структуры в той или иной области муниципальных отношений. Федеральным законом от 2003 года касательно общих принципов организации местной власти закрепляются правила правового регулирования и осуществления компетенции органов местного самоуправления:

Предметы ведения

Первой составляющей компетенции выступают предметы ведения. Под предметами ведения местного управления следует понимать круг вопросов, который определяются действующей на территории РФ Конституцией, законодательными актами федерального уровня, законодательными актами субъектов РФ, уставами муниципальных формирований. Стоит отметить, что данные вопросы обусловлены реализацией местной власти, ее актуальными целями и задачами, ролью и местом в приведении народной воли в жизнь. Решения по ряду проблем принимаются непосредственно людьми и (или) через выборные и другие структуры местного управления. Стоит дополнить, что предметы ведения определяются в первую очередь действующей Конституцией. Они устанавливают факт существования ряда вопросов в компетенции органов местного самоуправления.

Итак, стоит упомянуть относящиеся к реализации отдельных полномочий государства, которыми могут быть наделены структуры местной власти посредством представленных выше документов высшего государственного уровня. Помимо этого, целесообразно отметить и вопросы, которые не относятся к компетенции, однако решаются на практике. Стоит учитывать, что устанавливаемые указанным законодательным актом полномочия органов местного самоуправления предполагают внесение в обсуждаемый перечень вопросов организации деятельности должностных лиц и гос. органов (местной администрации, представительного органа и так далее). Целесообразно сделать умозаключение, что в своем комплексе охарактеризованные моменты формируют содержание предметов ведения самоуправления в местном плане.

Вопросы местного уровня

Как выяснилось, базовое содержание предметов ведения формирует вопросы местного характера. Именно они выявляют сферы жизнедеятельности, в границах которых сегодня осуществляются функции органов местного самоуправления. Под этими вопросами необходимо понимать моменты, касающиеся обеспечения полноценной жизнедеятельности общества в конкретном муниципальном образовании. Решения данных вопросов обсуждаемые структуры реализуют самостоятельным образом. Следует заметить, что относительно муниципальных формирований всех разновидностей, существующих сегодня, определяется свой список вопросов местного характера:

  • для сельских и городских поселков;.
  • для районов муниципального типа;
  • для городских округов.

Как правило, перечни вопросов относительно разных муниципальных формирований совпадают, однако существуют и различия, которые обусловлены особенностями правового статуса, составом и размерами земель территории образования, типом населенных пунктов и иными факторами. Итак, в число функций органов местного самоуправления в данном случае включаются следующие пункты:

  • Вопросы создания, утверждения и последующего исполнения бюджета местного уровня, а также контроль над его исполнением; формированием, изменением и при необходимости отмены местных налоговых выплат; собственности, применения и распоряжения имущественными комплексами, которые находятся в муниципальном владении. Важно отметить, что решение данных вопросов строит базу всей муниципальной деятельности.
  • Вопросы оказания услуг людям, которые относятся к обеспечению их комфортной жизнедеятельности.

Оказание услуг населению

Как выяснилось, в компетенцию исполнительных органов местного самоуправления входит оказание разного рода услуг населению. К данной группе целесообразно отнести:

  • Вопросы жилищно-коммунального плана, транспорта, строительства, связи, торговой деятельности, питания и обслуживания бытового типа.
  • В компетенцию органов местного самоуправления включены вопросы культуры, здравоохранения, образования, спорта и отдыха.
  • Вопросы озеленения территории и организации благоустройства. Помимо этого, сюда целесообразно отнести охрану окружающей среды и содержание мест захоронения.
  • Органы общей компетенции местного самоуправления решают вопросы гражданской обороны, общественного порядка, опеки и попечительства, а также обеспечения безопасности людей.
  • Вопросы создания и последующего содержания муниципальных формирований.
  • Вопросы создания и дальнейшего содержания муниципальных архивов. Стоит отметить, что данная группа находится в исключительной компетенции органов местного самоуправления.

Реализация государственных полномочий

Помимо представленных выше, управленческие структуры местного значения занимаются реализаций отдельных полномочий гос. характера. Стоит отметить, что вхождение в компетенции органов и должностных лиц местного самоуправления данных вопросов обуславливается следующими факторами:

  • Государством определяются те моменты, взаимодействие в соответствии с которыми предельно необходимо, а также полезно в общественном плане. К тому же это демократизирует процесс реализации функций государства, усиливает контроль над обществом, а также расширяет инициативы граждан.
  • По причине максимальной приближенности к обществу представительные органы местного самоуправления реализуют отдельные полномочия государства с более высокой эффективностью, чем это делают государственные структуры.

Конкретные полномочия

Сегодня управленческие структуры могут наделяться некоторыми государственными полномочиями. Какие вопросы решают органы местного самоуправления? Итак:

  • Вопросы в сфере регистрации актов состояния граждан. Речь идет о регистрации актов непосредственно в муниципальном формировании, на его территории.
  • Вопросы в сфере СЗН. Сюда включается социальная поддержка детей-сирот, ветеранов труда, безнадзорных детей, многодетных семей и т. д.
  • Вопросы в сфере сельского хозяйства. Например, это полномочия, связанные с поддержкой производства сельского хозяйства в форме субсидий на продукцию животноводства.
  • Вопросы в сфере образования и организации работы комиссий по защите прав несовершеннолетних, комиссий по делам несовершеннолетних, комиссий административного характера. Важно дополнить, что они входят в структуру местного самоуправления.

Порядок наделения полномочиями

На сегодняшний день актуален следующий порядок, в соответствии с которым управленческие структуры местного значения могут наделяться государственными полномочиями, перечисленными выше:

  • Наделение правами на осуществление конкретных видов деятельности реализуется законодательными актами федерального уровня, а в некоторых случаях – законодательных актами субъектов. Важно дополнить, что применение иных нормативных актов правовой природы недопустимо.
  • Наделение учреждений местного управления правами на неограниченный период или на срок действия конкретных полномочий в случае его существования.
Читайте так же:  Страховые взносы все нюансы правильной оплаты

Вопрос финансирования

Стоит учесть, что для реализации функций государства муниципальным формированиям нужно финансирование. Оно выражается в первую очередь в форме субвенций, которые предоставляются бюджетам местного уровня из фондов компенсаций соответствующих регионов России. Необходимо дополнить, что названные фонды создаются за счет:

  • Субвенций из фонда компенсаций федерального значения на осуществление управленческими структурами своего функционала, иными словами, полномочий государства, которые передаются им посредством законодательных актов федеральной природы.
  • Иных бюджетных доходов субъекта РФ.

Заключение

Важно иметь в виду, что со стороны учреждений государственной власти ведется пристальный контроль:

  • Во-первых, за реализацией управленческими структурами местного значения отдельных полномочий гос. характера.
  • Во-вторых, за применением финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на осуществление представленных функций и достижение соответствующих целей.

Необходимо учитывать, что в ведении местного управления могут быть в другие вопросы. Речь идет о тех категориях, которые отвечают ряду требований:

  • Не включаются в перечень вопросов местного уровня, установленных в законодательном порядке, а также не входят в список отдельных полномочий государства.
  • Не относятся к ведению иных муниципальных формирований, к компетенции их структур, а также не включаются в функции органов гос. управления.
  • Не исключены из функционала структур местного управления посредством федеральных законодательных актов или законодательных актов субъектов РФ.

Дополним, что управленческие структуры местного значения имеют полное право на решение указанных выше вопросов лишь в случае наличия собственных финансовых средств и материальных ресурсов (исключение в данном случае составляют дотации и субвенции, которые предоставляются из бюджета федерального уровня или бюджета субъекта РФ). Зачастую рассматриваемые в статье структуры решают вопросы, относящиеся к формированию и организации деятельности отдельных должностных лиц и учреждений местного самоуправления. Данную категорию важно представить как самостоятельную, обособленную.

Необходимо знать, что при издании полномочий должностных лиц и структур местного управления глава муниципального формирования (как правило, это глава администрации местного значения) издает постановления по соответствующим вопросам, относящимся к реализации отдельных полномочий государства. Помимо этого, он выпускает распоряжения, связанные с организацией деятельности местной администрации согласно статье 43. Муниципальной структурой также принимаются решения касательно организации собственной работы, а также деятельности представительного органа. Таким образом, вопросы создания и последующей организации управленческих структур местного значения целесообразно также отнести к предметам ведения в качестве самостоятельно функционирующего элемента.

Могут ли органы местной администрации быть наделены функциями и полномочиями учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений?

Нормы ч. 3 ст. 9 1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ч. 4 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривают, что функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют только уполномоченные органы местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Из норм ч. 1 ст. 2 и ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что одним из основных признаков органов местного самоуправления является наличие у них собственных полномочий по решению вопросов местного значения. Положения Федерального закона № 131-ФЗ не предусматривают возможность включения органов местного самоуправления в структуру иных органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 8 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. При этом органы местной администрации не могут иметь статус органов местного самоуправления, поскольку они являются лишь структурными подразделениями местной администрации и не обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В ст. 6 БК РФ казенное учреждение определяется как государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Учитывая, что органы местного самоуправления, которые наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, органы местной администрации как юридические лица также должны приобретать статус казенных учреждений, поскольку они, как и в случае с органами местного самоуправления, осуществляют исполнение муниципальных функций.

Казенному учреждению запрещается выступать учредителем (участником) каких-либо юридических лиц (ч. 4 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Данное требование применяется также в отношении органов местной администрации, как казенных учреждений.

Необходимо также учитывать, что органы местного самоуправления, а также органы местной администрации наделяются статусом юридического лица для осуществления собственной финансово-хозяйственной деятельности, участия в гражданском обороте от своего имени для удовлетворения исключительно собственных материально-технических, организационных и иных потребностей. Во всех остальных случаях органы местного самоуправления действуют как органы публичной власти для реализации публично-властных полномочий, участия в гражданском обороте от имени и в интересах муниципального образования, являющегося самостоятельным участником гражданских отношений (ст. 124 – 125 ГК РФ). В связи с этим, органы местного самоуправления осуществляют функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений, как органы публичной власти, а не как юридические лица в качестве казенных учреждений.

Читайте так же:  Лицевые счета сотрудников по заработной плате

Таким образом, органы местной администрации (как структурные подразделения местной администрации, так и как казенные учреждения) не могут быть наделены непосредственно функциями и полномочиями учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 131-ФЗ от имени муниципального образования могут приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. В связи с этим руководитель отраслевого органа администрации муниципального района, являющейся должностным лицом местного самоуправления, от имени муниципального образования может приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, в случае, если такая возможность будет предусмотрена уставом соответствующего муниципального образования.

Правоведение

Органы местного самоуправления и их полномочия

Органы местного самоуправления — это избираемые непосредственно населением и (или) формируемые представительным органом муниципального образования коллегиальные или единоличные органы, наделенные собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления наделены объемом собственных полномочий, которые очерчены рамками права. Свои полномочия они осуществляют самостоятельно, по своему усмотрению в пределах полномочий, установленных законом. Собственные полномочия — это их собственная политическая ответственность перед избирателями, перед гражданами.

Субъекты Федерации самостоятельно решают вопросы о способах формирования органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления избираются всем населением непосредственно или же формируются за счет выборных должностных лиц малых городов и поселков, которые входят в состав района.

Органы местного самоуправления имеют особую природу. Согласно Конституции РФ они не входят в систему государственных органов. Взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления основываются на правовых принципах, закрепленных Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации о местном самоуправлении.

Хотя органы местного самоуправления и не входят в систему государственных органов, но они находятся в системе государственно-властных отношений. Будучи организационно отделенными от государственной власти, органы местного самоуправления функционально связаны с ней.

Органы государственной власти создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Государство устанавливает общие правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления, разграничив предметы ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

К полномочиям федеральных органов государственной власти относится определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Перечень вопросов по совместному ведению — это те вопросы, которые требуют единства правового регулирования на всей территории страны.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти могут делегировать определенные вопросы (часть своих полномочий) органам местного самоуправления. Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления строятся следующим образом:

[2]

органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в строго установленных законом пределах их компетенции;

контроль за законностью решений органов местного самоуправления осуществляется органами судебной власти и органами прокуратуры;

в соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

Деятельность органов местного самоуправления по реализации делегированных им государственных полномочий подконтрольна органам государственной власти, которые в этом случае осуществляют прямой контроль за целесообразностью принимаемых решений. Вопрос об ответственности за выполнение соответствующих делегированных функций решается в каждом конкретном случае отдельно.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. К органам местного самоуправления относятся:

выборные органы, образуемые в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований;

другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Наличие выборных органов местного самоуправления в муниципальных образованиях является обязательным. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами и законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут не создаваться выборные городские органы местного самоуправления.

Видео (кликните для воспроизведения).

К органам местного самоуправления относятся: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие), избирательная комиссия муниципального образования, иные коллегиальные и единоличные органы местного самоуправления, избираемые населением и (или) формируемые представительным органом муниципального образования, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Источники


  1. Севан, О.Г. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества. История создания, методология, современное состояние / О.Г. Севан. — М.: Прогресс-традиция, 2011. — 909 c.

  2. Андрианов Н. В. Гражданское общество как среда институционализации адвокатуры; Либроком — М., 2011. — 304 c.

  3. Бредихин, А. Л. Правоведение. Учебное пособие / А.Л. Бредихин. — М.: Феникс, 2015. — 256 c.
  4. Головистикова, А.; Дмитриев, Ю. Проблемы теории государства и права. Учебник; М.: Эксмо, 2012. — 832 c.
  5. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Новый Юрист, 1998. — 624 c.
  6. Основы права; Академия — Москва, 2010. — 256 c.
Что такое органы местного самоуправления полномочия и обязанности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here