Что такое муниципальное имущество особенности, управление

Статья на тему: "Что такое муниципальное имущество особенности, управление" с разъяснениями профессионалов. Мы постарались собрать весь тематический материал, обработать и разместить в удобном для чтения виде. На все вопросы вам ответит наш дежурный консультант.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Цель данной главы — рассмотрение системы управления муниципальной собственностью. Здесь представлены особенности управления собственностью, специфика ее форм, основы управления государственным имуществом. Управление собственностью освещается с позиции произошедших в России экономических реформ, яркий пример которых — приватизация 1990-х гг. Также интерес представляют характеристика органов управления государственной собственностью и детальный разбор системы органов управления федеральным имуществом. Даны различные характеристики муниципальной собственности, ее субъектов и объектов.

Основные понятия и определения собственности

В России в связи с проведением рыночных реформ была кардинально изменена система отношений собственности, а уже на этой основе — и система управления экономикой. На современном этапе развития трансформация отношений собственности в РФ происходит в условиях перехода к экономике нового типа под влиянием глобализационных процессов, характеризующихся:

Формирование новой экономики определяет новый по характеру и механизмам реализации институт собственности, когда последняя не только трансформируется по структуре (иерархизируется) и организации, но и становится более подвижной, принимая новые виды.

Собственность составляет основу всех хозяйственных систем и всегда была предметом изучения как российских, так и зарубежных ученых. Она выступает как крайне сложное явление, обладающее множеством свойств, признаков и качеств, выражается в многообразных формах, что дает основание быть объектом анализа различных областей научных знаний (рис. 6.1, 6.2) [1] .

Рис. 6.1. Особенности функций собственности

Форма отношений собственности определяет экономический строй общества. Отношения собственности находятся в состоянии изменений, т.е. они эволюционируют вместе с трансформацией всей экономики и общества в целом. Для трансформационной экономики вообще типичны качественные изменения институтов, форм, прав собственности и объектов собственности, происходящие в общей обстановке нестабильности, подвижности, неустойчивости и противоречивости институциональной системы (диффузии институтов) [2] .

В содержании понятия «формы реализации собственности» выделяются два смысловых подхода. В узком смысле под формами реализации собственности понимаются конкретные формы дохода (прибыль, рента, процент, арендная плата, дивиденд и др.), приносимые конкретными видами собственности. В более широком смысле собственность

Рис. 6.2. Специфика форм собственности

реализуется в многообразных отношениях и формах социально-экономического, юридического и психологического содержания [3] .

В отличие от господства одной формы частной собственности в глубоко дифференцированных классовых обществах, полиформич- ных обществах современной цивилизации частная собственность неоднородна. Это обостряет проблему распределения прав собственности, особенно когда объектом собственности владеют несколько лиц [4] .

Для российской экономики наиболее типично корпоративнономенклатурное или «теневое» происхождение частной собственности (рис. 6.3).

Очевидно, что в ходе приватизации (передаче государственного имущества в частную собственность) публичные интересы далеко не всегда реализовывались наилучшим образом (рис. 6.4). Однако, как утверждают некоторые эксперты, основная цель, ради достижения которой начиналась приватизация в России, была достигнута [5] . Действительно за короткий срок были сформированы новые рыночные

Рис. 6.3. Экономические последствия корпоративно-номенклатурного или теневого происхождения частной собственности

институты, появился класс частных собственников, большая часть внутреннего валового продукта начала производиться негосударственным сектором экономики, получил развитие рынок ценных бумаг.

Вместе с тем пока рано говорить о завершении приватизации: в государственной и муниципальной собственности все еще находится значительное количество имущественных объектов, не используемых для реализации публично-властных функций. Дальнейшая приватизация должна избавить государственные и муниципальные органы от выполнения несвойственных им функций и позволить направить аккумулированные в непрофильных активах материальные средства на решение стоящих перед органами власти задач.

По мере продвижения реформ по разгосударствлению экономики Российской Федерации происходит трансформация публичных интересов. Если в начале пути по разгосударствлению экономики основным публичным интересом, ради достижения которого проводилась приватизация, был безболезненный переход к новому экономическому строю, то на современном этапе, когда разгосударствление в общем состоялось, первостепенное значение приобретают проблемы эффективного управления государственным и муниципальным имуществом, а также обеспечения должных финансовых поступлений.

Наличие разнообразных форм собственности дает основание утверждать, что они находятся в постоянном движении, изменении и развитии. В ходе исторической трансформации имеет место сближение

Рис. 6.4. Противоречия системы отношений собственности

форм собственности, несмотря на то, что они представляют различные ее типы. В настоящее время модификациями являются и коллективная, и кооперативная, и акционерная, и муниципальная, и государственная формы собственности. Таким образом, в обществе определяющую роль играют модификации различных форм двух противоположных типов собственности. Это объясняется следующими причинами. Любая форма собственности в силу того, что она функционирует в изменяющихся условиях, не может быть застывшей. Она постоянно развивается, приобретая все новые черты. В ходе такого развития имеет место переход одной формы собственности в другую. Например, индивидуально частная перерастает в групповую частную, а она в свою очередь — в кооперативную или коллективную, а впоследствии в акционерную и т.д. За счет процесса обобществления происходит трансформирование форм частной собственности в формы общественной собственности. И наоборот, в ходе приватизации имел место переход форм общественной собственности в формы частной. Поскольку оба процесса — обобществление и приватизация — развиваются чаще всего эволюционно, то обязательно появление смешанных форм частной собственности, в которых представлены черты и частной, и общественной собственности.

Рис. 6.5. Взаимосвязь трансформаций в экономике и изменений отношений собственности

Данные представленного ранее анализа основных характеристик и трансформаций новой экономики позволяют выявить их влияние на структуру института собственности как сложной многоуровневой системы (рис. 6.5).

Модернизация экономики Российской Федерации связана с решением проблем управления нематериальными активами, их решение позволит обеспечить конкурентное преимущество на мировом рынке наукоемких объектов собственности. Ожидается, что в ближайшей перспективе именно собственность на неимущественные права может стать преобладающей в структуре экономических активов.

Читайте так же:  Как оформить земельный пай в собственность по наследству

Основными задачами государственного управления интеллектуальной собственностью на современном этапе развития российского общества являются:

  • ? реализация научно-технических разработок в массовом производстве;
  • ? гармонизация отношений между основными субъектами интеллектуальной собственности (государством, бизнесом и наукой) в интересах развития национальной экономики.

Смысл государственной политики в области интеллектуальной собственности заключается в актуализации имеющихся возможностей, создании механизмов их реализации в системе конкретных мер по повышению конкурентоспособности национальной экономики.

Однако государством слабо решаются проблемы реализации этих прав, проявляющихся на протяжении осуществления всего жизненного цикла объектов интеллектуальной собственности, что негативно сказывается на конечных результатах, имеющих не только экономическое, но и в широком смысле слова социальное измерение [6] .

Современное развитие и функционирование государственной и муниципальной собственности в России имеет целью формирование таких объектов государственной или муниципальной собственности, управление которыми со стороны государства или муниципальных органов власти как собственника гарантирует их использование в общегосударственных, национальных интересах, когда полученные доходы от эксплуатации собственности идут на решение социально-экономических проблем, а также предотвращает формирование монопольных структур, охраняет собственность государства и местных органов власти от разворовывания и необоснованного перевода ее в частную собственность [7] . В соответствии с действующим законодательством государственная собственность не противостоит муниципальной, общественной, публичной, корпоративной, частной собственности, что позволяет осуществлять переходы из одних форм в другие, существуют объекты общей, совместной собственности, например государственномуниципальной или государственной собственности, переданной в управление муниципальным органам [8] .

Рис. 6.6. Концептуальные основы управления государственным имуществом

Основная цель управления государственной и муниципальной собственностью может осуществляться при условии применения системного подхода, при этом все целевые задачи решаются в комплексе, системно, с учетом их стратегических и практических взаимосвязей и взаимодействия (рис. 6.6).

Понятие системы управления муниципальным имуществом. Задачи администрации в системе управления муниципальным имуществом

Согласование результатов оценки

Целью согласования результатов расчетов всех используемых подходов является определение преимуществ и недостатков каждого из них, для выработки единой стоимостной оценки.

Для определения весов различных подходов используем метод ранжированной оценки критериев стоимости[6]. Данная методика предпола-гает определение удельного веса результатов оценки, полученных каждым подходом, на основе их ранжирования по таким критериям, как способность учитывать цель оценки, конъюнктуру рынка, физические и экономические параметры объекта, качество информации.

Этапы расчета удельного веса:

1) каждому использованному подходу по рассматриваемым критериям обоснованно присваивается ранг и проставляются баллы: высокий – 2, средний – 1, низкий – 0;

2) по каждому подходу рассчитывается суммарный набранный балл и проставляется в графе «Итог»;

3) определяется общая сумма баллов, полученных оцениваемым объектом, по совокупности всех задействованных подходов;

4) рассчитывается удельный вес каждого подхода как отношение итоговой суммы баллов соответствующего подхода к общей сумме баллов.

[1] «Оценка недвижимости». Под ред. А.Г.Грязновой, М.А. Федотовой. М.: Финансы и статистика. – С.212

[2] Федеральный стандарт оценки N 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)» от 20.07.2007 № 254

[3] «Оценка стоимости недвижимости» Е.Н. Иванова. М.: Кнорус. – С.208

[4] «Оценка стоимости недвижимости» Е.Н. Иванова. М.: Кнорус. – С.213

[6] «Оценка стоимости недвижимости» Е.Н. Иванова. М.: Кнорус. – С.289

Муниципальное образование должно существовать как независимый хозяйствующий субъект, решающий задачи местного значения за счет средств местного бюджета и эффективного использования муниципальной собственности.

Администрация муниципалитета решает следующие задачи:

— формирование муниципального имущества;

— организация учета муниципального имущества;

— выбор форм и методов управления муниципальным имуществом.

В настоящее время организационно-экономический механизм управления муниципальным имуществом находится в стадии формирования.

Выполняя функции собственника имущества, органы местного самоуправления через Комитет управляют имуществом: путем сдачи в аренду, продажи на конкурсной основе недвижимости, представляющей коммерческий интерес, передачи государственного и муниципального имущества в управление специализированным коммерческим структурам (доверительное управление).

Система управления муниципальной собственностью может быть построена лишь с учетом стратегических целей и приоритетов, стоящих перед муниципалитетом и базироваться на определенных общих принципах, которые и являются основой для формирования концепции управления.

Стратегическая задача управления муниципальной собственностью состоит в обеспечении наиболее эффективного использования объектов в интересах города как единого социально-экономического целого, что позволяет увеличить не только доходы бюджета, но и будет способствовать росту чистого регионального продукта как конечного результата экономической деятельности. Решение поставленной задачи возможно только через комплексный подход к управлению, то есть, использование совокупности нормативно-правовых, организационно-экономических инструментов [49, 38].

Прежде всего, необходимо определить базовые положения системы управления муниципальной собственностью. Система управления муниципальной собственностью базируется:

— на знаниях о составе объектов муниципальной собственности;

— определении рыночной стоимости объектов собственности и прав пользования ими;

— создании единого банка данных обо всех объектах муниципальной собственности;

— применении всего разрешенного законодательством инструментария при использовании объектов муниципальной собственности;

— полноценной защите имущественных прав муниципалитета и государства;

— достижении максимальной доходности объектов муниципальной собственности.

Как управленческая система управления муниципальной собственностью включает в себя основные элементы (подсистемы): механизм управления (цели, принципы, методы); управляющую систему (структуру управления – функции и органы управления, процессы управления объектами); подсистемы обеспечения.

Система управления муниципальной собственностью включает несколько подсистем, выделяемых по функциональному или иному признаку, в том числе: планирование и программирование, маркетинг, мониторинг, аудит, учет, контроль, оценка, а также подсистемы обеспечения: нормативно-правовое, организационное, финансовое, учетно-аналитическое, кадровое, информационное [2, 38]. Основные подсистемы непосредственно реализуют цели системы управления муниципальной собственностью. Подсистемы обеспечения призваны создать необходимые условия для функционирования основных подсистем в ходе реализации всех поставленных целей.

Читайте так же:  Бывает ли франшиза без вложений

В подсистеме механизма управления наряду с целевым блоком представлены: а) способы управления преобразованием форм и отношений собственности, включающие такие инструменты перехода одной формы собственности в другую, как приватизация, банкротство, акционирование; б) методы управления использованием муниципальной собственности, включающие такие способы управления, как аренда, залог, доверительное управление, оперативное управление, хозяйственное ведение и безвозмездное пользование.

Подсистема структуры управления охватывает составные элементы системы управления: функции и органы управления муниципальной собственностью. Подсистема организации процесса управления отражает конкретную деятельность системы в ходе разработки, принятия и реализации стратегических и текущих управленческих решений органами управления.

Планирование и программирование использования муниципальной собственности определяет направления эффективного использования объектов, исходя из определенной собственником цели управления, назначения объекта, рыночных факторов, определяющих его ценность. При этом применяются долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование.

Маркетинг муниципальной собственности позволяет органам управления выявить потребность потенциальных пользователей и покупателей муниципальной собственности и удовлетворить эти потребности при обеспечении соответствующей муниципальной выгоды.

Мониторинг муниципальной собственности позволяет обеспечить стабильное функционирование объектов и всей системы управления в целом.

Анализ и аудит использования муниципальной собственности устанавливает достоверность отчетности об использовании муниципальными предприятиями и учреждениями муниципальной собственности, а также соответствие нормативно-правовым актам совершаемых ими действий в отношении муниципальной собственности.

Учет муниципальной собственности осуществляется в реестре, в котором объединена вся информация о муниципальной собственности.

Контроль за использованием муниципальной собственности осуществляют органы местного самоуправления муниципального образования и специализированные органы государственного контроля в пределах их компетенции. Координация и разграничение сфер деятельности осуществляются в соответствии с разграничением функций и полномочий органов законодательной и исполнительной власти.

[3]

Оценка (подробно была рассмотрена в предыдущей теме) муниципальной собственности проводится в целях: определения рыночной стоимости объекта в процессе приватизации, выкупа акций, долей, продажи неплатежеспособных муниципальных предприятий, при залоге, для постановки на баланс бесхозяйных объектов, при страховании; определения ликвидационной и утилизационной стоимости [2, 152].

Для повышения эффективности принятия решений относительно отдельных объектов необходим способ, позволяющий организовать систему управления объектами недвижимости с учетом их физического износа, экономических и иных характеристик.

При этом объекты могут быть поделены на действия с ними: по отчуждению (продажа или передача объекта); по сохранению прямого управления объектами (оперативное управление, безвозмездное пользование, аренда); по делегированию функций управления (доверительное управление, хозяйственное ведение, управление и эксплуатация).

По мнению автора вариант решения относительно конкретного объекта основывается на следующих критериях: уровень физического и морального износа объекта, потребность в капиталовложениях, сроки окупаемости вложений, социальная значимость, соотношение доходности и издержек по содержанию, потребности собственника и прочие.

Дата добавления: 2017-01-13 ; Просмотров: 1234 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Что такое муниципальное имущество? Особенности, управление

Библиографическая ссылка на статью:
Нестерова А.А. Особенности управления муниципальной собственностью // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/10/25313 (дата обращения: 26.03.2019).

Для удовлетворения муниципальной потребностей населения, осуществляют через реализацию собственности в публичной или частной форме.

Публичная собственность необходима для существования любого общества. Муниципальная собственность в своем роде является присвоением имущества муниципалитету, а остальные права на использование, распоряжение и пользование объектом принадлежит населению.

Разделение муниципальной собственности во многих странах мира зависит от потребности территории, а так же территориальным делением государства. Однако природа публичной собственности, экономическое содержание и формы на разных уровнях власти не сильно различаются.

В современной России существует три вида публичной власти:

  • Государственная;
  • Субъектов федерации;
  • Муниципальных образований.

Так как субъектами собственности выступает не конкретное физические лица, а общность людей, то функции собственника предоставляются представительным органам государственной власти.
Традиционно больше внимания привлекает государственная собственность. Но муниципальная собственность имеет большую значимость, так как создает условие для роста региональной экономики.

Управление муниципальной собственностью, это сложный многофункциональный процесс, который связан с особенностями отношений между субъектами и объектами. Эти отношения в основном направлены не на производство чего либо, а на потребление с целью реализации местных интересов населения. Повышение эффективности управления муниципальной собственностью невозможно представить без четкого представления о целевом развитии муниципалитета, составе субъектов и объектов, специфике экономических отношений. В гражданском законодательстве муниципальная собственность прописана как имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям [3].

Таким образом, основным признаком муниципальной собственности является ее фактическое, вещное, содержание и то, что она принадлежит муниципалитету. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит список объектов, которые могут входить в муниципальную собственность [4].

Однако разделить собственность важнее, нежели просто перечислить. Классификации подвергается только недвижимое имущество, потому, что движимое имущество должно входить в комплекс к недвижимому имуществу, и следовательно классифицируется вместе с недвижимым имуществом.

[1]

Основным субъектом муниципальной собственности является население муниципального образования. Население в свою очередь делегирует функции собственника органам власти местного самоуправления. В гражданском кодексе закреплено, что «от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов» [3].

Компетенция органов местного самоуправления исходит из полномочий, необходимых для реализации вопросов и проблем на местном уровне. Органы местного самоуправления в своей деятельности должны учитывать мнение и интересы населения в своей деятельности.

Соотнеся вопросы местного значения и перечень муниципальной собственности перечисленной в законодательстве, можно выделить три группы воздействия на муниципальную собственность:

  • Организация и содержание муниципальной собственности;
  • Создание условий для строительства, организации досуга, развития культуры, спорта и т.д.
  • Участие в регулировании, деятельность по сохранению экологии.
Читайте так же:  Юридическая консультация в ижевске бесплатно

Органы местного самоуправления решают и иные вопросы, но только на собственные средства и в рамках действующего законодательства.
Для понимания особенности управления муниципальной собственностью, необходимо понимать функции субъектных и объектных отношений.
Главное понимать, что управление муниципальной собственностью направлено не только на получение доходов в бюджет, а на решение вопросов местного значения.
Функции определяются приоритетами муниципалитета в области решения муниципальных проблем.
Основные задачи управления муниципальной собственностью:

  • Использование объектов муниципальной собственности путем создания муниципальных предприятия и организаций.
  • Эффективное использование имеющихся на территории ценных бумаг;
  • Эффективное управление местным бюджетом, путем совершенствования социальной и экономической сферы;
  • Создание муниципальной казны, и управление финансами в интересах населения территории;
  • Спецификой экономических отношений касающихся управления муниципальной собственностью, направление деятельности использования муниципальной собственности в интересах населения. Проведение контроля над использованием имущества для предотвращения возможного ущерба.

Управление муниципальной собственностью не просто приносит доход в бюджет, а решает вопросы местного уровня, формирует человеческий потенциал на территории муниципального образования.
Решение социальных, политических или экономических вопросов, должно не только удовлетворять запросы населения, но и формировать имидж доверия власти. Следовательно, все действия органов местной власти должны быть, предсказуемы и прозрачны для общественности.

Развитие муниципальной собственности, это отдельное от других видов деятельности направление, но результаты деятельности в этой области воспринимаются как определитель всей деятельности власти.
Но не стоит забывать, что задачи стоящие перед муниципальными властями. Не могут решаться только финансовыми успехами. Необходимо помнить, что управление муниципальной собственностью касается, в том числе и решения социальных проблем.

  • Земли и земельные ресурсы;
  • Муниципальные предприятия и организации;
  • Муниципальные учреждения;
  • Активы в собственности физических или юридических лиц;
  • Ценные бумаги (акции);
  • Казна муниципального образования.

Перечисленные области управления должны быть описаны и закреплены на местном уровне в нормативно правовых актах муниципалитета.
Проведение анализа субъектно-объектных отношений муниципального собственности, позволяет повысить эффективность развития инвестиционной политики, сформировать благоприятный путь управления доходами и расходами бюджета, планировать местную казну, разработать индивидуальную систему управления муниципальной собственностью с учетом интересов населения.

Благодаря использованию такого подхода муниципальные власти будут точно знать, как управляются активы, откуда приходит доход и на что идут расходы, придет понимание основы договорных отношений, понимание вопроса как проводятся сделки и как решаются конфликтные ситуации.

Организация управления муниципальной собственностью должна быть построена на системе разных стимулов для разных участников отношений, одни стимулы для предпринимателей другие для частных лиц. Бюрократизм некоторых систем не должен влиять на принятие решений в области планирования, осуществления сделок, необходимости разделения прав между населением, местными органами власти и должностными лицами муниципалитета.

Современное общество показывает необходимость замены администрирования, на менеджмент. А так же применения современных технологий в управлении имуществом, таких как: контроллинг, аутсорсинг, реинжиниринг.
На настоящем этапе необходимо некоторым муниципальным образования переосмыслить все систему управления муниципальной собственностью вплоть до целей и задач.

Необходимо проводить политику укрепления ориентированности управления муниципальной собственностью на повышение качества функционирования и эффективности использования объектов. Так же необходимо совершенствовать методы и формы управления муниципальным имуществом, регулирование экономических отношений, пользования и распоряжения объектами муниципальной собственности.
База управления муниципальной собственностью всех муниципальных образований должна формироваться с учетом специфики конкретно рассматриваемого муниципального образования, таким образом можно добиться наибольшей эффективности от управления муниципальным имуществом в рассматриваемом муниципалитете.

Основы управления муниципальным имуществом (стр. 1 из 9)

Общие основы управления муниципальным имуществом

Традиционно под «управлением» принято понимать целенаправленное воздействие на кого-либо или что-либо для достижения заданного результата.

Под имуществом понимают ту собственность, которая принадлежит определенному объекту.

Муниципальное имущество – это имущество, принадлежащее соответствующему муниципальному образованию.

Муниципальное образование – это населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы МСУ. Основными формами муниципальных образований являются поселения, муниципальные районы и городские округа.

Управление муниципальным имуществом – это воздействие муниципальных образований на принадлежащее им имущество с целью эффективного решения стоящих перед ними задач или эффективной реализации властных полномочий.

Задачи, стоящие перед муниципальным образованием, принято относить к вопросам местного значения. Муниципальное имущество является неотъемлемой составной частью муниципальной собственности. В состав муниципальной собственности принято включать:

— средства местного бюджета;

— муниципальные внебюджетные фонды;

— имущество органов муниципального самоуправления (МСУ);

— муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

— муниципальные предприятия и организации

— муниципальные финансово – кредитные учреждения;

— муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;

— муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Муниципальное имущество может быть классифицировано по нескольким признакам:

1. По уровню властных полномочий, для реализации которых оно используется:

— имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;

-имущество, используемое для решения вопросов, переданных муниципальному образованию субъектам РФ;

— имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов МСУ и соответствующих должностных лиц.

2. По направлению использования (см. таблицу 4).

3. По форме использования:

Видео (кликните для воспроизведения).

· Имущество, используемое в качестве залога

· Имущество, входящее в муниципальную казну

· Имущество, сдаваемое в аренду

· Имущество, передаваемое в хозяйственное ведение

· Имущество, передаваемое в оперативное управление

· Имущество, передаваемое в доверительное управление

· Имущество, передаваемое в безвозмездное пользование

· Имущество, приобретенное за счет средств местного бюджета

· Памятники истории, архитектуры и культуры местного значения

· Имущество, вносимое в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ.

Читайте так же:  Фонд заработной платы – формула, состав, анализ использования

В качестве субъектов управления муниципальным имуществом выступает соответствующие органы местного самоуправления:

— администрация муниципального образования;

— представительный орган МО;

— отраслевые и функциональные подразделения администрации МО.

Таблица 4- Классификация муниципального имущества по направлениям использования (лист 1)

Виды имущества

Муниципальные образования

поселения

муниципальные районы

городские округа

1. Имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов

2. Автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания

3. Жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда

4. Пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования

5. Имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования

Виды имущества

Муниципальные образования

поселения

муниципальные районы

городские округа

6. Объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров

7. Библиотеки и библиотечные коллекторы

8. Имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры

9. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения

10. Имущество, предназначенное для развития массовой физической культуры и спорта

11. Имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения

12. Имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора

13. Имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения

Таблица 4- Классификация муниципального имущества по направлениям использования (лист 2)

Виды имущества

Муниципальные образования

поселения

муниципальные районы

городские округа

14. Имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации

15. Земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности

16. Обособленные водные объекты на территории муниципального образования

17. Леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения

18. Имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля

19. Имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией

20. Имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время

Таблица 4- Классификация муниципального имущества по направлениям использования (лист 4)

Виды имущества

Муниципальные образования

поселения

муниципальные районы

городские округа

21. Имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов

22. Архивные фонды, в том числе кадастр землеустро-ительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов

23) Имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

24) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

К числу функций управления муниципальным имуществом относятся:

Особенности управления государственным недвижимым имуществом (стр. 1 из 7)

«Управление эксплуатацией зданий»

«Особенности управления государственным недвижимым имуществом»

Роль государства в регулировании сферы недвижимости……………………4

Приватизация как инструмент управления государственной и муниципальной недвижимостью…………………………………………………………………. 5 Цели, задачи и особенности управления государственной и муниципальной недвижимостью…………………………………………………………………. 8

Объекты системы управления государственной недвижимостью…. …15

Управление объектами государственной и муниципальной недвижимости коммерческого назначения…………………………. …..20

Управление земельными ресурсами государства………………………. 27

Государственная власть в сфере недвижимости проявляется в двух аспектах. С одной стороны, органы власти регулируют рыночные процессы в экономике, инициируя и утверждая нормативные и правовые акты. С другой – государство, являясь собственником значительного числа объектов недвижимости различного назначения, должно принимать решения по поводу эффективного владения, пользования и распоряжения ими.

Государственное регулирование отношений в сфере недвижимости направлено на:

· надежное обеспечение прав и интересов собственников, владельцев и пользователей недвижимости с соблюдением интересов общества в целом и местных сообществ;

· поддержание баланса общественных и частных интересов при использовании и обороте недвижимости;

· стимулирование эффективного использования недвижимости в экономической деятельности на всех уровнях экономической системы;

· обеспечение социальной справедливости в сфере недвижимости.

В данном курсовом проекте «Особенности управления государственным недвижимым имуществом» мы рассмотрим роль государства в регулировании сферы недвижимости, значение приватизации как инструмента управления государственной и муниципальной недвижимостью, а также цели, задачи и особенности управления государственной и муниципальной недвижимостью.

Роль государства в регулировании сферы недвижимости

В рамках системы государственного регулирования отношений в сфере недвижимости можно выделить такие направления, как:

· государственный учет недвижимости, оценка ее стоимости и регистрация прав на нее, в единстве создающие основу для активного воздействия государства и муниципалитетов на отношения, возникающий в обществе по поводу объектов недвижимости;

· регулирование землепользования: выделение категорий земель и установление для них различных режимов использования;

· регулирование городской застройки путем зонирования городских территорий и создания системы ограничений, дифференцированных по видам территориальных зон;

· лицензирование отдельных видов деятельности на рынке либо создание системы саморегулирующихся организаций, обеспечивающих соблюдение квалификационных и иных требований профессиональными участниками рынка недвижимости;

Читайте так же:  Завещательное распоряжение по вкладу

· создание системы технических нормативов и регламентов, обеспечивающих соответствие результатов деятельности профессиональных участников рынка недвижимости (застройщиков, управляющих и пр.) градостроительным, экологическим и иным требованиям;

· налогообложение недвижимости и сделок с ней.

Кроме этого, государство может воздействовать на рынок недвижимости, используя:

· систему разного рода льгот, например, при налогообложении или определении ставок арендной платы за объекты государственной недвижимости;

· компенсации части жилищно-коммунальных платежей некоторым категориям граждан как инструмент социальной защиты населения на рынке жилищных услуг.

Эффективное управление государственной и муниципальной недвижимостью возможно при наличии достоверной и полной информации о составе, структуре и состоянии отдельных объектов и их комплексов. Для этого местные администрации создают необходимые информационные системы и устанавливают порядок учета государственного и муниципального имущества, в том числе недвижимого, по данным которого формируется и ведется реестр государственной и муниципальной собственности.[i]

Приватизация[ii] как инструмент управления государственной и муниципальной недвижимостью

Цель государственной политики в области приватизации – кардинальное повышение эффективности российских предприятий и народно-хозяйственного комплекса в целом.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

· создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса, прежде всего в реальном секторе российской экономики;

· вовлечение в гражданский оборот максимального числа объектов государственной собственности, оптимизация структуры государственной собственности, включая участие государства в хозяйственных товариществах и обществах, уменьшение расходов федерального бюджета на управление государственным имуществом;

· привлечение инвестиций в реальный сектор российской экономики, прежде всего за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии российских предприятий, готовых взять обязательства по реализации инвестиционных и/или социальных условий и их выполнять;

[2]

· создание широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщение отечественной продукцией российского рынка и её продвижение на мировой рынок, расширение производства и создание новых рабочих мест;

· обеспечение контроля над выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества;

· существенное повышение качества менеджмента и эффективности управления путем усиления ответственности собственников приватизированных предприятий и заинтересованности руководства и персонала предприятий в результатах их производственной деятельности;

· формирование эффективной структуры горизонтальных и вертикальных связей в реальном секторе российской экономики;

· восстановление активного функционирования фондового рынка;

· рациональное пополнение доходной части бюджета с акцентом на бюджет развития РФ;

· усиление социальной направленности приватизации государственного имущества.

Важное условие повышения эффективности государственной политики в области приватизации – дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности. Высоколиквидные предприятия приватизируются исходя из необходимости соблюдения баланса между размером инвестиций, направляемых на развитие предприятий, и размером средств, поступающих в государственный бюджет от продажи предприятий с учетом их реальной оценки, максимально приближенной к мировому уровню.

Приватизация низколиквидных предприятий осуществляется путем привлечения эффективных собственников, подтвердивших готовность и умение осуществлять реальные инвестиции и в полном объеме выполнять инвестиционные и социальные обязательства перед предприятием и государством (сохранение или воздание дополнительных рабочих мест, решение экологических задач). Низколиквидные предприятия могут продаваться таким собственникам по минимальной цене при условии тщательного анализа представленного бизнес-плана и контроля показателей деятельности приватизированного предприятия.

В соответствии с Законом «О приватизации…» предусмотрены следующие способы приватизации:

1. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе.

2. Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе.

3. Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе.

4. Продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ.

5. Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг.

6. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения.

7. Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены.

8. Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

9. Продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления

10. Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

Приватизация должна рассматриваться как структурный элемент единой государственной политики по управлению государственным имуществом, направленной на получение в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе отдачи от приватизации в форме:

· расширения налогооблагаемой базы;

· создания дополнительных рабочих мест;

· наполнения отечественного рынка товарами и услугами российских товаропроизводителей;

· повышения эффективности функционирования всего народно-хозяйственного комплекса.

При принятии решений о приватизации государственного имущества необходимо учитывать социальные последствия приватизации, включая вопросы социального развития приватизируемых предприятий и территорий, охраны окружающей среды и здоровья граждан.

Цели, задачи и особенности управления государственной и муниципальной недвижимостью

Видео (кликните для воспроизведения).

Государственная политика в имущественной сфере, в основу которой положена Концепция управления государственным имуществом и приватизации РФ в редакции постановления Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 903, ставит следующие цели:

Источники


  1. Основы права; Академия — Москва, 2010. — 256 c.

  2. Кони, А.Ф. Избранные произведения; Юридическая литература, 2012. — 495 c.

  3. Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.
  4. Борисов, А. Н. Защита от принудительной ликвидации юридического лица по искам государственных органов / А.Н. Борисов. — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2007. — 272 c.
  5. Гришаев, П.И. Немецко-русский юридический словарь / П.И. Гришаев, Л.И. Донская, М.И. Марфинская. — М.: РУССО, 2016. — 622 c.
  6. Рыжаков, А. П. Защитник в уголовном процессе / А.П. Рыжаков. — М.: Экзамен, 2016. — 480 c.
Что такое муниципальное имущество особенности, управление
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here